Использование технологии деятельностного метода обучения как одно из требований реализации ФГОС
Пугачева Т.Н., г. Ноябрьск,
Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия №1»,
учитель географии высшей категории
Системообразующим компонентом ФГОС второго поколения являются результаты образования, рассматриваемые в контексте деятельностной парадигмы образования. Процесс учения в рамках данной парадигмы понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития. Главным направлением в работе каждого учителя и педагогических коллективов на ближайшие годы становится осмысление, освоение и внедрение в практику работы системно-деятельностного подхода.
[ 1.1, с.23 ]
Реализация системно-деятельностного подхода выдвигает серьезные требования к методике обучения, которая должна из традиционного обучения трансформироваться в обучение посредством деятельности. Основной функцией учителя становится создание условий для каждого ученика, чтобы он мог научиться делать то, о чем записано в текстах требований ФГОС, и достигать
метапредметных и предметных результатов, личностно развиваясь. [ 2.1, с.19 ]
Функция учителя при деятельностном подходе -деятельность по управлению процессом обучения. Как образно замечал Л.С.Выготский, «учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».
Для реализации современных требований общества к образованию используется автором статьи используется педагогическая технология – технология деятельностного метода обучения (ТДМ) Л.Г. Петерсон. [2.2] Эта технология позволяет формировать не только предметные результаты освоения программы, но и развивать у детей деятельностные способности и качества личности, обеспечивающие их успешность в будущем. Этот новый педагогический инструментарий дает возможность организовать образовательную деятельность и взаимодействие участников образовательного процесса в рамках системно-деятельностного подхода, заявленного фундаментальным основанием ФГОС. В основе ТДМ лежит метод рефлексивной самоорганизации (общая теория деятельности – Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.), и вместе с тем, она включает в себя все этапы глубокого и прочного усвоения знаний (П.Я. Гальперин). Благодаря этому, учащиеся имеют возможность на уроках системно тренировать весь спектр УУД, определяющих умение учиться. С другой стороны, ТДМ обеспечивает преемственность с традиционной школой.
Технологии деятельностного метода характерны следующие дидактические принципы:
1) принцип деятельности заключается в такой организации обучения, когда ученик не получает готовое знание, а добывает его сам в процессе собственной учебной деятельности,
2) принцип непрерывности предполагает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне технологии, содержания и методики,
3) принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о природе – обществе – самом себе,
4) принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности,
5) принцип вариативности предполагает формирование у учащихся способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта на основе заданного критерия,
6) принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы, основанной на реализации идей педагогики сотрудничества,
7) принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому ученику содержание образования на максимальном (творческом) уровне, и обеспечивает его усвоение на уровне, не ниже социально безопасного минимума (ФГОС). [ 3.1 ]
Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода:
1) уроки открытия нового знания,
2) уроки рефлексии,
3) уроки развивающего контроля,
4) уроки построения системы знаний. [ 3.1 ]
Автором в педагогической деятельности апробированы уроки открытия нового знания. Урок географии в 6 классе по теме: «Географические координаты» был представлен на международном конкурсе «Учу учиться», отмечен дипломом 2 степени. [ 3.2 ]
Приведем в качестве примера структуру уроков открытия нового знания (ОНЗ) на примере урока географии, которая помогает учителям соотнести между собой различные типы уроков и выявить их общую методологическую основу – схему рефлексивной самоорганизации:
1) Мотивация к учебной деятельности.
Пример: Добрый день! Мы начинаем наш урок открытия нового знания. А что такое открытие? Учащиеся высказывают свое мнение. Учитель подводит итог: Открытие- это новое достижение, совершаемое в процессе научного познания. Каков путь открытия нового? Учащиеся высказывают свое мнение.
Учитель: Джордж Бернард Шоу, ирландский драматург и лауреат Нобелевской премии в области литературы, своим высказыванием показывает нам проблему значимости деятельности в человеческой жизни.
Он отмечает тот факт, что для того, чтобы получить какой-либо результат, необходимо действовать.
«Деятельность - вот что нужно для получения знания. Любое знание можно получить только через деятельность.» Б. Шоу
2) Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Пример: Сегодня мы, совершая открытие, начнем деятельность с ответа на вопросы. Что такое меридиан, параллель, экватор, начальный меридиан, градусная сеть? Как может меняться градусная мера параллелей? (от 0 до 90)0, меридианов (от 0 до 180) Мы часто слышим в разговоре фразу: «Оставьте мне ваши координаты». Что означает это выражение? Главное в том, что по этим данным можно найти человека. Системы координат пронизывают всю нашу жизнь. Например, почтовый адрес указывает на точное место в реальном пространстве, электронный адрес - на место в виртуальном пространстве. Но есть ещё понятие – адрес географического объекта.
Пробное действие:
«Потерпевший кораблекрушение герой романа Жюля Верна капитан Грант («Дети капитана Гранта») сумел добраться до острова Табор (37° ю.ш., 153° з.д.) Найдите этот остров на карте.»
Вопросы учащимся: Кому удалось найти остров на карте? (поднимают руки несколько учащихся)
3) Выявление места и причины затруднения.
Пример: Скажите, пожалуйста, что вы пока не смогли сделать? (пока мы не смогли найти на карте остров по имеющимся координатам).
А почему вы пока не смогли справиться с этим заданием? (Мы пока не смогли справиться с этим заданием, потому что пока не знаем, как определять географические координаты, как по известным координатам найти объект на карте).
Что же вам необходимо будет сделать, чтобы успешно выполнить задание? (Чтобы выполнить задание, нам необходимо самим найти информацию о географических координатах, узнать приём их определения).
4) Построение проекта выхода из затруднения.
Пример: Назовите, пожалуйста, цель, которая будет стоять перед вами на уроке!
(узнать, что такое географические координаты и научиться определять их на карте).
- Итак, как вы думаете, какая же тема нашего урока? Конечно, мы будем говорить о географических координатах.
Записываем тему урока в тетради «Географические координаты»
Чтобы справиться с затруднением, что вам нужно прежде всего сделать?
(Необходимо составить план выхода из затруднения).
Молодцы! Посмотрите внимательно у себя на партах (работая тетрадь, учебник, приложения, жетоны разного цвета), выберите, что вам будет необходимо для работы и попытайтесь самостоятельно составить план выхода из затруднения. (Ребята называют примерный план: используя текст учебника, выяснить что такое географические координаты, потренироваться в определении географических координат по карте)
Слайд. (после предложенных вариантов, учитель выводит пункты плана на экран)
- Молодцы! Вы построили план выхода из затруднения.
Сейчас вам предстоит в течение 15 минут:
1. Изучить текст учебника стр. 34-39
2. Сформулировать памятку по определению географических координат, взяв за основу алгоритм определение географической широты
3. Заполнить таблицу «Памятка по определению географических координат (приложение)
5) Реализация построенного проекта.
Пример: Работать вы будете в группах. Не забывайте, пожалуйста, правила работы.
Каждая группа по очереди зачитывает составленный эталон.
На доске слайд Эталон «Памятка определения географических координат»
Сопоставьте свою работу с эталоном.
6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Пример: Работая в парах, выполните задание проговаривая по очереди друг другу памятку «Определение географических координат»
1.Определите координаты города Парижа.
2.Определите координаты города Салехарда.
7) Самостоятельная работа с самопроверкой.
Пример:
- А сейчас заполните пожалуйста, пропуски в предложениях:
1. Географическая широта показывает расстояние от ………( экватора)до заданной точки, выраженное в градусах.
2. Географическая широта бывает………( северной) и южной.
3. Чем дальше от экватора находится точка, тем……..( больше) её широта.
Сравним ответы с эталоном
Поднимите жетоны (красный- ошибки, зелёный –правильно)
Сравнивают ответы заполненной таблицы с эталоном.
Поднимите жетоны (красный- ошибки, зелёный –правильно)
- Те кто подняли красный жетон, какую цель поставите? (Надо еще потренироваться)
8) Включение в систему знаний и повторение.
9) Рефлексия учебной деятельности.
Комментарии к сценарию. Анализ технологических требований к каждому этапу уроков ОНЗ показывает, что учащиеся имеют возможность на этапах:
(1) – тренировать свои способности к самоопределению и планированию сотрудничества с учителем и сверстниками;
(2) – выполнять пробное учебное действие, фиксировать свое затруднение;
(3) – выявлять и формулировать проблему, устанавливать причинно-следственные связи;
(4) – учитывать разные мнения, ставить перед собой цель, выбирать способ и средства ее реализации, планировать;
(5) – работать по плану, выдвигать гипотезы, самостоятельно строить способы решения проблем, искать информацию, извлекать из текстов нужную информацию, моделировать, учитывать разные мнения и согласовывать общую позицию;
(6, 8) – использовать модели, осознанно и произвольно строить свое речевое высказывание, выполнять действия по алгоритму;
(7) – выполнять самоконтроль, критериальную самооценку и коррекцию собственных действий;
(9) – выполнять рефлексию деятельности, осуществлять самооценку ее результатов.
Кроме того, в ходе таких уроков у учащихся активно развиваются познавательные процессы и волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Учащиеся активно включаются в процесс открытия нового знания, становясь субъектами учебной деятельности. Они понимают новые правила и понятия, а не механически заучивают их.
Применение технологии деятельностного метода обучения создает условия для формирования у ребенка готовности к саморазвитию, помогает формировать устойчивую систему знаний и систему ценностей (самовоспитание). В.А. Сухомлинский писал: «Я советую всем учителям: берегите детский огонёк пытливости, любознательности, жажды знаний. Единственным источником, питающим этот огонёк, является радость успеха в учении».
Список использованных источников
1. Нормативно- правовое обеспечение
1.1 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/Министерство образования и науки Российской Федерации.-М.Просвещение,2011.-48с.-(Стандарты второго поколения)
2. Научная и научно-методическая литература
2.1 Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А.Г. Асмолов // Педагогика.-2009.-№4.-С.18-22.
2.2 Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. Типология уроков деятельностной направленности. – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2008.
3.Информационные ресурсы
3.1 http://www.sch2000.ru/ploshchadki/fip.php Федеральная инновационная площадка «Механизмы внедрения системно-деятельностного подхода с позиций непрерывности образования (ДО-НОО-ООО)»
3.2 http://www.sch2000.ru/konkurs-uchu-uchitsya/ Международный педагогический конкурс «Учу учиться»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.