Выступление на ШМО учителей начальных классов по теме:
«Использование современных технологий и методик в работе воспитателя группы продленного дня»
Главная задача школьного образования - это не только усвоение
обучающимися знаний, но и развитие его личности, его познавательных и
созидательных способностей, умение самостоятельно добывать знания. Общеобразовательная школа должна сформировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Повышение качества образования должно осуществляться не за счет дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение образовательных технологий. Педагогическая технология – это система функционирования всех
компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе и
приводящая к намеченным результатам. Наиболее актуальные технологии
· Информационно – коммуникационная технология
· Технология развития критического мышления
· Проектная технология
· Технология развивающего обучения
· Здоровьесберегающие технологии
· Технология проблемного обучения
· Игровые технологии
· Модульная технология
· Технология интегрированного обучения
· Педагогика сотрудничества.
· Технологии уровневой дифференциации
· Групповые технологии.
· Традиционные технологии (классно-урочная система)
Очень важно, чтобы воспитатели в своей работе использовали разнообразные технологии, методы, и формы работы в ГПД. Нужно планировать работу так, чтобы в плане прослеживались современные технологии и методы работы, а формы работы с учащимися чередовались, переходили от более простых к более сложным.
Клубные часы не должны сводиться только к беседам, музыкальным занятиям, рисованию, конструированию. В режимных моментах должны прослеживаться новые формы работы. В каждом начинающем деле должен быть творческий подход как воспитателя, так и учащихся группы.
Старшие учащиеся должны во всем помогать младшим, инициативные группы полностью должны взять на себя организацию и проведение любого творческого дела в группе.
Творческое дело начинается с обсуждения его на клубном часе. Вот здесь я использую технологии:
1. Личностно-ориентированного обучения и воспитания (развиваю индивидуальные познавательные способности каждого ребенка, использую индивидуальный опыт ребенка, помогаю ему самореализоваться и самоопределиться);
2. Коммуникативная технология. Используется мной и позволяет развить у учащихся такие навыки как умение работать в группе, высказывать свое личное мнение, выслушивать мнение товарищей, создавать благоприятный психологический климат в группе.
Мной всегда используется такая схема по разработке творческого дела:
(методика работы по подготовке творческого дела в группе)
Родители (помощь в подготовке) Выбор
инициативной группы. Воспитатель (координирует работу) Подготовка творческих работ учащихся, организация
выставки Подготовка ведущих для проведения дела Оформление Инициативная группа по подготовке творческого дела Творческое дело Коллективная
работа всей группы План проведения творческого
дела (дата проведения, место, цель, задачи).
В работу по подготовке творческого дела должны включаться все. Тогда самим детям тоже будет интересно.
Хочется сказать о более сложной форме работы в ГПД как КТД. КТД – коллективное творческое дело. В работе КТД применяются такие технологии как групповые технологии, коммуникативные технологии, технология саморазвития личности учащегося, традиционная технология воспитания, игровая технология.
Мы проводим работу по проведению КТД, но очень мало
Метод эффективного социального воздействия. Он позволяет расширить сферу общения, формирует навыки самореализации ребенка, что немаловажно. Здесь очень эффективна такая форма работы с детьми как творческая деятельность учащихся, поэтому уместно сказать о работе кружка
Памятка для воспитателя.
1. Постоянно подвергать ревизии традиционные методы, формы, технологии, средства воспитания, чтобы не допускать тех требований, которые противоречат гуманистической направленности воспитания.
2. Выбирать только такие формы проведения воспитательного процесса, которые не наносят ущерба здоровья воспитанников, не травмируют психику.
3. Всеми силами поощрять стремление ребенка честно относиться к своим обязанностям.
4. Помогать учащемуся обнаруживать ошибки, терпеливо, мягко, убедительно объяснять, какие недостатки выявлены в его работе.
5. Формировать положительную самооценку школьника, веру в себя, уважение к себе.
6. Постоянно увеличивать требования закреплять достигнутые результаты.
Игровые технологии в младшем школьном возрасте
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются неимитационные игры.
В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане.
Ребята действуют по игровым правилам (так, в случае ролевых игр -по логике разыгрываемой роли, в имитационно-моделирующих играх наряду с ролевой позицией действуют «правила» имитируемой реальности). Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.
Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и как учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия. В арсенале педагогики начальной школы содержатся игры, способствующие обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи; игры, направленные на развитие числовых представлений, обучение счету, и игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю.
Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение владеть собой, быстрота реакции на слово, фонематический слух, смекалка и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого учителя начальной школы.
Игра- важное средство воспитания. При работе в группе продлённого дня для меня является одной из главных задач - забота о том, чтобы часы, свободные от выполнения учебных заданий заполнялись разумно, интересно и с пользой.
Ещё я бы хотела обратить ваше внимание на очень важную технологию, которая связана непосредственно с работой в ГПД.Это- здоровьесберигающая
Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы...
В. А. Сухомлинский
Цель: обеспечить школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни. Большое внимание сбережению здоровья учащихся нужно уделять в группе продлённого дня. Почти 70 % учебного дня учащиеся проводят в школе, и основную часть этого времени они сидят за партами. Основными пунктами работы ГПД являются различные режимные моменты, к которым относятся самоподготовка, прогулка, час общения или клубный час. Все эти пункты работы по- разному влияют на здоровье учащихся.
Спортивные игры во время прогулки
Во время прогулки дети играют в спортивные игры: футбол, баскетбол,
волейбол, проводятся веселые эстафеты прыгают со скакалками, катаются на
санках. Оздоровительный эффект занятий физическими упражнениями и
подвижными играми, помимо других условий, во многом зависит от правильного дозирования нагрузки. Следует внимательно следить за проявлением внешних признаков утомления учащихся.
Здоровьесберегающие технологии во время режимных моментов –
самоподготовка, клубный час..
Физкультминутка - представляет собой комплекс упражнений или специальных зарядок. Они необходимы для того, чтобы помочь поднять
настроение, снять статистическое напряжение.
Кроме обучения умения правильно организовывать свой отдых после уроков
важно знакомить воспитанников и с теоретическими вопросами по здоровью..Основная оздоровительная идея таких занятий – это достижение состояния организма между духовным, нравственным и физическим развитием. Основная цель занятий - обеспечению активного отдыха учащихся, формированию здорового и безопасного образа жизни.
При работе в группе продлённого дня одной из главных задач является-
забота о том, чтобы часы, свободные от выполнения учебных заданий
заполнялись разумно, интересно. В современных условиях чрезвычайно важна задача воспитателя группы продленного дня (ГПД): добиться того, чтобы наши дети выросли не только сознательными и здоровыми членами общества, но и, обязательно, инициативными, думающими, способными на творческий подход к делу. Поэтому в настоящее время одной из главных целей воспитательной работы становится формирование детского интеллекта, а основой развития умственных способностей в младшем школьном возрасте является целенаправленное развитие познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления.
И здесь на помощь воспитателю приходят развивающие игры, направленные на формирование у детей интеллектуально-творческих способностей
В условиях занимательной игры более успешно усваиваются разнообразные
знания, умения и навыки, осуществляется умственное, эстетическое,
нравственное воспитание ребенка, формируются такие ценные качества
личности, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, самокритичность,
честность, объективность. В игровой деятельности дети получают навыки
групповой работы, то есть происходит развитие коммуникативных
способностей и создается радостное рабочее настроение, что тоже
немаловажно в условиях длительного пребывания детей в школе.
Планируя игровую деятельность, воспитатель должен четко осознавать, на
формирование каких навыков и умений должна быть направлена игра и
какие способности детей она должна развивать.
Активизации мыслительной деятельности учащихся, а также закреплению
знаний, полученных на уроках, способствуют занимательные игры с
математическим содержанием, которые развивают сообразительность,
внимание, глазомер, смекалку, приучают размышлять.
Технология ИКТ
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) с каждым днем
все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности..
Эффективность использования ИКТ зависит от четкого представления о роли
и месте, которое они могут и должны занимать в системе воспитательной
деятельности.
Главная цель воспитателя группы продленного дня - не просто помощь в
подготовке домашнего задания, а создать условия для формирования
всесторонне развитой личности. Применение информационных технологий в
работе воспитателя позволяет сделать занятия в группе более интересными,
активизировать внимание и познавательные способности. Но для этого необходимо соблюдать ряд условий: тщательно отбирать предлагаемый материал; грамотно его подавать; обрабатывать получаемые результаты; учитывать их в дальнейшей работе.
Какие же достоинства у информационных технологий?
1. Делают воспитательный процесс более современным, разнообразным, насыщенным.
2. Обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления воспитательных мероприятий.
3. Делают процесс воспитания более привлекательным для детей, повышают интерес к мероприятиям.
4. Способствуют адаптации ребенка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры.
5. Используются в различных формах воспитательных мероприятий и
сочетаются с различными информационными источниками и педагогическими технологиями. 6. Позволяют более качественно осуществлять систему диагностики и мониторинга воспитательного
процесса.
7. Повышают качество педагогического труда.
8. Способствуют эффективности воспитательных мероприятий.
Таким образом, что при решении задач в воспитании школьников воспитателю ГПД целесообразно использовать информационные технологии.
Внедрение ИКТ во внеурочную деятельность – это повышение самого
главного качества - интереса школьников, способ разнообразия форм работы
с учащимися, развитие творческих способностей, упрощение процесса
общения со школьниками, активизация воспитательной работы в новых
условиях. Применение ИКТ вызывает у детей интерес, активизирует познавательную деятельность, дает возможность самореализации личности школьников.
Итак, можно сделать вывод, что использование ИКТ позволяет оптимизировать воспитательный процесс в группе продленного дня,
вовлекать в него обучающихся как субъектов образовательного
пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое
мышление. Воспитателю, занимающемуся воспитанием детей, нельзя
оставаться в стороне от модернизации учебно-воспитательного процесса.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.