Использование синквейна на уроках английского языка
Пономарева М.Ю.,
учитель английского языка
МАОУ «Инженерная школа» г. Перми, 2021г.
В соответствии с требованиями ФГОС в школьном образовательном курсе английского языка важно обеспечить достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Уже в начальной школе закладываются основы личности ученика как субъекта познавательной деятельности, дружеские отношения со сверстниками, познавательные интересы.
Метапредметные результаты предполагают формирование у учащихся универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), развитие умения учебного сотрудничества и выбор собственной траектории учебной деятельности, овладение умениями учебно-исследовательской деятельности. Одним из средств решения данных задач является синквейн.
Синквейн как метод обучения универсален. Его можно применять к темам любого предмета школьной программы. Он позволяет заинтересовать учащихся, помогает лучше понять и осмыслить изучаемый материал. Составлять пятистишие достаточно просто, поэтому использовать его допустимо в работе с детьми любого возраста.
Синквейн — это особое стихотворение, которое является результатом анализа и синтеза уже имеющихся или только что полученных данных. Его можно использовать на стадии вызова, когда дети, еще до ознакомления с новой темой, составляют стихотворение, исходя из той информации, которая им известна на данный момент. Это позволяет учителю понять, что уже знают ребята по данному вопросу и даст возможность подкорректировать ту информацию, которую необходимо донести до детей для правильного усвоения ими материала.
Области применения синквейна
На стадии осмысления написание синквейна позволяет учителю оценить, как учащиеся понимают изучаемую тему, разнообразит учебный процесс, делает его более интересным, ведь синквейн — это одна из форм и игровой деятельности. В данном случае методика является сменой деятельности, способствующей некоторой эмоциональной разгрузке школьников.
А можно использовать его на стадии рефлексии. Мысль, переведенная в образ, позволяет учителю оценить уровень понимания изученного материала учащимися. Синквейн относят к быстрому, но очень мощному инструменту рефлексии.
Использование синквейна на уроке
Тема, выбранная для составления синквейна, должна быть близкой и интересной учащимся. Лучших результатов можно достигнуть, если есть простор для эмоциональности, чувственности.
Не всегда дети сразу включаются в работу. Затруднения могут быть связаны с необходимостью анализа, осмысления темы, недостаточностью словарного запаса, непониманием определенных терминов, страхом ошибиться. Чтобы помочь ребятам, возникает необходимость задавать наводящие вопросы, расширять кругозор, поощрять любое стремление учеников, отвечать на возникающие у них вопросы.
Основной задачей учителя, применяющего метод синквейна на уроке, является необходимость продумать четкую систему логически взаимосвязанных элементов, воплощение которых в образы позволит учащимся осмыслить и запомнить материал предмета.
Что такое синквейн
Это прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. Это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по какой-либо теме и выражена ее суть.
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (с 1997 года и в России) в дидактических целях как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.
Цель данной технологии - добиться более глубокого осмысления темы.
Правила написания синквейна
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово), обычно существительное, с помощью которого человек выражает свои чувства, эмоции, ассоциации.
Синквейн — это стихотворная форма, которая требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлексировать по какому-либо поводу.
Синквейн как способ решения образовательных задач
Составление синквейна — это творческая деятельность и чаще применяется при изучении гуманитарных предметов –— литературы, истории. Мы остановимся на приемах работы с синквейном на примере уроков английского языка. Обозначим лишь некоторые возможности данного приема.
1. Синквейн как способ постановки темы урока.
В начале урока дети видят на доске синквейн с пропущенной первой строкой и по содержанию других четырех строк пытаются сформулировать тему синквейна, соответственно и урока.
ПРИМЕР. Тема «Hobby»
1. ________________________
2. Interesting, popular, favourite.
3. To collect, to play, to read.
4. Tastes differ.
5. Free time.
2. Синквейн как обобщение работы по тексту.
При этом наиболее эффективной представляется парная организация работы. Каждой паре дается 3-4 минуты для составления синквейна, после чего происходит обсуждение нескольких получившихся работ с последующим их объединением в один наиболее четкий синквейн. В итоге конечный вариант используется как опора для пересказа изученного текста.
ПРИМЕР. Тема “The Great Fire of London”
1. Fire.
2. Great, strong.
3. Burn, start, build.
4. 2nd September 1666.
5. Baker.
3. Синквейн как способ проверки домашнего задания.
Предлагается организовать работу следующим образом: пока одни учащиеся отвечают на вопросы по тексту, другие – составляют по нему синквейн. Если текст предварительно не был прочитан, – стихотворение не получится, поскольку синквейн требует полного осмысления темы.
4. Синквейн как форма закрепления вновь изученной лексики.
Учащимся предлагается в конце урока вспомнить, какие новые лексические единицы были изучены по теме. Получившуюся работу можно опять же использовать для составления краткого рассказа по теме.
ПРИМЕР. Тема «Earthquake»
1. Earthquake
2. Violent, destructive
3. Damage, destroy, break
4. It may be awful
5. Disaster
5. Синквейн как методический прием на уроке-обобщении.
Принцип работы тот же, что и при постановке темы урока, только четыре строки (без первой) озвучивают сами учащиеся. При этом возможны как индивидуальные, так и групповые «загадки».
Тема «Hobbies»:
1 ПРИМЕР
1. ___________________(Reading)
2. Interesting, boring.
3. To read, to devour, to sit
4. Choose a book as you choose a friend.
5. Books.
2 ПРИМЕР
1. __________________ (Doing sports)
2. Extreme, individual.
3. To play, to swim, to skate
4. A sound mind in a sound body.
5. Activity.
3 ПРИМЕР
1.________________ (Watching films)
2. Funny, interesting.
3. To laugh, to relax, to enjoy.
4. They are worth seeing.
5. Cinema
Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. В связи с этим чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
Составление синквейна полезно для выработки способности к анализу и синтезу сложной информации. В отличие от стандартного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные).
Варианты работы с синквейном
Существуют различные варианты составления синквейна, способствующие разноплановой постановке учебной задачи. Помимо самостоятельного, парного и группового, при составления нового синквейна, возможны следующие задания:
1. Составление короткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна).
Eg. Make up a monologue on the topic “Love” using the following cinquain:
1) Friendship
2) faithful, devoted.
3) To rely, to encourage, to help.
4) One of the oldest human needs is having someone to wonder where you are when you don’t come home at night.
5) Loyalty
2. Коррекция и совершенствование готового синквейна.
Eg. Correct, improve and develop the following cinquain devoted to the topic “Home”:
1) Home.
2) Warm, cosy.
3) To comfort, to protect, to save.
4) Home is not where you live, but where they understand you.
5) House
3. Анализ нескольких синквейнов, посвященных одной проблематике, но выражающих разные или даже противоположные мнения, суждения, чувства.
Eg. Analyze the two following cinquains and explain the difference of perceptions and judgements presented in them.
1) Love |
1) Love. |
2) Impetuous, ardent. |
2) Tender, calm. |
3) To challenge, to thrill, to come to an end. |
3) To feel, to protect, to cure. |
4) The meeting of two personalities is like the contact of two chemical substances: if there is any reaction, both are transformed. |
4) To love deeply in one direction makes us more loving in all others. |
5) Passion |
5) Gift |
4. Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы – без первой строки, необходимо на основе остальных строк определить её).
Eg. Guess the topic of the following cinquain and and make up a short story basing on it. Reflect all notions and connections. Определив тему синквейна, составьте краткий рассказ по содержанию синквейна, отразив все упомянутые в нем понятия и внутренние связи.
1. ___________________________
2. Rewarding, stimulating, well-paid.
3. To engage, to strain, to challenge.
4. Everybody loves some fun, back-breaking manual labor!
5. Vocation
Умение составлять синквейны по той или иной теме свидетельствует о высокой степени владения учащимся учебным материалом темы, а также является показателем того, что ученик:
- освоил содержанием учебного материала определенной темы;
- умеет выделять наиболее характерные особенности изучаемого явления,
процесса, структуры или вещества;
- способен применять полученные знания для решения новой для него
учебной задачи.
Работа с синквейнами и их составление - дело гораздо сложнее, чем может показаться человеку, не вовлечённому в подобную деятельность. Оценивать информацию, лаконично, сжато и интересно выражать ее с помощью всего нескольких слов,- вот те умения, которых требует от педагога подобный подход к образовательному процессу. Однако все трудности, с которыми человек, работающий с синквейнами, сталкивается при подготовке, окупаются ввиду плодотворности данного метода для обеих сторон: как для учащегося, так и для учителя.
Составление синквейна на уроке занимает сравнительно немного времени, но при этом он является эффективным способом развития образной речи, который способствует быстрому получению результата. В ходе работы по данной методике ученики способны не только углубить свои знания по любой теме, но и усовершенствовать умения работать самостоятельно с дополнительными источниками информации, планировать свою учебную деятельность.
Таким образом, синквейн — это прекрасный приём технологии развития критического мышления, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему и добиться более глубокого его осмысления. Он обогащает словарный запас, подготавливает к краткому пересказу, учит формулировать идею (ключевую фразу). Синквейн помогает обучающимся излагать сложные идеи, чувства и представления, находить самые точные слова и в лаконичной форме кратко передавать информацию на любую тематику.
В качестве иллюстрации предлагается описание серии уроков английского языка по теме «День Победы», проведенных автором в параллелях 8-10 классов в мае 2021 года. Накануне длинных выходных 03мая учащимся была представлена презентация о правилах написания синквейна, были приведены и разобраны примеры на русском языке. Выложена в электронный журнал.
Внимание учащихся было обращено на то, какие разные ассоциации может вызывать этот великий праздник.
1. День
Победы.
Трогательный, великий.
Восторгает, вдохновляет, олицетворяет.
Вызывает трепетное и благодатное чувство.
Гордость.
2.
День Победы.
Неоднозначный, памятный.
Трогает, будоражит, печалит.
Миллионы солдат не вернулись домой.
Грусть.
3.
День Победы.
Знаменательный, оглушительный.
Помнят, скорбят, чтят.
Не забыты страшные боевые события.
Война.
4.
День Победы.
Громкий, разноцветный.
Взрывается, палит, грохочет.
Поражает красотой огненных залпов.
Фейерверк.
5.
День Победы.
Военный, нарядный.
Марширует, шествует, приветствует.
Красивые колонны шагают по площади.
Парад.
6.
День Победы.
Заслуженный, героический.
Уважают, гордятся, поклоняются.
Участников остается все меньше.
Ветераны.
На уроке учащиеся выбрали подтемы (предлагались в презентации), составили синквейны сначала на русском языке, а затем перевели их на английский. Учитель помогала подбирать лексику. Особую сложность учащиеся видели в соблюдении строгой формы пятистишья, пытались рифмовать, им было «мало слов».
В качестве домашнего задания было предложено оформить свой синквейн в формате презентации из 1-2 слайдов. После праздничных дней лучшие работы были озвучены в классе.
Ниже приведены работы учащихся в оригинальном исполнении.
Спирин Алексей, 8в класс
Углицких Виктория, 8а класс
Шадская Алина, 10в класс
Шорхова Дарья, 10 в класс
Таким
образом, в центре процесса работы над синквейном находится учащийся, его познавательная
и творческая деятельность, креативное мышление.Роль учителя в этой работе
важна, но она иная, чем в традиционном обучении. Ответственность за успешный
результат учащиеся в большей степени берут
на себя. Главная цель такой работы – формирование способности к
самореализации, самостоятельному мышлению учащегося.
В
настоящее время, в условиях реализации ФГОС, личный интерес
обучающегося – это решающий фактор в образовании. Процесс контроля и
оценивания при этом может оказать негативное влияние на мотивацию к
обучению и интерес к тому или иному предмету. От того, как осуществляется
проверка и оценка знаний школьников, во многом зависит их учебная
дисциплина, отношение к учебе, а также важные качества –
самостоятельность, инициативность, трудолюбие. А при внешней простоте
формы, синквейн – это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии и
контроля, ведь резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и
представления в нескольких словах не так-то просто.
Именно поэтому синквейн как метод обучения приобретает все большую популярность и все чаще применяется в образовательном процессе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.