Использование фонетической ритмики в процессе коррекционно-развивающего обучения неслышащих учащихся
Оценка 4.6

Использование фонетической ритмики в процессе коррекционно-развивающего обучения неслышащих учащихся

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
дефектология +1
Взрослым
10.04.2018
Использование фонетической ритмики в процессе коррекционно-развивающего обучения неслышащих учащихся
В исследованиях последних лет учеными и практиками отмечается тревожная тенденция роста числа детей, имеющих аномалии развития, поэтому проблема воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии является весьма актуальной. Потеря или нарушение слуха приводит к невозможности или ограничению восприятия различных звуковых явлений окружающего мира. Особенно большое значение имеет слух в восприятии устной речи окружающих и формировании произносительной, активной речи ребёнка. В связи с этим ребёнок, лишённый слуха, оказывается не в состоянии самостоятельно овладевать речью. Речь — это деятельность, которая осуществляется при согласованном функционировании головного мозга и других отделов нервной системы. В осуществлении речевой функции принимают участие слуховой, зрительный, двигательный и кинестетический анализаторы.файл ворд
доклад.docx
Использование фонетической ритмики в процессе коррекционно-развивающего обучения неслышащих учащихся Учитель: ВОРОБЬЕВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА  Ростов­на­Дону 2018 год В   исследованиях   последних   лет   учеными   и   практиками   отмечается тревожная   тенденция   роста   числа   детей,   имеющих   аномалии   развития, поэтому проблема воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии является весьма  актуальной.  Потеря или нарушение слуха приводит к невозможности или  ограничению восприятия различных звуковых явлений окружающего мира.  Особенно большое значение имеет слух в восприятии устной речи  окружающих и формировании произносительной, активной речи ребёнка. В  связи с этим ребёнок, лишённый слуха, оказывается не в состоянии  самостоятельно овладевать речью. Речь — это деятельность, которая осуществляется при согласованном функционировании   головного   мозга   и   других   отделов   нервной   системы.   В осуществлении речевой функции принимают участие слуховой, зрительный, двигательный и кинестетический анализаторы.  Физиологи   придавали   большое   значение   мышечным   ощущениям, возникающим   при   артикуляции.   Так,   ИЛ.   Павлов   отмечал:   «Речь   —   это, прежде всего, мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору   головного связано с совершенствованием работы периферического речевого аппарата. У звукопроизношения мозга».     Развитие   здорового   ребенка   овладение   звуковой   системой   языка   происходит одновременно с развитием общей моторики и дифференцированных движений рук. М.М. Колыцова  экспериментально доказала, что при тренировке тонких движений пальцев   рук речь не только развивается более интенсивно, но и оказывается   более   совершенной.   Взаимосвязь   между   развитием   и формированием общей, мелкой и артикуляционной моторики подчеркивается многими исследователями. Таким образом, развитие двигательного аппарата является   фактором,   стимулирующим   развитие   речи,   и   ему   принадлежит ведущая   роль   в   формировании   нервно­психических   процессов   у   детей   с нарушениями слуха. Одной   из   методик,   направленной     на   развитие     речевых   нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы (в том числе и речедвигательной) в сочетании со словом, музыкой и движением, является   В   основе   фонетической   ритмики   лежит фонетическая   ритмика.   формирование   чувства   ритма,   которая  является   одной   из   универсальных базовых способностей человека. Интерсенсорные связи, лежащие в основе чувства ритма, способствуют развитию   двигательной   сферы,   перцептивных   и   когнитивных   процессов, эмоциональных   реакций,   речевой   активности.   Само     восприятие   ритма вызывает   многообразие   кинестетических   ощущений   –   ритм   оказывает   совершенствует организующее   влияние   на   становление   движений, пространственно­временную организацию двигательных актов, в том числе и артикуляционных (речедвигательных). ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РИТМИКИ В ОБУЧЕНИИИ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ В начале XX века во многих странах Европы получила распространение система   ритмического   воспитания,   известная   под   названием   «метода ритмической   гимнастики».   Её   создателем   был   швейцарский   педагог   и музыкант Эмиль Жак­Далькроз (1865 – 1950 гг.), преподававший в Женевской консерватории. Его поразила неритмичность учеников. Далькроз считал, что музыканту нужно иметь не только хороший слух, но и хорошее чувство ритма. Он решил выделить музыкальную ритмику в отдельную отрасль музыкальной педагогики   и   «культивировать   ритмическое   чувство   само   по   себе». Регулятором   движения   Далькроз   сделал   музыку.   Ученики   должны упражняться   в   координации   своих   движений   с   движениями   музыки, поскольку   именно   в   музыке   имеется   идеальный   образец   организованного движения.   Музыка   регулирует   движение   и   даёт   чёткие   представления соотношений   между   временем,   пространством   и   движением.   Создаются правильные   моторные   привычки   и   способности   не   только   производить ритмические   движения,   но   и   представлять,   воображать   совершенно   чётко всевозможные    временно­пространственные соотношения, которые  в  любой момент   могут   быть   и   выполнены   с   той   же   чёткостью.   Согласованность   с музыкой   такова,   что   движения   выполняются   на   метрической   основе,   в отличие от ритмической. Метрические упражнения Далькроз чередовал или объединял   в   сложный   комплекс   движений,   многие   из   которых   относил одновременно   и   к   метру,   и   к   ритму   и   поэтому   квалифицировал   как метроритмические.            В чём же сущность метода Э. Далькроза? При помощи сочетания ритма, музыки и движения он решил задачу «воспитание ритма при помощи ритма» (сначала у музыкантов), а затем, используя специально подобранные упражнения, развивал у детей, начиная с дошкольного возраста, музыкальный слух,   память,   внимание,   ритмичность,   пластическую   выразительность движений.                    Ритмика   по   системе   Жак­Далькроза,   основанная   на   принципе доступности, есть одно из средств борьбы с аритмией, разрушающим образом действующей на психофизическую и общественную жизнь человека.           Методику музыкально­ритмического воспитания Э. Жак­Далькроза с лечебно­педагогическими целями стали применять и за рубежом. В 60­е годы XX в. польский логоритмистАурелия Розенталь предприняла попытку ввести элементы   ритмопластики   в   логопедическую   работу.   Созданная   ею терапевтическая программа была направлена на реабилитацию заикающихся. Программа   А.Розенталь   включает   ритмические   упражнения   Далькроза, которые, с одной стороны, препятствуют возникновению аритмии в процессе речевого   развития   заикающегося,   а   при   её   возникновении   рационально нивелируют   её,   с   другой   –   в   ритмических   упражнениях   удовлетворяется потребность живого организма в движениях, а положительный эмоциональный фон   способствует   снятию   напряжения.   Новый   способ   коррекции   речи   – логоритмика   –   опирается   на   сочетание   слова   и   музыкального   ритма   и   так   и   импровизированный включает   как   запрограммированный, аккомпанемент ритмических движений тела в соответствии с музыкой.          Продолжателем идей Э. Жак­Далькроза  является немецкий музыкант и педагог   Карл   Орф.     Суть   его   методической   концепции   заключается   в максимальном   развитии   активности   детей   через   музыку   и   танец.   Основу занятий составляет синтез слов, музыки и движения. Движения сочетаются с ритмической речью, пением и игрой на простых музыкальных инструментах. Его   элементы   введены   в   программы   детских   садов,   музыкальных   и общеобразовательных   школ,   они   могут   также   применяться   в   специальных учреждениях и в работе с детьми, требующими двигательной реабилитации.            В   связи   с   развитием     оториноларингологии   расширились   и   границы коррекционной ритмики. На пример, австриец В. Урбанчич (1847 – 1921гг.) разработал методику слуховых упражнений, заключающуюся в исследовании остатков   слуха   посредством   специального   прибора   (гармоника   Урбанчича) при обучении детей методом слуховой гимнастики.       С 1951 г. в Загребе (Хорватия) действует поликлиника по восстановлению слуха  у   глухих,  руководитель   которой   П.Губерина   создал   так   называемый верботональный метод, основанный на максимальном использовании остатков слуха.       Основные положения верботональной системы предполагают проведение специальной   работы   по   развитию   слухового   восприятия   как   основы формирования   устной   речи   в   условиях   использования   оригинальной электроакустической   аппаратуры   (SUVAG).   Обеспечение   в   процессе коррекционной   работы   общего   психофизического   развития   ребёнка; применение   оригинальных   методик   коррекционной   работы:   фонетической ритмики,   музыкальной   стимуляции,   аудиовизуального   курса, пиктографической ритмики, базирующихся на комплексном использовании и развитии всех анализаторных систем.      Таким образом, коррекционная ритмика всё более широко используется в различных   реабилитационных   методиках   как   одно   из   самостоятельных средств   коррекционного   воздействия   и   в   сочетании   с   музыкально­ ритмическими упражнениями.  РОССИЙСКИЙ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОНЕТИЧЕСКОЙ РИТМИКИ В КОРРЕКЦИОННЫХ ЦЕЛЯХ Упомянутый   выше   выдающийся   хорватский   учёный,   академик   П. Губерина   считал,   что   работа   над   звуком   должна   начинаться   на   занятиях фонетической ритмики, где звук вызывается с помощью движения тела. На основе   этой   методики   наши   учёные   Т.М.   Власова   и     А.Н.   Пфафенродт разработали отечественную методику фонетической ритмики.  Фонетическая ритмика органично входит в работу по формированию произношения и играет существенную роль как в коррекции речи детей с нарушением слуха младшего возраста, так и в развитии у них естественности движений.      В научной литературе доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряжённости и монотонности речи, которые   свойственны   детям   с   недостатками   слуха.   Раскованность   и непринуждённость,   приобретаемые   детьми   при   выполнении   ритмических движений   телом,   оказывают   положительное   влияние   и   на   двигательные свойства речевых органов.             Метод   фонетической   ритмики   в   качестве   нового   приёма   работы   по формированию   и   коррекции   произносительной   стороны   речи   детей   с нарушением   слуха   был   впервые   представлен   авторами   в   пособии «Фонетическая   ритмика»   (М.:   Просвещение   1989).   В   приложении   к   этому пособию были даны примерные разработки занятий для учащихся 1­х классов. Этот метод предполагает работу над речевым дыханием, голосом, звуками и их   сочетанием,   работу   над   словом   (словесное   ударение,   ритм)   и   фразой (слитность, темп, логическое ударение, интонация). Формирование   произносительных   навыков   на   занятиях   по   фонетической ритмики   осуществляется   в   условиях   постоянного   использования   остатков слуха.  Для   максимального   использования   остатков   слуха   я   использую   на уроках   фонетической   ритмики   и   музыкально­ритмических   занятиях электроакустическую   аппаратуру   СУВАГ   СТ   10   ИР   (с   инфракрасной системой), она является профессиональным аппаратом предназначенным для коллективных   занятий   ритмикой   с   любым   видом   слухового   дефекта. Инфракрасная   система   позволяет   передавать   слышимые   сигналы   в беспроводные наушники, это даёт возможность детям свободно перемещаться по залу. ЗНАЧЕНИЯ И ЗАДАЧИ ФОНЕТИЧЕСКОЙ РИТМИКИ В СИСТЕМЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА     Ритмическая     способность     является     одной     из     универсальных базовых  способностей  человека.  Современные  исследования  доказали,  что высокие  показатели  корреляции  языковой,  музыкальной  и  художественной способностей  могут  быть  связаны  с  тем, что  в  их  основе  лежит  чувство ритма.   В.В.Холмовская   и   К.В.Тарасова   выдвинули   предположение,   что чувство  ритма  складывается  в результате  усвоения пространственных  (в   музыкальной изобразительной   деятельности)     ритмических     структур     под     влиянием     ритмической   деятельности)     и     временных     (в   организации  движений.   Действительно,  интерсенсорные  связи,  лежащие  в основе     чувства     ритма,   способствуют     развитию     двигательной     сферы, перцептивных  и  когнитивных  процессов,  эмоциональных  реакций,  речевой активности.   кинестетических  ощущений – ритм  оказывает    восприятие     Само     ритма   вызывает     многообразие организующее     влияние     на     становление     движений,     совершенствует пространственно­временную  организацию  двигательных  актов,  в  том  числе и  артикуляционных  (речедвигательных). Ритмика  ­   это   система   физических   упражнений,   построенная   на связи   движений   с   музыкой.  Она   способствует   воспитанию   познавательной, волевой  и  эмоциональной  сфер  личности,  гармоничному  физическому  и художественному развитию детей, развитию музыкального слуха, внимания  и восприятия,   комплексных   видов   памяти,   выразительности   движений; формирует   эмоциональную   отзывчивость   и   музыкально–ритмическое чувство,     учит     движениями     выражать   характер     и     темп    музыкального произведения.  На  занятиях  ритмикой  используются бег,  прыжки,  игровые упражнения,     элементы     художественной     гимнастики,     танцевальные     и имитационные  движения.   Если  отклонения  в  психофизиологической  сфере  ребёнка  носят  более серьёзный  характер,  то  ритмика  используется  в  коррекционных  целях.  В частности,    уже     доказана    эффективность     фонетической    ритмики     при работе  с  детьми,  имеющими  речевую,  двигательную  и  интеллектуальную патологию,  нарушения  слуха.   система Исторически   двигательных     упражнений,    в   которых   различные    движения   (корпуса,   фонетической     понималась     ритмикой     под   головы,  рук,  ног)  сочетаются  с  произнесением  определённого  речевого материала  (фраз,  слов,  слогов,  звуков).  На  современном  этапе  развития науки     фонетическая     ритмика     может     представлять     собой     систему упражнений,     направленную     на     формирование     фонетически     правильно оформленной  речи  на  основе  синтеза  деятельности нейропсихологических функций     (гностических,     психомоторных,     речевых)     и   ритмической способности. Задачи     фонетической     ритмики     соотносятся     со     следующими основными  направлениями  работы  по  нейропсихологической  коррекции у  детей начальных  классов: 1)  развитие  речедвигательного  анализатора  с  целью  формирования   правильного   звукопроизношения    на   основе    совершенствования   уровня общих  движений; 2)   формирование     навыков     собственной     речи     с     выраженной интонационной   насыщенностью   высказываний   путём   развития   речевого дыхания,  голосовой  функции,  темпа  и  ритма  речи;  3)  развитие  основных  психических  процессов  (восприятия,  внимания, памяти   и   др.)   и    пространственных     представлений     как    основы    для успешного  овладения  выше  обозначенными  навыками. Цели,    определяющие  основные  направления  в  занятиях  по фонетической  ритмике,  заключаются  в  том,  чтобы:  o соединить  работу  речедвигательного  и  слухового  анализаторов с  развитием  общей  моторики; o способствовать  формированию  у  детей  с  нарушением  слуха естественной  речи  с  выраженной  интонационной  и  ритмической  стороной в  процессе  перехода  общей  моторики  к  речедвигательной; o развивать  слуховое  восприятие  учащихся  и  использовать  его  в ходе формирования  и  коррекции  произносительных  навыков. При     определении     содержания     занятий,     кроме     требований, предъявляемых     к   произношению     неслышащих     учащихся,     учитываются также  рекомендации  по развитию  движений  у  этих  детей. Все   упражнения,   содержащие   движения   и   устную   речь,   на занятиях  по  фонетической  ритмике  направлены  на:  нормализацию   речевого   дыхания   и   связанной   с   ним слитностью  речи;  формирование  умений  изменять  силу  и  высоту  голоса, сохраняя  нормальный  тембр  без  грубых  отклонений  от  нормы;   правильное     воспроизведение     звуков     и     их     сочетаний изолированно,  в  слогах  и  словосочетаниях,  словах,  фразах;   ритмов;  воспроизведение  речевого  материала  в  заданном  темпе; восприятие,     различение     и     воспроизведение     различных умение     выражать     свои     эмоции     разнообразными интонационными  средствами. Упражнения  на  развитие  голоса,  речевого  дыхания,  темпа  и  ритма проводятся  с  музыкальным  сопровождением  и  без  него.  В  содержание занятий  включены  также  упражнения,  содержащие  только  движения ,   без проговариваний   ­     музыкально–ритмические     стимуляции.     Цель     этих упражнений  ­  нормализация  дыхания,  развитие  чувства  ритма,  развитие движений.     Эти     двигательные     упражнения     положительно     влияют     на развитие  чувства  ритма  и  умение  пользоваться  дыхательным  аппаратом. Кроме   того,   движение   под   музыку   является   одним   из   эффективных методов  развития  моторики  детей. Известно, что при помощи движения ребенок познает мир. Выполняя различные   движения   в   играх,   танцах,   дети   углубляют   свои   познания   о действительности.Музыка вызывает двигательные реакции и углубляет их, не просто   сопровождая   движения,  а   определяя   их   сущность.  Задача   педагога состоит в том, чтобы развить в детях умение быстро выполнять предлагаемые им движения и в случае надобности уметь затормозить  их, т. е. развивать активное торможение. Развитое   чувство   ритма  —   выполнение   несложных   ритмичных движений,  хлопков,   подскоков   —  приучит   детей   чувствовать   музыкальное сопровождение, поскольку оно является регулятором движения, задает темп, характер,   динамическую   и   эмоциональную   окраску.   Подбор   музыкального сопровождения   должен   соответствовать   возрасту   детей,   не   должен   быть сложным по построению и трудным для восприятия. Имеются высказывания многочисленных ученых различных стран мира, что   ритм   —   это   основополагающая   форма   жизнедеятельности   организма, которая пронизывает буквально все виды его существования (что справедливо не только для человека, но и для всего животного и растительного мира). Такие взгляды ученых находятся не только в исследованиях по биологии и медицине, искусстве, но и в работах физиков, техников и во многих других областях знаний. Можно предположить, что воспитание чувства ритма у детей должно быть ведущим не только при обучении их ритмике, но и во всей их жизнедеятельности. Владея   хорошим   чувством   ритма,   дети   быстрее   овладевают двигательными навыками и умениями. Известно, что чувство ритма у таких детей   развито   слабее,   чем   у   их   сверстников,   не   имеющих   отклонений   в развитии,   поэтому   этот   недостаток   следует   корригировать   с   помощью специальных   упражнений.   Ритмические   упражнения   построены,   главным образом, на зрительном  восприятии с участием  тактильного  и  слухового, что создает условия для разностороннего влияния на коррекцию различных нарушений посредством применения упражнений. Развивая чувство ритма, мы тем самым улучшаем координацию на развитие чувства ритма. Для   определения   уровня   развития   чувства   ритма   предусмотрены несложные   контрольные   задания.   Детям   предлагается   воспроизвести хлопками в ладоши, маршировкой тот или иной ритмический рисунок или суметь отличить тот или иной музыкальный размер. Развитие   координации   движений  достигается   путем   выполнения упражнений   с   предметами   (гимнастической   палкой,   обручем,   мячами, кубиками, флажками), а также всевозможными остановками во время ходьбы, бега, подскоков по сигналу или с прекращением музыки. Быстрота   двигательных   реакций   достигается   упражнениями   с усложнением   заданий,   т.   е.   чередованием   двух   различных   движений: переходом от бега к ходьбе, от ходьбы к подскокам и т.п. Следующая   важная    воспитание   внимания   и   которое   достигается   выполнением   фигурных развитиевосприятия, построений и разнообразных движений в соответствии с фразировкой песен и задача музыкальных произведений. Развитию   памяти   и   ориентировки   в   пространстве  способствуют выполнение   упражнений   на   быстроту   и   точность   запоминания   (различных упражнений, расположения предметов, своего места в строю), запоминание музыкальных ритмов. Общая стратегия работы 1)   большое   внимание   должно   уделяться  развитию   координации ипереключению  с   одного  движения  на   другое,   при   этом   задания   нужно усложнять постепенно, переход к новым упражнениям допустим только при четком выполнении ранее разученных; 2)  статические   и   динамические   движения  следует   чередовать, материал преподносить в расчлененном виде; 3) нужно стремиться к индивидуализации заданий; 4) показ упражнений должен сочетаться со словесным объяснением; 5) должна вестись работа по развитию мелкой моторики имимических мышц; 6)   на   каждом   этапе   необходимо  развивать   слуховое вниманиевосприятие и речь. ТРЕБОВАНИЯ К ПЕДАГОГУ ПРИ ПРОВЕДЕНИИИ ФОНЕТИЧЕСКОЙ РИТМИКИ. Занятия   по   коррекционной   ритмике   проводит   учитель­дефектолог, который должен уметь: o ритмично и красиво двигаться как под музыку, так и без нее; o уметь сочетать систему движений с музыкой в различном темпе; o видеть и уметь исправлять характер движений у детей; o слышать недостатки в произношении детей и уметь их исправлять. Чтобы   правильно   организовать   процесс   разучивания   с   детьми упражнений,   игр   и   плясок   и,   педагог   должен   соответствующим   образом подготовиться: o   запланировать   программные   требования   к   детям   по   основным музыкально­ритмическим навыкам; o  разработать методику обучения; o  проанализировать музыкальное сопровождение с точки зрения его общего характера и музыкальной формы; o   исполнить самому движения дидактического упражнения, игры; стремиться к их выразительности, точности, образности на основе анализа произведения и указаний авторов. Программные требования планируются по следующим аспектам: o   направленности   на   совершенствование   двигательных способностей; o   характеру   музыкального   произведения   (бодрый,   спокойный, торжественный); o  темпу (быстрый, медленный, умеренный);  o  динамике (громко, тихо, не очень громко);  o  метроритму (размер, акцентировка, ритмический рисунок). Только   при   комплексном   учёте   задач,   которые   решаются   на уроке   фонетической   ритмики,   может     быть     достигнута     полная реализация  возможностей  урока    для  наиболее  полноценного  развития детей с нарушением слуха и детей с кохлеарной имплантацией,  приобщения их  к  духовной  культуре  общества,  социальной  адаптации.

Использование фонетической ритмики в процессе коррекционно-развивающего обучения неслышащих учащихся

Использование фонетической ритмики в процессе коррекционно-развивающего обучения неслышащих учащихся

Использование фонетической ритмики в процессе коррекционно-развивающего обучения неслышащих учащихся

Использование фонетической ритмики в процессе коррекционно-развивающего обучения неслышащих учащихся

Использование фонетической ритмики в процессе коррекционно-развивающего обучения неслышащих учащихся

Использование фонетической ритмики в процессе коррекционно-развивающего обучения неслышащих учащихся

Использование фонетической ритмики в процессе коррекционно-развивающего обучения неслышащих учащихся

Использование фонетической ритмики в процессе коррекционно-развивающего обучения неслышащих учащихся

Использование фонетической ритмики в процессе коррекционно-развивающего обучения неслышащих учащихся

Использование фонетической ритмики в процессе коррекционно-развивающего обучения неслышащих учащихся

Использование фонетической ритмики в процессе коррекционно-развивающего обучения неслышащих учащихся

Использование фонетической ритмики в процессе коррекционно-развивающего обучения неслышащих учащихся

Использование фонетической ритмики в процессе коррекционно-развивающего обучения неслышащих учащихся

Использование фонетической ритмики в процессе коррекционно-развивающего обучения неслышащих учащихся

Использование фонетической ритмики в процессе коррекционно-развивающего обучения неслышащих учащихся

Использование фонетической ритмики в процессе коррекционно-развивающего обучения неслышащих учащихся

Использование фонетической ритмики в процессе коррекционно-развивающего обучения неслышащих учащихся

Использование фонетической ритмики в процессе коррекционно-развивающего обучения неслышащих учащихся

Использование фонетической ритмики в процессе коррекционно-развивающего обучения неслышащих учащихся

Использование фонетической ритмики в процессе коррекционно-развивающего обучения неслышащих учащихся

Использование фонетической ритмики в процессе коррекционно-развивающего обучения неслышащих учащихся

Использование фонетической ритмики в процессе коррекционно-развивающего обучения неслышащих учащихся

Использование фонетической ритмики в процессе коррекционно-развивающего обучения неслышащих учащихся

Использование фонетической ритмики в процессе коррекционно-развивающего обучения неслышащих учащихся

Использование фонетической ритмики в процессе коррекционно-развивающего обучения неслышащих учащихся

Использование фонетической ритмики в процессе коррекционно-развивающего обучения неслышащих учащихся

Использование фонетической ритмики в процессе коррекционно-развивающего обучения неслышащих учащихся

Использование фонетической ритмики в процессе коррекционно-развивающего обучения неслышащих учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2018