Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа с. Северный
Статья
«Использование ресурса сетевого взаимодействия ДОУ с учреждениями образования, культуры, спорта для реализации ФГОС
ДО»
Автор:
Красноперова Татьяна Владимировна воспитатель Соавтор:
Носкова Татьяна Викторовна, старший воспитатель Главный принцип ФГОС ДО - сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, приобщение к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе. Проблема социального развития подрастающего поколения в современном мире становится одной из важных.
Организация сотрудничества с социумом формирует устойчивую систему ценностей ребенка, делает успешной подготовку к школьному обучению, оптимизирует взаимодействие взрослого и дошкольника, способствует успешной социализации личности дошкольника, дает возможность реализации личностно- ориентированного подхода к воспитаннику.
На первый взгляд, кажется, что социальный мир ребенка-дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения — родственные, дружеские, профессионально-трудовые и пр. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Иными словами, дошкольное учреждение призвано управлять процессом социализации.
Взаимодействие между детским садом и другими образовательными учреждениями, учреждениями культуры, медицинскими учреждениями существовало давно, мы не можем говорить, что с введением ФГОС ДО работа ведется более или менее активно, она ведется, но один момент все же стоит отметить. Ориентированность ФГОС на социализацию дошкольников, побуждает расширять сеть социальных партнеров. В настоящее время сетевое взаимодействие имеет правовую основу, которой раньше не было.
В соответствии со статьей 15. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» возможность освоения образовательной программы подразумевает сетевая форма взаимодействия с использованием ресурсов нескольких организаций; как сказано в статье наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для обучения.
Задачи сетевого взаимодействия направлены на повышение качества реализации основной образовательной программы дошкольного образования, расширение спектра реализуемых образовательных услуг и более полное удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей участников образовательных отношений.
Если всех социальных партнеров, с которыми налажены связи нашего
ОУ образно объединить в группы или блоки, то получится следующая схема:
Блок I Взаимодействие с органами местного самоуправления: Администрация муниципального образования «Северное», Совет ветеранов с. Северный, методический центр развития образования Сарапульского района, с которым составлены и согласованы планы работы по трем методическим и стажерским площадкам.
• Участие в сельских мероприятиях;
• Участие в муниципальных конкурсах, семинарах, конференциях, форумах;
• Участие в работе экспертной комиссии конкурсов районного МО педагогов ДОУ;
• Участие в работе районного методического объединения педагогов
ДОУ;
• Обобщение и диссеминация опыта работы педагогов;
• Предоставление информации на сайте РМО воспитателей; Участие в культурно-массовых, спортивных мероприятиях.
Блок II Взаимодействие с медицинским учреждением:
Амбулатория с. Северный, районная поликлиника
Данное взаимодействие позволяет объединить усилия сотрудников, родителей и медицинских учреждений для эффективной организации профилактики и оздоровительной работы. Повысить функциональные и адаптационные возможности организма детей за счет внедрения здоровьесберегающих технологий. Способствует осознанному пониманию и отношению к своему здоровью всех участников образовательного процесса.
Согласовывая планы работы, совместно планируются встречи родителей со специалистами поликлиники, проводятся плановые профилактические осмотры детей педиатром, стоматологом, окулистом и другими специалистами, проводятся оздоровительные процедуры: коктейли, массажи. Блок III Взаимодействие с образовательными организациями.
Плюсы данного сотрудничества в обеспечении преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ трех ступеней образования: ( преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования и среднего общего образования) ( в соответствии с ФГОС ДО)
Создание преемственности образовательных систем, способствующих позитивному отношению дошкольников к своей будущей социальной роли – ученик. По результатам диагностики на школьную зрелость в конце года у выпускников детского сада отмечается достаточно высокий уровень мотивации. Они, выпускаясь из детского сада, готовы принять на себя социальную роль ученика школы.
Нами составлен и утвержден план взаимодействия с МБОУ СОШ № 25 г. Сарапула, план взаимодействия между структурными подразделениями «Начальная школа» и «Детский сад» внутри учреждения по развитию познавательной деятельности детей и их мотивационной подготовке к школьному обучению и переходу из начальной школы в среднюю.
Методическую работу координируют совместные заседания МО, участниками, которых являются учителя, педагоги детского сада. В течение учебного года дошкольники посещают библиотеку, музей, спортивный и актовый залы. Учителя школы имеют возможность ближе познакомиться с формами работы, которые используются в детском саду, узнать основные требования образовательной программы, по которой работает ДОУ, увидеть своих будущих первоклассников в привычной для них обстановке; а воспитатели детского сада лучше познакомиться с программой начальной школы в соответствии с ФГОС НОО для детей, узнать основные направления работы, увидеть своих выпускников на уроках в школе.
Блок IV Взаимодействие с учреждением дополнительного образования.
Центр Детского творчества «Потенциал» с. Сигаево, студия авиамоделирования с. Сигаево, кружок хореографии, Центр национальной культуры «Высокий берег» с. Сигаево.
Взаимодействие с данными учреждениями позволяет объединить усилия ОУ с учреждениями дополнительного образования для социокультурной самореализации участников образовательного процесса.
Создаются условий для развития художественно-эстетических способностей дошкольников, самореализации их личности, формируются познавательные интересы и способности детей. С некоторыми из вышеперечисленных партнеров у нас спланирована работа и скреплена печатями на планах, с некоторыми она ведется периодически в рамках конкурсов и мероприятий. Блок V Взаимодействие с учреждениями культуры.
Культурный центр «Северный», сельская библиотека, студия глиняной игрушки, фольклорный ансамбль «Ветры-ветерочки» с. Северный, Музей истории и культуры Среднего Прикамья г. Сарапула, национальный татарский центр г. Сарапула
Осуществление интегрированного подхода к эстетическому воспитанию и создание благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребѐнка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром, развитие духовно-нравственной культуры происходит благодаря именно этим партнерским связям.
Блок VI Интеграция общественного и семейного воспитания. Родители (законные представители) наши партнеры.
В соответствии с Законом "Об образовании в РФ" родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребѐнка в раннем и дошкольном возрасте, одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьѐй для обеспечения полноценного развития ребѐнка".
Наша задача помочь в формировании психолого-педагогических знаний родителей; приобщении родителей к участию в жизни ДОУ; оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей; изучении и пропаганде лучшего семейного опыта.
В чем выражается взаимодействие:
В ОУ создано клубное движение. В каждой группе и классе создан родительский клуб, который заседает в течение года по возникшим проблемам, вопросам. В конце года традиционно проводится Фестиваль родительских клубов.
Родительская конференция, на которой кроме просветительской странички, проводятся мастер-классы для родителей, организованные педагогами, мастер-класс могут показать сами родители; принимают участие сотрудники КЦ «Северный», сельской амбулатории.
Проблемы:
Отдаленность территориальная, несколько осложняющая взаимодействие. На территории села нет стадиона, бассейна и по этой причине мы бы хотели сотрудничать с физкультурно-оздоровительным комплексом «Факел» с. Сигаево, и они готовы сотрудничать с нами, но отдаленность не позволяет нам вывозить детей на занятия по плаванию.
Сельские сады должны иметь в своем распоряжении транспорт, который помогал бы реализовывать многие планы.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: интернет-ресурс: https://fgos.su/noo/ 2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: интернет –ресурс: https://fgos.ru/
3. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-
ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2019 года, интернет – ресурс: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.