Проблема коррекции общего недоразвития речи является одной из самых актуальных проблем в современной логопедии. Отклонения в развитии речи отрицательно влияют на психическое развитие ребенка, затрудняют общение с окружающими, задерживают формирование познавательных процессов и, следовательно, препятствуют становлению полноценной личности. Полноценная речь ребенка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки общего недоразвития речи еще в дошкольном возрасте, до того как они превратятся в стойкий, сложный дефект и могут повлечь за собой вторичные нарушения: дисграфию и дислексию.
Использование игр с песком для коррекции общего недоразвития речи
Проблема коррекции общего недоразвития речи является одной из
самых актуальных проблем в современной логопедии. Отклонения в развитии
речи отрицательно влияют на психическое развитие ребенка, затрудняют
общение с окружающими, задерживают формирование познавательных
процессов и, следовательно, препятствуют становлению полноценной
личности. Полноценная речь ребенка является непременным условием его
успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки
общего недоразвития речи еще в дошкольном возрасте, до того как они
превратятся в стойкий, сложный дефект и могут повлечь за собой вторичные
нарушения: дисграфию и дислексию. Кроме того, важно помнить, что именно
в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а
главное — она наиболее гибка и податлива. Поэтому все уровни общего
недоразвития речи преодолеваются легче и быстрее.
Коррекционноразвивающая работа по преодолению общего
недоразвития речи – очень длительный и трудоемкий процесс, который
должен начинаться, как можно раньше. Анализ многолетней работы показал
необходимость использования нетрадиционных методов, в том числе и игры
с песком, для коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного
возраста.
Многие ученые и педагоги практики считают, что игры с песком для
развития речи ребенка можно использовать с младшего дошкольного
возраста. Наряду с этим, в педагогической практике является очевидным
противоречие между потребностями детей дошкольного возраста в
комплексной коррекционноразвивающей деятельности по преодолению
общего недоразвития речи и несовершенной методологической основой
решения этой задачи с использованием игр с песком для коррекции общего
недоразвития речи у воспитанников группы компенсирующей направленности
дошкольного образовательного учреждения.
Новизна
состоит в создании авторской технологии проведения
логопедических занятий с использованием игр с песком игр и разработке
методических рекомендаций по работе учителялогопеда, нацеленных на
преодоление общего недоразвития речи у воспитанников дошкольного
образовательного учреждения. Материалы
могут быть использованы
учителямилогопедами и воспитателями групп компенсирующей
направленности в дошкольной образовательной организации любого типа,
реализующей адаптированные образовательные программы для детей с
тяжелыми нарушениями речи.
Для развития лексикограмматических категорий и связной речи автор опыта
использует лексические темы и комбинирует дидактический материал с
играми с песком. Например: создай сюжет в песочнице и расскажи на тему:«Зима в лесу». Ребенок создает сюжет зимнего леса: выставляет в песочницу
деревья с инеем, выкладывает на песочную поверхность снежинки,
распределяет диких животных в соответствии с их повадками и поведением
в это время года. Затем ребенок рассказывает свой сюжет, который создал в
песочнице, используя простые и сложносочиненные предложения. На тему:
«Подготовка насекомых к зиме» ребенок закрепляет полученные знания о
насекомых, создавая сюжет в песочнице осеннего леса: в песке строит
муравейник, выставляет осенние деревца, песочную поверхность покрывает
осенними листьями и кусочками коры деревьев, затем располагаются
фигурки насекомых (муравьи, жуки, божьи коровки и т.д.). Далее ребенок
рассказывает, что у него происходит в осеннем лесу, где находятся
насекомые и что они делают. На тему: «Правила Дорожного Движения»
ребенок создает макет знакомой улицы, на которой находятся магазины,
детский сад. Затем ребенок выбирает персонажа и совершает прогулку по
созданной улице. Ребенок совместно с выбранным персонажем закрепляет
ПДД, совершает покупки в магазинах (в зависимости от изучаемого или
повторяемого лексического материала «Продукты питания», «Игрушки»,
«Аквариумные рыбки», «Домашние питомцы», «Комнатные растения» и
т.д.) В играх с песком у дошкольника активизируется словарный запас,
формируется лексикограмматический строй речи, развивается связная речь.
Требования к организации развивающей среды «Центра песка и воды»
песочница, которая представляет собой деревянный или пластиковый ящик,
борта и дно окрашены голубым (символа неба и воды);
песок для занятий должен быть крупный, приятного желтоватого оттенка, он
может быть строительный или морской, его обязательно нужно промыть и
прокалить в духовом шкафу или песок должен быть сертифицирован;
коллекция миниатюрных фигурок: «Люди», «Животный мир», «Транспорт»
«Растительный мир», природный материал, трубочки для коктейля» и т.д.;
таз для мытья игрушек;
детские влажные салфетки для рук;
урны для использованных влажных салфеток
Организация коррекционнообразовательного процесса осуществляется
учителем логопедом на логопедических занятиях, которые автор опыта
подразделяет на два типа: первый по формированию лексикограмматических
средств языка и развитию связной речи. Она включает в себя: формирование
словарного запаса; грамматической правильности речи и развитие связной
речи. Второй по формированию звуковой стороны речи включает в себя:
формирование фонематического восприятия, правильного
звукопроизношения и обучение элементам грамоты. В тоже время уделяется
внимание закрепление навыка свободного использования в речи поставленных
звуков, а так же их дифференциации, как и на слух, так и в произношении. Напротяжении всего коррекционного обучения эта работа сочетается с
развитием четкости речи и устранением затруднений в воспроизведении слов,
сложных по слоговому составу и звуконаполняемости. На логопедических
занятиях с использованием игр с песком дошкольники выполняют следующие
виды деятельности: коммуникативная, игровая, познавательная, продуктивная
(создание сюжетной ситуации на песке, рисование на песке). Целью песочных
игр является стимулирование речевой и познавательной активности
воспитанников и коррекция ОНР.