Использование разнообразных форм дистанционного обучения на примере использования ресурсов портала электронного обучения и программы Paint для социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Зайнуллина Р.С, учитель физики
В современной школе изменений много: новые педагогические технологии, новые интерактивные средства обучения, новая ученическая мебель, но прежним остается желание школы сделать все, чтобы учащиеся получили качественные знания, умение в этой жизни найти себя, желание сделать эту жизнь лучше.
Дистанционные технологии, используемые у нас, помогают в расширении кругозора наших учащихся, повышении уровня знаний и увеличении возможностей общения с другими учащимися.
Особенно проблема общения и обучения с помощью дистанционных технологий и их возможностей актуальна для детей с ограниченными возможностями. Для наших детей с ограниченным кругом общения, находящихся на домашнем обучении, мы стараемся создать однородную учебную среду через постоянное использование различных учебных продуктов – от электронного учебника до компьютерных обучающих программ, презентаций, работа с которыми может быть легко организована и в домашних условиях.
Идет расширение социокультурного пространства ребенка через развитие его собственных интересов посредством информационно-коммуникационных технологий. Многие нашие обучающиеся в течение учебы освоили с помощью учителей основы компьютерного дизайна, компьютерные технологии в целом на достаточном уровне.
Обучение детей с ограниченными возможностями в Дистанционной школе я веду с использованием образовательных ресурсов, расположенных на портале электронного обучения
Уроки, размещенные на сайте, имеют четкую структуру, включающую в себя следующие элементы:
· теоретический материал урока;
· для любознательных;
· самоподготовка;
· задания для всех;
· задания для любознательных;
· задания, предназначенные для закрепления изученного материала и проверки уровня его усвоения;
· технические элементы, позволяющие учителю и ученику отследить свою деятельность на учебном курсе
· форум
Основным пространством для общения служит программа Skype. Используя ее возможности, ученик и учитель связываются для проведения урока. В ходе урока есть возможность дополнительного общения в чате Skype: учитель во время объяснения темы может писать какие-то ключевые слова, термины и тут же отправлять их ученику. Посредством чата ученик и учитель имеют возможность обмениваться файлами с заданиями или с другим учебным материалом.
Задания сайта разноуровневые. Учитель имеет возможность выбрать задание, с которым ученик может справиться.
Все задания можно разделить на два основных типа: это задания, которые проверяются на сайте автоматически и задания, проверить которые должен сам учитель, написав потом на сайте рецензию на работу ученика.
При выполнении заданий учитель имеет возможность контролировать работу ученика и помогать ему.
К каждому уроку разработаны тестовые задания. Разработаны вопросы разных типов: это вопросы с выбором одного правильного варианта ответа, вопросы на соотнесение, вопросы с открытым вариантом ответа.
Следующий тип заданий — это вопросы к уроку, подобные вопросам в конце параграфа школьного учебника. Ответы на них ученик готовит самостоятельно и оправляет для проверки учителю. Использую также свое «ноу-хау»: предлагаю учащимся самим составить по три вопроса к изученному материала (конечно они должны знать ответы на вопросы). Самые удачные вопросы поощряю оценкой «отлично» и конечно благодарю за активное участие. Здесь я преследую две цели: первое – не изучив тему, учащийся не сможет составить вопрос и второе - у детей появляется интерес к предмету и повышается самооценка.
При объяснении нового материала использую приложение Paint для «пошагового открытия» законов физики. Часто у ученика и учителя «идет конкурс» на лучшее оформление страниц в Paint , то есть осуществляется творческая работа учащихся (компьютерные рисунки в разных техниках).
С интересом учащиеся работают с кроссвордами. Этот тип заданий интересен детям еще и необычной техникой его выполнения.
Учащимися выполнятся предусмотренные программой лабораторные работы в виртуальном варианте. Это открывает перед учащимися огромные познавательные возможности, делая их не только наблюдателями, но и активными участниками проводимых экспериментов. Некоторые модели позволяют одновременно с ходом экспериментов наблюдать построение соответствующих графических зависимостей, что повышает их наглядность. Подобные модели представляют особую ценность, так как учащиеся обычно испытывают значительные трудности при построении и чтении графиков.
Компьютерные технологии позволяют эффективно использовать и наглядный материал при составлении заданий. Примером может послужить задание на соотнесение изображения и понятия, пройденного на уроке.
Таким образом, дистанционные технологии позволяют детям с ограниченными возможностями влиться в полноценный образовательный процесс. Активное использование компьютерных технологий на уроках позволяет сделать процесс обучения интересным и эффективным и предварительное изучение интересов ребенка помогает выбрать то направление дальнейшей деятельности в области применения дистанционных технологий, которое позволит каждому ребенку самоутвердиться, заняться саморазвитием и находить то, что позволит ему развиваться в течение всей жизни.
Приложение: примеры оформления опорных конспектов в приложении Paint
Конец формы
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.