Использование стандартных приемов организации учебного процесса с целью развития у обучающихся естественнонаучной грамотности
Оценка 4.9

Использование стандартных приемов организации учебного процесса с целью развития у обучающихся естественнонаучной грамотности

Оценка 4.9
docx
12.11.2023
Использование стандартных приемов организации  учебного процесса  с целью развития у обучающихся  естественнонаучной грамотности
работа.docx

 

 

 

 

 

 

 

 Использование стандартных приемов организации

 учебного процесса  с целью развития у обучающихся

 естественнонаучной грамотности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

1.     Введение                                                                                                             

 

2.     Методы и методических приёмов  формирования                             естественнонаучной грамотности                                                                                                                                                              

 

·        Решение открытых задач (исследовательских, изобретательских (ТРИЗ))

·        Ситуационные задачи (Кейс-технология).

·        Задания для работы с данной информацией

·        Проектные задачи (Метод проектов).

·        Опыты и эксперименты  (Исследовательский метод. Моделирование).

 

3.     Приложение                                                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Важной составной частью функциональной грамотности является естественнонаучная грамотность. Это способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для постановки вопросов, освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений, основанных на научных доказательствах. Естественно-научная грамотность включает понимание основных закономерностей и особенностей естествознания, осведомлённости в том, что естественные науки и технологии оказывают влияние на материальную, интеллектуальную, культурную сферы общества. Она также проявляется в активной гражданской позиции при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.

При определении уровня сформированности  естественнонаучной грамотности у российских школьников (международные исследования PISA, TIMSS), учащиеся демонстрировали, что имеют достаточный уровень овладения предметными знаниями и умениями и испытывают затруднения в применении этих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни. Могут хорошо запоминать и описывать информацию, однако затрудняются с её обобщением и прогнозированием. Хорошо понимают сплошные классические тексты, но имеют проблемы с пониманием прерывистых текстов с использованием графиков и таблиц,

Одна из задач повышения уровня естественнонаучной грамотности - использовать учебные задания с учётом реальных жизненных ситуаций, задачи, моделирующие конкретные практические ситуации, задачи на применение знаний в нестандартных ситуациях, задания на преобразование и интерпретацию данных.

Нас волнует вопрос, как сделать процесс формирования естественнонаучной грамотности продуктивным и вместе с тем интересным для ребёнка. В связи с этим возникает необходимость применения в преподавании разных методов и приёмов   обучения. 

Большие возможности для этого представляет «Окружающий мир», так как является фундаментом для изучения таких естественных наук как: физика, химия, биология, география, астрономия.

механизмы реализации

1.     Урок.

2.     Внеурочная деятельность (проектная деятельность – участие в «Малых академиях», «Старт в науку»).

3.     Проектная и исследовательская деятельность

4.     Внеклассная работа, которая включает в себя (классные часы, кружки;акции (сбор макулатуры, уборка мусора), викторины;волонтёрская деятельность (посадка зеленых насаждений в парках, дворах, скверах),экскурсии на природу.)

 

Методы и методических приёмов

формирования естественнонаучной грамотности

Решение открытых задач (исследовательских, изобретательских (ТРИЗ)).

Школа учит решать закрытые задачи. Жизнь требует решения открытых задач, допускающих разные подходы к решению, разную степень углубления в сущность проблемы, разные подходы к решению, разные варианты ответов.

Однажды у А. Эйнштейна спросили, чем его мышление, мышление гения, отличается от мышления обычного человека. Он ответил: Обычный человек, если потеряет иголку в стоге сена, поищет её некоторое время, найдёт и успокоится. Я же продолжаю поиски до тех пор, пока не найду вторую иголку, третью, четвёртую, и, если повезёт, то даже пятую и шестую».

Нет такой области человеческой деятельности, в которой не было бы открытых задач. В технике, в науке, в быту, в искусстве, в отношениях людей.

Для того, чтобы дети научились решать открытые задачи, их сначала надо погрузить в мир открытых задач, дать возможность порешать подобные задачи, затем познакомить с разными приёмами решения таких задач, учить находить противоречие, искать ресурсы, видеть идеальное конечное решение, не бояться предлагать и принимать разные варианты решений (иногда очень смелые или даже фантастические).

Предлагаю вам погрузиться в мир открытых задач. У вас в бланке с заданиями есть примеры таких задач:

1. Реки, впадающие в моря пресные. Почему же морская вода всегда остаётся солёной?

При решении подобных задач можно использовать приёмы ТРКМ: «Мозговой штурм», «Корзина идей» и др., приёмы решения изобретательских задач (ТРИЗ): «Предварительное действие», «Хорошо – плохо», «Обрати вред в пользу», «Посредник», «Наоборот», «Проскок», «Другая точка зрения» и др.

Ситуационные задачи (Кейс-технология).

Ситуационные задачи являются важнейшим методическим ресурсом для обучения школьников решению жизненных задач (проблем) с помощью предметных знаний.

Этот тип задач имеет «родословную» от методов кейс-технологий, который существует в образовательной практике в следующих разновидностях:

- как анализ конкретных ситуаций (метод анализа конкретных ситуаций, или «гарвардский метод»);

- как анализ ситуационных задач и упражнений (методы решения ситуационных задач).                                                             

 

В современном образовании, время от времени, принято пользоваться не «сплошными» учебными текстами, а, на первый взгляд, достаточно хаотичным набором разнообразных текстов, состоящих из отрывков художественной и публицистической литературы, информации из СМИ, статистических данных (в виде таблиц, графиков, диаграмм), описания событий из повседневной жизни и др.

Для чего так «непричёсанно» подаётся обучающая информация? Это

делается специально. Причина в том, что в реальной жизни мы информацию, чаще всего, именно так и получаем.

Модель ситуационной задачи (СЗ)

1. Название СЗ (привлекательное название).

2. Личностно-значимый познавательный вопрос.

3. Набор текстов, представленный в разнообразном виде (выдержки из газет, журналов, энциклопедий, других источников; таблицы, графики, статистические данные и т.д.).

4. Шесть заданий по работе с текстом СЗ (на ознакомление, понимание, применение, анализ, синтез, оценку).

5. Итоговый ответ на личностно-значимый вопрос СЗ.

Ситуационная задача

Название задачи

«Совершенно не секрет – без воды нам жизни нет»,

Личностно-значимый познавательный вопрос

Вода – важнейшая составляющая твоего организма. Содержание воды в различных органах тела колеблется от 70 до 90 %. Поэтому вода, которую ты пьёшь, должна быть чистой. Некачественная, загрязненная вода вызывает ухудшение состояния здоровья и даже гибель человека, особенно она губительна для детей. По санитарным нормам любая вода, которая течёт из крана, должна отвечать государственным стандартам качества питьевой воды. Но уже давно в своих докладах, на научных конференциях, ученые биологи всё чаще говорят, что из нашего крана течёт далеко не питьевая вода, а скорее техническая.

Задумывался ли ты, каким образом вода попадает в твой дом? Какими способами можно проверить качество воды? Хотите научиться простым природным способам проверки чистоты воды и способам очистки воды?

5

Информация по данному вопросу

Текст 1. На сегодняшний день 1 млрд. человек на Земле не имеет возможности пить нормальную питьевую воду и 10 млн. человек ежегодно гибнут из-за заражённой воды. ООН недавно опубликовала данные, согласно которым 30% населения Земли столкнутся с нехваткой питьевой воды к 2050 году. Но даже там, где вода будет в наличии, проблемой станет ее качество. Уже сейчас более 80% всех болезней в развивающихся странах связано с водным загрязнением. Чтобы вода приносила пользу, её необходимо очистить от всяких вредных примесей и доставить чистой человеку. На водопроводных станциях вода проходит четыре стадии очистки и в результате оказывается довольно чистой, соответствует нормам ГОСТа (Государственного стандарта качества). Современные станции по очистке воды представляют собой сложный комплекс специальных сооружений и устройств (см. схему водоочистительной станции).

6

Текст 2. Россия – государство, одно из самых обеспеченных пресной водой, однако проблема качества этой воды стоит очень остро. Наша страна входит в число мировых лидеров по загрязнению собственных водных ресурсов. Водоёмы постоянно загрязняются путём попадания в них бесчисленного множества недоочищенных, согласно нормам, сточных вод промышленных предприятий, сельскохозяйственных комплексов, отходов шахт и иных добывающих полезные ископаемые предприятий. Свой вклад в загрязнение водоёмов вносит также железнодорожный и водный транспорт. Вещества, попадающие в водоёмы, активно изменяют физические свойства воды, ее структуру. Появляется достаточно неприятный запах, привкус, также меняется химический состав воды – в нём появляются крайне вредные вещества и их соединения – некоторые из них концентрируются на поверхности водоёмов, другие откладываются на дне. Также отходы и прочие вещества проникают и в подземные воды. Таким образом, загрязнение водных ресурсов, это, в общем, изменения свойств воды любым путём: будь то физический, химический, биологический и т. п. Связано оно, как правило, со сбросом в водоём веществ (газообразных, жидких или твёрдых), которые наносят значительный урон народному хозяйству, а также жизни и здоровью населения. Питьевая вода – способ передачи кишечных инфекций и многих других возбудителей заболеваний. По статистике ВОЗ (Всемирной Организации Здравоохранения) 85% заболеваний передается через воду, и от этих заболеваний умирает ежегодно 25 миллионов человек.

С целью уничтожения в воде инфекций проводится ее обеззараживание. Эта процедура может производиться химическими веществами. Чаще всего используются серебро, йод, озон, хлор. Наиболее распространено в России обеззараживание воды хлором – хлорирование. Озонирование воды (обработка воды озоном) проводят не только для уничтожения инфекций (дезинфекция), но и для того, чтобы воду обесцветить, а также удалить запах (дезодорировать). Среди наиболее простых видов обеззараживания воды самый популярный, несложный и недорогой – кипячение. Такое обеззараживание воды очень просто организовать, и оно достаточно надежно избавляет воду от большого числа возбудителей заболеваний. В последнее время для обеззараживания воды начинают активно применяться лампы (установки) ультрафиолетового обеззараживания. Но, всё-таки, единственно верно и полностью эффективного способа обеззараживания воды пока не существует, и в каждом конкретном случае нужно индивидуально подходить к выбору способа обеззараживания воды.

Текст 4. Служба новостей, 18.07.2020:

Произошло загрязнение реки Быстрая. Водоснабжение в городе N может быть прекращено. «В реку попали нефтепродукты. Нефтяное пятно движется по направлению к городу. В связи с этим власти настоятельно рекомендуют жителям создать двухдневный запас питьевой воды, так как подача жидкости с водозабора может быть экстренно остановлена. Категорически не рекомендуется плавать в реке Быстрой и набирать из нее воду для питьевых и гигиенических целей».

Текст 5. «…Между тем Рукодельница воротится с колодца, воду процедит, в кувшин нальет; да еще какая затейница: коли вода нечиста, так свернет лист бумаги, наложит в неё угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальёт в неё воды, а вода-то знай проходит сквозь песок да сквозь уголья и каплет в кувшин чистая, словно хрустальная…»

Из сказки В. Одоевского «Мороз Иванович»

Текст 6. Существуют разные способы определения степени качества воды, которые можно применить, не выходя из дома:

1.   Самый простой эксперимент для определения качества воды — оценка по внешнему виду и по вкусу. Вода должна быть прозрачной, без осадка, без химического или какого-либо другого запаха.


2.   Для определения степени прозрачности воду слоем 2 см наливают в прозрачный стакан. Попробуйте прочитать текст на бумаге, глядя через стакан с водой. Если это сделать легко — вода прозрачная.
3.   Цветность воды определяют аналогичным образом: налейте 100 мл воды в прозрачный стакан и рассмотрите его на фоне белой бумаги. Органические вещества, разлагающиеся в воде, придают ей темный цвет.
4.   В домашних условиях намыливанием можно определить жесткость воды, если в воде плохо пенится мыло — вода жесткая. То же самое можно сказать и о воде, образующей осадок при кипячении. Мягкая вода полезней для организма.

5.   Запах воды также может многое рассказать о ее чистоте. Сначала погрейте воду до 20 ° С, затем — до 60 °. Гнилостный запах воды говорит о наличии в ее составе сероводорода.

6.   Для анализа воды на вкус в чистой емкости прокипятите небольшой объем воды в течение 5 мин, затем остудите до +20°(+25°) С. Если вода имеет сладковатый вкус, она содержит гипс, горький — соли магния, терпкий — соли железа.  Гнилостный вкус придают воде продукты распада растительных или животных организмов. Фильтрацией можно определить наличие в воде посторонних частиц. Для этого воду необходимо отстоять в течение некоторого времени, после чего профильтровать.
7.   На стекло или зеркало нанесите небольшую каплю воды. Подождите, пока жидкость испарится. После этого посмотрите на поверхность: если она осталась чистой — вода также чистая. Если на стекле образовались какие-то пятна — это признак низкого качества воды. Если у вас есть аквариум — проследите за его обитателями: большинство из них очень чувствительны к качеству воды.

Однако и эти методы имеют свои скрытые недостатки. Наиболее полную информацию о качестве Вашей воды можно получить, заказав полный анализ воды у специалистов.

 

 

 

 

 

Задания для работы с данной информацией

Ознакомление

Рассмотрите схему городской водоочистительной станции. Какие этапы очистки проходит вода, прежде чем попасть к нам в дом? Запишите последовательность этапов очистки воды (поясните, что происходит на каждом этапе), которая течёт из твоего крана в виде таблицы или изложите в форме текста, как вода приходит в ваш дом.

Понимание

Найдите в текстах источники загрязнения природной воды. Что ещё с вашей точки зрения будет загрязнять воду. Составьте схему.

Применение

Предложите способ(-ы), позволяющий воду, набранную в реке во время туристического похода, сделать максимально пригодной (безопасной для здоровья) для питья.

Анализ

Представьте ситуацию: вы проживаете в сельской местности, на берегу реки. О загрязнении воды нефтепродуктами вы ничего не слышали. Набрав воды из реки, вы увидели на её поверхности жирную «разноцветную» плёнку. Как вы поступите в данном случае? Объясните.

Синтез

Составьте обращение к своим товарищам, учащимся вашей школы, (в виде текста, плаката, стихотворения и др.) «Почему надо беречь воду?». Лучшие работы будут размещены в школьной газете.

Оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проведите тестирование воды трёх разных источников. Составьте отчёт, сделайте выводы.

Водопроводная вода

Кипячёная вода

Вода «Агуша»

Вода фильтрованная (бытовой фильтр «Барьер»)

Цвет

Прозрачная (не имеет цвета)

прозрачная

прозрачная

прозрачная

Запах

запах хлора

?

нет запаха

нет запаха

Вкус

металлический

?

непонятный привкус

вкус слабо выражен

Прозрачность

слегка мутная

?

прозрачная

прозрачная

Жёсткость

мягкая

мягкая

жёсткая

мягкая

 

- Эта задача рассчитана на 2 учебных часа. 1-3 задание может быть выполнено индивидуально или в паре. Задания на анализ и синтез требуют длительного времени, могут быть даны на дом.

 

Проектные задачи (Метод проектов).

Проектная задача - задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система действий ребёнка, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата (продукта). Принципиально носит групповой характер. Для проектной задачи учитель предлагает детям все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных.

Опыты и эксперименты  (Исследовательский метод. Моделирование).

Опыт и эксперимент – это методы исследования в управляемых условиях. Они помогают лучше понять явления, происходящие в природе, выяснить причинно-следственную связь этих явлений, развивают наблюдательность и мышление учащихся. Дают возможность познакомить детей с законами природы в доступной форме. Использование опытов и экспериментов является эффективным средством формирования естественнонаучной грамотности.

Кроме реальных опытов и экспериментов можно использовать задания с их описанием. Одно такое задание мы сейчас выполним.Оно направлено на извлечение вывода из опыта, объяснение явления с привлечением новых знаний.

Моделирование - исследование объектов, процессов или явлений путём построения и изучения моделей для определения или уточнения характеристик оригинала. В основе моделирования лежит принцип замещения реального предмета, явления, факта другим предметом, изображением, знаком, символом. При работе с моделями обучающиеся учатся работать с информацией, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, информационная модель), представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, преобразовывать информацию из одного вида в другой, выбирать наиболее удобный вид.

«В два стакана налили воду: в один – кипячёную, в другой – воду из-под крана. Рассмотри результаты опыта, показанные на схематическом рисунке. Запиши вывод из опыта и ответ на вопрос».

 «Рыбам в аквариум наливают кипячёную воду. Почему они гибнут, если не продувать через воду воздух специальным насосом?»

 (Вывод из опыта: в воде из-под крана содержится больше воздуха, чем в кипячёной воде.

Если не продувать через воду воздух, рыбы в аквариуме гибнут, так как дышат воздухом, растворённым в воде, с помощью жабр. А в кипячёной воде воздуха мало).

«У чистого воздуха нет запаха. Но, когда мы дышим, то ощущается запах свежескошенной травы или протухшей рыбы. Крошечные, невидимые глазом частицы вместе с воздухом попадают к нам в нос. Это позволяет нам воспринимать запахи обонянием. Прилетев на зимние каникулы в южные края, Сеня удивился, как сильно ощущаются там запахи. Значительно сильнее, чем в сибирском городе Томске, откуда он прилетел на самолёте». Предложи своё объяснение этого явления и способ проверки своего предположения. (выдвижение гипотезы и планирование опыта)

Гипотеза: Запахи лучше распространяются в более тёплом воздухе (если температура воздуха выше

Способ проверки: капнуть каплю духов на блюдце в углу тёплой комнаты. Измерить время, которое потребуется, чтобы почувствовать запах в другом углу.

Контрольный опыт: охладить воздух в комнате путём проветривания (зимой). Закрыть окно. Капнуть каплю духов на блюдце в углу тёплой комнаты. Измерить время, которое потребуется, чтобы почувствовать запах в другом углу).

Опыт и эксперимент считают одним из способом моделирования.

 

 

 

 

 

 

Приложение

Раздел географическое разнообразие

Название игры: Д/и «Я знаю!», возраст детей:6 – 7 лет

Задача игры (замысел): Закрепить знания детей о городах, странах, рек, морях.

Игровые правила: Играющие по очереди перечисляют различные категории названий и показывают их.

Содержание (ход игры):Воспитатель показывает различные объекты на физической карте, называя наименования объекта (город, страна, река и т .д)

Работа с картой: Дети по очереди показывают любой из запомнившихся им объектов на карте и называют его: « Я знаю город ..!», « Я знаю страну Россия!» и т.д.

Результат: Дети запоминают названия городов, стран, рек, морей.

 

1.     Раздел природное разнообразие

Название игры: Д/и «Отгадай животное по описанию», возраст детей:6 – 7 лет

Задача игры (замысел): Формировать умение детей по описанию отгадывать животных. Развивать память, мышление и речь детей.

Игровые правила: Дети по описанию отгадывают животное, за каждый правильный ответ дети получают фишки.

Работа с картой: Воспитатель с детьми на карте отмечают карточкой с изображением животного, его место проживания.

Результат: Дети закрепляют знания о животных и их место жительство.

 

Название игры  «Воздух, земля, вода».

Задача игры (замысел): закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.

Понятийный аппарат: знакомим с такими понятиями, как объекты живой и неживой природы.

Игровые правила и содержание (ход игры)

Вариант 1. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.

Вариант 2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.

Результат

Закреплены знания детей о месте обитания живых организмов.

 

Название игры : «Что и когда лучше продавать?»

Задача игры (замысел)  закрепить знания детей о спросе на товар, о влиянии фактора сезонности (времени года) на реальный спрос.

Понятийный аппарат: спрос, продукты, сезон.

Игровые правила и содержание (ход игры)

Дети заполняют магазины товарами в соответствии с сезоном. Например, панамки, сандалии, сарафан, бадминтон и др. — в «летний» магазин; шубу, шапки, варежки — в «зимний».

Результат закреплены знания детей о спросе на товар, о влиянии фактора сезонности (времени года) на реальный спрос.

 

Ситуационные задачи являются важнейшим методическим ресурсом для обучения дошкольников решению жизненных задач (проблем) с помощью получаемых знаний.
ПРИМЕРЫ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ
 Ситуация с огнём.
• В квартире пожар. Что ты будешь делать? Почему? • Дым в соседней квартире. Твои действия?
 Ситуация с водой.
 • Видишь, что кто-то тонет. Как поступишь? • В квартире прорвало кран. Ты один дома. Что предпримешь сначала, что потом? Почему?

 

                        Прочитайте текст и выполните задания 1-4

                                                  Вода – вещество

         Вода – одно из самых важных для природы веществ. Свойства воды уникальны. Она может находиться в трёх состояниях: жидком, твёрдом и газообразном. Животные и человек могут прожить без воды совсем недолго. Растение без полива вянет и погибает. Вот как написал о воде французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери: «У тебя, вода, нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Ты самое большое богатство в мире. Ты не просто необходима для жизни. Ты сама Жизнь!»

 

 

Задание 1.         Вода, лед и пар имеют разную температуру. Укажи последовательность от самого холодного к самому горячему.

1) лед, вода, пар      2) лед, пар, вода       3) пар, лед, вода      4) пар, вода, лед

Задание 2.   Отметь правильные высказывания.

1) Вода принимает форму любого сосуда.

2) Вода имеет цвет и запах.

3) В воде растворяются многие вещества.

4) Цвет и запах воды зависит от веществ, которые в неё добавляют.

 Задание 3                                                                                                                                 Выскажи предположение: отметь предметы, которые сразу утонут в    воде.

1)    Лист бумаги                            2)    Деревянный кубик          3)    Гвоздь

4)    Металлическая крышка     5)    Резиновый мячик             6)    Кусок мыла

Задание 4.    Найди НЕверное высказывание? Объясни ответ.

1)    Роса, иней, дождь – вода в жидком состоянии.

2)    Лёд, снег – вода в твёрдом состоянии.

3)    Водяной пар – газообразное состояние воды.

 Запиши ответ:______________________________________________________

 

                        Прочитайте текст и выполните задания 5-8

Задание 5.    Узнай животное по описанию.

Этот зверь-грызун живёт около водоёмов. Плоский широкий хвост, короткая жёсткая шерсть, широкая морда с торчащими зубами-резцами. Этих животных все знают как умелых строителей: они умеют строить каналы, туннели, плотины. Для своих построек используют прутья, ветки и даже стволы небольших деревьев.

Запиши ответ:                                                                                         

 

 

 

 

Задание 6.    Подпиши название этого животного под его изображением.

http://animalsfoto.com/photo/f7/f7f3c60659b90e3118840f74b0c77c54.jpgбобер: Взрослый бобр сидя на бревнах Фото со стока | Животные, Рисунки  животных, БобрыПолевка (крыса) водяная | справочник Пестициды.ru

__________________     ____________________    ___________________

Задание 7.  

 Выпиши из текста высказывания, доказывающие твою правоту.

1.                _______________________________________________________________________________________________________________________________

2.                _______________________________________________________________________________________________________________________________

3._________________________________________________________________________

Задание 8.   Прочитай.  Отметь  верное  высказывание.

1)  Бобры – рыбы, потому что живут в воде.

2)  Бобры – звери, потому что тело покрыто шерстью, детёнышей кормят молоком.

3)  Бобры – земноводные, потому что могут жить как на суше, так и в воде.

                        Прочитайте текст и выполните задания 9-12

     Зачем природе комары – эти злые, вредные, насекомые, которые питаются кровью? Но известно каждому - в природе нет ничего лишнего. Исчезнут комары – птицы не смогут выкормить своих птенцов, не станет птиц – насекомые уничтожат урожай пшеницы и фруктов. И потянется эта цепочка до человека…

Взрослый комар – изящное насекомое с прозрачными красивыми крылышками и длинным хоботком. Этим хоботком самка комара прокалывает нашу кожу, чтобы напиться крови. Кровь нужна самке для того, чтобы отложить яйца, из которых разовьются крохотные личинки.

 

    Задание 9. Определите, под каким номером изображён комар.Тема: НАСЕКОМЫЕ, 1. Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Познакомить его  с названиям..Тема: НАСЕКОМЫЕ, 1. Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Познакомить его  с названиям..Тема: НАСЕКОМЫЕ, 1. Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Познакомить его  с названиям..Тема: НАСЕКОМЫЕ, 1. Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Познакомить его  с названиям.. Тема: НАСЕКОМЫЕ, 1. Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Познакомить его  с названиям..

1)                              2)                                        3)                                    4)   

Задание 10.    Составьте цепь питания по содержанию текста.

https://documents.infourok.ru/79d25196-add9-4c00-b113-0c2db2b52a88/0/image008.png

https://documents.infourok.ru/79d25196-add9-4c00-b113-0c2db2b52a88/0/image009.png

 

 

https://documents.infourok.ru/79d25196-add9-4c00-b113-0c2db2b52a88/0/image010.png  Задание 11.    https://documents.infourok.ru/79d25196-add9-4c00-b113-0c2db2b52a88/0/image011.jpg

 Задание 12.    Объясните, зачем природе комары.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

                        Прочитайте текст и выполните задания 13-16

                                     Солнечная «семья»

         Солнце – ближайшая к Земле звезда. Этой звезде около 5 млрд. лет. Солнце – глава большой солнечной «семьи» – Солнечной системы. Солнечная «семья» объединяет планеты и другие небесные тела, которые вращаются вокруг Солнца. Всем известно, что мы вместе с нашей планетой Земля вращаемся вокруг своей оси и делаем это за 24 часа или за сутки. Происходит это за 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд. 

 

Задание 13.  За какое время Земля совершает полный оборот вокруг Солнца?

1) один оборот за 12 часов              2) один оборот за 24 часа

3) один оборот за месяц                    4) один оборот за год

Задание 14.   Что является правильным объяснением того, почему на Земле происходит смена дня и ночи?

 1) Солнце вращается вокруг  Земли             2) Земля вращается вокруг  Солнца

 3) Земля вращается вокруг своей оси              4) Солнце вращается вокруг  своей оси

 Задание 15.

На рисунке внизу изображены Земля, Луна и Солнце. Каждое из этих тел обозначено цифрой. Стрелки показывают направление    движения каждого тела. Запиши на каждой строчке цифру (1,2 или3), которой обозначено соответствующее тело.

https://documents.infourok.ru/79d25196-add9-4c00-b113-0c2db2b52a88/0/image012.png

n  Земля обозначена цифрой __________

n  Луна обозначена цифрой   __________

n  Солнце обозначено цифрой __________

Задание 16.     Отметь НЕверные утверждения:

 1) Меркурий, Венера, Земля – планеты Солнечной системы.

 2) Масса Земли в 330 тысяч раз больше массы Солнца.

 3) Луна – спутник Земли.

 4)Специалистов, изучающих астрономию, называют астронавтами.

 

 

 

 

 

 

 

Задание 5: Приливная электростанция

Работа приливных электростанций (ПЭС) основана на разнице уровней воды во время приливов и отливов, и чем больше эта разница, тем большую мощность может развивать электростанция.

ПЭС, как правило, размещают в устьях рек или морских заливах. Участок акватории отделяется от моря плотиной, конструкция которой предусматривает специальные ниши с установленными в них гидротурбинами и генераторами.

 

http://oge.fipi.ru/os/docs/0CD62708049A9FB940BFBB6E0A09ECC8/docs/199C4C1A5458AC1B4C89FFA57653878C/xs3docsrc199C4C1A5458AC1B4C89FFA57653878C_2_1605878768.jpghttp://oge.fipi.ru/os/docs/0CD62708049A9FB940BFBB6E0A09ECC8/docs/199C4C1A5458AC1B4C89FFA57653878C/xs3docsrc199C4C1A5458AC1B4C89FFA57653878C_3_1605878768.jpg

Во время приливов водохранилище станции (или устье реки) наполняется водой. Водяные потоки проходят через узкие ниши плотины и создают высокое давление. Под давлением столба воды лопасти гидротурбины начинают вращаться и вращают соединённый с турбиной ротор генератора, который вырабатывает электрический ток.  С началом отлива вода покидает бассейн и вновь проходит через плотину, приводя в движение лопасти турбин.

 Вопрос 1: Почему мощность работы ПЭС зависит от высоты прилива?

Вопрос 2:  Почему ПЭС не строят на открытых морских побережьях, а располагают в устьях рек или морских заливах?

Вопрос 3: От каких из перечисленных ниже факторов зависит мощность ПЭС? Выберите все верные ответы.

А. Сильные ветра в районе побережья           В. Объём водохранилища

С. Солёность морской воды          Д. Численность гидротурбин и генераторов

Е. Высота и сила приливов               F. Среднегодовой перепад температур

Вопрос 4:  Почему ПЭС не могут обеспечивать бесперебойную подачу электроэнергии одной и той же мощности в течение суток?

 

Вопрос 5:

В процессе выработки электроэнергии на ПЭС происходят преобразования одних видов энергии в другие. Установите последовательность преобразования видов энергии при работе ПЭС.

А. кинетическая энергия ротора генератора

В. кинетическая энергия вращения гидротурбины

С. электрическая энергия, вырабатываемая генератором

Д. потенциальная энергия столба воды 

Вопрос 6: 

В одном из южных морских курортных городов ощущается нехватка электроэнергии. Обсуждается возможность строительства приливной электростанции (ПЭС) и тепловой электростанции (ТЭС), работающей на каменном угле. Определите, какие из указанных ниже факторов относятся к преимуществам, а какие – к недостаткам строительства ПЭС по сравнению с ТЭС. Поставьте «+» в соответствующем столбце таблицы. 

Факторы

Преимущества

Недостатки

 

Отсутствие вредных выбросов в отличие от ТЭС

 

 

 

Цикличность работы ПЭС, непостоянная мощность вырабатываемой электроэнергии в течение суток

 

 

 

Плотина ПЭС защищает побережье от штормов

 

 

 

Плотина ПЭС занимает существенную часть побережья

 

 

 

 

 

1.    Объясните с биологической точки зрения выражение: ‘Сытое брюхо к учению глухо’

 

2.  Ученый – химик Джозеф Пристли провел следующий опыт. Он посалил под стеклянный колпак мышь. Довольно быстро животное погибло. Тогда экспериментатор поместил под такой же колпак другую мышь, но уже вместе с веткой мяты. Этот опыт был поставлен в 1771 году. Так его описывает автор: «Через восемнадцать дней я нашел, что мышь прекрасно могла жить в той части воздуха, в которой росла ветка мяты. Побег мяты вырос почти на два дюйма…».

 Сделайте выводы из данной ситуации. Приведите аргументы в пользу ваших выводов.

 

 

 

3. Как вы думаете, почему деньги считают самыми грязными вещами, которыми пользуется человек. Объясните, почему болезнетворные микробы живут на купюрах довольно долго — от одного до двух месяцев, а на пластиковых купюрах  и металлических монетах микроорганизмов в разы меньше, и жизнь их коротка — полторы-две недели.

Сделайте выводы, чем лучше рассчитываться наличными или банковскими картами. Дайте свои рекомендации.

 

 

 

 

4.  Прочитайте текст:

Придуманный фантастами и визуализированный режиссерами робот-скелет уже выводится на мировой рынок как вспомогательная профессиональная «спецодежда» для различных областей применения. Самые популярные из них – военная и медицинская. Но, по прогнозам исследовательских центров Global Markets Insight и Markets&Markets, к 2023-2024 гг. рынок промышленных экзоскелетов по востребованности опередит военный и медицинский  

Это закономерный рывок, потому что профессии, физически тяжелые для человека, сосредоточены в области промышленного производства, логистики и сельского хозяйства. Экзоскелеты там будут играть очень важную роль, предотвращая перегрузку, снижая боль и устраняя проблемы со здоровьем.

Экзоскелеты работают от батареи.Одного заряда батареи хватает на 8 часов работы, и ее можно заменять «на ходу». Параметры устройства впечатляют: система увеличивает силу владельца примерно в 20 раз – при поднятии 45 кг груза оператор ощутит вес порядка 2,2 кг.

Оцените с научной точки зрения корректность и убедительность утверждений, содержащихся в этой статье.

 

5. Кошка стала настоящей музой для англичанина Перси Шоу. Как-то раз он обратил внимание на то, как автомобильные фары отражаются в кошачьих глазах. Какое изобретение придумал Перси и где оно используется?https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2021/04/12/zadaniya_po_estestvennonauchnoy_gramotnosti.docx_image2.jpg

 

 

 

 

6.Медики в разных странах заметили, что у многих пациентов с тяжелой формой COVID-19 развивается глубокое воспаление сосудов, нарушается свертываемость крови. Как правило, таких людей лечат в стационаре, где врачи заботятся о работе их кровеносной системы. После выписки кому-то из них назначают лекарства, предупреждающие тромбообразование, а кому-то нет.

           Предложите правила  при соблюдении которых пациенты смогут не только сохранить, но и восстановить свои сосуды.                                                                                                                                 

Держи голову в холоде, живот – в голоде, а ноги – в тепле! – этот мудрый совет великого полководца Александра Суворова поможет победить не только военного противника, но и болезнь. Особенно актуален этот принцип для жителей России сейчас, когда суровые морозы резко сменились потеплением и количество воды на улицах увеличивается таянием снега и обильными дождями.
Почему нельзя допускать промокания ног? Что поможет предупредить недуг?

Грибковые заболевания
Респираторные инфекции
Болезни почек и мочевыводящих путей
Болезни нижних конечностей
Переобуться.
Сделать массаж
Принять ванну
Подкрепиться.
Физика и биология. Класс Птицы. Почему утка мало погружается в воду при плавании? (возможные вопросы от учащихся).
У утки части тела, погруженные в воду (грудь и брюшная сторона), покрыты густым пухом, который сверху прикрыт плотно сомкнутыми кроющими перьями. Слой пуха и перьев содержит воздух, который играет важную роль в плавучести птиц. На теле образуется своеобразный воздушный пузырь, что делает тело лёгким на воде. Средняя плотность тела утки оказывается меньше плотности воды. Широкая брюшная сторона не позволяет телу опрокидываться набок.
Некоторые крупные морские птицы часто сопровождают суда, следуя за ними часами, а то и сутками. При этом обращает на себя внимание тот факт, что эти птицы преодолевают путь совместно с судами с малой затратой энергии, летя большей частью с неподвижными крыльями. За счёт какой энергии перемещаются в этом случае птицы?
При работе двигателя судна выделяется тепловая энергия. Потоки нагретого двигателем воздуха из-за конвекции поднимаются вверх. Эти потоки и поддерживают птиц.                                                                        


Физика и география. В пустой стакан положили лёд. Лёд постепенно тает, и стакан заполняется водой. Наконец на поверхности воды остаётся одна льдинка. Где вода холоднее на дне или поверхности?
До изобретения надёжных электрических термометров обычно использовались ртутные и спиртовые, но не везде. Например, в Антарктиду брали в основном спиртовые термометры. Почему?

Физика и математика. Русская народная сказка Курочка Ряба.
Жили старик со старухой, и была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко: яичко не простое. Золотое.
Какую массу имело бы обыкновенное куриное яйцо, будь оно полностью золотым? Объем яйца определите экспериментально.
Решение: Объём куриного яйца определили с помощью мензурки. Он оказался равным
V= 52см3. Зная, что плотность золота
ρ= 19,3г/см3, вычислим массу золотого яйца.
m = ρ.V= 19,3 г/см3 . 52см3 ≈ 1000г = 1 кг
Ответ: m = 1 кг
Физика и астрономия Оцените с точки зрения астрономии эти строчки.
Шесть раз менялась Луна,
Давно окончена война. (М. Лермонтов Песнь ингелота)
Сколько времени прошло?

Этот листочек календаря
Особенным кажется почему – то
24 декабря, день прибавился на минуту.
Вчера еще солнце щурило глаз
Так, словно, было на всех надуто
И вдруг улыбнулось, и день сейчас
Семь часов и одна минута. (Э. Асадов 24 декабря)

 

 

 

 

 

 

 

Литература (ЭОР)

·         https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

·         http://www.fizika.ru

·         http://school-collection.edu.ru

·         http://college.ru/fizika/

·         http://fiz.1september.ru

·         http://www.school.mipt.ru

·         http://kvant.mccme.ru/

·         http://www.e-science.ru/physics

·         http://metodist.lbz.ru/

·         http://elkin52.narod.ru/

·         http://nau-ra.ru/

·         http://physics.nad.ru/physics.htm.

·         http://class-fizika.narod.ru/index.htm


 

·        Скачано с www.znanio.ru

Использование стандартных приемов организации учебного процесса с целью развития у обучающихся естественнонаучной грамотности

Использование стандартных приемов организации учебного процесса с целью развития у обучающихся естественнонаучной грамотности

Оглавление 1. Введение 2

Оглавление 1. Введение 2

Введение Важной составной частью функциональной грамотности является естественнонаучная грамотность

Введение Важной составной частью функциональной грамотности является естественнонаучная грамотность

Методы и методических приёмов формирования естественнонаучной грамотности

Методы и методических приёмов формирования естественнонаучной грамотности

В современном образовании, время от времени, принято пользоваться не «сплошными» учебными текстами, а, на первый взгляд, достаточно хаотичным набором разнообразных текстов, состоящих из отрывков художественной…

В современном образовании, время от времени, принято пользоваться не «сплошными» учебными текстами, а, на первый взгляд, достаточно хаотичным набором разнообразных текстов, состоящих из отрывков художественной…

Информация по данному вопросу

Информация по данному вопросу

Текст 2. Россия – государство, одно из самых обеспеченных пресной водой, однако проблема качества этой воды стоит очень остро

Текст 2. Россия – государство, одно из самых обеспеченных пресной водой, однако проблема качества этой воды стоит очень остро

Чаще всего используются серебро, йод, озон, хлор

Чаще всего используются серебро, йод, озон, хлор

Текст 2. Россия – государство, одно из самых обеспеченных пресной водой, однако проблема качества этой воды стоит очень остро

Текст 2. Россия – государство, одно из самых обеспеченных пресной водой, однако проблема качества этой воды стоит очень остро

Ознакомление Рассмотрите схему городской водоочистительной станции

Ознакомление Рассмотрите схему городской водоочистительной станции

Проектные задачи (Метод проектов)

Проектные задачи (Метод проектов)

Рыбам в аквариум наливают кипячёную воду

Рыбам в аквариум наливают кипячёную воду

Приложение Раздел географическое разнообразие

Приложение Раздел географическое разнообразие

Игровые правила и содержание (ход игры)

Игровые правила и содержание (ход игры)

Задание 1. Вода, лед и пар имеют разную температуру

Задание 1. Вода, лед и пар имеют разную температуру

Задание 6. Подпиши название этого животного под его изображением

Задание 6. Подпиши название этого животного под его изображением

Задание 9. Определите, под каким номером изображён комар

Задание 9. Определите, под каким номером изображён комар

Задание 13. За какое время

Задание 13. За какое время

Задание 5: Приливная электростанция

Задание 5: Приливная электростанция

Вопрос 5: В процессе выработки электроэнергии на

Вопрос 5: В процессе выработки электроэнергии на

Как вы думаете, почему деньги считают самыми грязными вещами, которыми пользуется человек

Как вы думаете, почему деньги считают самыми грязными вещами, которыми пользуется человек

Медики в разных странах заметили, что у многих пациентов с тяжелой формой

Медики в разных странах заметили, что у многих пациентов с тяжелой формой

Физика и география. В пустой стакан положили лёд

Физика и география. В пустой стакан положили лёд

Литература (ЭОР) · https://fipi

Литература (ЭОР) · https://fipi
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.11.2023