Использование здоровьесберегающих технологий для детей с интеллектуальными нарушениями..
Оценка 4.9

Использование здоровьесберегающих технологий для детей с интеллектуальными нарушениями..

Оценка 4.9
Семинары
docx
физическая культура
СCУЗ, ВУЗ
08.06.2022
Использование здоровьесберегающих технологий для детей с интеллектуальными нарушениями..
Выступление
Использование здоровье сберегающих технологий.docx

Использование здоровье сберегающих технологий

на уроках физической культуры для детей с интеллектуальными нарушениями.

 «Чтобы сделать

 ребёнка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым».  

Ж.-Ж. Руссо

     Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в качестве задач реализации содержания учебного предмета физическая культура в течение всего срока освоения адаптированной основной образовательной программы определяет следующие:

1. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни; соблюдение индивидуального режима питания и сна.

2. Воспитание интереса к физической культуре и спорту, формирование потребности в систематических занятиях физической культурой и доступных видах спорта.

3. Формирование и совершенствование основных двигательных качеств: быстроты, силы, ловкости и других.

4. Формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, адекватно их дозировать.

5. Овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой и другими) в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями обучающихся.

6. Коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; развитие и совершенствование волевой сферы.

7. Воспитание нравственных качеств и свойств личности.

         Приведенные выше задачи определяют место физической культуры не только в учебном плане, но и в организации жизнедеятельности школьников, так как непосредственно связаны с сохранением и укреплением их здоровья и развитием возможностей систем организма ребенка, как наиболее важной составляющей процесса образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Спектр столь широко обозначенных задач, несомненно, может быть решен только всей совокупностью урочной и внеурочной деятельности, приобретением опыта социального взаимодействия в процессе проведения массовых спортивных событий, а также участием ребенка в физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня.

         Согласно п. 4.3. Стандарта предметные результаты освоения АООП по предмету физическая культура должны отражать:

1) овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры);

2) первоначальные представления о значении физической культуры для физического развития, повышения работоспособности;

3) вовлечение в систематические занятия физической культурой и доступными видами спорта;

4) умения оценивать свое физическое состояние, величину физических нагрузок.

                На основании вышесказанного, целью своей профессиональной деятельности считаю поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся, создание благоприятных условий для формирования у детей отношения к здоровому образу жизни. Это работа должна формировать из ребёнка личность, развитую всесторонне и гармонично. Основными направлениями я выбрала следующие:

укрепление дисциплины и привитие сознательного отношения к занятиям физической культурой и спортом;

повышение общего среднего уровня физической подготовки учащихся;

популяризация и агитация здорового образа жизни;

стимулирование участия детей в соревнованиях по различным видам спорта.

Существует ошибочное мнение о том, что «урок физической культуры сам по себе всегда является здоровьесберегающим». Тем не менее, существуют принципы здоровьесберегающих технологий, без соблюдения которых урок не будет нести в себе положительное содержание. Поэтому, методику своей работы выстраиваю по следующим принципам:

учет возрастных индивидуальных особенностей;

учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;

структурирование урока на 3 части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся (вводная часть, основная и заключительная);

использование здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся.

Здоровьесберегающие технологии  объединяют в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся и рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. 

Изучив различные теории здоровьясбережения, я выбрала и  использую в своей работе следующие принципы, методы и приемы здоровьесберегающих  технологий.

 

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Принципы

·       Принцип сознательности и активности

·        Принцип наглядности

·       Принцип систематичности и последовательности

·        Принцип повторения

·       Принцип  постепенности и непрерывности

·        Принцип доступности и учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

  • Принцип связи теории с практикой

Методы и приемы

·        Специфические

·        общепедагогические

·        защитно-профилактические

·        компенсаторно-нейтрализующие

·        стимулирующие

·        информационно-обучающие

 

ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК

Планируя учебный материал,  руководствуюсь следующим:

- учебный материал, прежде всего, должен соответствовать требованиям стандарта и быть ориентирован на конечный результат;

- в основу положен базовый уровень содержания образования, но в тоже время каждому ученику предоставляется возможность выбора содержания деятельности на уроке, исходя из уровня физической подготовленности его двигательных способностей и состояния здоровья.

Реализация здоровьесберегающего пространства на уроках выглядит следующим образом:

Технологии, средства и методы обучения

Для достижения целей моей педагогической деятельности применяю следующие группы средств:

- гигиенические факторы;

- оздоровительные силы природы;

- средства двигательной направленности.

Первое условие оздоровления - это создание на уроках физической культуры гигиенического режима. В мои обязанности  входит умение и готовность видеть и определить явные нарушения требований, предъявляемых к гигиеническим условиям проведения урока и, по возможности изменить их в лучшую сторону – самой, с помощью администрации, медицинских работников.

 

Второе условие - использование оздоровительных сил природы, которое оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих технологий на уроках. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов,  повышает общую работоспособность организма, замедляет процесс утомления и т.д.

Самым важным условием является обеспечение оптимального двигательного режима на уроках физической культуры в соответствии с физиологическими особенностями организма обучающихся, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели и года. В своей работе я использую следующие приемы, методы обучения и способы организации учебной деятельности.

 

Приемы:

- работа в парах, тройках, командах;

-самостоятельная работа; дифференцированный выбор заданий;

-объяснение;

-показ;

-контроль за состоянием здоровья учащихся;

Методы обучения:

- словесные (рассказ, беседа, объяснение),

-наглядные (демонстрация правильного выполнения упражнений),

-практические (выполнение двигательного действия, самостоятельная и  индивидуальная работа).

Способы организации учебной деятельности:

- фронтальный (упражнения выполняются всеми учениками одновременно),

- групповой (упражнения выполняются одновременно несколькими группами),

- индивидуальный (отдельные ученики получают задания и самостоятельно выполняют их),

- поточный (ученики выполняют упражнения друг за другом).

 

Для создания условий  мотивации к занятиям физической культурой использую:

Мотивация к занятиям физической культурой

 

Приёмы и средства здоровьесберегающих  технологий,

реализуемые на моих уроках:

 

ü      Чередование видов деятельности. Разнообразие форм организации урока, чередование умственной и физической нагрузки учащихся  - один их способов повышения эффективности урока. Чередую теорию и практику.

ü      Благоприятная дружеская обстановка на уроке. Урок должен быть развивающим, интересным. На уроке я обязательно обращаю внимание на физическое и психологическое состояние детей, смотрю, как они воспринимают задания учителя, как оценивают его работу. Предъявляю требования и замечания только в корректной форме.

ü      Дозировка заданий. Главное при выполнении упражнений - не допускать перегрузки обучающихся.

ü Индивидуальный подход к каждому ребенку. Дети очень разные, но учитель должен сделать свои уроки интересными в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся. Для этого я предлагаю создать для каждого ученика ситуацию успеха, предоставить всем обучающимся  право выбора вида деятельности на уроке.

ü Оздоровительная направленность урока через систему адаптивной и дыхательной гимнастики с целью формирования правильной осанки, профилактики плоскостопия.

ü      Занятия на свежем воздухе. Известно, что дети очень сильно подвержены простудным заболеваниям, поэтому одной из моих задач является повышение устойчивости детского организма  к простудным заболеваниям. Эффективным средством против простудных заболеваний становится закаливание организма. Я опираюсь на естественные факторы закаливания. Уроки на свежем воздухе включают легкую атлетику, кроссовую подготовку, подвижные игры, футбол, а во внеурочное время занятия спортивным ориентированием в лесном массиве.

ü      Воспитательная направленность занятия. Воспитательный эффект уроков физкультуры достигается и за счет возможностей индивидуально-дифференцированного подхода к развитию качеств каждого ученика и формированию ценностного отношения к своему здоровью.

Для создания условий мотивации к занятиям физической культурой использую:

•        валеологическое просвещение учащихся и их родителей;

•        нетрадиционные уроки;

•        современные средства физической культуры;

•        комбинирование методов, приемов физического воспитания.

•        внеклассные формы физического воспитания

         1. Валеологическое просвещение учащихся и их родителей.

На родительских собраниях широко освещаю вопросы, связанные с состоянием здоровья, условиями его сохранения и укрепления. Включаю родителей в процесс обсуждение проблем, привожу статистические данные.

На уроках практикую беседы о здоровом образе жизни. При выполнении различных упражнений объясняю детям значение каждого из них.

С целью более наглядного представления о здоровом образе жизни использую компьютерные презентации. Это особенным образом стимулирует познавательную активность учащихся, повышает интерес к теме, способствует усвоению основных правил соблюдения здорового образа жизни.

В процессе всех уроков прививаю гигиенические навыки ребенка, предусматриваю участие его в регулировании общего режима дня, в частности, режима движений в течение дня. Воспитываю правильное отношение детей к закаливанию организма. С этой целью практикую занятия в шортах и майках, ходьбу на лыжах, игры на свежем воздухе. Учу детей правильному дыханию.

         2. Основными видами нетрадиционных уроков является сюжетно-ролевые уроки, уроки здоровья. На уроках детей делю на группы, в группах ослабленных детей следую принципам и нормам предоставления детям таких упражнений, которые способствуют снятию умственного напряжения, исключаю длительные статические нагрузки. Использую физические упражнения, которые направлены не только на физическое развитие детей, но и имеющие лечебно-воспитательный эффект, корригирующие, коррекционные упражнения. Например, ходьба по лестнице для стоп,  канату укрепляет и развивает мышцы стопы и предупреждает развитие плоскостопия. Упражнения со скакалкой и обручем содействуют формированию правильной осанки, благотворно действуют на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Обязательно включаю в каждый урок упражнения на психорегуляцию и релаксацию. Включаю в уроки сюжетные игры и игровые задания.

         3.Для повышения интереса и эмоционального настроя на своих уроках применяю технические средства: магнитофон, компьютер.

         4. Удачно комбинирую игровой, соревновательный и круговой метод. Применяя тот или иной метод, учитываю возрастные особенности учащихся, не допускаю переутомления, направляю их действия и контролирую нагрузку.

С целью полного и точного описания техники упражнений показываю последовательность действий наглядно. В своей практике применяю методы разбора упражнений, подсказываю, помогаю выполнять, но при этом учитываю физическое развитие и уровень физической подготовленности ребёнка. Убеждена, что методы убеждения и поощрения оказывают на детей особое воздействие.

При выборе методов и приемов учитываю общепедагогические и методические требования. Объясняя новый материал, разучивая и закрепляя его, я обращаю внимание детей на основные ошибки в технике выполнения упражнений, учу анализировать и оценивать их.

Именно на интересе детей к занятиям необходимо строить уроки, тем самым, формируя навыки и умения, обеспечивающие мотивацию на здоровье. На своих уроках стараюсь создать такие условия, чтобы у ребенка «появился аппетит» заниматься физической культурой и спортом, чтобы он понял полезность движений для своего здоровья.

   Школьникам необходимо овладеть основами личной физической культуры, под которой понимаются единство знаний, потребностей, мотивов достичь оптимального уровня здоровья, физического развития, разностороннего развития двигательных способностей, умения осуществлять собственную двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. И здесь большую роль играют внеклассные формы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. Они позволяют увеличивать объем двигательной активности и способствуют более полной реализации их индивидуальных способностей и двигательного потенциала.

С целью повышения двигательной активности учащихся внеклассную работу строю в определенной последовательности. Направлена она на закрепление умений и навыков, полученных на уроках. Все мероприятия, как правило, проводятся по разделам учебной программы. Основными формами физического воспитания являются:

-Гимнастика до занятий.

-Подвижные игры на переменах.

-Физкультминутки.

-Спорт час в группах продленного дня.

-Спортивные секции.

-Дни здоровья и спорта.

-Физкультурные праздники.

-Внутришкольные  соревнования.

   В школе организуются и проводятся спортивные праздники, Дни здоровья, товарищеские встречи, организуется подготовка команд к школьным, районным, зональным, республиканским соревнованиям. В спортивно-массовых мероприятиях и соревнованиях стараемся задействовать как можно больше детей. Принятие участие в соревнованиях школьного и районного, зонального, республиканского уровня во многом способствует привлечению школьников к секционным занятиям.

Вместе с учащимися ведем активную агитационную работу по пропаганде занятий физической культурой и спортом, оформляем спортивные уголки: «Уголок здоровья», «Спортивная жизнь школы».

 Для осуществления контроля и выявления уровня физической подготовленности, провожу тестирование учащихся. Контрольное выполнение тестов позволяет более эффективно управлять учебным процессом, вовремя делать выводы и вносить коррективы. К общепринятым контрольным тестам, предлагаемым программой, добавляю тесты президентских состязаний, провожу их не два раза в год, а каждую четверть. Тесты направлены на развитие основных двигательных качеств: гибкость, выносливость, сила, скорость, координационные способности.

По данным тестирования выделяются группы учащихся, нуждающиеся в корректировке, с ними провожу коррекционную работу. Для этого разрабатываю комплексы упражнений, направленные на развитие отстающих физических качеств.

Результаты тестирования каждого класса заношу в «Паспорт здоровья».

         Анализируя результаты работы, я отмечаю, что внедрение системы работы по здоровьесберегающим образовательным технологиям позволило:

1.Повысить успеваемость по предмету.

2.Повысить динамику роста физической подготовленности учащихся.

3.Повысить интерес учащихся к занятиям физической культурой и мотивацию к соблюдению здорового образа жизни.

4.Повысить динамику состояния здоровья учащихся

 

Вывод: использование здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-образовательной работы с детьми с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) способствует:

-       повышению работоспособности, выносливости детей;

-       развитию психических процессов;

-       формированию, развитию двигательных умений и навыков;

-       развитию общей и мелкой моторики;

-       способствует социальной адаптации детей с ОВЗ (интеллектуальные нарушения).


 

Использование здоровье сберегающих технологий на уроках физической культуры для детей с интеллектуальными нарушениями

Использование здоровье сберегающих технологий на уроках физической культуры для детей с интеллектуальными нарушениями

На основании вышесказанного, целью своей профессиональной деятельности считаю поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся, создание благоприятных условий для формирования у детей отношения…

На основании вышесказанного, целью своей профессиональной деятельности считаю поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся, создание благоприятных условий для формирования у детей отношения…

Принципы · Принцип сознательности и активности ·

Принципы · Принцип сознательности и активности ·

Первое условие оздоровления - это создание на уроках физической культуры гигиенического режима

Первое условие оздоровления - это создание на уроках физической культуры гигиенического режима

Приемы: - работа в парах, тройках, командах; -самостоятельная работа; дифференцированный выбор заданий; -объяснение; -показ; -контроль за состоянием здоровья учащихся;

Приемы: - работа в парах, тройках, командах; -самостоятельная работа; дифференцированный выбор заданий; -объяснение; -показ; -контроль за состоянием здоровья учащихся;

Занятия на свежем воздухе. Известно, что дети очень сильно подвержены простудным заболеваниям, поэтому одной из моих задач является повышение устойчивости детского организма к простудным заболеваниям

Занятия на свежем воздухе. Известно, что дети очень сильно подвержены простудным заболеваниям, поэтому одной из моих задач является повышение устойчивости детского организма к простудным заболеваниям

Например, ходьба по лестнице для стоп, канату укрепляет и развивает мышцы стопы и предупреждает развитие плоскостопия

Например, ходьба по лестнице для стоп, канату укрепляет и развивает мышцы стопы и предупреждает развитие плоскостопия

Спорт час в группах продленного дня

Спорт час в группах продленного дня

ОВЗ (интеллектуальные нарушения)

ОВЗ (интеллектуальные нарушения)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2022