Использование элементов технологии развития критического мышления на уроках биологии/Статья содержит примеры приемов технологии развития критического мышления, их использование на различных стадиях урока.«Использование элементов технологии развития критического мышления на уроках биологии»
ФГОС ООО
Новый стандарт акцентирует внимание учителей на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые могут обеспечить развитие школьников. Использование передовых технологий становится важнейшим критерием успешности учителя.
Приоритетными считаются следующие технологии:
модульная технология;
технология проектного обучения;
технология критического мышления;
технология проблемного обучения;
технология дидактической игры.
«Использование элементов технологии развития критического
мышления на уроках биологии»
ФГОС ООО
Новый стандарт акцентирует внимание учителей на необходимости использовать
современные образовательные технологии, которые могут обеспечить развитие
школьников. Использование передовых технологий становится важнейшим критерием
успешности учителя.
Приоритетными считаются следующие технологии:
модульная технология;
технология проектного обучения;
технология критического мышления;
технология проблемного обучения;
технология дидактической игры.
Структура технологии критического мышления
Технологические этапы
2 стадия - Осмысление
3 стадия - Рефлексия
1стадия –
Вызов
Получение новой
информации
Осмысление
информации
Корректировка
учеником целей
обучения
Целостное осмысление,
обобщение полученной
информации
Присвоение нового
знания, новой
информации учеников
Формирование у каждого
из учащихся
собственного отношения
к изучаемому материалу
обобщение
имеющихся у
ученика знаний по
данной теме и
проблеме
Вызов устойчивого
Актуализация и
интереса к
изучаемой теме,
мотивация
ученика к
учебной
деятельности
Побуждение
ребенка к
активной работе
на уроке и дома
Технологическая карта урока
Стадии
(фазы)
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Возможные приёмы и методы
1I . Вызов Вызов уже
имеющихся
знаний по
изучаемому
вопросу.
Активизация
учащихся,
мотивация
для дальнейшей
работы.
Ученик вспоминает,
что ему известно по
изучаемому вопросу
(делает
предположения),
систематизирует
информацию до её
изучения, задаёт
вопросы, на которые
хотел бы получить
ответ
1. Интрига
2. Корзина идей
3. Составление списка “известной
информации”
4. Рассказ-предположение по
ключевым словам
5. Систематизация материала
(графическая): кластеры, таблицы.
6. Верные и неверные утверждения.
Перепутанные логические цепочки.
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается.
Работа ведётся индивидуально, в парах или группах
На стадии вызова одним из эффективных приемов является прием «верные - неверные»
утверждения. Так, при изучении темы «Грибы» в 6 классе учащимся предлагается
заполнить таблицу:
«Верные – неверные утверждения»
«+» - верное утверждение «-» - неверное утверждение
Утверждения
1.Грибы – самостоятельное царство живой природы.
2.Грибница является главной частью гриба.
3.У грибов гетеротрофный способ питания, т.е. они питаются готовыми
органическими веществам.
4.Размножение грибов происходит с помощью спор.
5. Среди грибов есть как одноклеточные, так и сложные многоклеточные
организмы.
6.У всех шляпочных грибов тело состоит из шляпки и ножки.
7.Грибы способны к симбиозу с древесными растениями.
Второй столбик заполняется на стадии рефлексии.
До
изучения
материала
После
изучения
материала
Также целесообразно использовать прием «Кластеры» или «Гроздья», позволяющий
графически структурировать изучаемый материал. Например, при изучении темы
«Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки
2живого и неживого» в 5 классе учащиеся составляют кластеры «Царства живой
природы»:
Царства
Растения
Животные
Грибы
Бактерии
Роза, яблоня
Сорока, кошка
Лисичка, опенок
Палочки, кокки
Стадии
(фазы)
II .
Осмыслени
е
содержани
я
Технологическая карта урока
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Возможные приёмы и
методы
Организация работы с
текстом. Сохранение
интереса к теме,
постепенное
продвижение
от знания «старого» к
“новому”
Ученик читает (слушает)
текст, используя
предложенные учителем
активные методы чтения,
делает пометки на полях
или ведёт записи по мере
осмысления новой
информации
Методы активного
чтения: маркировка:
ведение записей
«бортовой журнал»
постановка «Тонких»
и «Толстых»
вопросов к тексту и
т.д.
На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой
информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведётся
индивидуально - в парах - в группах.
Постановка вопросов к тексту.
(Учащихся следует обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Уровень
задаваемых вопросов определяет уровень мышления)
«Тонкие» вопросы - требуют
простого односложного ответа
Кто? Что? Когда? Мог ли?
Было ли? Согласны ли Вы? Верно ли…
«Как называются шарообразные
бактерии?», «Какие бактерии
питаются органическими
веществами живых организмов
«Толстые» вопросы - сложные, творческие.
Дайте 3 объяснения, почему…? В чем
различие…? Почему Вы считаете, что…? Что,
если…? Предположите, что будет если…?
«Предположите, что будет, если бактерии
исчезнут?», «Приведите 3 примера
положительной роли бактерий в
хозяйственной деятельности человека».
3Методы активного чтения: маркировка текста - ИНСЕРТ:
“V” - известная информация;“-” противоречит моим первоначальным
представлениям;
“?” - непонятная информация;“+” – новая информация
V
+
?
Записывает известную
информацию в виде
ключевых слов
Новая информация
(ключевые слова)
Формулируют возникшие
вопросы (предложения)
-
То, что
противоречит
прежним
представлениям
(ключевые
слова).
Растут
лишайники
очень
медленно.
Многие виды
лишайников
используют в
парфюмерии и
медицине.
Лишайники
бывают
кустистые,
листоватые и
накипные.
Размножаются
лишайники
кусочками
слоевища.
Нити гриба лишайника
поглощают воду и
растворенные в ней
минеральные
вещества, а в клетках
зеленых водорослей
образуются
органические
вещества.
Лишайники –
симбиотические
организмы.
Лишайники очень
неприхотливы.
На севере лишайники
служат основным
кормом для оленей.
Цитата
Около тысячи видов
грибов паразитируют на
животных и человеке,
вызывая различные
заболевания кожи, ногтей
и волос.
«Трехчастный» дневник
Комментарии.
Комментарии по
прошествии некоторого
времени (ответы)
Почему эта
цитата
привлекла ваше
внимание?
(вопросы)
Как избежать
грибковых
заболеваний?
Соблюдать правила личной
гигиены; не пользоваться
чужой одеждой и обувью; не
трогать больных животных.
4Технологическая карта урока
III .
Рефлекси
я
Учащиеся
соотносят
новую
информацию
со старой,
используя
знания,
полученные на
стадии
осмысления
Учителю следует
вернуть
учащихся к
первоначальным
записям
-предположения
м
внести
изменения,
дополнения,
дать творческие
задания
1.
Заполнение кластеров, таблиц,
установление причинно-следственной
связи между блоками информации.
2. Возврат к ключевым словам, верным
и неверным утверждениям.
3. Ответы на поставленные вопросы.
4. Организация круглых столов и
дискуссий.
Написание творческих работ.
5.
Исследования по отдельным
6.
вопросам темы.
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка,
интерпретация изученной информации. Работа ведётся индивидуально – в парах – в
группах.
Схемы- кластеры (гроздь)-
выделение смысловых единиц и их графическое оформление в определенном порядке
в виде грозди.
семейства голосеменных
Основные
растений
Пихта, ель, сосна, араукария, тис, кипарис, секвойя.
1 вид – гинкго двулопастное
Хвойные
Гинкговые
Саговнико-вые
Саговник
Гнетовые
Эфедра, вельвичия
5«Денотатный граф» - это способ вычленения из текста
существенных признаков ключевого понятия, построение
ответвлений.
Нервная система
Обеспечивает
Осуществляет
Составляет
Согласованную работу организма
Ориентацию организма во внешней среде
Основу психической деятельности
Приспособле-
ние к изменениям среды
«Шесть шляп»
Метафору «шести шляп» ввел известный психолог Эдуард де Боно (дословно –
надень свою мыслительную шляпу - на русский язык можно перевести как
«призадуматься, поразмыслить).
67