ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АДАПТИВНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Оценка 4.6
Разработки уроков +1
DOC
русская литература +1
5 кл—7 кл
07.04.2019
"Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием собственной мысли, а не памятью", - эти слова Л.Н. Толстого как нельзя лучше раскрывают сущность АСО.
На уроках не только сообщается новая информация, но и происходит обучение приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать, делать выводы. Изучение нового материала завершается совместной беседой, ученики задают вопросы, или обсуждают новый материал между собой, учитель задет вопросы ученикам по заранее составленному вопроснику.
Адаптивная система обучения (А.С. Границкой) возникла на основе анализа тенденций совершенствования учебного процесса под влиянием воздействия на формирование творческого мышления учителя новейших психологических теорий. Особенно плодотворными из них являются теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Галперина и деятельностный подход к обучению А.А. Леонтьева. Это принципиально новая модель организации обучения, которая может облегчить оптимальную адаптацию к индивидуальным особенностям учащихся и активизировать их мыслительную деятельность в течение всего урока.
ИСПОЛЬ~1.DOC
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АДАПТИВНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Учитель русского языка и литературы
МКОУ « СОШ №9 г.Аши Челябинской области
( с профессиональным обучением)»
Халитова И.В.
"Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием собственной мысли,
а не памятью", эти слова Л.Н. Толстого как нельзя лучше раскрывают сущность АСО.
На уроках не только сообщается новая информация, но и происходит обучение
приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать, делать
выводы. Изучение нового материала завершается совместной беседой, ученики задают
вопросы, или обсуждают новый материал между собой, учитель задет вопросы ученикам
по заранее составленному вопроснику.
Адаптивная система обучения (А.С. Границкой) возникла на основе анализа
тенденций совершенствования учебного процесса под влиянием воздействия на
формирование творческого мышления учителя новейших психологических теорий.
Особенно плодотворными из них являются теория поэтапного формирования
умственных действий П.Я. Галперина и деятельностный подход к обучению
А.А. Леонтьева. Это принципиально новая модель организации обучения, которая может
облегчить оптимальную адаптацию к индивидуальным особенностям учащихся и
активизировать их мыслительную деятельность в течение всего урока.
Модель АСО
Учитель обучает всех учащихся
Учитель работает
индивидуально
Учащиеся работают
самостоятельно
На каждом уроке учитель обучает всех, затем работает в индивидуальном
режиме (управляет самостоятельной работой учащихся, обходит всех, помогает,
советует), а дальше работает индивидуально (один на один с учеником) по
дифференцированным материалам для индивидуальной работы. Учащиеся могут
работать в трёх режимах: совместно с учителем, с учителем индивидуально и
самостоятельно под руководством учителя.
Приведу ориентировочную конкретную модель урока:
Учитель
Учащиеся
обучение
индивидуальная работа
(включенный контроль,
отключенный контроль,
один
один
на
с учеником)
одновременная работа всех учащихся
10 минут
самостоятельная работа
самостоятельная работа учащихся
парах
в
(устно)
35 минут Учение в условиях АСО становится преимущественно активной самостоятельной
деятельностью. На уроках все учащиеся работают в разном темпе и требуют разную
степень помощи. Поэтому в АСО применяются многоуровневые задания с адаптацией:
I уровень – действия на узнавание, распознавание понятия, различие и
установление подобия (3 балла);
II уровень – действия на воспроизведение учебного материала на уровне памяти (4
балла);
III уровень – действия по воспроизведению учебного материала на уровне
понимания, описание и анализ действия с объектом изучения (56 баллов);
IV уровень – действия по применению знаний в знакомой ситуации по образцу,
выполнение действий с четко обозначенными правилами, применение знаний на основе
обобщенного алгоритма для решения новой учебной задачи (78 баллов).
V уровень – применение знаний (умений) в незнакомой ситуации для решения
нового круга задач, творческий перенос знаний, умений (самостоятельное использование
ранее усвоенных знаний в новой ситуации для решения проблемы; видение проблемы и
способов её решения) (910 баллов).
Время для выполнения заданий у всех одинаковое, но каждый ученик
продвигается от уровня к уровню со своей скоростью. Учащиеся начинают с первого
уровня, а затем сами решают переходить к заданиям следующего уровня. Главным
достоинством заданий с адаптацией является полная занятость всех учащихся,
самостоятельно переходящих от уровня к уровню. Задания с адаптацией гарантируют
каждому ученику положительную отметку. В то же время любой ученик получает
возможность двигаться к более высокой отметке, а не просто получать ее за выполнение
одинакового задания. Работа завершается по сигналу учителя до звонка, чтобы учащиеся
успели выставить себе отметки за достигнутый уровень и качество выполнения заданий.
На этом этапе не только доверяется ребятам взаимоконтроль по чётко указанным
критериям, но и обучаются ему.
Вот те советы учителя, которые помогают моим ученикам:
а) Не будь строг при взаимоконтроле.
б) Не знает товарищ – помоги.
в) Запнулся – подскажи.
Здесь создаются условия для обучения через совместный анализ ошибок, только
что сделанных. Важным преимуществом взаимоконтроля является максимальное
соединение контроля и коррекции с момента возникновения ошибки, а это повышает
качество обучения, дисциплинирует учащихся, готовит их к самостоятельному
непрерывному продолжению образования в течение жизни.
Увеличивая время самостоятельной работы учащихся, необходимо перейти
к непрерывному управлению ею и осуществить сплошную контролируемость
результатов во всех видах самостоятельной работы, а для этого применяется не только
контроль учителя, но и другие виды контроля:
контроль учителя;
К –
СК – самоконтроль;
ВК –
ВСК – внутренний самоконтроль (возможен, когда правильные учебные
действия сформированы и необходимость во всех видах внешнего
контроля отпала).
взаимный контроль; Особое внимание уделяется систематическому включению механизмов
активизации умственной деятельности учащихся через проведение обучения
обобщениям и схематизации.
Учитель в процессе объяснения нового материала строит обобщённую схему
совместно с учащимися, затем, продолжая объяснение, прекращает схематизацию на
доске и предлагает учащимся завершить работу самостоятельно.
Работа в парах является основой для организации устной самостоятельной
работы на уроках: в парах одна половина учащихся говорит, другая контролирует.
Затем меняются ролями.
В рамках АСО устная самостоятельная работа ведется с использованием трёх
видов пар.
Статическая пара обеспечивает регулярное общение учащихся друг с другом на
уроке и соответственно значительное повышение речевой и мыслительной деятельности
каждого обучающегося (половина учеников в классе говорит одновременно).
Динамическая пара (работа вчетвером). Каждый ученик трижды меняет
партнёров, объясняя свой вопрос, свое задание.
Вариационная пара (4 ученика). В ней происходит интеграция усилий,
обрабатываются разнообразные материалы. Трое проверяют одного, самостоятельно
выставляют отметки, но в этом участвует и отвечающий. Но! Взаимопомощь становится
типичным видом взаимоотношений в паре. Ведущим становится желание оказать помощь
нуждающемуся товарищу, это улучшает отношения между учащимися. Все вместе
трудятся над выполнением единой задачи, внося посильный вклад в поднятие уровня
обученности и развития каждого ученика в классе.
Итак, главные особенности урока АСО:
Активная мыслительная деятельность каждого ученика в течение всего урока
(он включается в проверку домашнего задания, слушает объяснение нового
материала, участвует в закреплении материала, выполняет самостоятельную
работу).
Обеспечение эмоциональной сопричастности ученика к собственной
деятельности и деятельности других.
Мотивация познавательной деятельности ученика на уроке (она связана
с поддержанием интереса к изучению материала, а основными факторами,
побуждающими ученика к мыслительной деятельности, являются его
самореализация и персонализация).
Обеспечение рефлексии, самоконтроля в процессе деятельности в течение всего
урока (на каждом этапе урока учащийся сам отслеживает свои результаты и
оценивает их, а с введением рефлексии повышается ответственность
за результаты своего труда, снимается страх перед плохой отметкой).
Наличие самостоятельной работы или творческого задания на уроке
(выполнение работы с обязательной самопроверкой или взаимопроверкой на этом
же уроке).
Достижение целей урока. Рефлексия, самооценка, обязательные для адаптивных уроков, дисциплинируют
учащихся, дают возможность ребёнку отслеживать свою деятельность на уроке и
оценивать её. Практика подтвердила, что лишь на начальном этапе ребята завышают
свои отметки, а затем они становятся даже строже, чем сам учитель.
Использование АСО помогают учителю обрести веру в свои собственные
возможности и добиваться оптимально возможных результатов в учебновоспитательном
процессе.
А самое главное, что эти уроки демократичны и гуманистичны по своей природе,
так как помогают ребёнку расти, развиваться среди своих сверстников, без деления по
уровням развития, а, следовательно, без унизительной для ребёнка и родителей
процедуры, когда ученик направляется в классы с пониженным интеллектом.
Я считаю, что на таких уроках русского языка и литературы ученик чувствует
себя комфортно, добиваются успеха и ощущают своё «продвижение в развитии»,
социальную защищённость.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АДАПТИВНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АДАПТИВНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АДАПТИВНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АДАПТИВНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.