Метод проектов как средство развития ключевых компетенций младших школьников.
Оценка 4.8

Метод проектов как средство развития ключевых компетенций младших школьников.

Оценка 4.8
Исследовательские работы +1
docx
математика +2
Взрослым
04.03.2018
Метод проектов как средство развития ключевых компетенций младших школьников.
В статье подробно рассказано о том, как организовать работу над проектами в начальных классах. Описаны этапы работы. Даны памятки для учителей, родителей, учеников. Даны рекомендации для учеников, как организовать своё выступление с проектом. Показаны плюсы и минусы такой работы в классе.
Метод проектов как средство развития ключевых компетенций младших школьников..docx
Елена Владимировна Петренко КГУ «Кокпектинская средняя школа» Казахстан, Кокпекты elena.petrenko.64@mail.ru МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ  КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.         Главная идея компетентностного подхода заключена в том, что нужно не  столько располагать знаниями как таковыми, сколько обладать определёнными  личностными характеристиками и уметь в любой момент найти и отобрать  нужные знания в созданных человечеством хранилищах  информации. И именно  проектная деятельность служит средством комплексного решения задач  воспитания, образования, развития личности в современном социуме,  • формируется научно­теоретическое, нестандартное мышление учащихся через проектную деятельность осваиваются основы исследовательской   • деятельности создаётся ситуация успеха (переживание радости от самостоятельных   • открытий); Таким образом, проектная деятельность формирует:  1. социальный опыт учащихся в труде и общении; 2. способствует интеллектуальному росту школьников;  3. расширяет кругозор, как в области своего предмета, так и в окружающей  действительности. Учитель должен понимать, что: Строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних  • знаний и опыта невозможно. • • Главная задача – обеспечить максимум успеха для своих учеников. Учитель не единственный и главный источник знаний. Главным является не предмет, которому он учит, а личность, которую он  • формирует. Готовясь к очередному уроку, каждый раз задаю себе вопросы: ­ как организовать работу на уроке, чтобы умения и навыки стали необходимыми  ученику в жизни; ­ как сделать обучение интересным; ­как активизировать познавательную деятельность моих учеников; ­ как включить в процесс обучения всех учащихся.  Ведь как сказал В.А.Сухомлинский: «Самая страшная опасность – безделье за  партой. Это развращает человека, и ничто не может возместить того, что упущено  в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником ­  в сфере мысли» Всё это потребовало создания в моей работе определённых условий для  включения младших школьников в познавательную деятельность, приносящую  ребёнку радость открытия, преодоления.            Такие условия позволяет создать проектная деятельность. Ей я отвожу  важную роль в своей работе. Проектная деятельность создаёт на уроке стихии  заинтересованности, поиска, творчества, а также стихию доброжелательности, в которой мы с учениками выступаем в роли партнёров, единомышленников,  соавторов, потому что моя главная задача организовать совместную работу,  совместный поиск. Учебно – проектная деятельность способствует формированию нового типа  учащихся, обладающих набором умений и навыков самостоятельной работы,  готового к сотрудничеству и взаимодействию. Проект в начальной школе может  охватывать область одного предмета, а может быть межпредметным.  Все  учебные предметы в начальных классах обладают широкими возможностями для  организации проектной деятельности. В работе по методу проектов учитываю, прежде всего, психолого –  педагогические особенности младших школьников: • темы проектов должны быть тесно связаны с предметным содержанием. проблема проекта должна быть в области познавательных интересов  • ребёнка и лежать в зоне его ближайшего развития. В своей работе я использую различные типы проектов: Исследовательско – творческие, где результат оформляется в виде  • газет, листовок, инсценировок. Такие проекты позволяет ученикам проявлять и  развивать свои творческие способности. • Информационные, предполагают аналитическую работу с информацией Практико – ориентированные (прикладные), завершающиеся  • изготовлением нужных и полезных для окружающих вещей, что позволяет  ребёнку почувствовать свою значимость. Исследовательские проекты, направленные на развитие  • исследовательских умений и навыков исследовательского мышления. С чего же начинается проект? Для начала – идея. Она должна быть значимой в  исследовательском, творческом плане. Тема проекта должна быть  сформулирована естественным для детей языком. Для мотивации я стараюсь поставить проблему. В этом хорошо помогают сказки,  притчи, видеосюжеты. На втором этапе – обсуждение вопросов, которые можно задавать, определение  границ наблюдения, третий этап – подготовка выступлений и четвёртый этап –  презентация проекта. Постепенно начинаю задавать небольшие задания, требующие проведения  микроисследований: «Почему желтеют листья?», «Куда улетают птицы?», «Для  чего школьнику режим?». Далее провожу уроки – тренинги, на которых мы учимся, как надо собирать всю  доступную информацию и обрабатывать её, как делают настоящие учёные. Моя  задача подвести ребят к идее, что набор методов зависит от наших реальных  возможностей. Чем их больше, тем интереснее пойдёт работа. Определив последовательность работы, начинаем собирать материал. Но все  сведения нам тяжело удержать в голове, записать некоторый раз трудно,  приходим к выводу, что можно сделать рисунок, схему или условный знак. Мини исследовательские работы ребята проводят с начала года, я ищу первых  исследователей, а дети получают опыт публичного выступления. Предлагаю задания и упражнения для умения видеть проблему, смотреть на  объект исследования с разных сторон: • • продолжи неоконченный рассказ; расскажи от имени другого персонажа; • опиши один день твоей воображаемой жизни, используя концовку: «нам  так и не удалось выехать на природу», «а рыбы­то мы так и не наловили» и т.п.; • придумай нетрадиционное использование обычных вещей. Вслед за выявление проблемы идёт поиск её решения. Поэтому далее учимся  выдвигать гипотезу, строить предположения. Затем важно научить ребят: • • • • • • задавать вопросы; давать определения понятиям; обобщать; классифицировать; наблюдать; анализировать. Выполняя исследования в группах, все дети имеют возможность развить  лидерские качества. Участие в проектной деятельности повышает уверенность в  себе, что позволяет успешно учиться. Далее важно привлечь в союзники родителей. Поэтому провожу родительское  собрание «Почему детям полезно быть исследователями». С помощью  презентации знакомлю родителей с проектно – исследовательской  деятельностью. Её целями и задачами. У каждого учителя начальных классов в своей копилке найдётся немало  примеров применения метода проектов в обучении. Для того, чтобы работа была эффективной, необходимо соблюдать следующие  условия, которые сформулированы в памятке для учителя. Памятка для учителя. Работа по исследованию метода проектов должна быть целенаправленной 1. и систематичной. Работа должна быть личностно значимой, важной для школьника.  2. Необходимо помогать учащемуся, видеть смысл их проектной деятельности,  видеть возможность реализации своих возможностей, способ саморазвития и  самосовершенствования. Учитель должен создать среду, атмосферу для проектной деятельности,  3. поддерживать интерес к этой деятельности, ситуацию успеха. 4. Создать психологический комфорт: а) дети не должны бояться совершить ошибку; б) не подавлять желание, а поддерживать и направлять; в) дать возможность раскрыться, поверить в себя каждому ученику. 5. Учитель должен быть примером для детей. Он должен показывать своё             стремление ко всему новому, желание познавать мир. 6. Необходим учёт возрастных особенностей и педагогических условий при  проектной деятельности. Проект должен быть интересным, посильным,  полезным. 7. В начальной школе должен преобладать индивидуальный проект, где ребёнок  преодолевает все ступени сам. Памятка для родителей. 1. Покажите детям пример в своём стремлении к новому, неизвестному, к  стремлению решать различные проблемы, задачи, с удовольствием, радостью. Привлекайте детей к совместному решению информационных проблем  2. взрослых, а затем и проблем детей.  Присматривайтесь, прислушивайтесь к детям. Не оставляйте их вопросы  3. без внимания. 4. них. 5. 6. Помогайте детям осваивать новые знания, но не старайтесь всё сделать за Меньше наставлений, прямых инструкций. Не сдерживайте инициативу.  Не ленитесь и не бойтесь потратить время на работу с ребёнком в  7. библиотеке, дома с книгой. 8. 9. Не раздражайтесь. Никаких отрицательных суждений, если что – то не получается. 10. Учите доводить дело до конца. Особое внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной  деятельности – презентация (защита) проекта. Правила презентации для ученика: Установи спокойное, размеренное дыхание – это успокаивает. Найди удобное положение тела и место для рук. Спокойно посмотри на слушателей. Назови тему. Заинтересуй слушателей выступлением. Говори свободно. Следи за жестами и мимикой. 1. 2. 3. 4. 5. 6. Подчёркивай самые важные мысли в своей работе, меняя тон голоса. Тон  7. делает музыку выступления. 8. 9. 1. 2. 3. 4. 5. Делай паузы, чтобы слушатели смогли осмыслить то, что услышали. Логично закончи своё выступление. Памятка для учителя по подготовке к презентации.  Помогите ученикам произвести самооценку проекта: Почему начали работу над проектом? Решили ли вы проблему? Как оценили вашу работу люди, столкнувшиеся с ней? Что не доделано, а что можно было изменить? 6. Помогите оценить процесс проектирования. Помогите ученику подготовить проект к презентации. Разработать план  7. выступления. 8. 9. Не следует делать из презентации спектакль, это отвлекает от сути. Оценка проекта должна носить стимулирующий характер.  Не следует превращать презентацию проектов в соревнование. Лучше  10. выделить номинации. В этом году мой класс выступал на научно – практической конференции в школе  с исследовательским проектом «Моё имя», за подготовку проекта дети были  награждены ценными призами. Таким образом, проектно – исследовательская деятельность,  одна из  конкретных возможностей использовать жизнь для решения образовательных и  воспитательных целей. Вот почему можно сказать, что она расширяет горизонты  в педагогической теории и практике. Показывает, как перейти от словесного  обучения к обучению самой жизнью, что необходимо для развития ключевых  компетенций учащихся. Именно поэтому я использую в обучении проектно – исследовательскую  деятельность. Эта педагогическая технология не заменяет традиционную  систему, а удачно дополняет её, позволяя мне помочь каждому ученику  пережить ситуацию успеха, раскрыть разные стороны его личности. Литература 1.Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников//Начальная школа ­2006  №1 2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/  под ред. Е.С.Полат – М.,2000 3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении:  Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.:АРКТИ,2008

Метод проектов как средство развития ключевых компетенций младших школьников.

Метод проектов как средство развития ключевых компетенций младших школьников.

Метод проектов как средство развития ключевых компетенций младших школьников.

Метод проектов как средство развития ключевых компетенций младших школьников.

Метод проектов как средство развития ключевых компетенций младших школьников.

Метод проектов как средство развития ключевых компетенций младших школьников.

Метод проектов как средство развития ключевых компетенций младших школьников.

Метод проектов как средство развития ключевых компетенций младших школьников.

Метод проектов как средство развития ключевых компетенций младших школьников.

Метод проектов как средство развития ключевых компетенций младших школьников.

Метод проектов как средство развития ключевых компетенций младших школьников.

Метод проектов как средство развития ключевых компетенций младших школьников.

Метод проектов как средство развития ключевых компетенций младших школьников.

Метод проектов как средство развития ключевых компетенций младших школьников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018