ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Петрищева Наталия Петровна
учитель русского языка, литературы, истории,
МБОУ СОШ №7, г. Мичуринск
В условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения проблемы филологического образования в средней школе являются особенно актуальными.
Таким образом, на современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика, обладающей необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Сознавая, какое мировоззренческое, воспитательное и образовательное значение имеют русский язык и литература, учителя-словесники стремятся пробудить интерес и любовь к родному языку, используя при этом разнообразные образовательные технологии. Поэтому учителям необходимо овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
В современных условиях, когда объём необходимых для человека знаний возрастает, уже недостаточно только усвоения определённой суммы знаний. Сегодня, чтобы быть успешным, ученик, кроме определённой суммы знаний, умений, навыков, должен овладеть умением самостоятельно планировать, анализировать, контролировать свою деятельность, самостоятельно ставить перед собой новые учебные задачи и решать их. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения.
В своей практике я использую следующие технологии обучения:
1.Технология уровневой дифференциации. 2. Проблемное обучение
3. Технология проектного обучения. 4. Информационно-коммуникационные технологии
Для достижения личного успеха каждого ученика необходимо учитывать его индивидуальные особенности, подбирать задания различного уровня сложности. С этой целью я использую дифференцированный подход к обучению. Дифференцированный подход к обучению приносит положительные результаты:
-уменьшается нагрузка на детей, которым иногда физически трудно учиться в рамках школьной программы;
-решается проблема неуспеваемости, потому что каждый учится так, как может, в классе улучшается психологический климат;
-становится реальностью усвоение каждым общеобразовательного минимума.
Дифференцированный подход позволяет в условиях классно-урочной системы реализовывать творческие возможности всех учащихся. На мой взгляд, работа с сильными учениками должна идти не по пути увеличения объема заданий, а за счет разнообразия заданий. Например, выполнение обязанностей консультанта при групповой работе. Пример задания при работе в группах. Выписать из текста слова и рассказать правило:1-я группа: Чередование гласных а//о, зависящих от ударения. 2-я группа: Чередование гласных а//о, зависящих от последующих согласных. 3-я группа: Чередование гласных а//о, зависящих от значения слова.
Технология проблемного обучения – форма организации учебно-воспитательного процесса с помощью проблемных задач и проблемных ситуаций, которые придают обучению поисковый, исследовательский и интерактивный характер. На своих уроках перед изучением темы ставлю перед детьми вопросы почему? зачем? для чего? Эти вопросы должны занять основное место как при формулировке заданий для самостоятельной работы, так и в общей системе навыков самостоятельности обучающихся при изучении русского языка. Наблюдения за работой обучающихся показывают, что в большинстве своём они не задумываются над тем, для чего выполняется ими та или иная работа. Между тем без понимания цели труда невозможно осознание его результатов. Неизменно требую от обучающихся определения цели выполнения работы, помогаю им в случае затруднения дополнительными вопросами, обращая внимание на то, что остаётся незамеченным в задании, добиваюсь осознанного отношения к выполнению задания. В этом случае работа детей становится более целенаправленной и более результативной. Активно технологию проблемного обучения использую на уроках литературы. Главным составляющим урока литературы является художественный текст, осмысление этого текста. Для повышения учебной мотивации использую проблемный вопрос: («Печёрин «лишний человек» или герой нашего времени?», «После бала» — это рассказ о жестокости или о любви?», «Почему роман Тургенева назван «Отцы и дети», а не «Базаров»?, «Что главное в эпилоге романа «Война и мир»? – «Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям» Л.Н. Толстой). Проблемное обучение использую при подготовке к сочинению-рассуждению на основе предложенного текста. Обсуждение текста строю по предложенному для детей плану: 1. Почему автор выбрал эту тему? Насколько актуальна тема текста? На данном этапе использую поисковый и исследовательский подход к обучению. 3. Как вы относитесь к данной проблеме? Существует ли данная проблема в наше время? (приведите примеры из жизни).4. Предложите решение данной проблемы.Как правило, на таких уроках активизируется внимание обучающихся, в обсуждении участвует весь класс.
Активность мыслительной деятельности, критическое мышление, желание искать и находить новые знания и навыки – важнейшие качества современного человека. Технология проектного обучения в школе невозможна без самостоятельной работы, ведь она позволяет педагогу выявлять талантливых и одаренных детей. Как правило, эти ребята становятся моими помощниками при групповой работе над проектом, выполняют роль консультантов. Самостоятельная деятельность способствует учебной мотивации. Собственная работа, без которой не обходится ни один проект, учит школьников планировать свою деятельность. Ребята в рамках технологии проектного обучения получают навыки работы с источниками информации (газетами, журналами, интернетом). Для того, чтобы детские проекты были результативными, должны быть соблюдены определённые педагогические условия: присутствие положительной мотивации у школьников; точная постановка целей и задач, конкретизация пути их решения; определение учителем варианта отчета, его объема, формы и времени сдачи; выбор консультативной помощи, подбор критериев оценивания. [5]
Активно использую технологию проектного обучения на уроках литературы. Предлагаю детям создать презентацию на определенную тему, предварительно разделив их на творческие группы. Презентация каждой группы должна быть на одну общую тему. Например, при изучении биографии и творчества А.С. Пушкина:1 группа – «История создания Царскосельского лицея»,2 группа – «Лицейские годы А.С. Пушкина»,3 группа – «Лицейские друзья А.С. Пушкина». Из опыта работы, могу заметить, что метод проекта лучше реализуется с опережающей подготовкой консультантов групп. Совместно с помощниками намечаем план работы, распределяем внутри каждой группы задания по подбору материалов. Дальнейшую работу дети выстраивают самостоятельно: работают с различными источниками, осуществляют поиск информации, создают презентацию и представляют ее на уроке. Проектная технология становится основой исследовательских навыков ребят. Они проявляются в готовности к общению, к диалогу, к совместному анализу, к критике, к готовности корректировать способы действия, искать новые подходы к решению задачи. Такие личностные качества, как ответственность, самостоятельность становятся доминантными во всей учебной деятельности и поведении учащихся. Таким образом, образовательное влияние проекта на школьников неоспоримо, как неоспорим и тот факт, что в процессе проектной деятельности формируются самые сущностные качества личности, необходимые для жизни, для успешности в будущей профессии.[5]
Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать и читать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям. При подготовке к уроку учитываю.Внедрение новых компьютерных технологий в учебный процесс позволяет индивидуализировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы обучающихся, позволяет отработать практические умения и навыки.
Планируя уроки русского языка и литературы, всегда учитываю, как донести до школьников тему не только доступно, а главное интересно. Современные образовательные технологии обогащают учебный процесс, делают его более интересным и доступным, насколько возможно помогают сохранить здоровье детей, помогают чувствовать ребенка успешным, прививает чувство коллективизма, повышают результативность, качество, мотивации школьников.
Список литературы
1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4. – С18-22.
2. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку. - М.: Просвещение, 2008. - С. 110.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования (под ред. Е.С.Полат).- М, 2000.
4. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение.- М: Издательский центр «Академия», 2009.
5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 2004г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.