«Использование системы альтернативной коммуникации в работе с детьми с ОВЗ»
Оценка 4.7

«Использование системы альтернативной коммуникации в работе с детьми с ОВЗ»

Оценка 4.7
Документация +1
docx
детская психология +2
16.08.2021
«Использование системы альтернативной коммуникации  в работе с детьми с ОВЗ»
Альтернативная коммуникация - способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, не способным при помощи неё удовлетворительно объясняться. Альтернативная коммуникация служит для выстраивания работающей системы коммуникации, для развития навыка самостоятельно доносить до собеседника нужную информацию, для развития умения выражать мысли с помощью символов и жестов.
Использование системы альтернативной коммуникации.docx

«Использование системы альтернативной коммуникации

 в работе с детьми с ОВЗ»

Коммуникация – это процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией и характеризующийся взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.

Важно понимать, что коммуникация — это не только слова. Есть много дополнительных средств, которые облегчают как понимание, так и выражение мыслей. Этими средствами пользуются все люди, когда процесс коммуникации затруднён: они прибегают к жестикуляции, письменной речи и символическим изображениям (картинкам, фотографиям, рисункам, значкам, пиктограммам, системам символов). Данные средства предоставляют в распоряжение «неговорящего» ребёнка инструмент, позволяющий ему выразить свои желания, потребности, чувства.

Альтернативная коммуникация - способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, не способным при помощи неё удовлетворительно объясняться.

Альтернативная коммуникация служит для выстраивания работающей системы коммуникации, для развития навыка самостоятельно доносить до собеседника нужную информацию, для развития умения выражать мысли с помощью символов и жестов.

Случаи, при которых используется альтернативная коммуникация:

ü Нарушения слуха (язык жестов в среде глухих).

ü Двигательные нарушения, создающие моторные трудности (дизартрия, апраксия).

ü Интеллектуальные проблемы, влияющие на способность усвоения вербальных символов из-за ограничений возможностей памяти, внимания, абстрактного мышления (умственная отсталость).

ü Аутизм и эмоциональные проблемы (ограничвающие способность к восприятию слов собеседника, а также способность выразить мысли с помощью абстрактных символов, знаков, вербальных слов).

ü Специфические органические проблемы артикуляционных органов (при синдроме Дауна низкий тонус артикуляционных мышц мешает овладеть вербальной речью).

ü Прогрессирующие заболевания (например, мышечная дистрофия, множественный склероз).

ü Приобретенные заболевания или травмы (в результате аварий, инсульта).

ü Временные ограничения речевых возможностей (после операций гортани).

Система альтернативной коммуникации, позволяет ребёнку с нарушениями речи общаться, используя карточки (фотографии, рисованные изображения, пиктограммы).

Пиктограммы являются незаменимыми помощниками для «неговорящих» детей. С их помощью дети могут сообщить о своих потребностях («Хочу пить», «Хочу послушать музыку», «Хочу побыть один»). Пиктограммы помогают ребёнку соблюдать последовательность действий, например, в процессе одевания и раздевания.

С их помощью планируется распорядок учебного дня или недели, устанавливаются правила поведения в школе, дома, в общественных местах.

Существует ещё несколько форм деления альтернативной коммуникации –коммуникация с помощью вспомогательных устройств, коммуникация без помощи вспомогательных устройств, а также зависимая и независимая коммуникации.

Коммуникация с помощью вспомогательных устройств включает все формы коммуникации с использованием различных приспособлений, например, это коммуникативные доски и альбомы, электронные устройства, указывание на символ или картинку.

Коммуникация без помощи вспомогательных устройств –это использование жестов, дактилирование, моргание глазами.

Разделение на зависимую и независимую коммуникацию указывает на степень зависимости от другого человека в формулировании и интерпретации значения того, что он хочет донести до собеседника.

Возможно три варианта использования альтернативной коммуникации:

ü как средство временного общения, когда ребенок пока не говорит, но в перспективе может овладеть устной речью. В этом случае их задача — сохранить мотивацию и желание общаться;

ü как средство постоянного общения для учащихся, неспособных говорить и в будущем;

ü как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (символизации, формирования элементарных представлений и понятий).

Обеспечение детей с ограниченными возможностями общения средствами альтернативной коммуникации повышает уровень их социализации, улучшает качество жизни, даёт возможность почувствовать себя полноценной личностью.

В заключение нужно отметить, что универсальных средств и форм обучения детей с ментальными нарушениями нет. Для каждого ребёнка набор средств индивидуален и должен производиться с учётом всех психофизических особенностей и возможностей ребёнка и материальных возможностей окружающих его взрослых. Однако опыт применения таких средств альтернативной коммуникации, как карточки и системы визуального расписания показывает значительные успехи детей в развитии речи, снятии тревожности и формирования навыка планирования.


 

Использование системы альтернативной коммуникации в работе с детьми с

Использование системы альтернативной коммуникации в работе с детьми с

Временные ограничения речевых возможностей (после операций гортани)

Временные ограничения речевых возможностей (после операций гортани)

В заключение нужно отметить, что универсальных средств и форм обучения детей с ментальными нарушениями нет

В заключение нужно отметить, что универсальных средств и форм обучения детей с ментальными нарушениями нет
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.08.2021