Использование активных методов и приемов обучения в работе учителя с детьми ЗПР.
Оценка 4.6

Использование активных методов и приемов обучения в работе учителя с детьми ЗПР.

Оценка 4.6
Семинары
docx
дефектология
2 кл
28.01.2018
Использование активных методов и приемов обучения в работе учителя с детьми ЗПР.
Статья предназначена для учителей начальных классов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями. Она позволит правильно организовать работу с детьми с ЗПР на разных этапах урока. Здесь предусмотрены все моменты работы с детьми с задержкой психического развития. Очень полезная статья.
Использование активных методов и приемов обучения в работе учителя с детьми ЗПР.docx
Использование активных методов и приемов обучения в работе учителя с  детьми ЗПР. Большую часть контингента детей с трудностями в обучении составляет группа,  которую определяют как “дети с задержкой психического развития”. Это многочисленная  группа, составляющая около 50 % среди неуспевающих младших школьников. Понятие  “задержка психического развития” (ЗПР) употребляется по отношению к детям с  минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью  ЦНС, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации. Для них характерны: ­ незрелость эмоционально­волевой сферы и недоразвитие познавательной  деятельности, имеющей свои качественные особенности, компенсирующиеся под  воздействием временных, лечебных и педагогических факторов; ­ медленная по сравнению с нормой скорость приема и переработки сенсорной  информации, недостаточная сформированность умственных операций и действий, низкая  познавательная активность и слабость познавательных интересов, ограниченность,  отрывочность знаний и представлений об окружающем; ­ отставание в речевом развитии (недостатки произношения, аграмматизм,  ограниченность словаря); ­ недостатки в развитии эмоционально­волевой сферы, проявляющиеся в  эмоциональной неустойчивости и возбудимости, несформированности произвольной  регуляции поведения, слабости учебной мотивации и преобладании игровой; ­ недостатки моторики, затруднения в координации движений, проявления  гипперактивности; ­ неравномерность, мозаичность проявлений недостаточности развития. Эти особенности развития детей с ЗПР позволили ученым сделать вывод о том, что  дети этой категории требуют организации специального коррекционно­развивающего  обучения. Важным отличием детей с ЗПР от умственно отсталых детей является то, что  стимуляция деятельности этих детей, оказание им своевременной педагогической помощи  позволяют выделить у них зону их ближайшего развития, которая в несколько раз  превышает потенциальные возможности умственно отсталых детей этого же возраста. С  целью оказания специальной помощи детям с ЗПР в нашей стране была создана система  коррекционно­развивающего образования и компенсирующего обучения. Это качественно  новый уровень организации образовательного процесса, который позволяет удовлетворить  интересы и образовательные потребности конкретного ребенка, учесть его индивидуальные способности, обеспечить полноценное образование и сохранить здоровье. У большинства  детей отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость  мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и  самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов  обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности  коррекционно­развивающего процесса в работе учителя. В последнее время нестабильные  экономические и экологические условия нашей страны влияют на рост рождаемости детей  с ограниченными возможностями здоровья и различными патологиями, в структуру  которых входят и нарушения речи. Все чаще речевые патологии имеют комбинированную  форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических  функций, состояние общей и мелкой моторики, эмоционально­волевая сфера. Учитывая  особенности развития детей с ЗПР, в своей коррекционной работе я стараюсь находить  новые методы активного обучения, интегрировать в уроки знания смежных дисциплин, что  стимулирует к разработке инновационных технологий в области коррекционно­ развивающего обучения. Активные методы обучения (АМО) ­ совокупность разнообразных приёмов,  направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами  условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому  освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности. Активные методы  обучения ­ это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. При  использовании активных методов обучения меняется роль ученика – из послушного  запоминающего устройства он превращается в активного участника образовательного  процесса. Эта новая роль и свойственные ей характеристики позволяют на деле  формировать активную личность, обладающую всеми необходимыми навыками и  качествами современного успешного человека. Применение АМО позволяет сделать урок  современным, отвечающим потребностям обучающихся, родителей, общества, времени.  Активные методы обучения позволяют за счёт новых форм представления информации, её  восприятия, обсуждения, осмысления и анализа повысить в несколько раз эффективность и качество обучения, сократить сроки коррекционной работы с учащимися. Применение  АМО на занятиях позволяет повысить познавательную активность обучающихся, активно  вовлекает учащихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную  деятельность учеников, развивает их творческие способности. Появление в работе методов активного обучения связано со стремлением педагогов  активизировать познавательную деятельность обучающихся или способствовать её  повышению. Этот подход согласуется с экспериментальными данными, которые  свидетельствуют, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20­30%  информации, при самостоятельной работе с литературой — до 50%, при проговаривании  — до 70%, а при личном участии в изучаемой деятельности (например, в игре) — до 90%.  Методы могут использоваться как самостоятельные педагогические разработки, так и в  сочетании с традиционными. Существуют также принципы активизации традиционных  форм обучения и применение нетрадиционных методов. Нетрадиционные методы воздействия давно стали перспективным средством  коррекционно ­ развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы  терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в  специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в  преодолении речевых трудностей у детей. На фоне комплексной помощи нетрадиционные  методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей  ЗПР и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Эффект их применения  зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые  возможности, включать действенные методы в систему коррекционно­развивающего  процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий,  предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того,  альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и  разнообразнее. Активные методы обеспечивают решение коррекционно­образовательных  задач в разных аспектах: ? развитие познавательных процессов ­ речи, памяти, мышления; ? формирование положительной учебной мотивации; ? повышение познавательной активности учащихся; ? активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс; ? стимулирование самостоятельной деятельности; ? эффективное усвоение большого объема учебной информации; ? развитие творческих способностей и нестандартности мышления; ? развитие коммуникативно­эмоциональной сферы личности обучающегося; ? раскрытие личностно­индивидуальных возможностей каждого учащегося и  определение условий для их проявления и развития; ? развитие навыков самостоятельного умственного труда; ? развитие универсальных навыков. При построении урока необходимо учитывать следующие признаки методов  активного обучения: ­Проблемности. Основная задача при этом состоит в том, чтобы ввести обучаемого  в проблемную ситуацию, для выхода из которой (для принятия решения или нахождения  ответа) ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые  знания. ­Взаимообучения. Стержневым моментом многих форм проведения занятий с  применением методов активного обучения является коллективная деятельность и  дискуссионная форма обсуждения. ­Индивидуализации. Требование организации учебно­познавательной деятельности с учетом индивидуальных способностей и возможностей обучающегося. Признак также  подразумевает развитие у обучающихся механизмов самоконтроля, саморегулирования,  самообучения. ­Непосредственности, самостоятельности взаимодействия обучающихся с учебной  информацией. При активизации обучения — педагог отходит на уровень обучающихся и в  роли помощника участвует в процессе их взаимодействии с учебным материалом, в идеале  преподаватель становится руководителем их самостоятельной работы, реализуя принципы  педагогики сотрудничества. ­Мотивации. Активность, как индивидуальной, так и коллективной, как  самостоятельной, так и регламентируемой учебно­познавательной деятельности  обучающихся, развивается и поддерживается системой мотивации. При этом к числу  используемых преподавателем мотивов обучающихся относят: творческий характер  учебно­познавательной деятельности, состязательность, игровой характер проведения  занятий. ­Эмоциональное воздействие. В условиях проблемности содержания, творческого  характера и состязательности деятельности происходит быстрый, резкий ввод в действие  резервов организма. Возникающие при этом эмоции активизируют, побуждают человека,  инициируют его направленность на совершение деятельности. Методы АМО представляют собой упорядоченную совокупность (систему),  обеспечивающую активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности  учащихся на протяжении всего образовательного процесса. Образовательная активность входящих в эту систему методов строится на  практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения,  интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании  знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в  процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии. По структуре, в соответствии с технологией, всё образовательное мероприятие  делится на логически связанные фазы и этапы: Фаза 1. Начало образовательного мероприятия Этапы: ? инициация (начало урока, знакомство) ? вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока) ? формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока) Фаза 2. Работа над темой Этапы: ? интерактивная лекция (передача и объяснение информации) ? проработка содержания темы (групповая работа обучающихся) Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия Этапы: ? подведение итогов (рефлексия, оценка урока) ? эмоциональная разрядка (разминки) Каждый этап – это полноценный раздел образовательного мероприятия. Объем и  содержание раздела определяется темой и целями урока. Каждый этап несет свою  функциональную нагрузку, имеет свои цели и задачи, помимо этого, вносит вклад в  достижение общих целей урока. Будучи логически связанными и взаимодополняя друг  друга, фазы и этапы занятия обеспечивают целостность и системность образовательного  процесса, придают законченный вид уроку или внеклассному мероприятию. Именно  поэтому все используемые в процессе урока АМО должны соответствовать общей логике  образовательного мероприятия, отвечать целям и задачам урока и его составляющих,  создавать полноценную и законченную картину процесса обучения. И при методически  грамотном использовании АМО такая картина непременно создается. Дидактическая  цепочка взаимосвязанных, усиливающих друг друга активных методов, нанизанных на  общую логику урока, ведущую к поставленным целям, формирует современную  образовательную технологию АМО. Применение системы активных методов содействует  достижению комплекса образовательных эффектов – обучения, воспитания, развития и  социализации личности обучающегося. Эффективность процесса и результатов обучения с  использованием технологии АМО определяется тем, что разработка методов основывается на серьезной психологической и методологической базе. Наиболее эффективными формами организации нетрадиционного урока являются  следующие: игра, сказка, путешествие, соревнование, фантазирование и т.д. Для  активизации деятельности учащихся с ЗПР на уроке можно использовать следующие  активные методы и приёмы обучения: 1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами: гласные и согласные, парные согласные). Дети выполняют задание, либо оценивают его  правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки  знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале, математическом диктанте, словарной работе. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна  работа каждого ребёнка. 2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания,  разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе  выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им  нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других. 3. Узелки на память(составление, запись и вывешивание на доску основных  моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить в течении урока). Данный  приём можно использовать как в проведении простого урока, так и в конце изучения темы  – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи  при выполнении заданий. 4. Работа с бланковыми методиками. Материалы работы с младшими школьниками  представлены в виде карточек­бланков, сопровождающихся рекомендациями по  применению заданий, связанных с темой и содержанием занятия и направленных на  активизацию познавательной деятельности учащихся различного возраста и уровня  обучаемости, с учетом индивидуальных особенностей и возможных затруднений.  Бланковые методики используются в диагностических целях и для коррекционной работы. 5. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами  используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения  эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после  активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т.д. 6. « Найди ошибку». Учитель записывает на доске слова или предложения, примеры  или уравнение, в зависимости от темы урока, и допускает ошибку, учащиеся должны найти  её и объяснить правильность ответа. Задания такого рода позволяют у учащихся развить  зрительную память, внимание и логическое мышление. 7. Использование кинезиологических упражнений. Сохранение и укрепление здоровья учащихся является основополагающим  направлением в работе учителя с детьми с ЗПР. Кинезиология – наука о развитии  умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные  упражнения. Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных  способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы  коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции  проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода  позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления,  мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, синхронизирует работу полушарий,  улучшает мыслительную деятельность, повышает стрессоустойчивость и способность к  произвольному контролю, облегчает процесс чтения и письма. Кинезиология – это  методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы тела, т. е. путём физической  активности. Комплексы упражнений включают в себя: растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой  моторики, упражнения на релаксацию и массаж. 8. Использование офтальмотренажеров и презентаций­офтальмотренажёров,  отдельной презентации и фрагментов презентации уроков. Применение офтальмотренажеров может быть в виде кругов расположенных в  несколько рядов разного цвета или из различных геометрических фигур. На уроках чтения  можно использовать тренажеры из букв разного цвета: гласные – красные, согласные синие  и зелёные. Такие тренажеры позволяют не только проводить зрительную гимнастику, но и  закреплять знания по определённому предмету и теме.Внедрение современных  компьютерных технологий в практику позволяет сделать работу учителя более  продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные  формы работы, расширяя возможности организации взаимодействия учителя с другими  участниками образовательного процесса. Презентации офтольмотренажеров могут быть  различными: следи за бабочкой, посчитай появившихся внезапно животных и т.д. 9. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе  занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного  запаса, развития связной речи. Учащиеся ЗПР более легче и лучше запоминают материал урока, когда он  сопровождается наглядным материалом. На уроках чтения это могут быть сказки,  чистоговорки, пословицы в картинках. Во время запоминания стихотворений или текстов  очень продуктивно использовать пинтограммы, особенно если помогают их нарисовать  сами учащиеся.На уроках математики иллюстрированные задачи и примеры. 10. Активные методы рефлексии. Слово рефлексия происходит от латинского «reflexior» – обращение назад.  Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как размышление о своем  внутреннем состоянии, самоанализ. В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ  деятельности и ее результатов. В педагогической литературе существует следующая  классификация видов рефлексии: 1) рефлексия настроения и эмоционального состояния; 2) рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы  выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала); 3) рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание  материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее  рациональные). Данные виды рефлексии можно проводить как индивидуально, так и коллективно.  При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и  трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и  психологические особенности учащихся. На уроках при работе с детьми с ЗПР наиболее  часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния. Широко  используется приём с различными цветовыми изображениями. У учащихся две карточки  разного цвета. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в  конце занятия. В данном случае можно проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Учитель должен обязательно уточнить изменения настроения  ребёнка в ходе занятия. Это ценная информация для размышления и корректировки своей  деятельности. « Солнышко» ­ учащиеся выбирают картинку с улыбкой, грустью или безразличием,  учитывая настроение с которым они пришли на урок. «Дерево чувств» – учащимся предлагается повесить на дерево яблоки красного  цвета, если они чувствуют себя хорошо, комфортно, или зелёного, если ощущают  дискомфорт. «Море радости» и «Море грусти» – пусти свой кораблик в море по своему  настроению. Рефлексия окончания урока. Наиболее удачным на сегодняшний момент считается  обозначение видов заданий или этапов занятия картинками (символами, различными  карточками и т. д.), помогающими детям в конце занятия актуализировать пройденный  материал и выбрать понравившийся, запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап  занятия, прикрепив к нему свою картинку. Одним из приёмов который нравиться детям это определить своё место на шкале оценок от 1 до 12.Этот приём также помогает учителя  определить уровень самооценки учащегося. Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной  степени стимулируют познавательную активность учащихся с ЗПР. Таким образом,  применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность  учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в  образовательный процесс, развивает словарный запас, речь, память и внимание,  стимулирует самостоятельную деятельность учащихся, что в равной мере относится и к  детям с ЗПР. Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю  чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством  активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также  обеспечивает его восприятие с различных сторон.Средства активизации необходимо  использовать в системе, которая, объединив должным образом подобранные содержание,  методы и формы организации обучения, позволит стимулировать различные компоненты  учебной и коррекционно­развивающей деятельности у учащихся с ЗПР. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной  школе / Ю. К. Бабанский.– М.: Просвещение, 1985. ? 208 c. 2. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном  процессе // Начальная школа.­ М.,1998. 3. Бажович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка/ Изучение  мотивации поведения детей и подростков.­М; 1978. 4. Губанова О.В. Левкина И.С. Использование игровых приемов на уроках //  Начальная школа.­М., 1997. 5. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / под ред.  С. Г. Шевченко. – М.: АРКТИ, 2001, 224 с. 6. Костенкова, Ю. А. Дети с задержкой психического развития: особенности  речи, письма, чтения / Ю. А. Костенкова, Р. Д. Тригер, С. Г. Шевченко. – М.: Школьная  Пресса, 2004. – 64 с. 7. 4. Кудрина, С. В. Средства активизации учебной деятельности младших  школьников с интеллектуальным недоразвитием: автореф. дис. … канд. пед. наук /  Светлана Владимировна Кудрина. – СПб., 2000. – 20 с. 8. Коробченко Т.В., Розовой Ю.Е. Здоровьесберегающие методы в работе с  детьми с речевыми нарушениями. Под. Ред. Н.Н. Яковлевой, Е.А. Петровой – СПб АППО,  2010г. – 255 с. 9. Поваляева, М. А. Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике /  составитель М. А. Поваляева. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 350 с. . Проблемы обучения и воспитания детей с задержками психического развития:  сборник методических материалов / под ред. И. Ю. Майсурадзе. – Ульяновск: УИПКПРО,  2006. 9

Использование активных методов и приемов обучения в работе учителя с детьми ЗПР.

Использование активных методов и приемов обучения в работе учителя с детьми ЗПР.

Использование активных методов и приемов обучения в работе учителя с детьми ЗПР.

Использование активных методов и приемов обучения в работе учителя с детьми ЗПР.

Использование активных методов и приемов обучения в работе учителя с детьми ЗПР.

Использование активных методов и приемов обучения в работе учителя с детьми ЗПР.

Использование активных методов и приемов обучения в работе учителя с детьми ЗПР.

Использование активных методов и приемов обучения в работе учителя с детьми ЗПР.

Использование активных методов и приемов обучения в работе учителя с детьми ЗПР.

Использование активных методов и приемов обучения в работе учителя с детьми ЗПР.

Использование активных методов и приемов обучения в работе учителя с детьми ЗПР.

Использование активных методов и приемов обучения в работе учителя с детьми ЗПР.

Использование активных методов и приемов обучения в работе учителя с детьми ЗПР.

Использование активных методов и приемов обучения в работе учителя с детьми ЗПР.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2018