Использование здоровье сберегающих технологий на уроках математики в коррекционной школе
Оценка 4.9

Использование здоровье сберегающих технологий на уроках математики в коррекционной школе

Оценка 4.9
Документация
docx
математика
6 кл—7 кл
27.01.2020
Использование здоровье сберегающих технологий на уроках математики в коррекционной школе
Использование здоровье сберегающих технологий на уроках математики.docx

Использование здоровье сберегающих технологий на уроках математики в коррекционной школе

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит

их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний и вера в свои силы.

В.А.Сухомлинский

 

           Для каждого человека, да и для общества в целом, нет большей ценности, чем здоровье. Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой.

Введение

       Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в школу, что является исходным фоном на старте обучения. На этом фоне в дальнейшем не менее важна и правильная организация учебной деятельности.

        Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей,  которые приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза.  Число близоруких детей увеличивается с 1 класса по 9 класс с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6 до 16,4%,  нарушениями осанки – с 1,9 до 16,8%.  Одна из частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения, которое составляющее в ряде регионов России до 30-40%.

        Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно мы – учителя  в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен  и  может работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников.  

       Здоровье сберегающие  образовательные технологии можно рассматривать как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровье сбережения, т.е. цель здоровье сберегающих  технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе.

         Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Фундамент здоровья закладывается с детства, и забота о здоровье детей касается не только медиков, но и нас – педагогов. Моей основной задачей является не навредить здоровью школьников и научить их беречь своё собственное здоровье. Для этого необходимо исследование, оценка состояния здоровья обучающихся и резервов здоровья в процессе учебной деятельности, проведение уроков с учётом здоровье сберегающих технологий, основанных на природо сообразности. Соблюдение условий здоровье сбережения и формирование культуры здорового образа жизни  является необходимым при проведении уроков со школьниками с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), поскольку оно направлено не только на охрану физического здоровья детей с ОВЗ, но и на сохранность их психического состояния, на развитие и коррекцию высших психических функций.

          Здоровье сберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие все факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Сущность здоровье сберегающего урока состоит в том, что этот урок обеспечивает ребёнку и учителю сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца урока, а также позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни.

         Из вышеизложенного следуют принципы здоровье сберегающего урока, которые направлены на укрепление физиологического и психологического здоровья. Это:

   - принцип двигательной активности;

   - принцип оздоровительного режима;

   - принцип формирования правильной осанки и навыков рационального дыхания;

   - принцип психологической комфортности;

   - принцип опоры на индивидуальные особенности и способности ребёнка.

          Для реализации этих принципов необходимо на уроках использовать современные педагогические здоровье сберегающие технологии. В работе с обучающимися с нарушенным интеллектом следует правильно сочетать умственную и физическую нагрузки.

         Очень важны гигиенические условия в классе: чистота, температура и свежий воздух, рациональное освещение класса и школьной доски, отсутствие неприятных звуковых раздражителей. Нужно отметить, что утомляемость обучающихся и риск психологических расстройств в большей степени зависят от соблюдения этих простых условий.

Создание благоприятного психологического климата, мотивационной установки, эмоционального настроя обучающихся во многом предполагает успешное проведение урока. Это может быть какое-то небольшое стихотворение, подсказывающее тему сегодняшнего урока или элементы псих гимнастики. Также в организационную часть урока может быть включена речевая гимнастика и упражнения, корригирующие  психофизические недостатки умственно-отсталых  обучающихся. В речевую гимнастику входят короткие по содержанию динамичные стихотворные тексты, которые способствуют подготовке к работе артикуляционного аппарата. Проговаривание стихотворений с первых минут урока настраивает школьников на рабочий лад, создавая обстановку интересного речевого общения. Все коррекционно-развивающие упражнения проводятся кратковременно, в оживлённой обстановке. При этом осуществляется индивидуальный подход к обучающимся, в результате которого формируется эффект успешности каждого ребёнка. Введение данного этапа в структуру урока создаёт положительную мотивационную ситуацию к дальнейшему обучению и способствует плавному переходу к следующему этапу урока. Также необходимо включение в каждый урок мотивации на ведение здорового образа жизни, примеров для воспитания культуры здоровья, создание условий для личностного осознания ценности здоровья.

Рациональная организация урока – важная составная часть здоровье сберегающей работы. Здесь необходимо чередование различных видов учебной деятельности: актуализация опорных знаний, письмо, чтение, слушание рассказа учителя, рассматривание наглядных пособий, просмотр презентаций, видеофрагментов, ответы на вопросы, практические занятия и т.д. Нормой должно быть не менее 5-7 видов за урок, поскольку однообразность урока способствует утомлению обучающихся.

Физкультурные минутки и физкультурные паузы являются обязательной составной частью любого урока или занятия. Здесь следует обращать внимание на их содержание и продолжительность, на эмоциональный климат во время проведения и наличие желания у школьников их выполнять. Такие виды отдыха помогают снять усталость, эмоциональное напряжение, оживляют урок, предупреждают нарушения осанки. Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагается обучающимся для переключения внимания на другой вид деятельности. Следует использовать различные виды физкультминуток: оздоровительно-гигиенические, физкультурно-спортивные, подражательные, двигательно-речевые и т.д.

          В состав упражнений для физкультурных минуток входят: упражнения по формированию осанки, укреплению зрения, мышц рук, отдых позвоночника, упражнения для ног, пальчиковая гимнастика, релаксационные упражнения для мимики лица, дыхательная гимнастика, псих гимнастика.

На уроках математики, письма и развития речи, технологии и изобразительного искусства полезно проводить пальчиковую гимнастику, которая служит массажем для кистей рук, снимает напряжение с мышц рук, укрепляет мелкую моторику. Для этого я использую следующие упражнения.

1. «Капуста»

Мы капусту рубим-рубим,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту трём-трём,

Мы капусту жмём-жмём. (Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.)

2. Имитируя игру на клавишах, танец пальчиков, движения на координацию (когда руки лежат на столе ладонями вниз и по команде учителя дети одновременно или по очереди поднимают и опускают сначала большой палец на обеих руках, потом указательный и т.д.)

Систематическое выполнение упражнений дыхательной гимнастики обеспечивает прекрасное лечебно- профилактическое действие, дыхательная мускулатура обретает силу и выносливость, в организме нормализуется кровообращение. Дыхательная гимнастика снимает усталость головного мозга, очищает лёгкие, в результате чего во все уголки организма поступает кислород. Дыхательная гимнастика помогает мне обучать школьников правильно дышать. Во время дыхательной гимнастики мы учимся глубокому носовому вдоху, быстрому и бесшумному вдоху носом и ртом одновременно, следим за тем, чтобы дыхание было бесшумным, а плечи во время вдоха и выдоха должны быть свободно опущены. Одно из таких упражнений, используемых мною на занятиях, называется «Свечка».

• И.п. – стоя, руки перед грудью, ладонями кверху, на них как бы находится свеча, которую нужно «задуть».

• 1-2 -- глубокий вдох носом;

• 3-4 -- задержать дыхание;

• 5-6-7-8 -- выдохнуть медленно и ровно через рот, задувая воображаемое пламя свечи;

• повторить 2 раза.

«Дровосек»

• И.п. - стоя, ноги шире плеч, пальцы рук сцеплены в замок;

 • 1-2-3-4 -- вдох носом (поднять руки вверх над головой);

• 5-6 -- резкий выдох ртом (наклониться вперед и опустить руки, имитируя рубку дров);

• повторять 3-4 раза.

Смена динамических поз положительно сказывается на работоспособности обучающихся. Часто использую учебную гимнастику, в основу которой положена всемирно известная методика доктора П. Денисова, разработанная на основе традиционных западных и восточных систем физического воспитания с использованием точечного самомассажа. Комплексы, на первый взгляд незатейливых, но очень эффективных упражнений помогают обучающимся с умственной отсталостью лучше запоминать учебный материал, концентрировать своё внимание, снимать усталость после длительной работы с учебником, стрессы и т.д.

Во время урока полезно проводить короткие релаксационные упражнения для мимики лица:

  - сморщить лоб, поднять брови (удивиться);

  - нахмуриться, расслабить брови (рассердиться);

  - расширить глаза (страх);

  - расширить ноздри (вдыхаем запах);

зажмуриться;

  - поднять верхнюю губу, сморщить нос (презрение);

  - оскалить зубы, ослабить щёки и рот (улыбка).

Очень важна на каждом уроке профилактика и коррекция нарушений зрения. Зная, что в школьном возрасте орган зрения находится в стадии интенсивного развития и главной его особенностью является наличие так называемой дальнозоркой рефлексии, а наиболее физиологической нагрузкой для глаз является рассматривание удалённых предметов, я время от времени создаю на уроке предпосылки для интенсивного сосредоточения взгляда детей вдаль. Это позволяет снять напряжение с глазных мышц, долгое время работающих в режиме ближнего зрения. Упражнения выполняются сидя на стуле, спина прямая, руки лежат на коленях.

Использую гимнастику для глаз по методу Г.А. Шичко.

Охранительный режим обучения направлен на стабилизацию эмоционального тонуса и повышения уровня работоспособности , обучающихся в классе. Поэтому на уроке необходимо наличие и выбор методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся; место и длительность применения ТСО, моторная плотность урока, обязательно наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, наличие эмоциональных разрядок, темп и особенности окончания урока.

       На своих уроках я обеспечиваю вовлечение каждого обучающегося в процесс активного обучения, использую в образовательном процессе передовые педагогические технологии и знания возрастной психологии. Мои уроки отличает атмосфера психологического комфорта и сотрудничества, использование дидактического материала, тщательно подобранная наглядность, работающая на протяжении всего урока. Всегда уделяю пристальное внимание развитию речи обучающихся с умственной отсталостью, познавательной сферы и их самостоятельности. На уроках использую перфокарты, тестовые задания, индивидуальные карточки-задания, разнообразный яркий раздаточный материал, видео уроки, что способствует развитию у детей с нарушенным интеллектом  познавательной активности, способности к анализу и синтезу, формирует умение обобщать и делать выводы.

       Большое внимание уделяю вопросам развития интеллектуальных и коммуникативных умений, самостоятельности обучающихся, что впоследствии позволяет им успешно адаптироваться в современном социуме.

Практика показывает, что создание образовательной среды, которая обеспечивает ликвидацию стресс образующих факторов на уроке, индивидуальных подход к обучающимся, позволяющий создать для каждого ребёнка ситуацию успеха в любых видах деятельности, творческий характер образовательного процесса с использованием активных и разнообразных форм и методов обучения, рациональная организация двигательной активности позволяет повысить адаптивные возможности детского организма, а значит, стать средством сохранения и укрепления его здоровья.

 

 Организация урока математики с позиции здоровье сбережения.

При построении уроков использую в работе  рекомендации, приемы, технологии, которые связаны со здоровье сберегающей технологией:

1. Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).

2. Норма видов учебной деятельности на уровне 4 -7 (опрос учащихся, слушание,  рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач). Однообразность уроков утомляет школьников. Частая же смена одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных условий.

3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут.

4.  Количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа) должно быть не менее трех. Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут.

5. На урок следует выбирать методы, которые бы способствовали активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся.

6. На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые соответствовали бы видам работы.

7. Должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 15-20 минут урока по одной минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.

8. В урок следует включать вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни.

9. Наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

10. Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние  эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение.

На каждом уроке  уделяю достаточное внимание, вопросам сохранения здоровья, включая в урок  задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “знание своего тела”, “гигиена тела”, “правильное питание”, “здоровый образ жизни”, “безопасное поведение на дорогах”.

   Нельзя забывать и о здоровом образе жизни. Например, вред курения можно показать, решая определённые задачи задачи:

 

   Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, полезно на уроках рассматривать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями "знание своего тела", "гигиена тела", "правильное питание", "здоровый образ жизни", "безопасное поведение на дорогах". В процессе решения таких задач учащиеся не только усваивает общий способ выполнения действий, но и обдумывает полученный результат. В конце каждой задачи стоит вопрос, который позволяет учащемуся осознать ценность здоровья.

·         Данные упражнения можно разнообразить в виде стихотворной инструкции, например:

·         Нарисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни вершиной вниз.
И вновь глазами ты по периметру веди.

·         2. Нарисуйте движениями глаз на доске цифру 8.

·         3. Нарисуйте движениями глаз на доске знак бесконечности .

·         8 ∞

·         Данные упражнения можно разнообразить в виде стихотворной инструкции:

·         Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась. Ты – молодец!

·         На учебных, коррекционно-развивающих занятиях можно применять технологии  арттерапии.

·         (музыкотерапия, фототерапия, игротерапия, изотерапия, сказкотерапия , оригамитерапия).

·         Я на своих уроках  частично применяю технологии  арттерапии.

 

·         Данные технологии связаны с воздействием разных средств искусства на обучающихся, они позволяют с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.

·         Одним из  условий успешной работы по формированию устойчивой потребности в здоровом образе жизни учащихся является так же  работа с родителями, цель которой - сделать их союзниками педагогов. Охрана здоровья учащихся дома требует благоприятного психологического климата, повседневного выполнения режима дня, полноценного питания, пребывания на воздухе, активного отдыха и т.д. В работе с родителями  я использую как массовые, так и индивидуальные формы и методы работы. Например, методы изучения семьи: наблюдение за поведением детей, беседа, родительские собрания, привлекаю родителей к участию в школьных мероприятиях

·          Так в 1 полугодии проводились родительские собрания  «Значение общения в развитии личностных качеств ребенка», «Мы – родители. Родительский авторитет»»

·                    Инд. беседы «Гигиена ребёнка», «Как помочь ребёнку  приготовить домашнее задание», «Игровые упражнения, развивающие мелкую моторику» и др.

·                      Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время  даёт возможность обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

 

Использование здоровье сберегающих технологий на уроках математики в коррекционной школе

Использование здоровье сберегающих технологий на уроках математики в коррекционной школе

Использование здоровье сберегающих технологий на уроках математики в коррекционной школе

Использование здоровье сберегающих технологий на уроках математики в коррекционной школе

Использование здоровье сберегающих технологий на уроках математики в коррекционной школе

Использование здоровье сберегающих технологий на уроках математики в коррекционной школе

Использование здоровье сберегающих технологий на уроках математики в коррекционной школе

Использование здоровье сберегающих технологий на уроках математики в коррекционной школе

Использование здоровье сберегающих технологий на уроках математики в коррекционной школе

Использование здоровье сберегающих технологий на уроках математики в коррекционной школе

Использование здоровье сберегающих технологий на уроках математики в коррекционной школе

Использование здоровье сберегающих технологий на уроках математики в коррекционной школе

Использование здоровье сберегающих технологий на уроках математики в коррекционной школе

Использование здоровье сберегающих технологий на уроках математики в коррекционной школе

Использование здоровье сберегающих технологий на уроках математики в коррекционной школе

Использование здоровье сберегающих технологий на уроках математики в коррекционной школе

Использование здоровье сберегающих технологий на уроках математики в коррекционной школе

Использование здоровье сберегающих технологий на уроках математики в коррекционной школе

Использование здоровье сберегающих технологий на уроках математики в коррекционной школе

Использование здоровье сберегающих технологий на уроках математики в коррекционной школе

Использование здоровье сберегающих технологий на уроках математики в коррекционной школе

Использование здоровье сберегающих технологий на уроках математики в коррекционной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2020