Использование активных методов и приемов обучения в работе учителя с детьми ЗПР.
Оценка 4.6
Семинары
docx
дефектология
2 кл
28.01.2018
Статья предназначена для учителей начальных классов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями. Она позволит правильно организовать работу с детьми с ЗПР на разных этапах урока. Здесь предусмотрены все моменты работы с детьми с задержкой психического развития. Очень полезная статья.
Использование активных методов и приемов обучения в работе учителя с детьми ЗПР.docx
Использование активных методов и приемов обучения в работе учителя с
детьми ЗПР.
Большую часть контингента детей с трудностями в обучении составляет группа,
которую определяют как “дети с задержкой психического развития”. Это многочисленная
группа, составляющая около 50 % среди неуспевающих младших школьников. Понятие
“задержка психического развития” (ЗПР) употребляется по отношению к детям с
минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью
ЦНС, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации.
Для них характерны:
незрелость эмоциональноволевой сферы и недоразвитие познавательной
деятельности, имеющей свои качественные особенности, компенсирующиеся под
воздействием временных, лечебных и педагогических факторов;
медленная по сравнению с нормой скорость приема и переработки сенсорной
информации, недостаточная сформированность умственных операций и действий, низкая
познавательная активность и слабость познавательных интересов, ограниченность,
отрывочность знаний и представлений об окружающем;
отставание в речевом развитии (недостатки произношения, аграмматизм,
ограниченность словаря);
недостатки в развитии эмоциональноволевой сферы, проявляющиеся в
эмоциональной неустойчивости и возбудимости, несформированности произвольной
регуляции поведения, слабости учебной мотивации и преобладании игровой;
недостатки моторики, затруднения в координации движений, проявления
гипперактивности;
неравномерность, мозаичность проявлений недостаточности развития.
Эти особенности развития детей с ЗПР позволили ученым сделать вывод о том, что
дети этой категории требуют организации специального коррекционноразвивающего
обучения.
Важным отличием детей с ЗПР от умственно отсталых детей является то, что
стимуляция деятельности этих детей, оказание им своевременной педагогической помощи
позволяют выделить у них зону их ближайшего развития, которая в несколько раз
превышает потенциальные возможности умственно отсталых детей этого же возраста. С
целью оказания специальной помощи детям с ЗПР в нашей стране была создана система
коррекционноразвивающего образования и компенсирующего обучения. Это качественно
новый уровень организации образовательного процесса, который позволяет удовлетворить
интересы и образовательные потребности конкретного ребенка, учесть его индивидуальные
способности, обеспечить полноценное образование и сохранить здоровье. У большинства
детей отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость
мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и
самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов
обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности
коррекционноразвивающего процесса в работе учителя. В последнее время нестабильные
экономические и экологические условия нашей страны влияют на рост рождаемости детей
с ограниченными возможностями здоровья и различными патологиями, в структуру
которых входят и нарушения речи. Все чаще речевые патологии имеют комбинированную
форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических
функций, состояние общей и мелкой моторики, эмоциональноволевая сфера. Учитывая
особенности развития детей с ЗПР, в своей коррекционной работе я стараюсь находить
новые методы активного обучения, интегрировать в уроки знания смежных дисциплин, что
стимулирует к разработке инновационных технологий в области коррекционно
развивающего обучения. Активные методы обучения (АМО) совокупность разнообразных приёмов,
направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами
условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому
освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности. Активные методы
обучения это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной
и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. При
использовании активных методов обучения меняется роль ученика – из послушного
запоминающего устройства он превращается в активного участника образовательного
процесса. Эта новая роль и свойственные ей характеристики позволяют на деле
формировать активную личность, обладающую всеми необходимыми навыками и
качествами современного успешного человека. Применение АМО позволяет сделать урок
современным, отвечающим потребностям обучающихся, родителей, общества, времени.
Активные методы обучения позволяют за счёт новых форм представления информации, её
восприятия, обсуждения, осмысления и анализа повысить в несколько раз эффективность и
качество обучения, сократить сроки коррекционной работы с учащимися. Применение
АМО на занятиях позволяет повысить познавательную активность обучающихся, активно
вовлекает учащихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную
деятельность учеников, развивает их творческие способности.
Появление в работе методов активного обучения связано со стремлением педагогов
активизировать познавательную деятельность обучающихся или способствовать её
повышению. Этот подход согласуется с экспериментальными данными, которые
свидетельствуют, что при лекционной подаче материала усваивается не более 2030%
информации, при самостоятельной работе с литературой — до 50%, при проговаривании
— до 70%, а при личном участии в изучаемой деятельности (например, в игре) — до 90%.
Методы могут использоваться как самостоятельные педагогические разработки, так и в
сочетании с традиционными. Существуют также принципы активизации традиционных
форм обучения и применение нетрадиционных методов.
Нетрадиционные методы воздействия давно стали перспективным средством
коррекционно развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы
терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в
специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в
преодолении речевых трудностей у детей. На фоне комплексной помощи нетрадиционные
методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей
ЗПР и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Эффект их применения
зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые
возможности, включать действенные методы в систему коррекционноразвивающего
процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий,
предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того,
альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и
разнообразнее.
Активные методы обеспечивают решение коррекционнообразовательных
задач в разных аспектах:
? развитие познавательных процессов речи, памяти, мышления;
? формирование положительной учебной мотивации;
? повышение познавательной активности учащихся;
? активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
? стимулирование самостоятельной деятельности;
? эффективное усвоение большого объема учебной информации;
? развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
? развитие коммуникативноэмоциональной сферы личности обучающегося; ? раскрытие личностноиндивидуальных возможностей каждого учащегося и
определение условий для их проявления и развития;
? развитие навыков самостоятельного умственного труда;
? развитие универсальных навыков.
При построении урока необходимо учитывать следующие признаки методов
активного обучения:
Проблемности. Основная задача при этом состоит в том, чтобы ввести обучаемого
в проблемную ситуацию, для выхода из которой (для принятия решения или нахождения
ответа) ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые
знания.
Взаимообучения. Стержневым моментом многих форм проведения занятий с
применением методов активного обучения является коллективная деятельность и
дискуссионная форма обсуждения.
Индивидуализации. Требование организации учебнопознавательной деятельности с
учетом индивидуальных способностей и возможностей обучающегося. Признак также
подразумевает развитие у обучающихся механизмов самоконтроля, саморегулирования,
самообучения.
Непосредственности, самостоятельности взаимодействия обучающихся с учебной
информацией. При активизации обучения — педагог отходит на уровень обучающихся и в
роли помощника участвует в процессе их взаимодействии с учебным материалом, в идеале
преподаватель становится руководителем их самостоятельной работы, реализуя принципы
педагогики сотрудничества.
Мотивации. Активность, как индивидуальной, так и коллективной, как
самостоятельной, так и регламентируемой учебнопознавательной деятельности
обучающихся, развивается и поддерживается системой мотивации. При этом к числу
используемых преподавателем мотивов обучающихся относят: творческий характер
учебнопознавательной деятельности, состязательность, игровой характер проведения
занятий.
Эмоциональное воздействие. В условиях проблемности содержания, творческого
характера и состязательности деятельности происходит быстрый, резкий ввод в действие
резервов организма. Возникающие при этом эмоции активизируют, побуждают человека,
инициируют его направленность на совершение деятельности.
Методы АМО представляют собой упорядоченную совокупность (систему),
обеспечивающую активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности
учащихся на протяжении всего образовательного процесса.
Образовательная активность входящих в эту систему методов строится на
практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения,
интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании
знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в
процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
По структуре, в соответствии с технологией, всё образовательное мероприятие
делится на логически связанные фазы и этапы:
Фаза 1. Начало образовательного мероприятия
Этапы: ? инициация (начало урока, знакомство)
? вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока)
? формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока)
Фаза 2. Работа над темой
Этапы: ? интерактивная лекция (передача и объяснение информации)
? проработка содержания темы (групповая работа обучающихся)
Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия Этапы: ? подведение итогов (рефлексия, оценка урока)
? эмоциональная разрядка (разминки)
Каждый этап – это полноценный раздел образовательного мероприятия. Объем и
содержание раздела определяется темой и целями урока. Каждый этап несет свою
функциональную нагрузку, имеет свои цели и задачи, помимо этого, вносит вклад в
достижение общих целей урока. Будучи логически связанными и взаимодополняя друг
друга, фазы и этапы занятия обеспечивают целостность и системность образовательного
процесса, придают законченный вид уроку или внеклассному мероприятию. Именно
поэтому все используемые в процессе урока АМО должны соответствовать общей логике
образовательного мероприятия, отвечать целям и задачам урока и его составляющих,
создавать полноценную и законченную картину процесса обучения. И при методически
грамотном использовании АМО такая картина непременно создается. Дидактическая
цепочка взаимосвязанных, усиливающих друг друга активных методов, нанизанных на
общую логику урока, ведущую к поставленным целям, формирует современную
образовательную технологию АМО. Применение системы активных методов содействует
достижению комплекса образовательных эффектов – обучения, воспитания, развития и
социализации личности обучающегося. Эффективность процесса и результатов обучения с
использованием технологии АМО определяется тем, что разработка методов основывается
на серьезной психологической и методологической базе.
Наиболее эффективными формами организации нетрадиционного урока являются
следующие: игра, сказка, путешествие, соревнование, фантазирование и т.д. Для
активизации деятельности учащихся с ЗПР на уроке можно использовать следующие
активные методы и приёмы обучения:
1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на
ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами:
гласные и согласные, парные согласные). Дети выполняют задание, либо оценивают его
правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки
знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале, математическом диктанте,
словарной работе. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна
работа каждого ребёнка.
2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания,
разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе
выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им
нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.
3. Узелки на память(составление, запись и вывешивание на доску основных
моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить в течении урока). Данный
приём можно использовать как в проведении простого урока, так и в конце изучения темы
– для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи
при выполнении заданий.
4. Работа с бланковыми методиками. Материалы работы с младшими школьниками
представлены в виде карточекбланков, сопровождающихся рекомендациями по
применению заданий, связанных с темой и содержанием занятия и направленных на
активизацию познавательной деятельности учащихся различного возраста и уровня
обучаемости, с учетом индивидуальных особенностей и возможных затруднений.
Бланковые методики используются в диагностических целях и для коррекционной работы.
5. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами
используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения
эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после
активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной
трудности и т.д. 6. « Найди ошибку». Учитель записывает на доске слова или предложения, примеры
или уравнение, в зависимости от темы урока, и допускает ошибку, учащиеся должны найти
её и объяснить правильность ответа. Задания такого рода позволяют у учащихся развить
зрительную память, внимание и логическое мышление.
7. Использование кинезиологических упражнений.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся является основополагающим
направлением в работе учителя с детьми с ЗПР. Кинезиология – наука о развитии
умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные
упражнения. Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных
способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы
коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции
проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода
позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления,
мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, синхронизирует работу полушарий,
улучшает мыслительную деятельность, повышает стрессоустойчивость и способность к
произвольному контролю, облегчает процесс чтения и письма. Кинезиология – это
методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы тела, т. е. путём физической
активности. Комплексы упражнений включают в себя: растяжки, дыхательные упражнения,
глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой
моторики, упражнения на релаксацию и массаж.
8. Использование офтальмотренажеров и презентацийофтальмотренажёров,
отдельной презентации и фрагментов презентации уроков.
Применение офтальмотренажеров может быть в виде кругов расположенных в
несколько рядов разного цвета или из различных геометрических фигур. На уроках чтения
можно использовать тренажеры из букв разного цвета: гласные – красные, согласные синие
и зелёные. Такие тренажеры позволяют не только проводить зрительную гимнастику, но и
закреплять знания по определённому предмету и теме.Внедрение современных
компьютерных технологий в практику позволяет сделать работу учителя более
продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные
формы работы, расширяя возможности организации взаимодействия учителя с другими
участниками образовательного процесса. Презентации офтольмотренажеров могут быть
различными: следи за бабочкой, посчитай появившихся внезапно животных и т.д.
9. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе
занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного
запаса, развития связной речи.
Учащиеся ЗПР более легче и лучше запоминают материал урока, когда он
сопровождается наглядным материалом. На уроках чтения это могут быть сказки,
чистоговорки, пословицы в картинках. Во время запоминания стихотворений или текстов
очень продуктивно использовать пинтограммы, особенно если помогают их нарисовать
сами учащиеся.На уроках математики иллюстрированные задачи и примеры.
10. Активные методы рефлексии.
Слово рефлексия происходит от латинского «reflexior» – обращение назад.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как размышление о своем
внутреннем состоянии, самоанализ.
В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ
деятельности и ее результатов. В педагогической литературе существует следующая
классификация видов рефлексии:
1) рефлексия настроения и эмоционального состояния;
2) рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы
выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала); 3) рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание
материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее
рациональные).
Данные виды рефлексии можно проводить как индивидуально, так и коллективно.
При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и
трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и
психологические особенности учащихся. На уроках при работе с детьми с ЗПР наиболее
часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния. Широко
используется приём с различными цветовыми изображениями. У учащихся две карточки
разного цвета. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в
конце занятия. В данном случае можно проследить, как меняется эмоциональное состояние
ученика в процессе занятия. Учитель должен обязательно уточнить изменения настроения
ребёнка в ходе занятия. Это ценная информация для размышления и корректировки своей
деятельности.
« Солнышко» учащиеся выбирают картинку с улыбкой, грустью или безразличием,
учитывая настроение с которым они пришли на урок.
«Дерево чувств» – учащимся предлагается повесить на дерево яблоки красного
цвета, если они чувствуют себя хорошо, комфортно, или зелёного, если ощущают
дискомфорт.
«Море радости» и «Море грусти» – пусти свой кораблик в море по своему
настроению.
Рефлексия окончания урока. Наиболее удачным на сегодняшний момент считается
обозначение видов заданий или этапов занятия картинками (символами, различными
карточками и т. д.), помогающими детям в конце занятия актуализировать пройденный
материал и выбрать понравившийся, запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап
занятия, прикрепив к нему свою картинку. Одним из приёмов который нравиться детям это
определить своё место на шкале оценок от 1 до 12.Этот приём также помогает учителя
определить уровень самооценки учащегося.
Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной
степени стимулируют познавательную активность учащихся с ЗПР. Таким образом,
применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность
учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в
образовательный процесс, развивает словарный запас, речь, память и внимание,
стимулирует самостоятельную деятельность учащихся, что в равной мере относится и к
детям с ЗПР. Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю
чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством
активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от
переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также
обеспечивает его восприятие с различных сторон.Средства активизации необходимо
использовать в системе, которая, объединив должным образом подобранные содержание,
методы и формы организации обучения, позволит стимулировать различные компоненты
учебной и коррекционноразвивающей деятельности у учащихся с ЗПР. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной
школе / Ю. К. Бабанский.– М.: Просвещение, 1985. ? 208 c.
2.
Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном
процессе // Начальная школа. М.,1998.
3.
Бажович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка/ Изучение
мотивации поведения детей и подростков.М; 1978.
4.
Губанова О.В. Левкина И.С. Использование игровых приемов на уроках //
Начальная школа.М., 1997.
5.
Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / под ред.
С. Г. Шевченко. – М.: АРКТИ, 2001, 224 с.
6.
Костенкова, Ю. А. Дети с задержкой психического развития: особенности
речи, письма, чтения / Ю. А. Костенкова, Р. Д. Тригер, С. Г. Шевченко. – М.: Школьная
Пресса, 2004. – 64 с.
7.
4. Кудрина, С. В. Средства активизации учебной деятельности младших
школьников с интеллектуальным недоразвитием: автореф. дис. … канд. пед. наук /
Светлана Владимировна Кудрина. – СПб., 2000. – 20 с.
8.
Коробченко Т.В., Розовой Ю.Е. Здоровьесберегающие методы в работе с
детьми с речевыми нарушениями. Под. Ред. Н.Н. Яковлевой, Е.А. Петровой – СПб АППО,
2010г. – 255 с.
9.
Поваляева, М. А. Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике /
составитель М. А. Поваляева. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 350 с.
. Проблемы обучения и воспитания детей с задержками психического развития:
сборник методических материалов / под ред. И. Ю. Майсурадзе. – Ульяновск: УИПКПРО,
2006. 9
Использование активных методов и приемов обучения в работе учителя с детьми ЗПР.
Использование активных методов и приемов обучения в работе учителя с детьми ЗПР.
Использование активных методов и приемов обучения в работе учителя с детьми ЗПР.
Использование активных методов и приемов обучения в работе учителя с детьми ЗПР.
Использование активных методов и приемов обучения в работе учителя с детьми ЗПР.
Использование активных методов и приемов обучения в работе учителя с детьми ЗПР.
Использование активных методов и приемов обучения в работе учителя с детьми ЗПР.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.