Мультимедиа – это средство или инструмент познания на различных занятиях, которое способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности.
Также в качестве мультимедиаресурсов выступают видеофрагменты, интерактивные схемы и модели. Задача разного рода слайд-шоу и видеофрагментов – показать детям те моменты из окружающего мира, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения. Задача схем и моделей – наглядно представить процессы в неживой природе, такие как смена времен года, круговорот воды и пр.
Использование ИКТ в образовательной деятельности педагога ДОУ
В детском саду можно успешно применять ИКТ в воспитательном процессе.
В отличие от обычных технических средств обучения информационнокоммуникационные технологии позволяют не
только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом
организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в
раннем детстве умение самостоятельно приобретать новые знания.
Во всем мире использование информационнокомпьютерных технологий в различных сферах деятельности
стало частью культуры и необходимой нормой. Владение информационнокомпьютерными технологиями помогает
педагогу чувствовать себя комфортно в новых социальноэкономических условиях, а образовательному
учреждению перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы.
В работе с детьми ИКТ используются довольно активно в процессе занятий и других видов деятельности.
Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и понастоящему современным,
расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка.
Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет
моделировать различные ситуации и сюжеты. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы,
активизируют познавательную деятельность дошкольников и усиливают усвоение материала. Применение
компьютера в дошкольном образовательном учреждении возможно и необходимо, оно способствует повышению
интереса к обучению, его эффективности, а так же всесторонне развивает ребенка.
Мультимедиа – это средство или инструмент познания на различных занятиях, которое способствует развитию
мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также
способствует развитию информационной грамотности.
Такие мультимедиа, как слайд, презентация или видеопрезентация уже доступны в течение длительного
времени. Компьютер, в настоящее время, способен манипулировать звуком и видео для достижения
спецэффектов, синтезировать и воспроизводить звук и видео, включая анимацию и интеграцию всего этого в
единую мультимедиапрезентацию.
Разумное использование в воспитательнообразовательном процессе наглядных средств обучения играет важную
роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления дошкольников. На занятиях с детьми педагоги
используют мультимедийные презентации, которые дают возможность оптимизировать педагогический процесс,
индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития, и значительно повысить
эффективность педагогической деятельности.
Использование на занятиях мультимедийных презентаций в дошкольном учреждении позволяет построить
учебновоспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания,
памяти, мышления, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса
обучения и развития с позиций целостности.
Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания
информации с помощью ярких образов. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее
слайда) на занятии зависят, конечно, от содержания этого занятия и цели, которую ставит педагог.
Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:
осуществление полисенсорного восприятия материала;
возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана
в многократно увеличенном виде;
объединение аудио, видео и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации
объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;
возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;
активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
компьютерные презентационные слайдфильмы можно использовать для вывода информации в виде распечаток
крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.
Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными,
привлекательными, которые вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и
демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Также использование
мультимедийных презентаций на занятиях по математике, музыке, ознакомлении с окружающим миром
обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и
свойств предметов, формируются способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире
качественных, количественных и пространственновременных признаков и свойств, развиваются зрительное
внимание и зрительная память.
Использование ИКТ в работе педагога в т.ч. и для организации НОД является актуальным и перспективным.
Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и понастоящему современным,
решает познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, а значит, цель воспитателя научить ребенка
играть, а в процессе игры, потихоньку, незаметно знакомить его с определенными понятиями, давать нужную
информацию.
Дети не видят, что их чемуто обучают, пусть думают, что они только играют, но незаметно для себя дошкольники
учатся считать, складывать и вычитать – более того они решают разного рода логические загадки, учатся
мыслить творчески.
А роль взрослого в этом процессе – поддерживать и направлять интерес детей.
ИКТ занимает важную роль в воспитательнообразовательном пространстве ДОУ. Это позволяет:
предъявлять информацию на экране монитора в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так
как это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре;
ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести новый материал, что соответствует наглядно
образному мышлению детей дошкольного возраста;
привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией;
поощрять детей при решении проблемной задачи, используя возможности учебной программы, что является
стимулом для развития их познавательной активности;
развивать у дошкольников исследовательское поведение;
расширять творческие возможности самого педагога.
Используя ИКТ, необходимо внимательно подойти к критериям отбора нововведений, учитывая интересы и
потребности развития самих детей, рассматривая самые разнообразные комбинации соотношений, изменения в
содержании воспитательнообразовательном процессе детского сада.
Ведущие мировые специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие
программы для детей:
исследовательский характер,
легкость для самостоятельных занятий ребенка,
развитие широкого спектра навыков и представлений,
высокий технический уровень,
соответствие возрасту,
занимательность.
Кроме того, мы как педагогипрактики должны помнить о санитарных правилах и нормах использования ИКТ.
Согласно нормам СанПиНа должен быть использован телевизор с размером экрана по диагонали 5969 см. Высота
установки11,3 м. При работе детей располагают на расстоянии не ближе 23 м и не дальше 55,5 м от экрана.
Занятия с использованием компьютера для детей 57 лет следует проводить не более одного раза в течение дня и
не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг. После
занятия с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на
занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 67 лет 15 мин. На занятиях с детьми ИКТ
чаще используется как часть занятия, но на итоговых или обобщающих занятиях может быть использовано в
течение всего занятия, в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.
В форме обучающей игры с детьми дошкольного возраста можно проводить любые занятия: математику,
путешествия по стране, городу, развитие речи, обучение грамоте, конструирование, рисование и др.
Одним из основных средств расширения детских представлений являются презентации, слайдшоу,
мультимедийные фотоальбомы. Это наглядность, дающая возможность воспитателю выстроить объяснение на
занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три
вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный
материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно
более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. Использование анимационных эффектов
способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.
Также в качестве мультимедиаресурсов выступают видеофрагменты, интерактивные схемы и модели. Задача
разного рода слайдшоу и видеофрагментов – показать детям те моменты из окружающего мира, наблюдение
которых непосредственно вызывает затруднения. Задача схем и моделей – наглядно представить процессы в
неживой природе, такие как смена времен года, круговорот воды и пр.
Еще одна из возможностей применения ИКТ в образовательной деятельности педагога ДОУ – это электронный
вид материалов для подготовки заданий для самостоятельной работы дошкольников. Педагог практически в
любой момент может выбрать именно те задания, которые соответствуют теме и задачам занятия, расположить их
в нужной последовательности, скорректировать чтото в их содержании, оформлении, исправить ошибки,
распечатать в нужном количестве и сохранить в электронном виде, чтобы вернуться к ним при необходимости.Сканер поможет детям стать полноценными участниками создания слайдшоу. Они всегда с охотой приносят из
дома любимые книжки, рисунки, картинки на заданные темы. Вместе с педагогом данный материал сканируется и
вставляется в слайдшоу или клип. При показе готового материала каждый ребенок узнает свою картинку, что,
конечно же, вызывает бурю эмоций. В следующий раз ребенок будет подбирать картинки и иллюстрации с
удвоенной силой, обращаясь к максимальному количеству источников.
Привлекая детей непосредственно к созданию разного рода мультимедиа ресурсов, мы превращаем их из объекта
наших педагогических усилий в субъект образовательной деятельности, особенно это актуально для детей
старшего дошкольного возраста, которые уже могут почти самостоятельно или с помощью родителей создать свою
презентацию.
Для детей младшего дошкольного возраста актуальным является использование цифровых технологий в
фотосъемке. Дело в том, что, включив в слайдшоу или презентацию в качестве вариативной наглядности объект,
хорошо знакомый ребенку, запускаются сразу несколько психических процессов:
узнавание «родного» предмета из окружения ребенка вызывает радость, а для детей это немаловажно;
способствует развитию операций обобщения (и мой стол – тоже стол);
обратный процесс, когда, встретив в своем окружении предмет, о котором уже говорили и видели его на экране,
у ребенка выстраивается цепочка воспроизведения остального материала, связанного с этим предметом
(развивается ассоциативная память).
Если педагоги ДОУ не разовьют у детей любознательность, стремление не только чтото узнавать, но и прилагать
усилия для самостоятельного получения необходимых знаний, то ни одно оснащенное новейшей техникой
учреждение школьного образования не сможет исправить наших ошибок.