Использование системно-деятельностного в развитии познавательной деятельности дошкольников.
«Единственный путь, ведущий к знанию –
это деятельность»
Б. Шоу
Одной из технологий, реализующих системно-деятельностностный подход в познавательной деятельности, является проектная деятельность, которая успешно реализуется в нашем ДОО. Реализуя проекты, мы проводим различные эксперименты и опыты, в процессе которых дошкольники, исследуют различные объекты, учатся делать выводы.
Реализуя проектную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста, мы создали и внедрили в практику многие проекты: «Что подарить маме?», «Безопасная дорога», «Моя зеленая планета», «Доброта внутри нас», и другие отличающиеся по виду, типу, продолжительности и значимости, которую они несут для дошкольника. В ходе реализации проектов дети получают необходимую информацию и реализовывают ее в своей творческой деятельности: конструируют, оформляют совместно с родителями выставки, газеты, пополняют развивающую среду группы и ее дизайн.
Задумывались ли Вы когда-нибудь над предупреждениями ученых о том, что развитие человечества перестает быть устойчивым? Можем ли мы, педагоги, сделать что-то для сохранения природных ресурсов своего края? С уверенностью говорим………. «Да!»
Как же помочь нашим дошкольникам усвоить азбуку заботливого и бережного отношения к богатствам Земли, к тому, что создает человек и природа?» Я попробовала выстроить систему воспитания бережливых и экономных дошкольников не с помощью запретов и нравоучений, а увлекая детей в сказочный и удивительный мир бережливости и экономии. Реализации этой задачи помогла проектная деятельность. Мной был разработан проект «Уроки бережливости». Основной целью нашего проекта стало воспитание культуры потребления и энергосбережения у детей старшего дошкольного возраста посредством различных видов деятельности. Участниками проекта были не только дети старшего дошкольного возраста, но и их родители. Предметом исследования стали способы энергосбережения.
Для достижения цели проекта были поставлены следующие задачи:
Проект состоял из трех этапов, каждый из которых решал определенные задачи. На первом (подготовительном) этапе основной задачей стала заинтересовать детей тематикой проекта через получение информации об основных энергетических источниках и правила пользования ими. Очень важно было приблизить детей к реальной жизни, сформировать у них основы экономического мышления, расширить знания о том, что энергия окружает нас повсюду, воспитать в себе чувство бережного и заботливого отношения к родной природе, ее богатствам. Были проведены познавательные дискуссии: «Природное топливо», Можно ли сократить потребление энергии», «Вода в жизни человека», «Солнце – источник жизни, света и энергии», «Энергия вокруг нас», «Простые истины для потребителей», «Что такое водопровод?», «Что значит экономить?»; практикум: «Меры предосторожности. Имея дело с электричеством».
В ходе реализации второго (основного) этапа проводилась опытно – экспериментальная деятельность: «Солнечная лаборатория», «Где живет электричество дома?», «Почему лампочка светит»; проводились наблюдения на метеоплощадке: «Как мы используем электроэнергию в детском саду», «В какое время суток включается свет?», «Какое электрооборудование используется в детском саду?», «Рационально ли расходуется вода в группах детского сада?».
Основной задачей данного этапа: расширить круг информативности и образованности дошкольников по вопросам экономии и бережливости энергоресурсов; привить дошкольникам первоначальные навыки простейших способов экономии и бережливости воды, электрической и тепловой энергии.
На третьем этапе были подведены итоги проекта через презентации авторских сказок по энергосбережению «Краденое электричество», «Уроки Матроскина по бережливости», «Сестрица Водица и братец Водопроводный кран», «Сказка о Федоре и электроприборах», «Незнайка в городе облаков»; трансляцию правил энергосбережения среди сотрудников ДОУ, практическое применение усвоенных правил по экономии и бережливости в быту.
Методика работы в рамках проекта разработана на основе системно-деятельностного подхода.
При подведении итогов, рефлексии, мы используем вопросы проблемного характера, например, «Зачем мы это делали?», «Важно ли то, что вы сегодня узнали?», «Для чего это пригодится вам в жизни?», «Какое задание было для вас самым трудным? Почему?», «Какое задание больше всего понравилось? Почему?», «Что нам будет нужно сделать в следующий раз?», «Что вы расскажете родителем о нашей сегодняшней игре?» и т.д.
Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей с взрослыми, в реализации вместе выработанных целей и задач.
В ходе работы по проекту мы использовали разнообразные активные формы, в первую очередь конечно же построенные на игре. Дети играли, не подозревая, что усваивают знания, овладевают умениями и навыками, учились культуре общения и поведения. Знакомились с такими сложными понятиями, как «энергия», «электрический ток», «свет», «лучи», «тепло», «экономия», «бережливость». Дошкольники выступали как исследователи, экспериментаторы, конструкторы, создатели проектов. Кроме этого, наиболее эффективной формой работы с детьми можно считать: разработки мультимедийных презентаций «Мы – потребители», «Волшебница вода». Также нами были разработаны перфокарты: «Источники тепла», «Источники света», «Теплый – холодный», «Где живет вода?», «Берегите свет», «Бережем тепло», «Экономим воду», «Как сберечь газ?».
В ходе реализации проекта совместно были изготовлены авторские дидактические игры: «Экономим вместе», «Экономная капелька», «Наведем порядок», «Что к чему?», «Энерголото», игра – ходилка «Дорожная карта воды». Они помогли сделать познание интересным, познавательным и доступным. Ребята выполняли игровые действия согласно установленным правилам игры. В играх активизируется мыслительная и познавательная деятельность детей, совершенствуются их коммуникативные качества. Ребята приобретали навыки разумного потребления природных богатств, экономии электроэнергии, воды, тепла; формировали свои деловые качества. В ходе проекта детям очень нравилось работать с проблемными ситуациями такими, как «Где живет электричество дома?», «Что будет, если исчезнет электричество», «Как сберечь энергию».
Таким образом, система
работы в данной области позволила добиться устойчивых знаний и простейших
навыков у детей. Конечно, данный проект не решает всех проблем по воспитанию у
детей бережливости,
поэтому работу мы продолжаем продолжать.
Сделать диаграммы
Чтобы вызвать заинтересованность родителей и привлечь их к сотрудничеству с педагогами и детьми, к совместной творческой деятельности, был разработан и реализован первый творческий проект «Вот и осень». Весь месяц взрослые и дети являлись участниками проекта, красота неповторимости осенней природы объединила всех общими впечатлениями, эмоциями, способствовала развитию эстетического восприятия объектов природы, затронув все образовательные области в работе с детьми. В ходе познавательно-исследовательской деятельности значительно расширился интерес к изменениям в жизни насекомых, животных, растений с приходом осени. Дети получили ответ на вопросы: «Куда исчезают насекомые и почему они не погибают с приходом холодов?», «Зачем деревья сбрасывают листья?»
Во время образовательной деятельности художественно-эстетического цикла дошкольники использовали в своих работах природный материал, применяли разнообразную технику рисования, разучивали стихи, песни об осени, а веселые динамические паузы и разнообразные игры способствовали поднятию тонуса и настроения. Открыткой, изображение на которой было выполнено из сухих листьев, дети пригласили родителей принять участие в совместной творческой выставке «Осень дарит нам подарки» и стать участниками детско-родительского заседания «Осенние посиделки».
Реализация социально-значимого проекта «Откуда хлеб пришел» началась с проблемной ситуации за завтраком. Дошкольники отметили отсутствие хлеба на столах. Решили узнать - почему? С воспитанниками были проведены: беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, опыты, дидактические игры. Совместно с родителями организовали совместный вечер –встречу «Хлеб-наше богатство».
В рамках реализации проекта «Морское путешествие» была проведена большая подготовительная работа. Педагоги, родители с детьми выучили небольшие стихи на тему «Море», выполнили вместе рисунки «Подружись с волной», изготовили поделки на тему «Мир моря». Результаты проектной деятельности всегда радуют, всегда есть что совершенствовать. Широкое включение в педагогический процесс разнообразных видов деятельности наполняет жизнь дошкольников радостью творчества, ощущением возможности самореализации.
Мы стремимся поддержать у детей интерес к новым темам, создаем новые проблемные ситуации. Побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем не бояться допускать ошибки. Как считает А.М.Матюшкин, боязнь допустить ошибку сковывает инициативу ребенка в постановке и решении интеллектуальных проблем. «Боясь ошибиться, он не будет сам решать поставленную проблему – он будет стремиться получить помощь от всезнающего взрослого». Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.
Интересной нетрадиционной формой работы является организация проведения творческих путешествий, так например мы отправились в «Путешествие на родину комнатных растений». Дети узнали об условиях жизни растений на их родине, особенности природных факторов, которые являются оптимальными для жизни и роста растений. Для проведения такой работы разместили растения так, чтобы получить модель природной группировки растений, так же использовали картинки с изображением природных зон.
При видении экологических дневников наблюдений, наши дошкольники, например, фотографируют растение, затем после появления нового листочка, бутона, цветка рисуют его с натуры, сравнивают с фотографией и определяют произошедшие изменения.
Интересно проходят эвристические беседы, в которых дети получают возможность доказывать свои суждения, используя накопленный опыт.
Так, в рамках реализации проекта «Продукты, какие они?» дети выбирали группу продуктов, о которых хотели бы рассказать, совместно с родителями подбирали картинки с изображением различных продуктов и рассказывали о них. В совместной деятельности оформили книжку – раскладушку «Еда без вреда». На итоговом мероприятия показали инсценировку детям средней группы «Что нужнее, что важнее?» и продемонстрировали книжку, рассказав о наиболее интересных занятиях: изготовлении игры «Делаем покупки», подбор раскрасок «Подумай и нарисуй», опытах и др.
Мы смело предоставляем своим воспитанникам возможность порассуждать, так например, зная о том, что лед – это замерзшая вода, дети сами размышляли о то как же сделать изо льда воду, и, конечно же, проверили все варианты на практике. Были такие варианты, как расколоть лед. Расколоть лед? Пожалуйста. Дети раскалывали лед. Получилось? Нет. Какие еще варианты?... и д.т.
Мои воспитанниками постоянно обращаются с просьбами, давайте сделаем так, «давайте посмотрим, что будет, если….» Например, надо было налить в узкое горлышко бутылки воду. В центре «Юный исследователь» было оборудование: воронка, коктейльная трубочка, совочек. Дети выбирали нужный предмет и объясняли свой выбор (почему нужно наливать воду именно воронкой, а не трубочкой и не совочком). Выбранный способ обязательно проверили на практике. Таким же образом выбирали ящик для посадки лука: деревянный, пластмассовый или картонный. Для поддержания детской инициативы предоставили разнообразное количество материала и возможность самостоятельного выбора.
Наши дети по возможности сами выбирают оборудование для проведения опыта, с объяснением своего выбора. На этапе актуализации знаний совместно обсуждаем назначение того или иного опыта, и предполагаем будущий результат. Например, девочка принесла веточки с почками, кто-то из ребят предложил поставить веточки в воду. На мой вопрос «Зачем?», дети ответили, чтобы веточки не завяли. Основываясь на собственном опыте, некоторые сказали, что может быть, появятся новые листочки. Таким образом, ребята самостоятельно определили предполагаемый результат и способы действия для достижения этого результата. Веточки были поставлены в воду и через некоторое время, показались листики, были слышны восклицания детей: «Ну, мы же говорили». Желаемый результат был получен. Мои дошколята сделали вывод о своей правоте.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.