«Использование ИКТ на уроках русского языка и чтения, как средство повышения качества образования учащихся»
Оценка 4.9
Лекции
docx
русский язык +1
Взрослым
05.03.2018
Современная школа работает в условиях обновления содержания образования и неограниченного доступа к информации. Это неизбежно приводит к необходимости использовать новые ИКТ как инструмент, позволяющий радикально изменить информационную среду школы и превратить обучаемых в активных участников образовательного процесса. Главная цель учителя – это душа ребёнка, проблемы нравственности, развитие творческой личности, а также проблема подготовки ученика как языковой личности.
Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. Использование ИКТ на уроках русского языка, чтения помогает сделать их «живыми», наглядными.
Использование ИКТ на уроках русского языка и чтения.docx
«Использование ИКТ на уроках русского языка и чтения,
как средство повышения качества образования учащихся»
Современная школа работает в условиях обновления содержания образования и
неограниченного доступа к информации. Это неизбежно приводит к необходимости
использовать новые ИКТ как инструмент, позволяющий радикально изменить
информационную среду школы и превратить обучаемых в активных участников
образовательного процесса.
Школа дает детям необходимые знания и умения, способствует преодолению, либо
компенсации нарушенных психических функций, стимулирует дальнейшее психическое
развитие, помогает стать полноценным членом семьи и общества. Для детей с нарушением
интеллекта характерен основной общий недостаток – нарушение сложных форм
познавательной деятельности. Компьютерные технологии являются одним из способов
формирования целостного восприятия учебного материала, развития способности
эмоционального выражения собственного отношения к нему, развития смекалки,
сообразительности, воображения. Коррекционная направленность педагогического
процесса с использованием данных технологий предполагает преодоление и коррекцию
имеющихся у детей нарушений: речевых, интеллектуальных,
коммуникативных навыков общения, недостаточности развития высших психических
функций.
Расширяются возможности применения дифференцированного подхода в
обучении, осуществляются межпредметные связи. Главное преимущество использования
ИКТ на уроках – повышение мотивации обучения, создание положительного настроя,
активизация самостоятельной деятельности учащихся. Применение ИКТ существенно
облегчает процесс преподавания учебного материала. ИКТ благотворно влияет на
интеллектуальное и речевое развитие «особых детей».
В чем же заключается эффективность применения ИКТ на уроках русского языка в
коррекционной школе? На этот вопрос можно ответить, если хотя бы один раз попытаться
использовать ИКТ в рамках учебного предмета.
Минимальная оснащенность кабинетов, из оборудования на уроке – тексты, учебник,
тетрадь, старенькие репродукции, которыми довольно сложно удерживать постоянный
интерес учащихся. Знакомая картина? Да, только эта картина из прошлого. В настоящее
время на помощь в решении этой проблемы пришли ИКТ, которые дают возможность
оживить урок, вызвать интерес к предметам. И что очень важно: уроки с использованием
мультимедийных технологий – процесс осознанного усвоения материала. Применение
информационных технологий в преподавании русского языка и чтения – это не дань моде, а
необходимость: они способствуют совершенствованию практических умений и навыков,
позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать
процесс обучения, повышают интерес к урокам словесности, активизируют познавательную
деятельность учащихся. Задача каждого учителя – сделать каждый урок привлекательным
и понастоящему современным.
Применение ИКТ в рамках учебного предмета возможно несколькими способами.
Первый способ это наглядная демонстрация при объяснении нового, закреплении или
обобщении материала. Данный способ эффективен, если учителю необходимо изложить
какуюлибо информацию, используя наглядность. В данном случае наиболее эффективна подача информации в форме компьютерной презентации и работа с интерактивной
доской.
Способ очень удобен, если учитель преподносит новый материал: объясняет новую
тему, дает определения, выделяет ключевые моменты, приводит примеры, иллюстрируя
свои высказывания; либо вместо традиционного использования дидактического
раздаточного материала предлагает проанализировать всю предоставляемую информацию с
большого экрана. Данный способ очень интересен детям, так как, учитывая особенности
психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья наглядность
играет огромную роль в образовательном процессе, особенно при работе с умственно
отсталыми детьми. Как известно, дети с ограниченными возможностями здоровья
особенно любят яркий и красочный показ, если же этот показ оформлен в виде фильма (а
презентация для умственно отсталого ребенка это тот же мультфильм), значит, успех вам
обеспечен. Вывод материала (даже учебного) на большой экран у детей этой категории
ассоциируется с просмотром художественного фильма.
Средства мультимедиа способствуют многоканальному представлению информации.
Представленная таким образом информация запоминается легче, быстрее и на более
длительный срок. Использование мультимедиа технологии развивает не только внешнюю
активность ученика, но и внутреннюю, имеющую в своей основе любопытство,
любознательность.
Мультимедийную поддержку урока по времени используется от нескольких минут до
полного цикла. Мультимедийный урок может выступать и как «минитехнология», или как
«Урок – презентация», то есть как подготовленная учителем разработка с заданными
учебными целями и задачами, ориентированная на вполне определенные результаты
обучения.
Такой способ повышает познавательный интерес учащихся к предмету,
мотивирует и стимулирует образовательный процесс.
Второй способ «Способ прямого «общения». использование ЦОР (цифровых
образовательных ресурсов) во время опроса, закрепления материала, контроля и т.п.
(обратная связь). В этом случае возникает необходимость непосредственного «общения»
ребенка с компьютером.
Компьютер может использоваться на всех этапах обучения:
Вопервых, при изложении нового материала: визуализация знаний (демонстрационно
энциклопедические программы, программы создания презентаций, интерактивная доска).
Вовторых, на этапе закрепления изученного материала (программытренажеры).
Втретьих, при контроле и проверке изученного (программы для тестирования и
контроля).
Вчетвертых,
самостоятельной работе учащихся (программырепетиторы,
электронные энциклопедии, развивающие программы). Наконец, для индивидуальной
тренировки конкретных способностей учащегося: внимания, памяти, мышления и т.п.
при
В обучающих программах могут быть использованы разнообразные формы
наглядности в виде таблиц, схем, опорных конспектов. Они демонстрируют не только
статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением
цвета, графики, эффекта мерцания, звука, «оживления» иллюстраций и так далее (это качественно новый уровень применения объяснительноиллюстративного и
репродуктивного методов обучения).
Особенно эффективно использование компьютера для тренинга и контроля усвоения
знаний и навыков учащихся. Известно: чтобы грамотно писать, мало знать и понимать
орфографические и пунктуационные правила, главное – выработать «автоматизированную
грамотность», которая должна стать буквально подсознательным навыком. Именно в этой
работе нам может помочь компьютер. Он пунктуален, скрупулѐзен, неутомим,
беспристрастен и упорен в достижении поставленной перед ним задачи. В индивидуальной
работе с учеником он способен выявить все пробелы в его грамотности и методически
искоренять их до полной ликвидации.
При этом для ребенка компьютер выполняет различные функции:
•
•
•
•
•
учителя;
рабочего инструмента;
объекта обучения;
сотрудничающего коллектива;
игровой среды.
Для учителя компьютер
•
•
•
•
•
представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий
учебник);
наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа
и телекоммуникаций);
индивидуальное информационное пространство;
тренажер;
средство диагностики и контроля.
Уроки чтения должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением богатого
иллюстративного материала, аудио и видеосопровождением. Всем этим может обеспечить
компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть
мир глазами живописцев, услышать классическую музыку, профессиональное, актерское
прочтение стихов и прозы.
Замечательные портреты классиков, иллюстрации к их произведениям, отрывки,
кроссворды, тесты – все это позволяет разнообразить урок. Так, при изучении знакомясь с
шедеврами Лермонтова, имеется возможность прослушать любое стихотворение. Многие
ребята легко выучили наизусть стихотворение «Бородино». Для увлеченных учеников на
уроках обобщения и повторения предлагаются кроссворды, криптограммы, тесты по
творчеству Лермонтова.
Сегодня на уроке можно совершить виртуальную экскурсию на родину писателя или
поэта, побывать на месте его гибели (например, путешествие на гору Машук к месту
гибели М.Ю.Лермонтова), услышать мастерское чтение любимых классических
произведений. Просмотр фрагментов фильма заставляет обучающихся, воспитанников
поновому взглянуть на произведение, визуализация образов героев делает их ближе,
понятнее, у многих появляется желание перечитать произведение.
Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения хотя бы
ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование. При этом следует твердо усвоить, что информационно–образовательные
ресурсы не должны заменять педагогических технологий. Они призваны оптимизировать
затраты педагога, помочь сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой
работе – отвечать на непростые вопросы любознательных учеников и, наоборот, пытаться
расшевелить пассивных. И, конечно, учить ребят видеть красоту слова, красоту
окружающего мира, воспитывать гражданина, востребованную личность.
При проведении самостоятельных и контрольных работ, тестов каждый ученик
отвечает на задания самостоятельно и получает на экране результат своего ответа.
Происходит открытая, объективная оценка знаний учащихся. Это очень важно для ребёнка:
он видит, что отметка не зависит от желания учителя, а оцениваются его реальные знания и
умения. Снимается страх получения оценки. Ученик может посмотреть процент и качество
своих знаний.
В связи с тем, что современный рынок электронных продуктов не располагает
специально созданными для коррекционных школ электронными программами, учителю
проходится самостоятельно создавать собственные электронные учебно–методические
материалы: тесты, мультимедийные презентации, кроссворды. Создание собственных
электронных пособий по русскому языку и чтению, позволяет подбирать и
систематизировать наглядный и учебный материал в соответствии с программой по
предмету.
Главная цель учителя – это душа ребёнка, проблемы нравственности, развитие
творческой личности, а также проблема подготовки ученика как языковой личности.
Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению.
Использование ИКТ на уроках русского языка, чтения помогает сделать их «живыми»,
наглядными.
Невозможно обойтись сегодня и без компьютерной поддержки при организации и
проведении внеклассной работы по русскому языку и чтению. Подготовка презентаций,
проектов – это творческий процесс, результатом которого становятся электронные
продукты (презентации, тесты, кроссворды), которые активизируют познавательную
деятельность ребят, прививают интерес к предмету.
«Использование ИКТ на уроках русского языка и чтения, как средство повышения качества образования учащихся»
«Использование ИКТ на уроках русского языка и чтения, как средство повышения качества образования учащихся»
«Использование ИКТ на уроках русского языка и чтения, как средство повышения качества образования учащихся»
«Использование ИКТ на уроках русского языка и чтения, как средство повышения качества образования учащихся»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.