Веденкова Марина Сергеевна
воспитатель
МДОБУ Новоарбанский детский сад «Радуга»
п. Новый, Республика Марий Эл
Использование театра для социализации детей дошкольного возраста
Ведущей деятельностью ребенка является игра. Обучающий материал, который используется ребенком в игре, усваивается быстрее, легче. В игровой форме сложные и порой малоинтересные упражнения становятся увлекательным занятием. Ребенок, познавая реальный мир, его социальные связи и отношения, активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию. Основным объектом такой социальной проекции достаточно долгое время остается театр. Театрализованная деятельность с использованием кукол широко используется для улучшения социальной адаптации, при коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения, а также для работы с детьми, имеющими эмоциональную травму. Любимая игрушка «участвует» в постановке спектакля, сюжет которого является травмирующим для ребенка, попадает в страшную историю и успешно с ней справляется. По мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребенка нарастает и, достигнув максимальной выраженности, сменяется бурными поведенческими эмоциональными реакциями (плач, смех и т.д.) и снятием нервно-психического напряжения.
Процесс использования куклотерапии проходит в два этапа: изготовление кукол, использование кукол для отработки значимых эмоциональных состояний. Коррекционная функция процесса изготовления кукол состоит в том, что, увлекаясь процессом изготовления кукол, дети становятся более спокойными, уравновешенными. Во время работы у них развивается произвольность психических процессов, появляются навыки концентрации внимания, усидчивости, развивается воображение. В куклотерапии используются такие варианты кукол, как: Куклы-марионетки. Принцип изготовления простых марионеток предложен Вальдорфской школой. Такая кукла состоит из головы и платья с вшитыми рукавами, она очень проста в управлении: одна нить служит для управления головой, другая - руками. Кукла может иметь одно лицо или сменные лица (что позволяет ребенку моделировать различные эмоции), а может быть без лица (что позволяет ребенку фантазировать - в каком настроении находится герой куклы). Работа с куклой-марионеткой позволяет совершенствовать тонкую моторику руки и общую координацию движений; проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, которые ребенок по каким-то причинам не может или не позволяет себе проявлять. «Оживляя» куклу, ребенок впервые в жизни ощущает взрослую ответственность за действия куклы, за ее «жизнь»; может осознавать причинно-следственные связи между своими действиями и изменениями движений куклы; учится находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям; развивать произвольное внимание и способность к концентрации. Пальчиковые куклы. Наиболее простым вариантом пальчиковых кукол являются шарики от пинг-понга или пустые скорлупки от яиц, на которых нарисованы различные выражения лиц, различные персонажи. Пальчиковые куклы могут также изготавливаться из плотного картона в виде небольших цилиндров, размер которых подбирается по размеру пальцев ребенка. Теневые куклы. Теневые куклы используются для работы теневого театра и изготавливаются из черного или темного картона, или бумаги. Такие куклы используются преимущественно для работы над детскими страхами. Играя с такой куклой в теневом театре, ребенок получает опыт решения своей проблемы. Веревочные куклы. Веревочные куклы являются многофункциональными. Они эффективны для проработки у детей проблем идентификации, общения, повышенной тревожности. Такая кукла может быть размером в рост ребенка. Она проста в изготовлении: из веревки собирается контур куклы, за петельку голова куклы пристегивается на рубашку ребенка, а палец ребенка продевается в петли, находящиеся на ладошках куклы. Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями. Перчаточные куклы. Перчаточные куклы традиционно используются для детских кукольных театров, различных инсценировок, изображений сказок.
Объемные куклы. Объемные куклы традиционно используются для проигрывания ролевых игр. Это обычные игрушки размером в рост человека.
Ну и наконец, изготовление и вождение кукол даёт нам всем (и детям и взрослым) следующее:
· развивает мелкую моторику руки и пластику кисти («Мануальный интеллект»);
· развивает способности к образному мышлению;
· учит концентрировать внимание;
· развивает очень редкое умение: выражать характер малыми средствами.
В куклотерапии возможны индивидуальная и групповая формы куклотерапии.
Методика использования куклотерапии в педагогике предусматривает проведение нескольких занятий.
Первый этап (первое занятие): изготовление (пошив) куклы
Второй этап (второе занятие): обучение «вождению» куклы (кукольная аэробика под руководством педагога, что-то типа: «Куклы сели, куклы встали, куклы поклонились»), церемония «оживления» куклы, вообще знакомство со своей куклой.
Третий этап (все последующие занятия) - сказкотерапия с помощью кукол. Постановка мини-спектакля, рассказывание сказки с помощью куклы, выполнение сложных сюжетных заданий педагога с помощью кукол, создание кукольного театра. Кукла для человека в детстве не обязательно «дочка» или «сынок», она — партнер в общении во всех его проявлениях. Роль куклы заключается в диалоге, в котором происходит «замена» реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения (с игрушкой легче разговаривать); сегодня куклами лечат заикание, нарабатывают моторику кисти, «рукой учат голову». Куклы могут служить и наглядным пособием. Ребята рассматривают и описывают их внешность, одежду, определяют характер. Действительно, куклы могут многое, но не нужно забывать, что все-таки и учат, и лечат не куклы, а люди, и потому многое зависит от того, в чьих руках они оказываются. При грамотном педагогическом подходе куклотерапия станет эффективным инструментом для коррекции эмоционально-личностных проблем, для формирования социальной уверенности и адаптации детей, для обеспечения эмоционального благополучия и психологического комфорта детей в коллективе.
Литература
· Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии (текст) Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. // Практикум по креативной терапии. - СПб. - 9-191. - СПб, 2001
· Основы куклотерапии. Галерея кукол / Гребенщикова Лариса Геннадьевна, 2007.
· Якушева Г.И. // начальная школа (журнал). - 2004. - №12-с.54-56. - с. 2004
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.