Использование средств музейной педагогики в преподавании истории.
Президент РФ Владимир Путин предложил повысить качество преподавания истории в школах и вузах, выработав новые подходы к изучению. Об том говорится в его приветствии форуму «История для будущего. Новый взгляд», передаёт «Интерфакс».
По его словам, для продвижения вперед необходимо сохранять преемственность, «с уважением относиться ко всем страницам нашего прошлого, к деяниям и свершениям предков, к их многовековым культурным, духовным, ратным традициям». «Равняться на нравственные ориентиры, которые они нам завещали, и, конечно, важно уделять неустанное внимание популяризации исторических знаний, твердо противостоять всем попыткам фальсификации истории», — отметил Путин. Пройдемся по цитатам: «С уважением относиться ко всем страницам нашего прошлого, к деяниям и свершениям предков, к их многовековым культурным, духовным, ратным традициям», «Равняться на нравственные ориентиры, которые они нам завещали, и, конечно, важно уделять неустанное внимание популяризации исторических знаний, твёрдо противостоять всем попыткам фальсификации истории». Так сказал президент о базовых принципах преподавания истории в школе.
А вот что заявил помощник Владимир Путина, экс-министр культуры Мединский: «Мало кто знает, что учитель не может провести урок истории в Третьяковской галерее. Это будет его собственной инициативой, после школы, на свой страх и риск, договорившись с родителями, родительским комитетом, директором. Слава богу, посещение музеев сейчас в основном бесплатное, но экскурсии платные.
Артём Грищенков.
К сожалению (а может, и к счастью), чем дальше мы уходим от советской школы в её образовательном и культурном контексте, тем с большими проблемами начинают сталкиваться все участники образовательного процесса. Родители хотят, чтобы было «как в детстве», учителя хотят, чтобы дети их слушались и «ходили по струнке», а дети… А дети во все времена одинаковые.
И советские, и современные российские дети хотят одного: поменьше «домашки», чтобы их пораньше отпустили домой, потому что во дворе друзья, а дома ждут любимые занятия. И это не говоря о проблемах внешней среды вокруг детей — нестандартность мира, противоречивость отношений и тотальная политизация, в которую вынуждены с ранних лет погружаться. Как учителю, понимая все эти сложности, оставаться прогрессивным и не терять интерес учеников к своему предмету?
Начиная с этого учебного года я столкнулся с этим вызовом, когда пришёл работать в школу. Если подробно не останавливаться на постепенном привыкании детей к новому педагогу, адаптации к формату уроков, то оживленность детей, а затем и их заинтересованность удалось поддерживать моим профессиональным увлечением.
Если обратиться к статистике продаж исторической литературы или публицистике на тему истории, то в топе окажутся предсказуемо Б. Акунин, М. Зыгарь, Э. Радзинский, Н. Стариков. Научно-популярная литература и non-fiction способны поддержать интерес людей разных возрастов, профессий и рода деятельности к истории, но дать научную, подтвержденную источниками, аргументированную позицию — отнюдь.
Возникает вопрос: как поддержать научный интерес детей к предмету, основываясь на программе
Решением для меня стало включение в каждый урок блока, посвященному истории повседневности. За последние 30 лет именно это направление в исторической науке стало самым быстро развивающимся и приковывающим интерес всё большего количества исследователей. Приведу лишь часть поурочных разработок, в которых удалось совместить различные форматы активности и обсуждение поднятых проблем с использованием данных маститых историков.
1. 10 класс, учебник под ред. А. В. Торкунова. Тема по КТП «Политический и экономический кризис к началу 1920-х гг. Переход к НЭПу»
Стандартный урок должен начинаться с рассказа о политике военного коммунизма, проводившейся в селах и в городе, но каждый раз, что в учебнике, что в устном повествовании всё останавливается на уровне комбедов. Я же советую говорить со старшеклассниками о том, какие изменения в повседневной жизни рядового горожанина могли произойти после проведённых мер в 1918–1921 гг.?
Читайте также:
Как молодой учитель истории объясняет свой предмет через песни и опросы в соцсетях
Обратимся к монографии Наталии Лебиной «Советская повседневность: нормы и аномалии», в которой блестяще раскрывается эта тема. Оказывается, в эти годы выделяются две городские категории: «пайколовцы» и «мешочники». Читаем: «Пайков существовало большое разнообразие, надо было только уметь их выуживать. Дело часто доходило до курьёзов. Например, в Петрограде в 1918–1921 годах милицейский паек можно было получить за организацию культурно-просветительной студии для милиционеров, а паёк матери — за чтение акушеркам лекций по истории скульптуры». А дальше можно набрасывать массу заданий для ребят, начиная от того, как изменились вкусовые ориентиры населения образца 1900 и 1919 года, до иллюстративного изображения этих людей: как выглядели и чем занимались «мешочники».
2. 10-й класс, учебник под ред. А. В. Торкунова. Тема по КТП «Культурное пространство советского общества в 1930-е годы»
Пожалуй, что из всех тем, посвященных 1930-м годам, эта является самой универсальной и свободной. В ней можно раскрыть любые темы социокультурного пространства СССР: повседневность, развитие живописи (переход к соцреализму), архитектура (переход от конструктивизма к сталинскому классицизму), а также о взаимоотношениях государства с церковью. О последней теме сейчас и поговорим.
В учебниках, в частности, у А. В. Торкунова рассказывается об изъятии церковных земель, утвари, переоборудовании и закрытии, а в случае с Храмом Христа Спасителя и Страстным монастырём — подрывах церковных учреждений. Все эти явления уже дают оценку взаимоотношениям и притеснениям со стороны власти, но я решил дополнить эти положения историей повседневности.
Этюды к картине быта российского города 1917-1991», ссылаясь на комсомольские собрания Ленинграда от 1924 г., Лебина указывает, что: «…предлагалось заменить церковные праздники революционными. Например, начать постепенное превращение старой Троицы в новый праздник окончания весеннего посева. Вознесение сделать днем Интернационала, в Духов день — годовщину расстрела рабочих в июле 1918 года, в Преображение — торжества по поводу ликвидации белогвардейского мятежа, а Успение объявить днём пролетарской диктатуры». При подобных изощрениях над многовековыми традициями совсем скоро уже у Советской власти начнутся проблемы с трактовками новых праздников. Так, в 1931 году ленинградский детский журнал «Чиж» опубликовал стихотворение Александра Введенского «Не позволим», где были такие строки:
«Не позволим мы рубить молодую елку,
Не дадим леса губить, вырубать без толку.
Только тот, кто друг попов, ёлку праздновать готов.
Мы с тобой — враги попам. Рождества не надо нам».
Читайте также:
15 вопросов из ЕГЭ по истории: кто написал «Домострой» и что приняла Избранная рада
Проблема заключалась в том, что уже через 6 лет в 1937 году в атеистической стране состоялась первая ёлка. Вовсе не удивительно, что новый старый ритуал с рождественской елкой так с удовольствием приняли. Это безусловно очень характерно для 1930-х годов.
3. 10-й класс, учебник под ред. А. В. Торкунова, тема по КТП «Политическая система СССР в 1930-е годы»
В рамках этой темы принято говорить помимо последовательной централизации власти и создания культа личности еще и о в геометрической прогрессии увеличивающихся репрессиях. Говоря об этой дискуссионной теме, можно коснуться статистики арестов, статьи, по которым были осуждены сотни тысяч человек, почитать с учениками воспоминания и ряд источников об атмосфере в ГУЛАГе. Но на мой взгляд, очень большой и значимый пласт в повседневной и социокультурной жизни советского общества в этот период не охватить только этими фактами. Ещё одной темой, которая выходит за рамки школьного курса это то, как обычные граждане воспринимали деятельность органов ОГПУ-НКВД-МГБ-КГБ.
Интересные подробности мы находим в монографии А. Архиповой и А. Кирзюк «Опасные советские вещи». Авторы отмечают, что в 1930-е годы система избегания прямых именований при описании деятельности НКВД была частью советской речевой повседневности. Для обозначения «органов» часто использовали эмоционально-нейтральные конструкции: позвонить куда следует, вызвали туда, вернуться оттуда. Устойчивым обозначением лагеря становится неопределенное «там». Причиной появления подобных конструкций был не только страх, но и отсутствие какой-либо информации об этом месте. Ведь многие родственники даже не знали о том, что произошло с их близкими после ареста. В мемуарах Евгении Гинзбург находим такие строчки: «И взгляд… Пронзительный взгляд затравленного зверя, измученного человека. Тот самый взгляд, который потом так часто встречался мне ТАМ».
Подведём итоги. При добавлении в уроки блока, посвященному истории повседневности, школьники с интересом вступают в дискуссии, обсуждают как те или иные явления могли подействовать на общественное благополучие в будущем.
История перестаёт быть предметом с чётким фиксированным набором обязательных дат, событий и явлений, которые должен узнать ребёнок.
История становится для него живым организмом, клубком миллионов жизней, судеб не только его страны, но и его семьи.
Поэтому так важно, чтобы через истории повседневности своей семьи и традиций привить любовь и уважение к истории своей родной страны.
Права на материалы с сайта mel.fm принадлежат ООО «МЕЛ» (ОГРН: 1157746946686). Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя.
Согласно педагогическому словарю, музейной педагогикой является область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями[1].
Понятие «музейная педагогика» было сформировано и введено в научный оборот в начале XX века в Германии. Его разработка связана с именами А. Лихтварка, А. Рейхвена, Г. Фройденталя. Первоначально оно трактовалось как направление музейной деятельности, ориентированное преимущественно на работу с учащимися. Основная идея заключалась в том, что функции музея эффективно использовать в педагогических целях. Ведь музей — это не только особый вид культурно-просветительного и научно-исследовательского учреждения, который призван сохранять культурное наследие, но и место, где человек может не только ознакомиться с культурным и историческим наследием прошлого, но и понять через прошлое настоящее.
Поэтому музей выполняет еще одну важную социальную функцию - он формирует у человека целостное представление о прошлом, способствует установлению социокультурных взаимосвязей в обществе, обеспечивает взаимодействие различных культур, через изучение национальных традиций и культурного наследия прошлого различных народов.
Данные функции созвучны с теми воспитательными задачами, которые стоят перед образовательным процессом: в части обучающей – сформировать целостное представление о мире, в части воспитательной - воспитать всесторонне развитую личность на основе уважения к культурному наследию прошлого. Поэтому применение музейной педагогике становится в настоящий момент все популярней, а выявлений особенностей современной музейной практики актуальной задачей.
Целью данного сообщения является выявление эффективных средств музейной педагогики в преподавании истории.
История – одна из важнейших отраслей человеческих знаний, которая позволяет не только сформировать у учащихся целостную картину мира, но и воспитывает патриотизм и гражданскую позицию, развивает критическое осмысление происходящих событий, помогает самоопределиться в изменчивом мире, формируя собственную оценку происходящих процессов. История, помогая осознать обучающимся связь поколений, преемственность позиций, воспитывает любовь к Родине, формирует патриотические чувства.
Как мы видим, целостную картину мира формирует и музейное пространство, что делает очень актуальным использование методов музейной педагогике в преподавании истории.
Формами музейной педагогики является проведение экскурсий, лекций, создание школьного музея, краеведческих кружков. Экскурсия является достаточно распространенным и хорошо изученной формой работы. Экскурсию можно проводить как в рамках изучения основной программы, так и во время внеурочной работы. Экскурсия может быть наградой за отличную работу в рамках досугово-развлекательного мероприятия или учебно-воспитательного мероприятий. Экскурсия является эффективным методом, так как она позволяет задействовать эмоциональную сферу учащихся, знакомит и приобщает к культурному и историческому наследию, позволяет проследить связь поколений.
Экскурсии могут быть тематические и обзорные, взаимосвязанные между собой или интегрированные с другими предметами, вводными, которые вводят в суть проблемы, сопутствующие, которые показывают практическую значимость исследуемого материала, заключительные, которые систематизируют и обобщают материал[2].
Перед экскурсией учитель проводит подготовительную работу. Предварительно изучается экскурсионный объект. На основе его анализа учитель определяет, задачи, тип и структуру экскурсии, готовит проблемные вопросы и задания для учащихся. Далее устанавливаются источники информации, выбирает оптимальное сочетание методов и приемов обучения, составляет план экскурсии, намечает маршрут передвижения.
Накануне проведения экскурсии учитель проводит организационную беседу с учащимися, во время которой сообщает дату, место, цель и задачи экскурсии, разъясняет правила безопасности и поведения на экскурсии, кратко характеризует экскурсионный объект, советует, как и что смотреть, за чем наблюдать, как и что записывать и фотографировать, как передвигаться по маршруту, инструктирует учащихся о порядке обработки информации и материалов, о составлении письменных отчетов, о подведении итогов и рефлексии.
Во время экскурсии проводится вступительная беседа, напоминается цель экскурсии, задания. После этого учащиеся приступают к осмотру экскурсионных объектов и выполнению заданий: делают зарисовки, записи, выделяют особенности объектов, обобщают увиденное. Во время экскурсии учитель руководит наблюдениями учащихся, комментирует увиденное, при необходимости формирует проблемные и дискуссионные вопросы. В конце экскурсии учитель проверяет работу учащихся, проводит заключительную беседу. По материалам экскурсии возможно проведение мероприятий разного вида: семинарского занятия, урока, факультатива, конференции, круглого стола и так далее[3].
Виртуальные экскурсии
Во время пандемии в интернете появилось огромное число виртуальных 3D экскурсий — можно путешествовать по всему миру, не вставая с дивана. И, конечно, интересно побывать в тех местах, которые вы изучаете на уроке. Например, в Древнем Египте. Чтобы учителю подготовиться к уроку, можно посмотреть на ютьюбе видеозаписи, где египтологи проводят онлайн-экскурсии по гробницам и всё там комментируют.
Можно провести такую экскурсию как введение в тему, чтобы ученики сами попытались сделать выводы о жизни в Древнем Египте на основе рисунков на стенах гробниц: как одевались, что ели, чем занимались, какие науки уже знали (на потолке, например, там часто изображалась карта звёздного неба), какие животные там водились и т. д. А потом уже эту информацию можно сравнить с текстом параграфа, чтобы себя проверить.
https://knife.media/wp-content/uploads/2020/04/Opera-Snimok_2020-04-14_164429_my.matterport.com_-1024x504.png
https://my.matterport.com/show/?m=NeiMEZa9d93&mls=1
Использование артефактов
Есть очень крутой сайт «Преподавание истории по 100 предметам» от Британского музея. Великолепность его в том, что к каждому из сотни предметов прилагаются очень подробные методические разработки, что можно сделать на уроке. Например, Штандарт войны и мира из Ура — артефакт из Шумера.
Предлагаются такие задания:
1. Пусть ученики посмотрят на сторону, где изображена война. Какое оружие у воинов? Как защищены солдаты? Хорошо ли организована шумерская армия? Сравните изображения с другими древними воинами, например, египтянами.
2. Пусть ученики составят список предметов, которые символизируют власть и богатство. Чем они отличаются на двух сторонах Штандарта (война и мир)?
3. Предположите, для чего мог использоваться Штандарт и т. п.
Особо хочется отметить форму музейной педагогике создание школьного музея. Методисты давно заметили эффективность данной методики. Первые школьные музеи стали создаваться в 1960-1970-х гг., как кабинеты для хранения материалов, учебно–методических пособий для уроков истории и краеведения. Было очевидно, что в процессе самостоятельного сбора и обработки предметов, которые представляют культурно-историческую ценность, интерес учащихся к предмету повышался[4].
По мере усложнения общественных отношений и предъявлении образованию новых требований, которые заключаются в том, то, что учащихся необходимо нацеливать на самостоятельное овладение знаниями, применение практик музейной педагогики стали особенно актуальны.
Работа в школьном музее имеет три направления: оформление новых экспозиций, приведение в порядок фондов, экскурсии[5]. Музейная работа требует затраты много времени и самоотдачи, поэтому эта работа мобилизует учащихся, активизирует интерес к предмету изучения. Таким образом, создание музея имеет образовательный и воспитательный аспекты.
Создания музея также имеет свой алгоритм действия. Необходимо познакомить учащихся с методами организации музея, определиться с его профилем. Музе могут быть общеисторическими, археологическими, этнографическими, мемориальными, боевой славы. Важнейшую роль в патриотическом воспитании имеют именно музеи боевой славы.
Создание музея – это совместная работа коллектива учителей и школьников, основанная на самостоятельности и энтузиазме. Данный метод можно использовать в групповой, индивидуальной и массовой форме, когда в исследовании участвует весь класс или группа классов.
В процессе поиска и собирания предметов учащиеся овладевают навыками первичной обработки экспонатов, с правилами которых их знакомят кураторы, приглашенные из музеев сотрудники. Затем учащиеся учатся определять их подлинность и культурно-историческую ценность, учитывать, описывать, создавать фонды и экспозиции, проводить экскурсии и научные исследования, проводимые на основе собранного материала.
Например, при школе можно создать музей боевой славы, а при музее организовать кружок «Память». Учащихся в кружке разделить на группы. Одна группа будет архивариусами. Они будут занимаются формированием фондов, поддержанием их в хорошем состоянии. В обязанности их будет входит опись вновь поступающих экспонатов, учет уже имеющихся, обучение новых участников кружка. Обязанностей другой группы будет поиск новых экспонатов, сбор информации об земляках – участников боевых сражений. Третья группа участников кружка «Память» — это экскурсоводы, которые на постоянной основе овладевают этим искусством, самостоятельно пишут свою речь, используя основные алгоритмы работы экскурсовода: соответствие показа и рассказа, привязка к местности и времени, сравнение предметов и так далее.
Руководитель музея проводит поисковую работу на систематической основе. Члены кружка разделены на группы в соответствии с возрастом и интересами. Учащиеся совместно с учителем определяют конкретные направления поиска на ближайшее время, совместно определяют темы. Учитель при выборе темы, направляет мысль учащихся. Темы выбираются в соответствии с возрастом и интересами.
Основным педагогическим методом в работе в школьном музее является поисково-исследовательский, причем исследование является продолжением поиска.
Для эффективного использования поисково-исследовательского метода необходимо создать условия и соблюдать алгоритм действий. Необходимыми условиями является соответствие поисково-исследовательских заданий возрасту и способностям ребенка, создание в процессе работы доброжелательной атмосферы взаимовыручки.
Алгоритм работы состоит из следующих этапов: выбор и формулирование темы; определение цели и задач исследования; составление плана, который включает в себя определение источников поиска информации, распределение обязанностей и уточнение сроков, формы выполнения итоговой работы; проведение исследовательской работы, включающей в себя сбор, уточнение, накопление информации, ее изучение и анализ, выводы; подготовку и защиту итоговой работы, которая может иметь форму реферата, доклада, экскурсии, стендового доклада, разработку экспозиций, выставок, оформление альбомов, макетов и моделей, компьютерные презентации, видеофильмы и так далее[6].
В рамках создания школьного музея поиск и исследование связаны с направлениями деятельности музея. Поэтому выбор темы связан с этими направлениями. Так как стоит задача воспитания патриотизма и речь идет о создании музея «Боевой славы», то, соответственно темы выбираются в этом направлении. Учитель может предложить следующие темы: «Боевой путь части №» ( исследуется история части, которая формировалась в регионе); «На полях сражения», «Быт на фронте», «Трудовой подвиг», «Герои рядом», «Повседневность военных лет» и так далее.
Учитель ориентирует учеников на поиск и анализ документов и предметов, связанных с конкретным вопросом. В данном случае это могут быть предметы быта военных лет, документы, которые свидетельствуют о подвиге в тылу и на фронте земляков, личные вещи героев – земляков и их фотографии и так далее. Следующим этапом, что уже отмечалось, следует и изучение, и описание музейных экспонатов по заданной теме[7].
Чтобы реконструировать прошлое по собранным экспонатам, их нужно собрать с экспозицию. Музейные предметы в сочетании несут в себе информативность исторического источника, то есть на их основании можно сделать вывод о определенных исторических фактах, событиях и процессов, а также выделить закономерности и сущности. Иными словами, чтобы реконструировать прошлое с помощью найденных предметов, их необходимо расположить в соответствии с определенной логикой, то есть музейные коллекции должны иметь такую структуру и композицию, которая бы отвечала бы реализации данной задачи[8]. Если формируется музей «Боевой славы», то экспозиция должна подчеркивать значимость подвига земляков учащихся, формировать представление о военных сложностях, о том, как они преодолевались.
Заставить заговорить предметы можно, если в данной экспозиции будут проводиться уже упомянутые учебно-образовательные и воспитательные мероприятия в форме урочной и внеурочной форме. Задача учителя на этом этапе заключается в разработке тематико-экспозиционных планов, структуры выставок, текстов экскурсий, сценариев мероприятий[9].
В музее также могут проводиться и другие мероприятия: уроки-экскурсии, конференции, семинары, ознакомительные лекции, круглые столы, диспуты, экспедиции, проведение воспитательных мероприятий в честь знаменательных дат, встречи с интересными людьми, заседания исторических клубов и кружков, конкурсы-смотры, «огоньки» и так далее[10]. Проводимые мероприятия могут сочетать в себе различные формы, так как разнообразит и обогатит проводимое мероприятие, повысит к нему интерес со стороны учащихся.
Важнейшими из массовых мероприятий являются викторины, театрализованные представления, диспуты с распределением социальных ролей. Данные мероприятия проводятся с использованием игрового метода. Игровые технологии – это активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируются определенные ситуации, в основе которых лежит социальный опыт. Поместив человека в определенные обстоятельства, получается, развивать в нем новые не свойственные ему качества, и прививать контроль над своим поведением Игра обеспечивает активное участие каждого ученика[11]. Экспозиция музея является естественными декорациями, которые воспроизводят в мельчайших деталях повседневность прошлого. Представления в школьных музеях оживляют историю, заставляют ученикам им сопереживать, что является важнейшим фактором при воспитании патриотизма.
Примером такой игры может служить проведение на базе школьного музея «Огонька». Музейная комната немного переоборудоваться – в ней расставляются столы по принципу кафе. Учащиеся делятся на команды по количеству столиков. Каждый столик получает название, которое тем или иным образом созвучны с экспозициями, например, «Небесный тихоход», «Белый лебедь», «Гроза гор», «Грозовой перевал», «Высота» и так далее. Учащиеся должны защитить название столика, представить театрализованную сценку, которая бы объяснила название столика. Команды, предоставляю мини спектакль, соревнуются с друг другом. Из числа родителей и гостей музея выбирается жюри, которое должно оценить работу каждой группы по нескольким номинациям: лучшие костюмы, лучшая музыкально-литературная композиция, лучшая мужская роль, лучшая женская роль, лучший сценарий, лучшее оформление и так далее. Номинации распределяются справедливо, но так, чтобы никто не остался без приза.
На этапе подготовки учащиеся выбирают себе название столика, пишут сценарий под руководством учителя. За основу можно предложить взять события, связанные с ведущимся поиском. Учащиеся, изучают из, затем на их основе пишут сценарий, в котором придумывают героев, в образе которых они будут пытаться защитить название столиков. Герои могут ассоциироваться с героями кинолент, в которых отражены исследуемый период.
Например, участники, которые будут защищать столик под названием «Небесный тихоход» берут образ тех героев – летчиков. Дети готовят соответствующие костюмы, подготавливают сообщение о летчиках, которые в годы войны летали на У – 2, объясняют значение малой авиации, рассказывают о подвигах, которые они совершили в годы Великой Отечественной войны, затем разучивают песню из кинофильма «Пора в путь дорогу».
Учащиеся, которые защищают столик под названием «Белый лебедь» должны будут подготовить сообщение о современной стратегической авиации. Таким образом, учащиеся знакомятся с развитием нашей авиации и осознают связь поколений. Ученики могут вспомнить подвиг земляка Сергея Бахтина и готовят песню о лётчиках, например, «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью».
Группа, которая защищает столик с названием «Гроза гор» рассказывает о подвиге 9 роты в Афганистане. Ребята могут взять любую понравившуюся им песню из афганского репертуара, например, «Прощайте горы вам видней, кем были мы в краю далеком».
Столик, который защищает название «Грозовой перевал», соответственно, использует за основу фильмы о подвигах десятниках в чеченских войнах и исполняет соответствующий репертуар.
Мероприятие проводится по следующему плану. Вступление, основная часть, заключение, подведение итогов. Начало мероприятия открывает сигнал горна и музыкальная композиция барабанщиков. В это время участники стоя приветствуют друг друга. Потом рефери – учитель объявляет по какому поводу проводится мероприятие, озвучивает его правила. Группы занимают свои места. В основной части группы учащихся защищают свои столики, исполняют заготовленные композиции. Проведение данного мероприятие заканчивается совместной литературной композицией на основе стихотворения Алтиной Ахмедова «Есть такая профессия – Родину защищать. Учащиеся разбивают стихотворение на отдельные строфы и каждый произносит по одной строфе. В заключении жюри оценивает выступление групп и распределят призы.
Проведение данного мероприятия оказывает связь времен, вызывает чувство сопричастности к подвигам минувших лет, уважения к традициям. При проведении данного мероприятия используются комплекс методов: поисково-исследовательский, игровой, театрализованной игры, ассоциативный. Сочетание данных методов эффективно при реализации задач патриотического воспитания. Учащиеся воодушевляются мероприятием уже на этапе подготовки, с удовольствием его готовят и проводят. В процесс работы в коллективе формируется дух коллективизма, взаимовыручки и творчества. У учащихся активизируется интерес к родному краю, формируется чувство гордости за прошлое.
Таким образом, можно сделать вывод, что музейные технологии эффективны, как при преподавании истории, так и во внеурочной работе, так как они активизируют интерес учащихся к предмету, нацеливают на самостоятельное овладевание знаниями, формируют навыки поисковое - исследовательской работы, активизируют эмоциональную сферу, формируют чувство сопричастности к прошлому.
Список использованной литературы
1. Горошко Н.В., Черневская Ю.В. Патриотическое воспитание учащихся средствами краеведческих экскурсий/ Н.В., Горошко, Ю.В. Черневская //Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. -№4 (11) октябрь – декабрь. //[Электронный ресурс] - URL http://ejournal.omgau.ru/images/issues/2017/4/00466.pdf. (Дата обращения: 24.02.2021).
2. Гуров В.Н., Микулан И.Н. Школьный музей в контексте формирования патриотизма учащихся // Актуальные проблемы воспитательной работы в учебном заведении. Инновации в образовании. 2010. № 6. С. 110–125.
3. Ивочкина Т. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся // Народное образование. 2000. №3. С.136.
4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2003. С. 89.
5. Короткова, М. В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. С. 33.
6. Мельничук А. В. Школьный краеведческий музей как средство экологического и патриотического воспитания // Экологический мониторинг и биоразнообразие г. Ишим – 2013 - №. 1 – С. 144-146//[Электронный ресурс] – URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_20285860_94680917.pdf (Дата обращения: 24.02.2021).
7. Ян Долак. Вещь в музее. Музейная коллекция как структура //Петербургские славянские и балканские исследования. 2018. № 2 (24). Июль-Декабрь. С. 25.
Скачано с www.znanio.ru
[1] Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2003. С. 89.
[2] Горошко Н.В., Черневская Ю.В. Патриотическое воспитание учащихся средствами краеведческих экскурсий/ Н.В., Горошко, Ю.В. Черневская //Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. -№4 (11) октябрь – декабрь. //[Электронный ресурс] - URL http://ejournal.omgau.ru/images/issues/2017/4/00466.pdf. (Дата обращения: 24.02.2021).
[3] Горошко Н.В., Черневская Ю.В. Патриотическое воспитание учащихся средствами краеведческих экскурсий/ Н.В., Горошко, Ю.В. Черневская //Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. -№4 (11) октябрь – декабрь. //[Электронный ресурс] - URL http://ejournal.omgau.ru/images/issues/2017/4/00466.pdf. (Дата обращения: 24.02.2021).
[4] Гуров В.Н., Микулан И.Н. Школьный музей в контексте формирования патриотизма учащихся // Актуальные проблемы воспитательной работы в учебном заведении. Инновации в образовании. 2010. № 6. С. 110–125.
[5] Мельничук А. В. Школьный краеведческий музей как средство экологического и патриотического воспитания/А. В Мельничук // Экологический мониторинг и биоразнообразие г. Ишим – 2013 - №. 1 – С. 144-146//[Электронный ресурс] – URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_20285860_94680917.pdf (Дата обращения: 24.02.2021).
[6] Ивочкина Т. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся // Народное образование. 2000. №3. С.136.
[7] Там же. С. 137.
[8] Ян Долак. Вещь в музее. Музейная коллекция как структура //Петербургские славянские и балканские исследования. 2018. № 2 (24). Июль-Декабрь. С. 25.
[9] Ивочкина Т. Указ. соч. С. 137.
[10] Гуров В.Н., Микулан И.Н. Школьный музей в контексте формирования патриотизма учащихся // Актуальные проблемы воспитательной работы в учебном заведении. Инновации в образовании. 2010. № 6. С. 113.
[11] Короткова, М. В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. С. 33.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.