Игра – лучший вариант обучения для ребенка, она позволяет превратить рутинное и скучное занятие в увлекательный и динамичный процесс. Чтобы провести урок более интересным, динамичным, игры на уроке просто необходим. Предлагаю несколько вариантов игр.Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогом в целях обучения и воспитания детей
Жаксыбаева Гульдана Кенжегазыевна
Учитель русского языка и литературы ШГ № 172
Игровые технологии на уроках русского языка
Игра – лучший вариант обучения для ребенка, она позволяет
превратить рутинное и скучное занятие в увлекательный и динамичный
процесс.
http://www.umniki21.ru/
Педагогу в современном образовательном пространстве предоставлен
огромный выбор методов и приемов обучения для наиболее качественного
построения учебного процесса. Меня как молодого специалиста по русскому
языку привлекает использование игр на занятиях. Ведь игровая форма
обучения делает усвоение учебного материала интересным, занимательным и
самое главное – легким: играючи детям можно легко запомнить нужную
информацию. А правил в русском языке, которых необходимо запомнить,
неисчислимое множество. Поэтому игры на моих уроках просто необходимы.
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально
создаваемых педагогом в целях обучения и воспитания детей. Дидактические
игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же
время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой
деятельности. Мной часто используются дидактические игры, потому что:
игровая деятельность, игровые формы и приемы – это наиболее
адекватный путь включения детей в учебную работу;
дидактические игры способствуют развитию у детей психических
процессов;
дидактическая игра во многом облегчает усвоение учебного материала
и способствует преодолению различных трудностей, с которыми
сталкивается ребенок.
На уроках русского языка мной часто применяются довольно
распространенные виды дидактических игр: «Ловушка», «Назови ласково»,
«Один – много», «Четвертый лишний», «Переводчик», «Противоположности»
и многие другие.
Возьмем, к примеру, урок в 3 классе с лексической темой «Посуда».
Только на одном этом занятии, используя все вышеперечисленные игры,
можно научить детей определить, относится ли слово к данной теме или нет в
игре «Ловушка», учить образовывать существительные единственного и
множественного чисел в игре «Один – много», учить называть слова на двух
языках в игре «Переводчик», учить использовать уменьшительноласкательную форму существительных в игре «Назови ласково». Кроме того,
можно провести интеграцию урока русского языка с общечеловеческими
ценностями предмета «Самопознание» в игре «Разрешается – запрещается»,
где учитель произносит различные формы поведения по теме урока, а
учащиеся должны ответить: разрешается или запрещается.
Ниже приводится пример использования игр на уроке по русскому
языку в 3 классе по теме «Посуда».Тема: «Посуда»
Цель: Ввести в активный словарь детей названия посуды: тарелка, чашка,
ложка, вилка, нож, сахарница и т.д., учить использовать слова в
уменьшительноласкательной форме, развивать умение выявлять из
предложенных слов то, что не относится к теме в игре «Ловушка», умение
отгадывать загадки. Рассказать о правилах этикета за столом. Воспитывать в
детях праведное поведение за столом.
Материал: слайды «Посуда», MP4 о правилах этикета, песня «Бугивуги».
Билингвальный компонент: тарелка – тәрелке, ложка – қасық, вилка – айыр,
нож – пышақ, чашка – кесе, хлебница – нан салғыш, сахарница – қант сауыт.
Ход урока
Приветствие
– Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение?
Очень хорошо. Тогда приглашаю вас в круг приветствия!
(Все становятся в круг и произносят слова приветствия)
Придумано кемто просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам
Доброе утро приветливым лицам.
Оргмомент
– Ребята, любите ли вы отгадывать загадки? Тогда слушайте меня
внимательно. Если вы отгадаете правильно, то на экране появятся отгадки.
Нос пыхтит и дышит паром,
Бок горячий пышит паром,
А внутри напиток – травник,
Он – любимый мамин.../чайник/
И оладьи, и омлет,
И картошку на обед,
А блины – вот это да!
Жарит всё .../сковорода/
На плите стоит горячей
Вкусноту под крышкой прячет,
Кашу варит в ней мамуля,
Ручки две, одна .../кастрюля/
Словно блин кругла она,
Съел я кашу всю до дна,
Вижу я улыбку Севки,
Он живёт на дне .../тарелки/
Ем столовой суп в обед,
Чайной пробую десерт,
Дайте мне ещё немножко,
Где моя большая .../ложка/ ?
Осторожненько, смотри,
В руку ты его бери,
Не всегда и сам поймёшь,
Как порежет руку .../нож/
На одной широкой ножке
У неё 4 рожка,
Но она совсем не пилка,
Для котлет и мяса .../вилка/– Как называются предметы? (на экране появляются отгадки загадок)
Правильно! Какой посудой вы, ребята, пользуетесь? А почему вам нельзя
пользоваться ножом?
Молодцы! Потому что вы еще маленькие, ножом можно пораниться.
– Предлагаю поиграть в нашу любимую игру «Ловушка».
Напомню вам условия игры. Я называю слова. Если слово относится к
теме урока «посуда», то вы хлопаете в ладоши. Если слово означает чтото
другое, сидим тихо. Вы готовы, дети? Я не слышу?
Тарелка, кастрюля, вилка, лев…
Сковорода, чашка, нож, голова…
Ложка, чайник, бокал, мама…
Стакан, кружка, блюдце, автобус…
(Учащиеся аргументируют свои ответы: лев – это зверь, а не посуда. Голова –
это часть тела. Мама – это член семьи. Автобус – это транспорт.)
Заучивание небольшого стихотворения.
Кашу, суп едим мы ложкой,
Вилкой кушаем картошку.
А когда мы подрастем,
Будем кушать и с ножом!
– Ребята, предлагаю вам весёлую физминутку. (Ставится песня «Буги
вуги», учащиеся с учителем выполняют упражнения под музыку).
– Теперь попробуем назвать посуду в единственном и множественном
числах. Игра «Один – много». (Ложка – ложки, тарелка – тарелки, чашка –
чашки…и т.д.)
– Ребята, посуда так же, как и мы, любит, когда ее называют ласково.
Игра «Назови ласково». (Бокал – бокальчик, чашка – чашечка, кружка –
кружечка, блюдце – блюдечко, ложка – ложечка, нож – ножик…)
Беседа по теме
Ребята, давайте поговорим о правилах этикета за столом. Нельзя:
•
•
•
•
– Конечно, есть еще очень много правил этикета за столом. Главное –
помните, что всегда следует вести себя красиво и прилежно. (Просмотр
маленького видеоролика по теме)
Говорить с набитым ртом.
Жевать с открытым ртом и громко чавкать.
Ставить локти на стол.
Забирать последний кусок, не предложив его другим.
– Напомню, что каждый из нас должен знать названия посуды не только
на русском, но и на государственном казахском языке. Поиграем в игру
«Переводчик». (тарелка – тәрелке, ложка – қасық, вилка – айыр, нож –
пышақ, чашка – кесе, хлебница – нан салғыш, сахарница – қант сауыт.)
Рефлексия (раздаются листочкианонимки с вопросами)– Понравился ли вам урок? Чем он запомнился? Какая игра показалась
вам более полезной и интресеной?
Хорошо, что солнце светит,
Хорошо идти с друзьями,
Хорошо прижаться к маме,
Хорошо в родном краю!
– До свидания, ребята! До новых встреч!