Использование в обучении технологии проблемного диалога
Оценка 4.6

Использование в обучении технологии проблемного диалога

Оценка 4.6
Работа в классе
docx
преподавание
7 кл—11 кл
05.11.2020
Использование в обучении технологии проблемного диалога
Использование технологии проблемно диалога на уроках начальной школе.docx

«Использование технологии проблемно диалога на уроках начальной школе».

Переход к обновлённой системе начального образования требует от современного учителя умения помочь ученику самому открыть новое знание, а не давать новый материал в готовом виде. В связи с этим закономерно возникает вопрос: «Как достичь предметных, метапредметных и лисностных результатов, то есть сформировать универсальные учебные действия у обучающихся?». Таким образом возникла необходимость использования в учебном процессе новых образовательных технологий, предполагающих исследовательскую деятельность на уроке. Одной из таких технологий является проблемно-диалогическое обучение. Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоения знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Проблемно- диалогическое обучение - тип обучения обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога

В сложном прилагательном «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения. Постановка учебной проблемы - это этап формулирование темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения - это этап формулирования нового знания.

Технология проблемно-диалогического обучения универсальна: ведь открывать знания можно на любом учебном предмете и в любом классе. Она построена на принципах развивающего обучения.

При использовании технологии проблемного диалога на уроках учитель посредством диалога ставит учебную проблему, а затем посредством диалога (подводящего или побуждающего организует поиск решения («открытие») знания.

Структура проблемного урока.

Цели

Этапы урока

Творческие звенья деятельности учащихся

з

введение

постановка учебной проблемы - формулирование

н

 

вопроса

а

 

поиск решения - открытие нового знания

н

воспроизведение

выражение решения - выражение нового знания в

и

 

доступной форме

я

 

реализация продукта - представление продукта

 

 

учителю и классу

При введении знаний ученик может пройти два творческих звена: постановку учебной проблемы и поиск решения. Каждое можно организовать тремя методами.

Методы обучения при использовании технологии проблемного диалога

Методы

Проблемно-диалогические

постановки

побуждающий от

подводящий к теме

сообщение темы с

проблемы

проблемной ситуации диалог

диалог

мотивирующим

приемом

поиска решения

побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог

подводящий от проблемы диалог

подводящий без проблемы диалог

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:

1) создания проблемной ситуации;

2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;

3) побуждения к формулированию учебной проблемы;

4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Рассмотрим эти действия.

Приемы создания проблемной ситуации.

Создать проблемную ситуа­цию, это значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию, удивления или затруднения.

В основу проблемных ситуаций «с удивлением» можно заложить противоречие между двумя (или более) положениями.

Прием 1 самый простой: учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие на­учные теории или чьи-то точки зрения.

Прием 2 состоит в том, что пе­дагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал.

Прием 3 в сравнении с предыдущими он самый сложный, т.к. выполняется в два шага. Сначала (шаг 1) учитель обнажает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем (шаг 2) предъявляет научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.

В основе проблемных ситуаций «с затруднением» лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя. Сходство этих приемов состоит в том, что классу предлагается практическое задание на но­вый материал, а их различие - в сути задания.

Прием 4 наиболее простой: ученикам дается задание, не выполнимое вообще.

Прием 5 предлагает задание, не сходное с предыдущими, т.е. такое, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались.

Прием 6 самый сложный, поскольку выполняется в два шага. Сначала (шаг 1) учи­тель дает практическое задание, похожее на предыдущее. Выполняя такое задание, ученики применяют уже имеющиеся у них знания. Затем (шаг 2) учитель доказывает, что задание школьниками все-таки не выполнено.

Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации представляет собой отдельные вопросы учителя, стимулирующие школьников осознать заложенное в проблемной ситуации противоре­чие. Поскольку проблемные ситуации создается на разных противоре­чиях и различными приемами, текст побуждения для каждого из шес­ти приемов будет свой. Приведём пример:

  • Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение?
  • Вопрос был один? А мнений сколько?
  • Что вас удивило? Что интересного заметили?
  • Почему это задание не получилось? Что мы не знаем?

Побуждение к формулированию учебной проблемы. Поскольку учебная проблема существует в двух формах, то текст побуждающего диалога представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?».

Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо принимать даже ошибочные ответы учащихся.

 

Модель проблемно- диалогического урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Самоопределение к деятельности

Включение детей в урок

«Хочу» «Могу»

Актуализация знаний (5-7 минут) форма диалога «ученик-ученик»

Воспроизведение знаний необходимых для усвоения нового знания:

         тренинг мыслительных операций

         Самостоятельно формулируют

з а д а н и я ( в с е з а д а н и я необходимого уровня)

Поочередно придумывают задания и контролируют полученный результат. Формулируют уже известные понятия и алгоритмы действий.

Создание проблемной ситуации (3-5 минут) форма диалога «учитель-ученик»

Задания ( в основе выполнения лежит неизученный пока алгоритм)

В ыполняют з адан ия, сверяют результаты и приходят к выводу, что не могут сделать этого

 

Формулирование проблемы (темы и целей урока) (1-2 минуты) форма диалога «учитель-ученик»

-  Какой возникает вопрос?

-Что нам сегодня предстоит выяснить?

-  Какая будет тема урока?

Формулируют учебную проблему( вопрос или тему)

Открытие нового знания (3-5 минут) форма диалога «учитель-ученик»

Через сравнительный анализ, путем подводящего диалога побуждает учащихся к самостоятельному формулированию нового алгоритма действий.

Отвечают на вопросы учителя.

Самостоятельно формули­руют новое понятие и выводят окончательное.

Формулирование нового знания (1-2 минуты) форма диалога «учитель-ученик»

Просит детей самостоятельно прочитать формулировку учебника и сравнить с полученной самостоятельно.

Самостоятельно читают учебник, отвечают на вопросы учителя, выводят окончательную, воспроизводя ее в удобных и понятных для себя терминов.

Первичное применение нового знания (2-3 минуты) форма диалога «учитель-ученик»

Просит детей самостоятельно прочитать, а затем объяснить и выполнить задание.

Объясняют задание, формулируя необходимый алгоритм действия. Сверяют полученные результаты и определяют ошибки.

Само стоятельная работа (3-5 минут) форма диалога «ученик-ученик»

Применение нового знания (работа в парах, группах)

Самостоятельно выполняют задание, обсуждают, анализируют ошибки.

Повторение и закрепление

Выбирает задания, которые наиболее эффективны для данного класса в

Работают по заданию учителя.

 

изученного ранее (до 15 минут)

данный момент

 

Итог урока

Просит детей ещё раз сформулировать

Самостоятельно

(1-2 минуты)

цели, поставленные в начале урока и

определяют, насколько

форма диалога

определить, достигнуты ли они

сумели достигнуть

«учитель-ученик»

 

поставленных целей.

Домашнее задание

Называет задания для домашней

Определяют для себя

(1-2 минуты)

работы(обязательные, инвариант)

инвариантную и

форма диалога

 

вариантную часть

«учитель-ученик»

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Использование технологии проблемно диалога на уроках начальной школе»

Использование технологии проблемно диалога на уроках начальной школе»

При введении знаний ученик может пройти два творческих звена: постановку учебной проблемы и поиск решения

При введении знаний ученик может пройти два творческих звена: постановку учебной проблемы и поиск решения

В основе проблемных ситуаций «с затруднением» лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя

В основе проблемных ситуаций «с затруднением» лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя

Актуализация знаний (5-7 минут) форма диалога «ученик-ученик»

Актуализация знаний (5-7 минут) форма диалога «ученик-ученик»

Формулирование нового знания (1-2 минуты) форма диалога «учитель-ученик»

Формулирование нового знания (1-2 минуты) форма диалога «учитель-ученик»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2020