Использование ИКТ на уроках письма и чтения
Оценка 4.9

Использование ИКТ на уроках письма и чтения

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
русский язык +1
7 кл
31.05.2017
Использование ИКТ на уроках письма и чтения
Применение информационных компьютерных технологий на уроках письма и чтения способствует совершенствованию практических умений и навыков, позволяет эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышает интерес к урокам словесности, активизирует познавательную деятельность учащихся и развивает творческий потенциал. Информационные компьютерные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением интеллекта.
Использование ИКТ.docx
«Использование информационных компьютерных технологий на уроках письма и чтения для детей с ОВЗ» Применение   информационных   технологий   в   преподавании   русского языка   способствует   совершенствованию   практических   умений   и   навыков, позволяет   эффективнее   организовать   самостоятельную   работу   и индивидуализировать   процесс   обучения,   повышает   интерес   к   урокам словесности,   активизирует   познавательную   деятельность   учащихся   и развивает творческий потенциал.   технологии     компьютерные Развитие детей с нарушением интеллекта без коррекции их мышления и нарушения   психофизических   функций   не   может   быть   достаточно успешным. Информационные стали перспективным   средством   коррекционно­развивающей   работы   с   детьми   с нарушением   интеллекта.   Использование   информационных   компьютерных технологий в учебном процессе – один из способов повышения мотивации обучения.   Информационные   компьютерные   технологии   способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя. Они помогают   реализовать   главные   человеческие   потребности   –   общение, образование,   самореализацию.   Внедрение   ИКТ   в   образовательный   процесс призвано повысить эффективность проведения уроков, освободить учителя от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию   видов   заданий,   а   также   разнообразить   формы   обратной связи. Использование   информационных   компьютерных   технологий   открывает дидактические   возможности,   связанные   с   визуализацией   материала,   его «оживлением»,   возможностью   совершать   визуальные   путешествия, представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами, позволяет совмещать процедуры контроля и тренинга. Мультимедиа–системы   позволяют   сделать   подачу   дидактического материала   максимально   удобной   и   наглядной,   что   стимулирует   интерес   к обучению и позволяет устранить пробелы в знаниях. Современный  урок чтения невозможен   без сопоставления литературных произведений   с   другими   видами   искусства.   Этот   органический   синтез помогает   учителю   управлять   потоком   ассоциаций,   будить   воображение учеников,   стимулировать   их   творческую   активность.   Конкретно–наглядная основа урока, делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся. В методической литературе накоплен большой опыт работы с иллюстрациями, репродукциями, портретами и фотоматериалами, но перед учителем всегда стоит проблема раздаточного материала. Эту проблему нам могут помочь решить компьютерные информационные   которые   дают   возможность   подготовить   презентацию технологии, иллюстративного   и   информационного   материала,   (набор   слайдов– иллюстраций,   снабженных   необходимыми   комментариями   для   работы   на уроке), создать сайт и таким образом обобщить материал по теме. В рамках этой   программы   можно   организовать   на   уроках   чтения,   развития   речи сопоставление иллюстраций, сравнивание работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями,  иллюстрациями,  но  и  просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее. Подготовка   к   такому   уроку   становится   творческим   процессом.   А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.   Именно   поэтому   информационные   компьютерные технологии   наиболее   полно   отвечают   требованиям   современного коррекционного образования. Использование   информационно–компьютерных   технологий   значительно   делает   уроки   нетрадиционными, облегчает   подготовку   к   уроку, запоминающимися,   интересными,   более   динамичными.   Информационные технологии   значительно   расширяют   возможности   предъявления   учебной информации. В обучающих цифровых образовательных ресурсах (ЦОР) могут быть   использованы   разнообразные   формы   наглядности:   таблицы,   схемы, опорные   конспекты   и   так   далее.   Это   демонстрация   не   только   статичной информации, но и различных языковых явлений в динамике с применением цвета, графики, эффекта мерцания, звука, которые позволяют воссоздавать реальную обстановку деятельности. Интеграция   ИКТ   и   современных   педагогических   технологий   способна стимулировать познавательный интерес к русскому языку, создавая условия для   мотивации   к   изучению   этого   учебного   предмета.   Это   рациональный способ   повышения   эффективности   и   интенсификации   обучения   и самообучения, повышения качества образования. Использование   компьютера   как   средства   обучения   в   силу   своей универсальности помогает решить задачу развития личности ученика: увеличивается скорость овладения учебным материалом; наблюдается положительная динамика движения детей из групп со слабой и средней успеваемостью в группы со средней и высокой успеваемостью. становится   более   качественным   самоконтроль   учащихся   при   решении учебных задач; в исполнительной основе действий наблюдаются положительные сдвиги, что сказывается   на   уровне   общей   грамотности   (уменьшается   количество орфографических ошибок, реже применяются исправления); создаётся   положительный   эмоциональный   фон; орфографической зоркости; повышается мотивация учебной деятельности.   растёт   уровень Для   эффективного   обучения   орфографии   необходимо   многократное   и разнообразное   использование   наглядности   на   разных   этапах   работы   над понятием,   включение   большого   количества   различных   упражнений   для закрепления навыка. Именно поэтому активно используются ИКТ­технологии. На   уроках   русского   языка   компьютер   используется   как   источник   учебной информации, наглядное пособие, с качественно новым уровнем возможностей мультимедиа,   тренажёр,   средство   диагностики   и   контроля.   Включение   в процесс   обучения   электронных   динамических   схем   и   моделей,   таблиц, красочных иллюстраций и т.д. позволяет усилить продуктивность визуальной среды. Слайды   используются   мной   на   уроках   русского   языка   и   чтения   для иллюстрации   каких–либо   теоретических   сведений,   положений,   объяснения понятий и т.д. Слайды  могут  использоваться  на  любых   этапах   урока.  Путешествуя  по слайдам   ребята   работают   с   интересом   и   увлечением.   А   в   памяти   у   них остаются   не   только   понятия,   но   и   зрительные   образы,   которые   помогают дальнейшему использованию полученных знаний в процессе обучения. Видеовыдержки из   словаря   –   это   точные   выдержки   словарной   статьи, демонстрируемые   на   экране   компьютера   или   через   мультимедийный проектор.   В   них   раскрывается   лексическое   значение   слова,   дается анимированное   изображение   объекта,   о   котором   идет   речь.   Изображение объекта   может   быть   строго   реалистическим   и   с   элементами   условности. Видеовыдержки из словаря имеют звуковое сопровождение. Показ   написания   слова   на   экране   позволяет   проводить   и   словарно– орфографическую   работу.   Красочное   оформление   таких   выдержек способствует лучшему запоминанию значения слова и его орфографического образа.  Видеовыдержки   из   словаря   предлагаются   вниманию   учащихся,  как правило, при объяснении нового материала.   взятые   из   какого–нибудь   текста. Видеовыдержки   из   произведений   художественной   литературы   –   это цитаты,   Они   сопровождаются иллюстрациями из художественных произведений, которые служат фоном для напечатанного текста. Видеовыдержки подбираются учителем в соответствии с   изучаемыми   темами,   например,   при   знакомстве   с   признаками   текста, структурными элементами текста, композицией основных типов текста и т.д. Они используются на любых этапах урока. Видеовыдержки из произведений художественной литературы позволяют проводить   исследовательскую   работу   по   анализу   текста,   установлению содержательно–логических связей в тексте т.д. Видеозадачи – это упражнения, которые выполняются на уроках русского языка   и   чтения   посредством   умозаключений   с   использованием   текстового материала,   предъявляемого   на   экране   компьютера.   Видеозадачи   решаются школьниками   при  объяснении учителем  нового  материала  или  организации работы над ошибками, а также в ходе обобщающего повторения. Эти задания выполняются с помощью программы Windows PowerPoint. Например, учащимся дается задание «Собери из слов пословицы»: учитель предлагает учащимся набор слов (на мониторе они располагаются хаотично), а   учащимся   необходимо   разместить   их   в   порядке,   чтобы   получилось предложение.   Выполнив   задание   в   тетради,   проверить   можно   на   экране компьютера (правильный ответ). Еще   в   качестве   примера   можно   привести   задание   «Собери   фразу», используя цвета светофора. Выполнение заданий с последующей проверкой активизируют   внимание   учащихся,  формируют   орфографическую   зоркость. Подобного   рода   задания   позволяют   развивать   связную   речь   детей   с ограниченными возможностями здоровья. Включение в презентацию заданий, тестов, вопросов, дидактических игр разного   уровня   сложности   позволит   актуализировать   имеющиеся   у   детей знания,   закрепить   и   обобщить   полученные   в   ходе   урока   сведения, осуществляя   индивидуальный   подход   к   учащимся.   При   возникновении ситуации   затруднения   есть   возможность   неоднократного   возвращения   к нужному слайду, для уточнения, получения подсказки в виде разъяснения или выбора   варианта   ответа.   Показ   на   экране   правильного   ответа,   будет способствовать выполнению учащимися самопроверки. Видеокроссворды – это игры–задачи. Фигура, состоящая из квадратов для букв и представляющая собой перекрещивающиеся слова, выводится на экран компьютера   или   проецируется   через   мультимедийный   проектор. Видеокроссворды составляются учителем для проверки знаний учащихся с помощью программ Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft РowerPoint и др. Они могут проецироваться на экран как для одновременной работы со всем   классом,   так   и   для   индивидуальной   работы   с   учащимися   на персональных компьютерах. Специфика видеокроссвордов состоит в том, что их учащиеся отгадывают за компьютером, заполняя квадраты, предназначенные для букв. Если весь видеокроссворд решен верно, то на мониторе появится надпись «Молодец!», (если   видеокроссворд   решен   неверно,   то   компьютер   «попросит»   ученика подумать еще.). Кроссворды хорошо использовать при закреплении материала, например, при изучение темы «Имя числительное», которая, как мне кажется, является наиболее сложной. Дело в том, что, учащимся скучно и неинтересно писать и правильно  произносить   числительные.  Ведь вряд ли  кто из детей, окончив школу, станет писать прописью цифры и числа. Поэтому нужно подумать, как разнообразить довольно сложный материал этой темы. Учащимся дается задание: «Образуй и впиши порядковые числительные в клетки кроссворда». Им нужно вспомнить на какой вопрос (какой?) отвечают порядковые   числительные   и   вписать   в   клетки   слова.   Если   числительные вписаны   правильно,   в   конце   они   получают   ответ,   что   это   числительные порядковые. Такая   работа   носит   интерактивный   характер,   так   как   в   поисках правильного ответа на поставленный вопрос осуществляется взаимодействие между учеником и компьютером. Кроссворды   и   загадки,   вводимые   в   урок,   помогут   активизировать мышление   и   речь   ребенка,   успешнее   решать   задачи   его   всестороннего, гармоничного   развития.   Использование   кроссвордов,   загадок,   различных занимательных заданий делают мультимединый урок более интересным. При этом компьютер не заменяет преподавателя, а только дополняет его. Много разных и интересных кроссвордов можно использовать на всех этапах уроках, после изучения любой темы, а также и на других уроках. Видеотаблицы –   это   печатный   видеоматериал,   выводимый   учителем непосредственно на экран компьютеpa, сгруппированный в виде нескольких столбцов, имеющих самостоятельные заголовки и отделенные друг от друга горизонтальными и вертикальными линиями. Таблицы   –   наиболее   распространённый,   традиционный   вид   пособий реализующий зрительную наглядность. Ведущее место таблиц среди других средств   зрительной   наглядности   определяется   тем,   что   они   обеспечивают длительное,   практически   неограниченное   во   времени   экспонирование языкового материала. Особенно активно взаимодействие учащихся с динамическими таблицами и опорными схемами. Динамическая таблица – это печатный материал, выводимый учителем непосредственно на экран компьютеpa. Динамические таблицы применяются учителем   при   изучении   нового   материала,   закреплении   знаний   и   т.д. Например,   при   повторении   темы   «Падежные   окончания   имен существительных   1   склонения»   учащимся   предлагается   задание:   заставить говорить молчащую таблицу, которая заполняется в ходе беседы, а на экране появляются записи в цвете. Это динамичная, подвижная таблица, поскольку следующая ее часть может заполняться только после заполнения предыдущей. Таблица   может   помочь   вспомнить   учащимся   трудные   для   запоминания орфографические правила. Ориентируясь на таблицу, школьники не только применяют свои знания при разборе конкретного слова, но и воспроизводят по памяти основные грамматические признаки. Большое   распространение   получают   так   называемые таблицы–схемы. Очень удобно их использовать при опросе учащихся. Вывод таблицы на экран компьютера,   облегчает   работу   учителя,   и   учащимся   интересней   с   ней работать. Все   это   облегчает   восприятие   и   понимание   материала,   позволяет   ярко предъявлять   языковую   наглядность,   материализовать   ее   с   помощью иллюстраций, подчеркиваний, цвета. Видеопросмотры на   уроках   особенно   важны   для   повышения   общей культуры учащихся, обучения их «умному сопереживанию», формированию визуальной  культуры.  Они  дают  материал   для  дискуссий,  различного  рода сообщений,   творческих   работ,   повышают   мотивацию   учащихся   и активизируют их творчество. В коррекционной   школе  такие  занятия   проводятся  по  многим  учебным дисциплинам.   В   настоящее   время   нет   комплекта   учебных   кино–   или видеофильмов,   разработанных   специально   для   коррекционной   школы   VIII вида.   Поэтому   учителя   пользуются   учебными   фильмами,   созданными   для учащихся   общеобразовательных   школ,   научно–популярными   фильмами отечественного   и   зарубежного   производства,   а   также   собственной видеопродукцией. Использование   информационных   технологий   позволяет   учитывать возрастные   и   психологические   особенности   учащихся,   создавать благоприятный психологический климат на уроке, сохранять интерес детей к предмету,   поддерживать   условия   для   самовыражения   учащихся.   Один   из классиков сказал: «Лучший отдых – это смена деятельности». Использование компьютера   позволяет   разнообразить   работу   на  уроке,  применять   научную организацию   труда   учащихся,   а   также   использовать   такой   немаловажный элемент   обучения,   как   игра.   Яркие   образы,   впечатляющие   краски, безграничные возможности для фантазии позволяют ученикам с нарушением интеллекта в форме игры легко усвоить учебный материал. В результате чего в несколько раз повышается эффективность урока, исчезает монотонность в преподавании,   учащиеся   перестают   отвлекаться   от   темы   урока, концентрируют свое внимание на отрабатываемом материале.   норм,   санитарно–гигиенических Внедрение информационных технологий в процесс обучения проводится с учётом   обеспечивает здоровьесберегающий  режим  обучения. Уроки  с  компьютерной  поддержкой должны  строиться  грамотно. За компьютером  дети  находятся  не  более 20 минут, но и это время разбивается на несколько периодов. В течение уроков проводятся   физкультурные   минутки,   для   снятия   зрительного   напряжения проводятся   различные   «минутки   отдыха»,   специальные   упражнения   для глаз. Кроме   того,   смена   видов   деятельности   способствует   снижению утомляемости детей. что   Уроки с применением ИКТ позволяют: 1) каждому ребенку работать в своем темпе; 2) вовлекать в работу всех детей без исключения; 3) увеличить объем учебного материала; 4) составлять ответы, дополнять предложения и т.д.; 5) значительно сокращать время на составление рассказа по картине; 6) поэтапно предъявлять учебный материал под постоянным контролем; 7)   уменьшить   количество   речевых,   орфографических,   синтаксических ошибок. Тестовый   контроль и   формирование   умений   и   навыков   с   помощью компьютера   предполагает   возможность   быстрее   и   объективнее,   чем   при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации. Компьютер, конечно, не может заменить живое слово учителя, изучение художественного   произведения,   творческого   общения,   но   может   стать хорошим   помощником.   В   школе   компьютер   становится   электронным посредником   между   учителем   и   учеником.   Он   позволяет   организовать процесс обучения по индивидуальной программе: ученик может сам выбирать наиболее удобную для него скорость подачи и усвоения материала. В этом проявляется   главное   преимущество   компьютера   в   процессе   обучения:   он работает с каждым учеником в отдельности.  Особенностями   компьютерного   обучения   является   пошаговость   в организации   учебного   процесса,   наличие   оперативной   обратной   связи,   на основе   которой   осуществляется   индивидуализация   и   дифференциация обучения,   обеспечивается   беспрерывный   контроль   за   деятельностью учащегося на каждом этапе. При проведении самостоятельных и контрольных работ, тестов каждый ученик отвечает на задания самостоятельно и получает на экране результат своего ответа. Происходит открытая, объективная оценка знаний учащихся. Это очень важно для ребёнка: он видит, что отметка не зависит от желания учителя,   а   оцениваются   его   реальные   знания   и   умения.   Снимается   страх получения   оценки.   Ученик   может   посмотреть   процент   и   качество   своих знаний. Электронное тестирование позволяет проверить умение ответственно, сосредоточенно и внимательно работать, применяя приемы самоконтроля. В   качестве   текущего   и   промежуточного   контроля   на   уроках   русского языка я преимущественно использую тесты. На основе полученных данных выстраиваю   коррекционную   работу   для   более   успешного   овладения материалом.   Электронное   тестирование   позволило   выявить   не   только количественный   объем   знаний,   но   и   их   качественный   состав.   В   текущем контроле   использую   в   основном   корректирующую   функцию,   а   в промежуточном или итоговом контроле знаний – контролирующую функцию, которая дает четкое представление о знаниях, навыках и умениях учеников и позволяет оценить степень их подготовленности. Тестовые задания могут быть использованы практически на каждом уроке для   организации   любого   вида   письменной   работы,   для   индивидуальной   и фронтальной работы в классе с целью быстрого контроля знаний учащихся. Применение   тестов   позволяет   активизировать   деятельность   учащихся, разнообразить процесс обучения, получать наглядную картину успеваемости, экономить время, отводимое на опрос и контроль. Компьютер   позволяет   существенно   повысить   мотивацию   учащихся   к обучению.   ИКТ   вовлекают   учащихся   в   учебный   процесс,   способствуя наиболее   широкому   раскрытию   их   способностей,   активизации   умственной деятельности.   Использование   ИКТ   в   учебном   процессе   увеличивает возможности   постановки   учебных   заданий   и   управления   процессом   их выполнения.   ИКТ   позволяют   качественно   изменять   контроль   деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. В   результате   проведенного   исследования   можно   сделать   выводы,   что использование информационных технологий играет важную роль в процессе обучения детей в специальной (коррекционной) школе. Во­первых,   при   изложении   нового   материала:   визуализация   знаний   –   программы   создания демонстрационно­энциклопедические   программы, презентаций, интерактивная доска. Во­вторых,   на   этапе   закрепления   изученного   материала   –   программы­ тренажеры. В­третьих,   при   контроле   и   проверке   изученного   –   программы   для тестирования и контроля. В­четвертых,   при   самостоятельной   работе   учащихся   –   программы­ репетиторы, электронные энциклопедии, развивающие программы. В­пятых,   для   индивидуальной   тренировки   конкретных   способностей учащегося: внимания, памяти, мышления и т.п. Таким образом, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников. Невозможно   обойтись   сегодня   и   без   компьютерной   поддержки   при организации   и   проведении   внеклассной   работы   по   русскому   языку   и литературе. Подготовка презентаций – это творческий процесс, результатом   тесты, которого   становятся   электронные   продукты   (презентации, кроссворды),   которые   активизируют   познавательную   деятельность   ребят, прививают интерес к предмету.

Использование ИКТ на уроках письма и чтения

Использование ИКТ на уроках письма и чтения

Использование ИКТ на уроках письма и чтения

Использование ИКТ на уроках письма и чтения

Использование ИКТ на уроках письма и чтения

Использование ИКТ на уроках письма и чтения

Использование ИКТ на уроках письма и чтения

Использование ИКТ на уроках письма и чтения

Использование ИКТ на уроках письма и чтения

Использование ИКТ на уроках письма и чтения

Использование ИКТ на уроках письма и чтения

Использование ИКТ на уроках письма и чтения

Использование ИКТ на уроках письма и чтения

Использование ИКТ на уроках письма и чтения

Использование ИКТ на уроках письма и чтения

Использование ИКТ на уроках письма и чтения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2017