ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СВОЙСТВ СТЕПЕНИ С ЦЕЛЫМ

  • docx
  • 28.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СВОЙСТВ СТЕПЕНИ.docx

Использование свойств степени
с целым показателем для нахождения
значений выражений

Цели: изучить свойства степени с целым показателем; формировать умение применять данные свойства для нахождения значения выражения.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устная работа.

– Вычислите:

а) 5–3;                   б) ;                 в) (–11)–2;                  г) ;    

д) (–3)–2;              е) ;                ж) 2–5;             з) ;

и) (–3)4;                к) .

III. Объяснение нового материала.

Объяснение проводить по следующей схеме:

1. А к т у а л и з а ц и я   з н а н и й.

Вспомнить свойства степени с натуральным показателем и продемонстрировать их применение для преобразования и нахождения значений выражений.

23 · 22 = 23 + 2 = 25 = 32;

34 : 32 = 34 – 2 = 32 = 9;

(22)3 = 22 · 3 = 26 = 64;

(3 · 4)3 = 33 · 43 = 27 · 64 = 1728;

.

2. С о о б щ и т ь  учащимся, что все рассмотренные свойства распространяются и на степени с любым целым показателем. Предполагаем, что основание степени не равно нулю.

На доску выносится запись:

Для каждого a ≠ 0, b ≠ 0 и любых целых m и n:

am ∙  an = am + n           (1)

am : an = amn           (2)

(am)n = (a n)m = am ∙  n            (3)

(a ∙  b)n = an ∙  bn         (4)

               (5)

Доказательство утверждений можно рассмотреть по учебнику на с. 207.

3. П р и в е с т и   п р и м е р ы, показывающие применение свойств степени с целым показателем для нахождения значения выражения (с. 207–208 учебника, примеры 1–3).

IV. Формирование умений и навыков.

На этом уроке необходимо начать формирование у учащихся следующих умений:

– непосредственно применять свойства степени с целым показателем для нахождения значения выражений;

– преобразование выражения в степень с «нужным» основанием для рационального применения свойств степени с целым показателем;

– упрощать выражения, используя свойства степени с целым показателем.

1. № 985.

Р е ш е н и е

а) 3–4 · 36 = 3–4 + 6 = 32 = 9;

б) 24 · 2–3 = 24 – 3 = 2;

в) ;

г) ;

д) 5–3 : 5–3 = 5–3 – (–3) = 50 = 1;

е) 3–4 : 3 = 3–4 – 1 = 3–5 = ;

ж) (2–4)–1 = 2–4 · (–1) = 24 = 16;

з) (52)–2 · 53 = 5–4 · 53 = 5–4 + 3 = 5–1 = ;

и) 3–4 · (3–2)–4 = 3–4 · 38 = 3–4 + 8 = 34 = 81.

2. № 987, № 988 – самостоятельное решение, два ученика работают у доски.

№ 989.

Р е ш е н и е

а)  = 33 = 27;

б) ;

в) 0,01–2 = 1002 = 10000;

г) ;

д) 0,002–1 =  = 500;

е) .

3. № 990, № 992.

Р е ш е н и е

№ 990.

а) ;

б) ;

в) ;

г) .

№ 992.

а) 5т · 5т + 1 · 51 – т = 5т + т + 1 + 1 – т = 5т + 2;

б) (5т)2 · (5–3)т = 52т · 5–3т = 52т – 3т = 5т;

в) 625 : 54т – 2 = 54 : 54т – 2 = 54 – 4т + 2 = 56 – 4т.

4. № 993.

При выполнении этого упражнения учащиеся должны сами определить в виде степени, с каким основанием им удобно и необходимо представить выражение.

Р е ш е н и е

а) 8–2 · 43 = (23)–2 · (22)3 = 2–6 · 26 = 20 = 1;

б) 9–6 · 275 = (32)–6 · (33)5 = 3–12 · 315 = 3–12 + 15 = 33 = 27;

в) 100 : 10–3 = 100 + 3 = 103 = 1000;

г) ;

д)  = 2–21 + 22 = 2;

е)  = 1;

ж) ;

з) .

5. Сильным в учебе ученикам можно предложить для решения задание повышенной трудности.

№ 995.

Р е ш е н и е

а)  = 52m – 2m + 1 = 5;

б) .

V. Итоги урока.

В о п р о с ы   у ч а щ и м с я:

– Сформулируйте правила умножения и деления степеней с одинаковым основанием.

– Сформулируйте правило возведения в целую степень произведения и дроби.

– Сформулируйте правило возведения степени в степень.

Домашнее задание: № 986, № 991, № 994, № 1072.