Использование игровой технологий на уроке русского языка

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 03.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Игра – лучший вариант обучения для ребенка, она позволяет превратить рутинное и скучное занятие в увлекательный и динамичный процесс. Чтобы провести урок более интересным, динамичным, игры на уроке просто необходим. Предлагаю несколько вариантов игр.Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогом в целях обучения и воспитания детей
Иконка файла материала Жаксыбаева.docx
Жаксыбаева Гульдана Кенжегазыевна Учитель русского языка и литературы ШГ № 172 Игровые технологии на уроках русского языка Игра   –   лучший   вариант   обучения   для   ребенка,   она   позволяет превратить рутинное и скучное занятие в увлекательный и динамичный процесс. http://www.umniki21.ru/ Педагогу  в  современном  образовательном  пространстве  предоставлен огромный выбор методов и приемов обучения для наиболее качественного построения учебного процесса. Меня как молодого специалиста по русскому языку   привлекает   использование   игр   на   занятиях.   Ведь   игровая   форма обучения делает усвоение учебного материала интересным, занимательным и самое   главное   –   легким:   играючи   детям   можно   легко   запомнить   нужную информацию.   А   правил   в   русском   языке,   которых   необходимо   запомнить, неисчислимое множество. Поэтому игры на моих уроках просто необходимы. Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогом в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время   в   них   появляется   воспитательное   и   развивающее   влияние   игровой деятельности. Мной часто используются дидактические игры, потому что:  игровая   деятельность,   игровые   формы   и   приемы   –   это   наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу;  дидактические   игры   способствуют   развитию   у   детей   психических процессов;  дидактическая игра во многом облегчает усвоение учебного материала и   способствует   преодолению   различных   трудностей,   с   которыми сталкивается ребенок. На   уроках   русского   языка   мной   часто   применяются   довольно распространенные виды дидактических игр: «Ловушка», «Назови ласково», «Один – много», «Четвертый лишний», «Переводчик», «Противоположности» и многие другие.  Возьмем, к примеру, урок в 3 классе с лексической темой «Посуда». Только   на   одном   этом   занятии,   используя   все   вышеперечисленные   игры, можно научить детей определить, относится ли слово к данной теме или нет в игре   «Ловушка»,   учить   образовывать   существительные   единственного   и множественного чисел в игре «Один – много», учить называть слова на двух языках   в   игре   «Переводчик»,   учить   использовать   уменьшительно­ласкательную форму существительных в игре «Назови ласково». Кроме того, можно   провести   интеграцию   урока   русского   языка   с   общечеловеческими ценностями предмета «Самопознание» в игре «Разрешается – запрещается», где   учитель   произносит   различные   формы   поведения   по   теме   урока,   а учащиеся должны ответить: разрешается или запрещается.  Ниже   приводится   пример   использования   игр   на   уроке   по   русскому языку в 3 классе по теме «Посуда».Тема: «Посуда» Цель:  Ввести в активный словарь детей названия посуды: тарелка, чашка, ложка,   вилка,   нож,   сахарница   и   т.д.,   учить   использовать   слова   в уменьшительно­ласкательной   форме,   развивать   умение   выявлять   из предложенных слов то, что не относится к теме в игре «Ловушка», умение отгадывать загадки. Рассказать о правилах этикета за столом. Воспитывать в детях праведное поведение за столом.  Материал: слайды «Посуда», MP4 о правилах этикета, песня «Буги­вуги». Билингвальный компонент: тарелка – тәрелке, ложка – қасық, вилка – айыр, нож – пышақ, чашка – кесе, хлебница – нан салғыш, сахарница – қант сауыт. Ход урока Приветствие  – Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение?  Очень хорошо. Тогда приглашаю вас в круг приветствия! (Все становятся в круг и произносят слова приветствия) Придумано кем­то просто и мудро При встрече здороваться «Доброе утро!» Доброе утро солнцу и птицам Доброе утро приветливым лицам.  Оргмомент  –   Ребята,   любите   ли   вы   отгадывать   загадки?   Тогда   слушайте   меня внимательно. Если вы отгадаете правильно, то на экране появятся отгадки.  Нос пыхтит и дышит паром, Бок горячий пышит паром, А внутри напиток – травник, Он – любимый мамин.../чайник/ И оладьи, и омлет, И картошку на обед, А блины – вот это да! Жарит всё .../сковорода/ На плите стоит горячей Вкусноту под крышкой прячет, Кашу варит в ней мамуля, Ручки две, одна .../кастрюля/ Словно блин кругла она, Съел я кашу всю до дна, Вижу я улыбку Севки, Он живёт на дне .../тарелки/ Ем столовой суп в обед, Чайной пробую десерт, Дайте мне ещё немножко, Где моя большая .../ложка/ ? Осторожненько, смотри, В руку ты его бери, Не всегда и сам поймёшь, Как порежет руку .../нож/ На одной широкой ножке У неё 4 рожка, Но она совсем не пилка, Для котлет и мяса .../вилка/– Как называются предметы? (на экране появляются отгадки загадок)  Правильно! Какой посудой вы, ребята, пользуетесь? А почему вам нельзя  пользоваться ножом?  Молодцы! Потому что вы еще маленькие, ножом можно пораниться. – Предлагаю поиграть в нашу любимую игру «Ловушка».  Напомню вам условия игры. Я называю слова. Если слово относится к  теме урока «посуда», то вы хлопаете в ладоши. Если слово означает что­то  другое, сидим тихо. Вы готовы, дети? Я не слышу? Тарелка, кастрюля, вилка, лев… Сковорода, чашка, нож, голова… Ложка, чайник, бокал, мама… Стакан, кружка, блюдце, автобус…  (Учащиеся аргументируют свои ответы: лев – это зверь, а не посуда. Голова – это часть тела. Мама – это член семьи. Автобус – это транспорт.) Заучивание небольшого стихотворения. Кашу, суп едим мы ложкой, Вилкой кушаем картошку. А когда мы подрастем, Будем кушать и с ножом! – Ребята, предлагаю вам весёлую физминутку. (Ставится песня «Буги­ вуги», учащиеся с учителем выполняют упражнения под музыку).  –  Теперь попробуем назвать посуду в единственном и множественном числах. Игра «Один – много». (Ложка – ложки, тарелка – тарелки, чашка – чашки…и т.д.) – Ребята, посуда так же, как и мы, любит, когда ее называют ласково. Игра «Назови ласково».  (Бокал – бокальчик, чашка – чашечка, кружка – кружечка, блюдце – блюдечко, ложка – ложечка, нож – ножик…) Беседа по теме Ребята, давайте поговорим о правилах этикета за столом. Нельзя: • • • • –   Конечно,   есть   еще   очень   много   правил   этикета   за   столом.   Главное   – помните,   что   всегда   следует   вести   себя   красиво   и   прилежно.   (Просмотр маленького видеоролика по теме) Говорить с набитым ртом. Жевать с открытым ртом и громко чавкать. Ставить локти на стол. Забирать последний кусок, не предложив его другим. – Напомню, что каждый из нас должен знать названия посуды не только на   русском,   но   и   на   государственном   казахском   языке.   Поиграем   в   игру «Переводчик».  (тарелка   –   тәрелке,   ложка   –   қасық,   вилка   –   айыр,   нож   – пышақ, чашка – кесе, хлебница – нан салғыш, сахарница – қант сауыт.) Рефлексия (раздаются листочки­анонимки с вопросами)– Понравился ли вам урок? Чем он запомнился? Какая игра показалась вам более полезной и интресеной?  Хорошо, что солнце светит, Хорошо идти с друзьями, Хорошо прижаться к маме, Хорошо в родном краю! – До свидания, ребята! До новых встреч!