Использование театрализованных игр на занятиях по развитию связной речи у детей дошкольного возраста с ТНР и ЗПР
Выполнила:
Могутова Елена Фёдоровна,
учитель-логопед,
МАДОУ г. Мурманска № 135
Различные методы и методики по коррекции и развитию речи детей:
З.Е. Агранович предлагает использовать для этих целей возможности фланелеграфа;
И.В. Баскакина, М.И. Лынская, О.Г. Ивановская, Л.Я. Гадасина различные логопедические игры;
Е.Ю. Билюкова, Т.А. Куликовская, В.Э. Темникова строят свои методики на основе фольклорного материала (чистоговорок, скороговорок);
Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук используют для развития речи мяч;
Л.Б. Гавришева, Н.В. Нищева логопедические распевки, музыкальную пальчиковую гимнастику и подвижные игры;
В.В. Коноваленко предлагает специальные логопедические раскраски;
И.А. Ледник, Г.Л. Сперанская обосновывают эффективность развития у старших дошкольников связной речи с использованием сюжетной видеозаписи; и др.
Цель
представление опыта использования театрализованных игр в развитии связной речи детей дошкольного возраста с ТНР и ЗПР.
Задачи:
Изучить виды театрализованных игр, применяемых на занятиях по развитию речи.
Описать особенности использования театрализованных игр для развития связной речи у детей дошкольного возраста с ТНР и ЗПР.
Подобрать театрализованные игры для развития связной речи у детей дошкольного возраста с ТНР и ЗПР.
Театрализованная игра
Важное место в игровой деятельности дошкольников занимает театрализованная игра, т.е. разыгрывание в ролях определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов.
Л.С. Фурмина считает, что театрализованные игры - это игры-представления, в которых в лицах с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, разыгрывается литературное произведение, т.е. воссоздаются конкретные образы.
Игры детей дошкольного возраста
сюжетно-ролевые (творческие) игры
игры с правилами
игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, театрализованные игры, игры-забавы, развлечения
дидактические и подвижные игры
В сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а в театрализованной берут сюжеты из литературных произведений.
В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, а в театрализованной может быть такой продукт – поставленный спектакль, инсценировка.
Виды театрализованных игр
Настольный театр игрушек
Настольный театр картинок
Фланелеграф
Теневой театр
Театр кукол Бибабо
Пальчиковый театр
Театр марионеток
Игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей
Ролевые диалоги на основе текста;
Инсценировки произведений;
Постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки
При организации и проведении театрализованных игр с детьми ТНР и ЗПР необходимо учитывать ряд факторов:
затруднения в вербализации своих эмоций, состояний, настроения;
низкую степень устойчивости внимания;
необходимость многократного повторения;
доступность инструкций;
высокую степень истощаемости детей;
незрелость различных систем анализаторов;
нарушения в психомоторной сфере;
преобладание механической памяти;
особенности мотивационной сферы.
Театрализованные игры- упражнения
Первый этап - игровые упражнения, направленные на выработку мимики, жестов и пантомимики, что является своеобразным прологом к будущим театрализованным играм.
Веселые истории для артикуляционной гимнастики (по Т.В. Рожковой)
Игровые упражнения по развитию мимики
Игровые упражнения по обучению жестам
Игровые упражнения по развитию пантомимики
Игры на развитие слухового восприятия
Театрализованные игры- упражнения
Второй этап - используются такие приемы, как сопровождение действий взрослого и действий детей словами. Подбирается речевой материал, насыщенный глагольной лексикой, тексты выбираются таким образом, чтобы помочь детям поупражняться в ситуативной речи, активизировать словарь.
Пальчиковый театр
Театр теней
Показ стихотворений руками
Театрализованные игры- упражнения
Третий этапе – овладение умением отвечать на вопросы, пояснять, рассказывать без наглядной опоры на предмет или действие, работа над темпом и ритмом.
Хороводные танцы
Игры на формирование темпо-ритмовой организации высказывания
Театрализованные игры- упражнения
Четвертый этап - театрализованные игры с куклами-марионетками, разыгрывание небольших сценокдиалогов.
Игры на интонационную выразительность речи
Игры на развитие диапазона голоса
Игры на развитие речевого дыхания
Небольшие сценки-диалоги
Театрализованные игры- упражнения
Пятый этап - разыгрывание мини спектаклей с помощью фланелеграфа, с использованием кукол, выступление в качестве актеров в небольших сценках, миниспектаклях.
Мини-спектакли для фланелеграфа
Миниспектакли по сказкам
Сценки
Инсценировки
Импровизации на определённую тему
Принципы использования театрализованных игр на занятиях
• Театрализованная игра должна стать частью занятия или режимного момента.
• Проводить такие игры надо систематически.
• Выбирать и распределять речевой материал необходимо в соответствии с возможностями детей.
• Через различные виды театра следует развивать у детей мелкую и общую моторику.
• Подбирать игры для театрализации на первых трех этапах работы надо по схеме “взрослый — дети”, на последних двух “ребенок — дети” (взрослый выступает и роли посредника, ненавязчивого режиссера).
• В театрализованных играх следует разрабатывать речевые ситуации, способствующие развитию речи в процессе общения и речевых навыков.
Литература:
Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. /А.Е.Антипина.- М.: ТЦ Сфера, 2006.- 128 с.
Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада / Л.В. Артемова – М.: Просвещение, 2007. – 132 с.
Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. /А.А.Гуськова.– М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
Карпов А.В. Мудрые зайцы, или Как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки./А.В.Карпов. – СПб.: Речь, 2008. -150 с.
Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников детских садов./М.Д. Маханева. - М.: Сфера, 2001.-128 с.
Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-метод. Пособие / Е.В. Мигунова - НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006. – 126 с.
Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. / Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова. - М.: Школьная пресса, 2000. – 128 с.
Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр: Пособие для воспитателей, педагогов дошкольного образования и музыкальных руководителей детских садов./Н.Ф. Сорокина. - М.: АРКТИ, 2001. - 160 с.
Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах: Методические рекомендации. /Т.А.Шорыгина.– М.: ТЦ Сфера, 2013.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.