«Использование технологии проблемно диалога на уроках начальной школе».
Переход к обновлённой системе начального образования требует от современного учителя умения помочь ученику самому открыть новое знание, а не давать новый материал в готовом виде. В связи с этим закономерно возникает вопрос: «Как достичь предметных, метапредметных и лисностных результатов, то есть сформировать универсальные учебные действия у обучающихся?». Таким образом возникла необходимость использования в учебном процессе новых образовательных технологий, предполагающих исследовательскую деятельность на уроке. Одной из таких технологий является проблемно-диалогическое обучение. Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоения знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Проблемно- диалогическое обучение - тип обучения обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога
В сложном прилагательном «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения. Постановка учебной проблемы - это этап формулирование темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения - это этап формулирования нового знания.
Технология проблемно-диалогического обучения универсальна: ведь открывать знания можно на любом учебном предмете и в любом классе. Она построена на принципах развивающего обучения.
При использовании технологии проблемного диалога на уроках учитель посредством диалога ставит учебную проблему, а затем посредством диалога (подводящего или побуждающего организует поиск решения («открытие») знания.
Структура проблемного урока.
Цели |
Этапы урока |
Творческие звенья деятельности учащихся |
з |
введение |
постановка учебной проблемы - формулирование |
н |
|
вопроса |
а |
|
поиск решения - открытие нового знания |
н |
воспроизведение |
выражение решения - выражение нового знания в |
и |
|
доступной форме |
я |
|
реализация продукта - представление продукта |
|
|
учителю и классу |
При введении знаний ученик может пройти два творческих звена: постановку учебной проблемы и поиск решения. Каждое можно организовать тремя методами.
Методы обучения при использовании технологии проблемного диалога
Методы |
Проблемно-диалогические |
||
постановки |
побуждающий от |
подводящий к теме |
сообщение темы с |
проблемы |
проблемной ситуации диалог |
диалог |
мотивирующим приемом |
поиска решения |
побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог |
подводящий от проблемы диалог |
подводящий без проблемы диалог |
Побуждающий от проблемной ситуации диалог
Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:
1) создания проблемной ситуации;
2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;
3) побуждения к формулированию учебной проблемы;
4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
Рассмотрим эти действия.
Приемы создания проблемной ситуации.
Создать проблемную ситуацию, это значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию, удивления или затруднения.
В основу проблемных ситуаций «с удивлением» можно заложить противоречие между двумя (или более) положениями.
Прием 1 самый простой: учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или чьи-то точки зрения.
Прием 2 состоит в том, что педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал.
Прием 3 в сравнении с предыдущими он самый сложный, т.к. выполняется в два шага. Сначала (шаг 1) учитель обнажает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем (шаг 2) предъявляет научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.
В основе проблемных ситуаций «с затруднением» лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя. Сходство этих приемов состоит в том, что классу предлагается практическое задание на новый материал, а их различие - в сути задания.
Прием 4 наиболее простой: ученикам дается задание, не выполнимое вообще.
Прием 5 предлагает задание, не сходное с предыдущими, т.е. такое, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались.
Прием 6 самый сложный, поскольку выполняется в два шага. Сначала (шаг 1) учитель дает практическое задание, похожее на предыдущее. Выполняя такое задание, ученики применяют уже имеющиеся у них знания. Затем (шаг 2) учитель доказывает, что задание школьниками все-таки не выполнено.
Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации представляет собой отдельные вопросы учителя, стимулирующие школьников осознать заложенное в проблемной ситуации противоречие. Поскольку проблемные ситуации создается на разных противоречиях и различными приемами, текст побуждения для каждого из шести приемов будет свой. Приведём пример:
Побуждение к формулированию учебной проблемы. Поскольку учебная проблема существует в двух формах, то текст побуждающего диалога представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?».
Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо принимать даже ошибочные ответы учащихся.
Модель проблемно- диалогического урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Самоопределение к деятельности |
Включение детей в урок |
«Хочу» «Могу» |
Актуализация знаний (5-7 минут) форма диалога «ученик-ученик» |
Воспроизведение знаний необходимых для усвоения нового знания: • тренинг мыслительных операций • Самостоятельно формулируют з а д а н и я ( в с е з а д а н и я необходимого уровня) |
Поочередно придумывают задания и контролируют полученный результат. Формулируют уже известные понятия и алгоритмы действий. |
Создание проблемной ситуации (3-5 минут) форма диалога «учитель-ученик» |
Задания ( в основе выполнения лежит неизученный пока алгоритм) |
В ыполняют з адан ия, сверяют результаты и приходят к выводу, что не могут сделать этого |
Формулирование проблемы (темы и целей урока) (1-2 минуты) форма диалога «учитель-ученик» |
- Какой возникает вопрос? -Что нам сегодня предстоит выяснить? - Какая будет тема урока? |
Формулируют учебную проблему( вопрос или тему) |
Открытие нового знания (3-5 минут) форма диалога «учитель-ученик» |
Через сравнительный анализ, путем подводящего диалога побуждает учащихся к самостоятельному формулированию нового алгоритма действий. |
Отвечают на вопросы учителя. Самостоятельно формулируют новое понятие и выводят окончательное. |
Формулирование нового знания (1-2 минуты) форма диалога «учитель-ученик» |
Просит детей самостоятельно прочитать формулировку учебника и сравнить с полученной самостоятельно. |
Самостоятельно читают учебник, отвечают на вопросы учителя, выводят окончательную, воспроизводя ее в удобных и понятных для себя терминов. |
Первичное применение нового знания (2-3 минуты) форма диалога «учитель-ученик» |
Просит детей самостоятельно прочитать, а затем объяснить и выполнить задание. |
Объясняют задание, формулируя необходимый алгоритм действия. Сверяют полученные результаты и определяют ошибки. |
Само стоятельная работа (3-5 минут) форма диалога «ученик-ученик» |
Применение нового знания (работа в парах, группах) |
Самостоятельно выполняют задание, обсуждают, анализируют ошибки. |
Повторение и закрепление |
Выбирает задания, которые наиболее эффективны для данного класса в |
Работают по заданию учителя. |
изученного ранее (до 15 минут) |
данный момент |
|
Итог урока |
Просит детей ещё раз сформулировать |
Самостоятельно |
(1-2 минуты) |
цели, поставленные в начале урока и |
определяют, насколько |
форма диалога |
определить, достигнуты ли они |
сумели достигнуть |
«учитель-ученик» |
|
поставленных целей. |
Домашнее задание |
Называет задания для домашней |
Определяют для себя |
(1-2 минуты) |
работы(обязательные, инвариант) |
инвариантную и |
форма диалога |
|
вариантную часть |
«учитель-ученик» |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.