ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
МАДОУ «Центр развития ребёнка –
детский сад № 46» г. Перми
Воспитатель: Кривоногова
Татьяна Валерьевна
Цель работы: Использование технологии мнемотехники в образовательном процессе в совместной и самостоятельной деятельности для развития речи детей.
МНЕМОТЕХНИКА- это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Слово «мнемотехника» обозначает – техника запоминания.
Задачи:
Способствовать развитию основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);
2. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
3. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;
5. Способствовать развитию мелкой моторики рук;
6. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
7. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира; развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе;
8. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач;
Почему нужно использовать мнемотехнику?
. Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
В настоящее время учителя все чаще сталкиваемся с такими проблемами в развитии детей, как:
-Бедный словарный запас
-Неумение согласовывать слова в предложении
-Нарушение звукопроизношения
-Неспособность построить монолог
-Бедная диалогическая речь
-Плохое развитие связной речи
-Несформированность психических процессов
-Несовершенство различных видов мышления
Работу над использованием мнемотехники можно разделить на три этапа.
I этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. На начальном этапе педагог предлагает и объясняет детям значение символов. Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.
IIэтап:
На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2- 4 символов. Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками
В средней группе по прочитанному рассказу составляли мнемодорожку, затем дети рассказывали рассказ самостоятельно.
Также, средней группе, рассказывали сказку про белочку. Для этого составили мнемодорожку. Детям было рассказывать легко и интересно. Даже самые скромные и «неразговорчивые» дети смоли рассказать сказку.
Потом, после занятия, дети подходили и рассказывали сказку самостоятельно.
IIIэтап:
на этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.
Мнемотаблицы-схемы можно использовать:
для ознакомления детей с окружающим миром
при заучивании стихов
при пересказах художественной литературы
при обучении составлению рассказов
при отгадывании и загадывании загадок
для обогащения словарного запаса
при обучении составу числа
при воспитании культурно-гигиенических навыков
при воспитании навыков самообслуживания
при ознакомлении с основами безопасности
Старшая группа. Дети схематично зарисовывали загадки о профессиях, отвечая на вопросы: где работает, что нужно, какие действия, что получается.
Каждый рисовал для себя мнемодорожку по прочитанному рассказу схематично. Как нарисовать, обсуждали вместе, после чтения.
Такую гармошку уносили домой , рассказывали рассказ дома.
Чтобы лучше понять содержание сказки В. Бианки «Чей нос лучше?» и запомнить последовательность сказки, мы рисовали мнемотаблицу со схематичными обозначениями птиц. Таблица помогала вспомнить последовательность событий в сказке.
На занятии по ОБЖ «Прогулки зимой», я использовала мнемотаблицу, которая помогала видеть последовательность событий. В кругах были схематично нарисованы опасные ситуации. В практиеской части занятия дети составляли свою мнемотаблицу опасных ситуаций.
После проведения опытов, детям нужно было зафиксировать проведение и результат опыта в тетрадь схематично.
Получалась мнемотаблица.
На итоговом занятии по математике я использовала такую мнемотаблицу, окна открывались последовательно, по стрелке. Дети с удовольствием следили за событиями в «стране выученных уроков»
Использование мнемотехники открывает для педагогов огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка.
Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.
Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.