«Использование геометрических фигур в развитии творческих способностей младших школьников»
Оценка 4.6

«Использование геометрических фигур в развитии творческих способностей младших школьников»

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
математика +1
3 кл
08.02.2019
«Использование геометрических фигур в развитии творческих способностей младших школьников»
Проанализировав программу, можно сделать вывод, что геометрический материал занимает довольно большой объём. Этот факт имеет много плюсов, но есть и существенный минус — это нехватка времени на отработку практических навыков. На помощь приходят уроки технологии. Уроки технологии помогают формировать практические навыки по вычерчиванию, построению, измерению и т.д.
использование геометрических фигур.docx
Тема: «Использование геометрических фигур в развитии творческих  способностей младших школьников»  Творчество   –   высшая   ступень   психической   активности,   самостоятельности, способность   создавать   что­то   новое,   Творчеству благоприятствует   развитие   наблюдательности,   лёгкость   комбинирования извлекаемой из памяти информации.    оригинальное. Современное   состояние   общества   характеризуется   повышением   внимания к внутреннему миру и уникальным возможностям отдельно взятой личности. «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые   люди,   которые   могут   самостоятельно   принимать ответственные   решения   в ситуации   выбора,   прогнозируя   их возможные последствия,   способны   к сотрудничеству,   отличающиеся   мобильностью, динамизмом, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». Главной   целью   школы   является   разностороннее   развитие   детей,   их познавательных   интересов,   общеучебных   умений,   навыков   самообразования, способных к самореализации и развитие творческих способностей. Наиболее   эффективной   сферой   развития   творческих   способностей   детей является   искусство,   художественная   деятельность.   Этому   способствуют уроки литературного творчества, русского языка, музыки, изобразительного искусства. Некоторые считают математику «сухой» наукой, что математика и творчество ­ две вещи несовместимые. Но, такой предмет, как математика, имеет   тоже   немало   возможностей   для   развития   творческого   потенциала учащихся.  Мы   затронем   тему  «Использования  геометрических  фигур  на уроках   математики   и   технологии  в   развитии   творческих   способностей младших школьников». Способности человека можно представить в виде дерева, где    Чем больше ветвей, тем дерево мощней, пышней и ветвистее его крона. корни — природные задатки человека, ствол — общие способности, ветви — специальные способности, в том числе и творческие. В курсе математики можно выделить три основные линии:    алгебраическая арифметическая геометрическая Учителя   математики   старших   классов   считают геометрию сложной   наукой. Доказывая   те   или   иные   теоремы,   семиклассники   должны   опираться на понятия, которым дано определение.  Эти понятия должны быть даны до изучения   систематического   курса   геометрии,   а именно   в начальной школе. Проанализировав   программу,   можно   сделать вывод,   что   геометрический материал занимает довольно большой объём. Этот факт имеет много плюсов, но есть   и существенный   минус —   это   нехватка   времени   на отработку практических навыков. На   помощь   приходят   уроки   технологии.  Уроки   технологии   помогают формировать практические навыки по вычерчиванию, построению, измерению и т.д.  Существуют   различные   средства   развития   творческих   способностей   в младшем   школьном   возрасте.   Одним   из   таких   средств   является   игра. Несмотря   на   то,   что   ведущей   становится   учебная   деятельность,   игра   по­ прежнему остается актуальной в младшем школьном возрасте.  “Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случаев сделать его намного занимательным”, ­ считал Паскаль. Игра при   изучении   геометрического   материала   —   это   поле   творчества. Именно в игре проявляется гибкость и оригинальность мышления. На занятия приходят   сказочные   герои:   Незнайка,   Карандаш,   Буратино,   Точка, Самоделкин,   Циркуль,   а также   вредная   проказница —   Резинка   и др. Дети помогают   им выполнять   какие­либо   задания,   путешествуют   вместе   с ними по стране Геометрии. 1. Работаем от простого к сложному.  С первых уроков графические диктанты. 2. Развиваем память, внимание, воображение, наблюдательность.   Задания на внимательность: ­ Какие виды треугольников вы знаете? Сколько на рисунке треугольников?  ­ Чем отличаются картинки? Раскрась участки, на которых ты встретишь такие фигуры   (даются   образцы   различных   фигур   и большой   рисунок,   который составляют эти фигуры).    Продолжи линию. Дорисуй рисунки, чтобы они были одинаковыми и т.д. Задания для развития воображения:  Надень волшебные очки, через которые мы видим всё вокруг нас только в виде треугольников (квадратов и т.д.), нарисуй, что у тебя получилось. Нарисуй что хочешь. Составь геометрическое описание своего рисунка. Дорисуй чтобы   получился какой­то предмет.   так,         Игра «Давай пофантазируем».  ­ Во второй этап включаются задания со спичками (счётными палочками). 3. Решение частично­поисковых задач разного уровня. Детям предлагаются задания, решение которых они находят самостоятельно без участия учителя или при его незначительной помощи. Ребята открывают новые для себя знания и способы их добывания.     выявление закономерностей: Задания на      Логические квадраты. Раздели фигуры на группы. Начерти   красный   отрезок   длиннее   зелёного,   зелёный   длиннее   синего, а коричневый равный красному отрезку. Найди закономерность и нарисуй все следующие многоугольники. По какому принципу объединили данные фигуры.  Найди «лишний» рисунок.    ­ Детям нравятся уроки, на которых они встречаются с заданиями творческого характера. К   нам   в   гости   пришла   весёлая   точка.   Одна   точка   отправилась   навестить другую. Каким путём она пойдёт?   Ответы детей самые различные. Они доказывают измерением самый короткий путь. Доказывают, что через две точки можно провести только одну прямую. ­ Для развития творческих способностей учащихся огромное значение имеют такие задания, которые содержат несколько вариантов решений. 4. Решение творческих задач. неординарный, Такие задания требуют большей или полной самостоятельности и рассчитаны на поисковую   деятельность,   нетрадиционный   подход и творческое применение знаний. Примером   таких   заданий   могут   быть   разнообразные   игры   на составление фигур­силуэтов по образцу и своему замыслу.  «Геометрическая мозаика», «Составь картинку», «Пазлы». В игротеке могут быть: «Волшебный круг», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра» (из круга), «Листик».  «Головоломка Пифагора». «Пентамино». «Танграм» (из квадрата). «Танграм» ­ одна из самых интересных игр­головоломок была изобретена в Китае более 4000 лет назад. В Европе впервые появилась в середине XIX века. Интересно, что уже тогда её применяли при обучении математики в качестве одного из средств развития познавательного интереса учащихся. При   организации   работы   над   игрой   «Танграм»   необходимо   соблюдать принципы последовательности и системности.  На   первом   этапе   целесообразно   предлагать   учащимся   простые   задания, которые позволят ребятам освоиться с головоломкой и ее частями, научиться узнавать различные геометрические фигуры, входящие в «Танграм».  1. Знаешь   ли   ты   названия   всех   геометрических   фигур,   входящих   в   игру «Танграм»? 2. Сравни эти геометрические фигуры. Чем они похожи, чем отличаются? 3. Можешь   ли   ты   сложить   треугольник,   используя   два   больших треугольника? 4. Можно ли составит квадрат только из двух кусочков? 5. Какие разные кусочки составляют прямоугольники? 6. Можешь ли ты составить несколько различных геометрических фигур, используя все таны? На   следующем   этапе   можно   предложить   составить   фигурки   животных: кенгуру, зайца, утенка. Далее вводятся более сложные фигуры. Необходимо обратить внимание на то, что сначала нужно предложить учащимся образцы с прорисованными   составными   частями,   они   являются   самыми   простыми. Составляя силуэты по такому образцу, дети просто копируют его, но, тем не менее,   усваивают   способы   соединения   элементов,   учатся   сочетать   их   по размеру,   соотношению   сторон,   что   способствует   развитию   глазомера   и комбинаторных способностей. Далее более сложные ­ неразделённые образцы, их ещё называют силуэтными или контурными. На этом этапе учащиеся имеют возможность высказывать вслух предположение о размещении каждой части набора, учатся практически проверять свои гипотезы, что обеспечивает осознанность действий и поиска. После этого в качестве образцов можно использовать рисунки.  На   последнем   этапе   можно   предложить   младшим   школьникам   самим составить фигуры.  Игры­головоломки развивают пространственное воображение, конструктивное мышление,   сообразительность,   смекалку,   находчивость,   комбинаторные, сенсорные и творческое способности. Решая   творческие,   нестандартные   задания,   дети   испытывают   радость приобщения к творческому мышлению. Одним   из важных   методических   принципов   изучения   геометрического материала   является   связь   его   с другими   предметами,   в том   числе   и с технологией.  Ещё в 19 веке немецкий педагог Ф. Фребель основал интегрированный курс обучения   математике   при   помощи оригами,   на основе   которого   можно улучшить   и укрепить   геометрические   знания   и умения,   а   также   развивать творческие   способности   учащихся.   Обращая   внимание   детей   на те геометрические   фигуры,   которые   получаются   в процессе   складывания, учащиеся отрабатывают основные геометрические понятия. Можно оригамные фигуры связывать в рассказах, сказках, которые дети придумывают, проявляя свою фантазию.   Дети   воспринимают   лучше   не готовые   геометрические   фигуры   и тела,   а созданные   своими   руками,   когда   надо   вырезать,   наклеивать,   перегибать бумагу,   моделировать.   Полученные   знания   сразу же   используются   детьми на практике, на уроке технологии. Например,   после   инсценировки   сказки   «Теремок»,   можно   изготовить коллективную работу «Герои сказки «Теремок». Зрительное восприятие дополняется осязанием и ощущениями при движении рук. Дети учатся видеть геометрические образы в окружающей обстановке, выделять   их свойства,   конструировать,   преобразовать   и   комбинировать фигуры,   изображать   их на чертеже,   выполнять   в необходимых   случаях измерения, что­то чертить на глазок. Процесс строится:     Но преследуем   не только   узко   практические   цели,   но и развиваем   кругозор детей, их творческие способности, изучаем правила общения. Идёт отработка способности   к сотрудничеству   в творческой   деятельности.   Одно   из требований   наглядность,   практичность —   именно   из жизни   ребёнка   черпать конкретный геометрический материал. активно конкретно наглядно практично Большой опыт общения с плоскими фигурами и объёмными телами уже имеет дошкольник, нужно этот опыт не потерять, а развивать его дальше в начальном звене. Можно с ребятами   посещать   подготовительную   группу   детского   сада и проводить занятия кружка по оригами. Детский   возраст   открыт   и   восприимчив   к   чудесам   познания,   к   умению удивляться. Использование геометрических фигур на уроках математики и   технологии  важно  для   развития   творческих   способностей   младших школьников.  Предлагаю решить задачу 5 класса. Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную   деятельность,   создать   ситуацию   заинтересованности, раскрывать творческие способности.

«Использование геометрических фигур в развитии творческих способностей младших школьников»

«Использование геометрических фигур в развитии творческих способностей младших школьников»

«Использование геометрических фигур в развитии творческих способностей младших школьников»

«Использование геометрических фигур в развитии творческих способностей младших школьников»

«Использование геометрических фигур в развитии творческих способностей младших школьников»

«Использование геометрических фигур в развитии творческих способностей младших школьников»

«Использование геометрических фигур в развитии творческих способностей младших школьников»

«Использование геометрических фигур в развитии творческих способностей младших школьников»

«Использование геометрических фигур в развитии творческих способностей младших школьников»

«Использование геометрических фигур в развитии творческих способностей младших школьников»

«Использование геометрических фигур в развитии творческих способностей младших школьников»

«Использование геометрических фигур в развитии творческих способностей младших школьников»

«Использование геометрических фигур в развитии творческих способностей младших школьников»

«Использование геометрических фигур в развитии творческих способностей младших школьников»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2019