Использование игр на уроках русского языка.
Оценка 4.9

Использование игр на уроках русского языка.

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
русский язык
3 кл—4 кл
04.06.2018
Использование игр на уроках русского языка.
Как сделать урок интересным, увлекательным, как привить ученикам любовное, разумное отношение к своему предмету? Эти вопросы занимают многих педагогов. Проблема формирования интереса учащихся к изучению русского языка и литературы является сейчас одной из самых актуальных для всех словесников.Этот материал поможет вас справиться с этим.Руководство для учителя ""Использование игр на уроках русского языка
доклад Райымбековой Д.Б. (1).docx
КГУ «Средняя школа №68» Использование игр на уроках русского языка  (доклад) Учитель русского языка и литературы: Райымбекова Д.Б.           город Астана  2017­2018 учебный год Введение.    Как сделать урок интересным, увлекательным, как привить ученикам любовное, разумное отношение к своему предмету? Эти вопросы занимают многих педагогов. Проблема  формирования интереса учащихся к изучению русского языка и литературы является  сейчас одной из самых актуальных для всех словесников.   А что понимается под интересом? Под интересом в методическом плане мы понимаем  такое эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у детей желание  познать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом.     В современной методике обучения различают внешние и внутренние мотивы учебной  деятельности. К внешним относятся: желание получить хорошую оценку, обеспечить  собственное благополучие, избежав неприятностей с учителями и родителями. Среди  внутренних можно выделить: познавательный интерес к изучаемому материалу, интерес к  процессу обучения, желании е найти объяснение непонятным явлениям. Методика использования игр на уроке  Место игры на уроке     Игру можно начинать, когда учащимися усвоен минимум какого – либо материала:  звуков, букв, речевых образцов, грамматических форм. Игры­соревнования рекомендуется  проводить в первые же недели обучения. Победителями считаются учащиеся, лучше и  быстрее выполнившие задание.     Каждая игра преследует определенные цели. Намечая игру, учитель должен ясно  осознать, какие знания у детей он будет закреплять с помощью этой игры, какие развивать  навыки и умения. Психолог С. А. Пантина (1963) отмечает, что большое значение имеет  серьезное отношение к игровой деятельности ребенка, подчеркивание значимости,  нужности, важности того, что он делает (с. 20). Поэтому необходимо, чтобы учитель,  начиная игру, настраивал детей на выполнение задания, условий игры. Объявлять об игре  надо кратко: Сейчас проведём игру «Кто больше напишет слов, названий предметов на  букву а». Приглашения, высказанные в форме Давайте поиграем; Кто хочет ответить и под, не создают у школьников рабочего настроения.    В какой части урока следует проводить игру? Это зависит от ее характера и цели.  Спокойные игры, такие, как разыгрывание диалогов по ролям, игры на образование слов,  игры в переводчика, возможны на любом этапе урока. Оживленные игры, связанные с  какими­либо движениями, с выходом водящего из класса и т. д., наиболее целесообразны в  конце урока, так как школьники во время такой игры сильно возбуждаются. То же надо  сказать и об играх, по окончании которых требуется обсуждение результатов, подведение  итогов. Организация игры Перед тем как начать игру, учитель сообщает, на каком материале она будет проводиться,  иногда предупреждает о возможных затруднениях, с помощью контрольных вопросов  выясняет понимание школьниками материала, на котором построена игра.    Учитель сообщает задачу и объясняет правила игры, показывает образец, как надо  выполнять игровое действие. Нельзя начинать игру, не убедившись, что все ученики  поняли, что надо делать, что от них требуется. В процессе игры учитель помогает при  затруднениях, иногда подсказывает наводящими вопросами решение, направляет действия  играющих.  В процессе игры учитель должен проявлять максимум внимания, такта,  доброжелательности к учащимся, чтобы неуместным замечанием не повлиять на  активность и инициативу детей. Если ответ неверен, следует тактично поправить ученика.  Не нужно стремиться во что бы то ни стало довести до сознания ребенка допущенную  ошибку, так как это нарушит темп игры и неприятно подействует на играющего.  Особое внимание следует уделять возбудимыми обидчивым детям. Нужно подходить к  ним с особым тактом, не принуждая включаться в игру, не допуская порицаний со стороны  других детей, если такой ребенок не справился с какой­нибудь игровой задачей. Как уже  отмечалось, отличительной особенностью игры является ее добровольность. Поэтому  творческие задания не должны быть обязательными для всех, не надо заставлять их  выполнять, если ребенок не хочет.  Учитель следит за соблюдением правил игры, стараясь не допускать нарушений. Тон  должен быть приподнятый, подбадривающий детей к поискам ответов на вопрос игровой  задачи.  Учащиеся по очереди становятся капитанами команд, чтобы как можно больше детей  могло проявить себя в этой роли.  Для игры на уроке отводится примерно пять­восемь минут. По окончании игры  подводятся итоги, объявляются победители. Учитель напоминает, какой материал надо  повторить, чтобы в следующий раз одержать победу.  Выявление победителей должно проходить без упреков и осуждения других команд и  может иметь шутливый оттенок, причем обязательно следует мотивировать, почему  учитель считает команду или нескольких учащихся победителями.  В подведении итогов принимает участие весь класс вместе с учителем. Дети обсуждают  результаты игры. Это необходимо для выработки навыков самоконтроля, самооценки. В  некоторых играх результаты оцениваются учителем совместно с капитанами и ведущими.  В заключение заметим, что не следует смотреть на игру как на обязательное учебное  задание. К использованию игры в каждом случае надо подходить творчески: решать, что в  этой игре увлечет детей, что будет полезно повторить. Учитель может изменить условия  игры, упростить или усложнить задание, учитывая подготовленность школьников данного  класса. Ребусы В ребусах слова изображены рисунками, буквами и знаками. Например, нарисованы  нотные линейки и нота ре, а затем бусы. Читаем: ре­бусы. Если в наименовании  нарисованного предмета есть «лишние» буквы, то перед рисунком или после него стоит  столько запятых, сколько букв надо отнять в начале или в конце слова. Например,  нарисован дом и после рисунка запятая, читаем: до; если запятая перед рисунком, читаем:  ом. Сочетания на, над, под, из, в, за, с, от, к обозначаются расположением предметов или  букв. Например, слово за­я­ц можно изобразить, нарисовав букву я, а за ней ­ ц; слово под­ к­о­в­а — вверху букву к, а под ней букву о внутри буквы а.  В виде ребуса можно представить чуть ли не любое высказывание: пословицу, загадку,  цитату из произведения, афоризм.                 Вот пример: Красна девица сидит в темнице, коса на улице.  (Краб,) (с над ев и) (царь,,) (сито,,) (диm в т) (,ремни) ц (,река,) (оса на у) (лицо,) е.  А это ребус­шутка: КО ЗА ПО 1 2 3 4... 6. ко зачеркнуто: оно было, за тоже было, по есть,  а пяти­то нет. Читаем: Кобыла забыла поесть: аппетита нет!  Можно организовать эстафету, когда участники двух команд по очереди подходят к доске и разгадывают свой ребус — кто быстрее?  Самостоятельное составление ребусов может быть домашним заданием в КВН.  Слова из слова  Эту игру можно проводить как аукцион. Ведущий предлагает какое­либо слово. Ребята по  очереди называют составленные из его букв новые слова. Например: перегородка — город,  род, дорога, перед, предок, капор, кагор, река, гора, горка, порка, год, дог, док, рекорд,  докер, код, рак, репа, репка, кора, опора, Егор. Сначала слова находятся быстро, потом  поток слов иссякает, ведущий называет последнее слово: «Егор — раз» — и делает паузу.  Если кто­то нашел еще слово — порода и опять возникла пауза, «аукцион» начинается с  последнего слова: «Порода — раз... порода — два... порода — три». Победитель тот, кто  назвал последнее слово.  Вот несколько слов для составления из них новых слов: делопроизводитель,  кинематография, консерватория, постановка, простокваша, рукоприкладство,  соковыжималка, контрабас, проигрыватель. Анаграммы  Анаграммы — слова, состоящие из одних и тех же букв, но в разном порядке: схема —  смеха, коршун — шнурок, колос — сокол.  Пусть группы ребят поищут такие слова и предложат анаграмму друзьям. Можно не  просто назвать слово, а превратить оба слова в загадку. Например, так: «Богатая дама  может мгновенно превратиться в подневольное существо, если переставить буквы в слове»  (барыня — рабыня).  Вот несколько слов для превращения в другие: заметка, парадокс, ревность, рогатка,  атлас, спаниель, накал, карета, старина (каземат, распадок, верность, каторга, салат,  апельсин, канал, ракета, санитар). Загадки  При изучении темы «Устная народная словесность» можно просто предложить отгадывать  загадки позамысловатее. Зимой бело, весной черно, летом зелено, осенью стрижено. Сильнее солнца, слабее ветра,  ног нет, а идет, глаз нет, а плачет. Ты от нее — она за тобой, ты за ней — она от тебя.  Кверху дном — полная, книзу дном — пустая. Днем обручем, ночью змеей. Всю жизнь  обгоняют друг друга, а обогнать не могут. За тобою он плетется, хоть на месте остается. Я  хожу, а он остается. Хожу на голове, хотя и на ногах, хожу я босиком, хотя и в сапогах.  Два брюшка, четыре ушка. Пристала ко мне в лесу; искал­искал ее — не нашел, домой в  ладошке принес. Бежит без ног, рукава без рук. Дом шумит, хозяева молчат; пришли воры,  хозяев забрали, а дом в окошки ушел. Не слышно ее и не видно ее; стоит заговорить — она  исчезает. Что было завтра и будет вчера? Когда он нужен, его выбрасывают, когда не  нужен — поднимают. Овца в корове.    Ответы: поле; туча; тень; шапка; пояс; ноги; след; след; гвоздь в сапоге; подушка; заноза; река; вода, рыба, рыбаки, сети; тишина; сегодня; якорь; шерстяной носок в кожаном  ботинке.  Отгадай пословицу  На столе разложены вперемешку лицом вверх карточки, на каждой выписано одно  существительное из пословицы: камень, вода (под лежачий камень вода не течет); работа,  хлеб (горька работа, да сладок хлеб); угол, пирог (не красна изба углами, а красна  пирогами); лес, щепки (лес рубят, щепки летят); брод, вода (не узнавши броду, не суйся в  воду). «Эксперты» должны выбрать из них два слова, входящих в одну пословицу, и  назвать ее. Заключение  Итак, из сказанного о роли игры на уроках русского языка можно сделать следующие  выводы: 1) игра — один из приемов обучения русскому языку, помогающий создать на уроке  речевую ситуацию; следовательно, игра — средство активизации деятельности учащихся на уроке; 2) правильно организованная с учетом специфики материала игра тренирует память,  помогает учащимся выработать речевые умения и навыки; 3) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и  познавательный интерес к предмету; 4) игра — один из приемов преодоления пассивности учеников; 5) игра воспитывает у школьников дисциплинированность, организованность,  ответственность и коллективизм. Список использованной литературы: 1. Баев П.М. Играем на уроках русского языка. М., Русский язык, 2000г. 2. Волина В. Русский язык. Учимся, играя. – Екатеринбург,2000г., с.7.  3.Метс Н.А., Акшина А.А. Русский язык в часы досуга. Учебное пособие. М., Русский  язык, 2009г.  3.Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка, М.,  Просвещение, 2007г. 3.В.Н.Пташкина. Игровые технологии на уроках русского языка. Волгоград, 2009г.

Использование игр на уроках русского языка.

Использование игр на уроках русского языка.

Использование игр на уроках русского языка.

Использование игр на уроках русского языка.

Использование игр на уроках русского языка.

Использование игр на уроках русского языка.

Использование игр на уроках русского языка.

Использование игр на уроках русского языка.

Использование игр на уроках русского языка.

Использование игр на уроках русского языка.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.06.2018