ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

  • Исследовательские работы
  • pptx
  • 10.08.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Использование мнемотехники вносит в работу с детьми разнообразие, повышает интерес к работе над материалом, облегчает детям запоминание.
Иконка файла материала ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ.pptx

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

МАДОУ «Центр развития ребёнка –
детский сад № 46» г. Перми

Воспитатель: Кривоногова
Татьяна Валерьевна



.


Цель работы: Использование технологии мнемотехники в образовательном процессе в совместной и самостоятельной деятельности для развития речи детей.

МНЕМОТЕХНИКА- это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Слово «мнемотехника» обозначает – техника запоминания.

Задачи:

Способствовать развитию основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);
2. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
3. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;
5. Способствовать развитию мелкой моторики рук;
6. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
7. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира; развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе;
8. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач;

Почему нужно использовать мнемотехнику?

. Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
В настоящее время учителя все чаще сталкиваемся с такими проблемами в развитии детей, как:
-Бедный словарный запас
-Неумение согласовывать слова в предложении
-Нарушение звукопроизношения
-Неспособность построить монолог
-Бедная диалогическая речь
-Плохое развитие связной речи
-Несформированность психических процессов
-Несовершенство различных видов мышления

Работу над использованием мнемотехники можно разделить на три этапа.

I этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. На начальном этапе педагог предлагает и объясняет детям значение символов. Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.

IIэтап:
На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2- 4 символов. Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками

В средней группе по прочитанному рассказу составляли мнемодорожку, затем дети рассказывали рассказ самостоятельно.

Также, средней группе, рассказывали сказку про белочку. Для этого составили мнемодорожку. Детям было рассказывать легко и интересно. Даже самые скромные и «неразговорчивые» дети смоли рассказать сказку.
Потом, после занятия, дети подходили и рассказывали сказку самостоятельно.

Для заучивания песен для праздников мы вместе зарисовываем простые мнемодорожки.

IIIэтап:
на этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.

Мнемотаблицы-схемы можно использовать:
для ознакомления детей с окружающим миром
при заучивании стихов
при пересказах художественной литературы
при обучении составлению рассказов
при отгадывании и загадывании загадок
для обогащения словарного запаса
при обучении составу числа
при воспитании культурно-гигиенических навыков
при воспитании навыков самообслуживания
при ознакомлении с основами безопасности

Старшая группа. Дети схематично зарисовывали загадки о профессиях, отвечая на вопросы: где работает, что нужно, какие действия, что получается.

Каждый рисовал для себя мнемодорожку по прочитанному рассказу схематично. Как нарисовать, обсуждали вместе, после чтения.
Такую гармошку уносили домой , рассказывали рассказ дома.

Чтобы лучше понять содержание сказки В. Бианки «Чей нос лучше?» и запомнить последовательность сказки, мы рисовали мнемотаблицу со схематичными обозначениями птиц. Таблица помогала вспомнить последовательность событий в сказке.

На занятии по ОБЖ «Прогулки зимой», я использовала мнемотаблицу, которая помогала видеть последовательность событий. В кругах были схематично нарисованы опасные ситуации. В практиеской части занятия дети составляли свою мнемотаблицу опасных ситуаций.

После проведения опытов, детям нужно было зафиксировать проведение и результат опыта в тетрадь схематично.
Получалась мнемотаблица.

На итоговом занятии по математике я использовала такую мнемотаблицу, окна открывались последовательно, по стрелке. Дети с удовольствием следили за событиями в «стране выученных уроков»

Использование мнемотехники открывает для педагогов огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка.
Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.
Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !