Использование ИКТ в образовательной деятельности педагога ДОУ

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 20.05.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Мультимедиа – это средство или инструмент познания на различных занятиях, которое способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности. Также в качестве мультимедиаресурсов выступают видеофрагменты, интерактивные схемы и модели. Задача разного рода слайд-шоу и видеофрагментов – показать детям те моменты из окружающего мира, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения. Задача схем и моделей – наглядно представить процессы в неживой природе, такие как смена времен года, круговорот воды и пр.
Иконка файла материала Использование ИКТ в образовательной деятельности педагога ДОУ.docx
Использование ИКТ в образовательной деятельности педагога ДОУ В детском саду  можно  успешно применять  ИКТ  в  воспитательном процессе. В отличие от обычных технических средств обучения информационно­коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом  организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в  раннем детстве ­ умение самостоятельно приобретать новые знания.    Во всем мире использование информационно­компьютерных технологий в различных сферах деятельности  стало частью культуры и необходимой нормой. Владение информационно­компьютерными технологиями помогает  педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально­экономических условиях, а образовательному  учреждению ­ перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы. В работе с детьми ИКТ используются довольно активно в процессе занятий и других видов деятельности.  Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по­настоящему современным,  расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка.            Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет  моделировать различные ситуации и сюжеты. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы,  активизируют познавательную деятельность дошкольников и усиливают усвоение материала. Применение  компьютера в дошкольном образовательном учреждении возможно и необходимо, оно способствует повышению  интереса к обучению, его эффективности,  а так же всесторонне развивает ребенка.     Мультимедиа – это средство или инструмент познания на различных занятиях, которое способствует развитию  мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также  способствует развитию информационной грамотности.     Такие мультимедиа, как слайд, презентация или видеопрезентация уже доступны в течение длительного  времени. Компьютер, в настоящее время, способен манипулировать звуком и видео для достижения  спецэффектов, синтезировать и воспроизводить звук и видео, включая анимацию и интеграцию всего этого в  единую мультимедиа­презентацию. Разумное использование в воспитательно­образовательном процессе наглядных средств обучения играет важную  роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления дошкольников. На занятиях с детьми педагоги  используют мультимедийные презентации, которые дают возможность оптимизировать педагогический процесс,  индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития, и значительно повысить  эффективность педагогической деятельности.      Использование на занятиях мультимедийных презентаций в дошкольном учреждении позволяет построить  учебно­воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания,  памяти, мышления, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.    Основа любой современной презентации –  облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания  информации с помощью ярких образов. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее  слайда) на занятии зависят, конечно, от содержания этого занятия  и цели, которую ставит педагог.    Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства: ­ осуществление полисенсорного восприятия материала; ­ возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде; ­ объединение аудио­, видео­ и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации  объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;  ­возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе; ­ активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка; ­ компьютерные презентационные слайд­фильмы можно  использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.     Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными,  привлекательными, которые вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и  демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Также использование  мультимедийных презентаций на занятиях по математике,  музыке, ознакомлении с окружающим миром  обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и  свойств предметов, формируются способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире  качественных, количественных и пространственно­временных признаков и свойств, развиваются зрительное  внимание и зрительная память. Использование ИКТ в работе педагога в т.ч. и для организации НОД  является актуальным и перспективным.  Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по­настоящему современным,  решает познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, а значит, цель воспитателя научить ребенка  играть, а в процессе игры, потихоньку, незаметно  знакомить его с определенными понятиями, давать нужную  информацию. Дети не видят, что их чему­то обучают, пусть думают, что они только играют, но незаметно для себя дошкольники  учатся считать, складывать и вычитать – более того они решают разного рода  логические загадки, учатся  мыслить творчески. А роль взрослого в этом процессе – поддерживать и направлять интерес детей. ИКТ занимает важную роль в воспитательно­образовательном пространстве ДОУ. Это позволяет: ­ предъявлять информацию на экране монитора в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так  как это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре; ­ ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести новый материал, что соответствует наглядно­ образному мышлению детей дошкольного возраста; ­ привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией; ­ поощрять детей при решении проблемной задачи, используя возможности учебной программы, что является  стимулом для развития их познавательной активности; ­ развивать у дошкольников исследовательское поведение; ­ расширять творческие возможности самого педагога. Используя ИКТ, необходимо внимательно подойти к критериям отбора нововведений, учитывая интересы и  потребности развития самих детей, рассматривая самые разнообразные комбинации соотношений, изменения в  содержании воспитательно­образовательном процессе детского сада. Ведущие мировые специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие  программы для детей: ­ исследовательский характер, ­ легкость для самостоятельных занятий ребенка, ­ развитие широкого спектра навыков и представлений, ­ высокий технический уровень, ­ соответствие возрасту, ­ занимательность. Кроме того, мы как педагоги­практики должны помнить о санитарных правилах и нормах использования ИКТ.  Согласно нормам СанПиНа должен быть использован телевизор с размером экрана по диагонали 59­69 см. Высота установки1­1,3 м. При работе детей располагают на расстоянии не ближе 2­3 м и не дальше 5­5,5 м от экрана. Занятия с использованием компьютера для детей 5­7 лет следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг. После  занятия с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на  занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6­7 лет ­ 15 мин. На занятиях с детьми ИКТ  чаще используется как часть занятия, но на итоговых или обобщающих занятиях может быть использовано в  течение всего занятия, в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил. В форме обучающей игры с детьми дошкольного возраста можно проводить любые занятия: математику,  путешествия по стране, городу, развитие речи, обучение грамоте, конструирование, рисование и др. Одним из основных средств расширения детских представлений являются презентации, слайд­шоу,  мультимедийные фотоальбомы. Это наглядность, дающая возможность воспитателю выстроить объяснение на  занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный  материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно  более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. Использование анимационных эффектов  способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу. Также в качестве мультимедиаресурсов выступают видеофрагменты, интерактивные схемы и модели. Задача  разного рода слайд­шоу и видеофрагментов – показать детям те моменты из окружающего мира, наблюдение  которых непосредственно вызывает затруднения. Задача схем и моделей – наглядно представить процессы в  неживой природе, такие как смена времен года, круговорот воды и пр. Еще одна из возможностей применения ИКТ в образовательной деятельности педагога ДОУ – это электронный  вид материалов для подготовки заданий для самостоятельной работы дошкольников. Педагог практически в  любой момент может выбрать именно те задания, которые соответствуют теме и задачам занятия, расположить их в нужной последовательности, скорректировать что­то в их содержании, оформлении, исправить ошибки,  распечатать в нужном количестве и сохранить в электронном виде, чтобы вернуться к ним при необходимости.Сканер поможет детям стать полноценными участниками создания слайд­шоу. Они всегда с охотой приносят из  дома любимые книжки, рисунки, картинки на заданные темы. Вместе с педагогом данный материал сканируется и  вставляется в слайд­шоу или клип. При показе готового материала каждый ребенок узнает свою картинку, что,  конечно же, вызывает бурю эмоций. В следующий раз ребенок будет подбирать картинки и иллюстрации с  удвоенной силой, обращаясь к максимальному количеству источников. Привлекая детей непосредственно к созданию разного рода мультимедиа ресурсов, мы превращаем их из объекта наших педагогических усилий в субъект образовательной деятельности, особенно это актуально для детей  старшего дошкольного возраста, которые уже могут почти самостоятельно или с помощью родителей создать свою презентацию. Для детей младшего дошкольного возраста актуальным является использование цифровых технологий в  фотосъемке. Дело в том, что, включив в слайд­шоу или презентацию в качестве вариативной наглядности объект,  хорошо знакомый ребенку, запускаются сразу несколько психических процессов: ­ узнавание «родного» предмета из окружения ребенка вызывает радость, а для детей это немаловажно; ­ способствует развитию операций обобщения (и мой стол – тоже стол); ­ обратный процесс, когда, встретив в своем окружении предмет, о котором уже говорили и видели его на экране,  у ребенка выстраивается цепочка воспроизведения остального материала, связанного с этим предметом  (развивается ассоциативная память). Если педагоги ДОУ не разовьют у детей любознательность, стремление не только что­то узнавать, но и прилагать усилия для самостоятельного получения необходимых знаний, то ни одно оснащенное новейшей техникой  учреждение школьного образования не сможет исправить наших ошибок.