Прокофьева Инна Ивановна
Учитель немецкого языка, ГБОУ ЛНР «ГИМНАЗИЯ № 36
ИМЕНИ Г.К.ЖУКОВА»
Проблема активизации познавательной деятельности обучающихся в настоящее время приобретает всё большую актуальность. Педагоги пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития познавательного интереса у обучающихся к содержанию обучения. Технология критического мышления – универсальная, развивающая технология. При помощи этой технологии достигается важный результат – повышение уровня познавательной компетенции, учебной мотивации обучающихся. Именно благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.
Технология развития критического мышления (ТРКМ) - это совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать обучающегося, пробудить в нём исследовательскую, творческую активность, затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания.
«Развитие критического мышления» - это «...подход в обучении, ориентированный на развитие самостоятельной творчески мыслящей личности, на самореализацию «я» ученика, на развитие творческого потенциала ученика, чтобы он смог применить полученные знания в дальнейшей жизни и легко адаптироваться в окружающем мире» (1). Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых в учебе, в обычной жизни.
Основными целями (ТРКМ) являются:
1. Мотивация к учению.
2. Расширение знаний и развитие интеллектуальных умений.
3. Развитие рефлексивного умения.
4. Формирование обобщений.
Ключевые направления формирования мыслительной деятельности у обучающихся в технологии (РКМ):
— Заинтересовать учащихся
— Побудить к деятельности
— Создать условия для обобщения
— Научить добывать информацию
— Способствовать развитию критического мышления
— Научить самоанализу
— Научить рефлексии
Общим для всех стратегий критического мышления является построение работы на основе трёх фаз:
I Фаза вызова(пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации) . Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позво-ляет:
а) актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
б) вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
в) побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
II Фаза осмысление содержания (получение новой информации). Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:
а) получить новую информацию;
б) осмыслить ее;
в) соотнести с уже имеющимися знаниями.
III Фаза рефлексии (осмысление, рождение нового знания). Здесь основным является:
а) целостное осмысление, обобщение полученной информации;
б) присвоение нового знания, новой информации учеником;
в) формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо "вызова" более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А "осмысление" ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья фаза есть в традиционном уроке - это закрепление материала, проверка.
В чем же различия? Что принципиально нового несёт технология критического мышления? Элементы новизны, помимо философских идей, отмеченных выше, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приемы (стратегии).
Приёмы ТРКМ интересны и весьма разнообразны.
Приём «Кластеры» может быть использован на стадии вызова и рефлексии. Суть приёма заключается в том, что информация о каком-либо понятии, явлении, событии систематизируется в виде кластеров. Этот приём мы с вами сегодня использовали при знакомстве с технологическими этапами ТРКМ. В центре кластера находится ключевое понятие, с которым логически связываются последующие ассоциации учащихся. В результате подобной работы получается своего рода опорный конспект по изучаемой теме. Этот приём позволяет в речи учащихся активизировать лексические единицы, при этом объединяя их в связное высказывание.
Приём «Дерево предсказаний» целесообразно использовать на стадии закрепления изученного материала. Учащиеся высказывают свои предположения о возможных вариантах развития сюжета литературного произведения, анализируют поднятые автором проблемы, обсуждают текст.
Приём «Таблица ЗХУ (Знаю (ich will)- Хочу узнать(ich will wissen) – Узнал(ich habe erfahren)». Цель приёма - развивать мыслительные способности учащихся и вырабатывать у них собственную позицию по изучаемой теме. С помощью таблицы учащиеся собирают уже имеющиеся знания по данной теме, систематизируют новые данные.
Приём «Мозговая атака» развивает креативность мышления учащихся, их коммуникативные качества. Приём используется для создания банка идей, из которых нужно выбрать лучшую.
Приём «Синквейн».
Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк:
1 строка - одно существительное, заключающее тему синквейна.
2 строка - два прилагательных, характеризующие тему синквейна.
3 строка - три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме синквейна.
4 строка - фраза или предложение из четырёх слов, передающее отношение к теме. Это может быть и цитата или крылатое выражение, подобранное к теме синквейна.
5 строка - одно слово-резюме, дающее новую интерпретацию темы, выражающее личное отношение к ней. Составление синквейна развивает у учащихся умение делать краткие выводы.
Приём «Перепутанные цепочки». Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные и неверные. Учащиеся работают индивидуально, отмечают перепутанные цепочки. Затем проходит обсуждение результатов работы в группе, учащиеся уточняют и исправляют ошибки.
Приём «Верные и неверные утверждения». В начале урока учащимся даются утверждения по изучаемой теме. Среди них нужно отметить верные неверные утверждения и обосновать свой выбор. На стадии рефлексии учащиеся могут самостоятельно составить утверждения и обменяться ими для оценки их правильности.
Приём «Корзина идей, понятий, имен...». Этот приём можно использовать при организации работы учащихся на стадии актуализации имеющегося у них опыта и знаний. С его помощью можно выявить представления и знания учащихся по изучаемой теме.
Приём «Написание эссе» предполагает свободное письмо на заданную тему, Приём позволяет учащимся проявить свою самостоятельность и индивидуальность, представить оригинальность решения проблемы, аргументировать свою точку зрения. Обычно эссе пишется в классе сразу после обсуждения проблемы (приём занимает не более 5 минут).
Приём «Чтение с остановками». Учитель называет название текста и предлагает обучающимся определить, о чём будет этот текст. Далее текст читается по частям. После каждой остановки учащимся задаётся проблемный вопрос или вопрос на продолжение сюжетной линии. Затем тест читается далее. Учащиеся проверяют свои предположения.
Таким образом, обучающиеся, умеющие критически мыслить, владеют разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения. Они способны выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику, но и представления собеседника. Критически мыслящие школьники способны принимать многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения, что воспитывает в них толерантность, умение жить в коллективе.
Применение технологии «Развитие критического мышления» на уроках иностранного языка позволяет формировать умения мыслить логично; выражать свою мысль, своё мнение связно и чётко; запоминать и оценивать факты; формировать свою точку зрения, мнение, самостоятельно работая над новым материалом; уметь отстаивать свою позицию. Технология «Развитие критического мышления», ориентирует учителя и обучающихся на деятельностное участие в процессе обучения, на сотрудничество учителя и обучающихся.
Я применяю технологию «Развитие критического мышления» на средней и старшей ступени обучения немецкому языку. На своих уроках я использую методические приёмы, формирующие критическое мышление: кластер, мозговой штурм, синквейн, таблицу «ich weiß/ ich will wissen/ ich habe erfahren, инсерт, 5-«w» и т.д. Эти приёмы позволяют организовать учебно-познавательную деятельность обучающихся, способствуют развитию мыслительных операций (анализ, синтез, классификация, обобщение, сравнение, аналогия).
С целью диссеминации опыта работы по использованию технологии критического мышления на уроках немецкого языка представляю краткий конспект урока по теме «Reise nach Deutschland» (10 класс, учебник И.Л.Бим, Л.В.Садомова).
Тема урока: „Wir fahren nach Deutschland “
Цель: обучение изучающему чтению и монологическому высказыванию на основе прочитанного.
Задачи: - расширить познавательную сферу обучающихся; - обучать изучающему чтению; - обучать монологическому высказыванию; - учить заполнять таблицы, строить синквейн.
Организационный момент:
Guten Tag! Heute ist der __. ___________. Heute fehlt niemand. Die Klasse ist zur Stunde bereit. Wir beginnen die Stunde.
I. Фаза «Вызов»:
Heute beginnen wir ein neues Thema. Wie heißt das Thema? Ratet bitte!
Das Sprichwort hilft euch! (слайд 1)
«Wer wandert und reist von Süd nach Nord, erkennt die Welt von Ort zu Ort»

![]()
![]()
![]()
![]()
Man
reist nach Norden , aber zu ![]()
W O
Süden
ist es am besten.
(Man reist nach Osten, man reist nach Westen, aber zu Hause ist es am besten-
слайд 2)
Ja, das Thema heißt „Reisen“. Aber wohin reisen wir? Ihr müsst erraten. Also, wir reisen mit einem Zug. Der Zug heißt „Lugansk-Berlin“. Wir fahren nach Westen Europas! Wie heißt das Land? Seht bitte die Landkarte an! Ihr habt Recht. Das ist Deutschland. (слайд3- карта ФРГ). Heute haben wir die Stunde zum Thema „Wir fahren nach Deutschland“. Was wissen wir über Deutschland? Denkt bitte an.
II. Фаза «Осмысление содержания»:
Объяснение нового материала: Jetzt lesen wir einen Text. Der Text ist über Deutschland. Sagt bitte: Welche Sehenswürdigkeiten gibt es in der BRD? (Обучающимся предлагается текст для чтения, они делятся на группы, у каждой группы - своё задание. После прочтения текста каждая группа отвечает на свой вопрос. Используя технологический приём «ИНСЕРТ», обучающиеся делают соответствующие пометки на полях.
|
V |
+ |
- |
? |
|
Ich habe gewusst То, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете или думали, что знаете |
Neue Information То, что вы читаете, является для вас новым
|
Ich habe nicht gewusst То, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете |
Es ist nicht klar То, что вы читаете, непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу |
Text «Bundesrepublik Deutschland»
Die Bundesrepublik Deutschland liegt in der Mitte Europas und grenzt an Dänemark (im Norden), Polen und die Tschechische Republik (im Osten), Österreich und die Schweiz (im Süden), Frankreich, Luxemburg, Belgien und die Niederlande (im Westen). Die Nordsee und die Ostsee bilden eine natürliche Grenze im Norden. Die Amtssprache der BRD ist Deutsch. Die Hauptstadt des Landes ist Berlin. Die Bundesrepublik Deutschland ist ein Bundesstaat. Der Bundesstaat ist aus den sechzehnten selbständigen Bundesländern gebildet. Die größten Städte des Landes sind München, Frankfurt am Main, Köln, Dresden, Düsseldorf, Hamburg, Bonn. Deutschland zählt rund 80 Millionen Einwohner. Die BRD hat eine Fläche von 357 000 km2 . Deutschland ist ist sehr schön und malerisch, es ist ein Ferienland. Die deutschen Landschaften sind vielfältig. Das sind das Norddeutsche Tiefland im Norden, das Mittelgebirge in der Mitte und die Alpen im Süden. Der höchste Berg der BRD ist die Zugspitze (2962 m). Der größte Fluss ist der Rhein. Die anderen großen Flüsse sind die Elbe, die Weser, die Donau. Der Bodensee ist der größte Binnensee der BRD. Fast ein Drittel des Landes ist mit den Wäldern bedeckt. Deutschland ist bekannt für seine klassische Literatur und Musik. Viele Musiker, Dichter und Schriftsteller haben in Deutschland gelebt. In der Stadt München fanden im Jahre 1972 die Olympischen Sommer-spiele statt.
Закрепление: а) обучающиеся отвечают на следующие вопросы (пользуясь таблицей): 1) Was habt ihr früher gewusst? 2) Welche Information ist neu? 3) Was ist nicht klar?
б) каждая группа отвечает на свои вопросы: 1) Wo liegt die Bundesrepublik Deutschland? 2) Aus wie viel Bundesländern besteht die BRD? 3) An welche Staaten grenzt Deutschland? 4) Wie groß ist das Staatsgebiet? 5) Wie viel Menschen leben in Deutschland? 6) Welche Sprache ist die Amtssprache? 7) Ist Deutschland ein Bundesstaat? 8) Wie heißen die größten Städte der BRD? 9) Wie heißt die Hauptstadt der BRD? 10) Wie heißt der größte Fluss Deutschlands? 11) Wie heißt der größte Binnensee der BRD? 12) Wie heißt der höchste Berg der BRD? 13) Wodurch ist München bekannt?
Повторение: а) обучающиеся заполняют таблицу (Richtig oder falsch? Kreuzen bitte an!)
|
|
R |
F |
|
Die Bundesrepublik Deutschland hat 16 Bundesländer. |
|
|
|
Rund 80 Millionen Menschen leben in Deutschland. |
|
|
|
Die Amtssprache ist Französisch. |
|
|
|
Die Hauptstadt der BRD ist Bonn. |
|
|
|
Der größte Fluss Deutschlands ist die Elbe. |
|
|
|
Der höchste Berg der BRD ist Harz. |
|
|
|
Der größte Binnensee der BRD ist der Bodensee. |
|
|
б) заполнить кластер:

![]()
![]()


geographische Lage Landschaft
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Städte
![]()
Bevölkerung, Fläche

![]()
grenzt an 9
Länder n in der Mitte Europas
![]()

16
Bundesländer der
größte Fluss der Rhein

geographische Lage
Landschaft
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
80 Millionen
Menschen Städte
![]()
Bevölkerung, Fläche Berlin
- die Hauptstadt
Flache 357000 km2 die größten Städte: München,
Dresden, Frankfurt am Main, Bonn, Köln,
Hamburg, Düsseldorf
III. Фаза «Рефлексия»:
а) обучающиеся сравнивают знания о Германии: Sagt, bitte, was habt ihr Neues erfahren?
б) Просмотр слайдов: Sagt, was gefällt euch in Deutschland am besten?
в) Macht die Tabelle komplett! (Синквейн):
|
1. |
Название предмета |
Deutschland |
|
2. |
Два прилагательных, которые описывают предмет |
schön, malerisch |
|
3. |
Описание действий (три глагола) |
liegt, lebt, besteht |
|
4. |
Фраза из четырех слов, выражающая главную мысль |
im westlichen Teil Mitteleuropas |
|
5. |
Синоним первого слова, который раскрывает его суть |
Ferienland |
Die Hausaufgabe: рассказать о Германии.
Таким образом, использование технологии критического мышления в преподавании иностранного языка позволяют значительно увеличить время речевой практики на уроке для каждого ученика, добиться усвоения материала всеми участниками группы, решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи. Учитель в свою очередь становиться организатором самостоятельной, учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся, у него появляются возможность для совершенствования процесса обучения, развития коммуникативной компетенции учащихся, целостного развития их личности.
Технология «Развитие критического мышления» направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие.
Литература
1 Берстенова А.Б., Фишер М.М. Теоретические аспекты технологии критического мышления. «Педагогика и современность» №2, 2015 г.
2 Использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» в учебном процессе [Текст] - Томск, 2008 - с.6, 21
3 Д. Клаустер.(статья) «Что такое критическое мышление?», международный журнал «Перемена» 2001 №4
4 Заир-Бек С.И. Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителя. М. изд-во Просвещение 2004 г. – 175 с., 2011 – 224 с.
5 Интернет-ресурсы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.