Использование игр с песком для коррекции общего недоразвития речи

  • Лекции
  • docx
  • 20.01.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проблема коррекции общего недоразвития речи является одной из самых актуальных проблем в современной логопедии. Отклонения в развитии речи отрицательно влияют на психическое развитие ребенка, затрудняют общение с окружающими, задерживают формирование познавательных процессов и, следовательно, препятствуют становлению полноценной личности. Полноценная речь ребенка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки общего недоразвития речи еще в дошкольном возрасте, до того как они превратятся в стойкий, сложный дефект и могут повлечь за собой вторичные нарушения: дисграфию и дислексию.
Иконка файла материала песок.docx
Использование игр с песком для коррекции общего недоразвития речи Проблема     коррекции   общего   недоразвития   речи   является   одной   из самых актуальных проблем в современной логопедии. Отклонения в развитии речи   отрицательно   влияют   на   психическое   развитие   ребенка,   затрудняют общение   с   окружающими,   задерживают   формирование   познавательных процессов   и,   следовательно,   препятствуют   становлению   полноценной личности.   Полноценная   речь   ребенка   является   непременным   условием   его успешного обучения в школе.  Поэтому очень важно устранить все недостатки общего   недоразвития   речи   еще   в   дошкольном   возрасте,   до   того   как   они превратятся в стойкий, сложный дефект и могут повлечь за собой вторичные нарушения: дисграфию и дислексию. Кроме того, важно помнить, что именно в   дошкольный   период   речь   ребенка   развивается   наиболее   интенсивно,   а главное   —   она   наиболее   гибка   и   податлива.   Поэтому   все   уровни   общего недоразвития  речи преодолеваются  легче и быстрее.                                          Коррекционно­развивающая   работа   по   преодолению   общего недоразвития   речи   –   очень   длительный   и   трудоемкий   процесс,   который должен начинаться, как можно раньше.  Анализ многолетней  работы показал необходимость использования нетрадиционных методов, в том числе и  игры с песком,   для коррекции   общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.  Многие ученые и педагоги ­ практики  считают, что игры с песком  для развития   речи     ребенка   можно   использовать   с   младшего   дошкольного возраста.   Наряду   с   этим,   в   педагогической   практике   является   очевидным противоречие   между   потребностями   детей   дошкольного   возраста   в комплексной     коррекционно­развивающей   деятельности   по   преодолению общего   недоразвития   речи   и   несовершенной   методологической   основой решения этой задачи с использованием игр с песком для коррекции общего недоразвития речи у воспитанников группы компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения.  Новизна     состоит   в   создании   авторской   технологии   проведения логопедических занятий с использованием игр с песком игр   и разработке методических   рекомендаций   по   работе   учителя­логопеда,   нацеленных     на преодоление     общего   недоразвития   речи   у   воспитанников     дошкольного образовательного   учреждения.   Материалы     могут   быть   использованы учителями­логопедами   и   воспитателями   групп   компенсирующей направленности   в   дошкольной   образовательной     организации   любого   типа, реализующей   адаптированные   образовательные   программы   для     детей   с тяжелыми нарушениями речи.   Для развития лексико­грамматических категорий и связной речи автор опыта использует   лексические   темы   и   комбинирует   дидактический   материал   с играми с песком. Например:  создай сюжет в песочнице и расскажи на тему:«Зима в лесу».  Ребенок создает сюжет зимнего леса: выставляет в песочницу деревья   с   инеем,   выкладывает   на   песочную   поверхность   снежинки, распределяет диких животных в соответствии с их повадками и поведением в это время года. Затем ребенок рассказывает свой сюжет, который создал в песочнице, используя простые и сложносочиненные предложения. На тему: «Подготовка насекомых к зиме» ребенок закрепляет полученные знания о насекомых,   создавая   сюжет   в   песочнице   осеннего   леса:   в   песке   строит муравейник,  выставляет осенние деревца, песочную поверхность  покрывает осенними   листьями   и   кусочками   коры   деревьев,   затем   располагаются фигурки насекомых (муравьи, жуки, божьи коровки и т.д.). Далее ребенок рассказывает,     что   у   него   происходит   в   осеннем   лесу,   где   находятся насекомые   и   что   они   делают.   На   тему:   «Правила   Дорожного   Движения» ребенок   создает   макет   знакомой   улицы,   на   которой   находятся   магазины, детский сад. Затем ребенок выбирает персонажа и совершает прогулку по созданной   улице. Ребенок совместно с выбранным персонажем закрепляет ПДД, совершает покупки в   магазинах (в зависимости от изучаемого или повторяемого   лексического   материала   «Продукты   питания»,   «Игрушки», «Аквариумные     рыбки»,   «Домашние   питомцы»,   «Комнатные   растения»   и т.д.)   В   играх   с   песком   у   дошкольника   активизируется   словарный   запас, формируется лексико­грамматический строй речи, развивается связная речь. Требования к  организации развивающей среды «Центра песка и воды» ­ песочница, которая  представляет собой деревянный или пластиковый  ящик, борта и дно окрашены голубым (символа неба и воды); ­ песок для занятий должен быть крупный, приятного желтоватого оттенка, он может быть строительный или морской, его обязательно нужно промыть и прокалить в духовом шкафу или песок должен быть сертифицирован;  ­ коллекция миниатюрных фигурок: «Люди», «Животный мир», «Транспорт» «Растительный мир», природный материал, трубочки для коктейля» и т.д.; ­ таз для мытья игрушек; ­ детские влажные салфетки для рук; ­ урны для использованных влажных салфеток                   Организация коррекционно­образовательного процесса осуществляется  учителем ­ логопедом на логопедических занятиях, которые автор опыта  подразделяет на два типа: первый по формированию лексико­грамматических  средств языка и развитию связной речи. Она включает в себя: формирование  словарного запаса; грамматической правильности речи  и развитие связной  речи. Второй по формированию звуковой стороны речи включает в себя:  формирование фонематического восприятия, правильного  звукопроизношения и обучение элементам грамоты. В тоже время уделяется  внимание закрепление навыка свободного использования в речи поставленных  звуков, а так же их дифференциации, как и на слух, так и в произношении. Напротяжении всего коррекционного обучения эта работа сочетается с  развитием четкости речи и устранением затруднений в воспроизведении слов,  сложных по слоговому составу и звуконаполняемости. На логопедических  занятиях с использованием игр с песком дошкольники  выполняют следующие виды деятельности: коммуникативная, игровая, познавательная, продуктивная (создание сюжетной ситуации на песке, рисование на песке). Целью песочных  игр  является стимулирование речевой и познавательной активности  воспитанников и коррекция ОНР.