Использование ИКТ в практике преподавания русского языка и литературы
Оценка 5

Использование ИКТ в практике преподавания русского языка и литературы

Оценка 5
Руководства для учителя
doc
русский язык
5 кл—11 кл
02.06.2017
Использование ИКТ в практике преподавания русского языка и литературы
В методической разработке приведены примеры эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания русского языка в урочной и внеурочной деятельности. Особое внимание уделено развитию информационной грамотности в аспекте самостоятельного использования учащимися ресурсов Интернета, безопасного поведения в социальных сетях. Методическая разработка представляет интерес для практикующих учителей.
Использование ИКТ в практике преподавания РЯ.doc
Использование информационно­коммуникационных технологий в практике преподавания русского языка и литературы Намжилова Елена Садоевна, учитель русского языка и литературы  МОУ «Агинская средняя общеобразовательная школа  №1» В   современном   информационно   перенасыщенном   образовательном пространстве информационная грамотность является основой для развития всех УУД, так как невозможно самостоятельно добывать знания, работать с информацией в различных знаковых системах, анализировать и синтезировать, обобщать и классифицировать без грамотного использования информационно­ коммуникационных технологий. И хотя многие утверждают, что сегодняшнее поколение учащихся опережает в ИКТ­грамотности своих учителей, нельзя не признать того факта, что IT­технологии для наших детей часто становятся не средством   достижения   образовательных   результатов,   а   лабиринтом, заводящим   в   тупик   зависимостей.   Поэтому   сегодня   особенно   актуально направить   энергию   информационного   пространства   в   нужное   русло   для развития   информационной,   учебной,   коммуникативной   грамотности   наших выпускников. Так возникла идея систематизировать работу по использованию средств ИКТ для формирования и развития метапредметных результатов. Что   имеем?  Анализ   литературы   по   данной   теме   показал,   что   на сегодняшний   день   педагоги   позиционируют   как   средство   формирования метапредметных   результатов   прежде   всего   такие   средства   ИКТ: использование видеоматериалов, программы  Power  Point, информационных,   контрольных   электронных   образовательных   ресурсов. практических, Достаточно   ли   этого   для   достижения   метапредметных   результатов   – формирования учебной, информационной, коммуникативной и экологической грамотности?   Очевидно,   что   нет.   Необходима   системная   деятельность   по применению  IT­технологий   в   целях   формирования   метапредметных результатов. Выделим  виды деятельности, в которых формируются и развиваются метапредметные результаты, при этом список видов деятельности может быть продолжен, мы же привели лишь то, что использовано нами в работе.  Поиск информации к уроку. Очень часто учитель занимается поиском информации к уроку единолично, тратит на это много времени, а в итоге урок получается неинтересным для детей. Почему? Да потому что дети не были субъектами деятельности. Для активизации самостоятельной учебной работы бывает полезно дать задание найти интересную информацию на определённые темы. И тогда мы убиваем сразу нескольких зайцев: сэкономили своё время, заинтересовали   детей   (заинтересованность   обязательно   придёт   в   процессе поиска   информации,   особенно   если   запустить   интригу,   кто   найдёт   самый интересный   материал),   при   этом   развиваются   УУД.   Самое   сложное   для учителя в таком варианте подготовки к уроку – построить урок на найденном детьми   материале.   Учителю   надо   быть   в   курсе,   что   дети   найдут,   и организовать   учебную   деятельность   в   виде   конкурса,   презентаций   и   т.д. Высший пилотаж – дать учебную задачу на основе информации, найденной учениками.   Например,   дети   находят   информацию   о   правописании   н/нн   в суффиксах   отглагольных   прилагательных   и   причастий.   Найденную информацию структурируют, то есть переводят в другую знаковую систему: схему, таблицу, алгоритм. В данном конкретном случае всегда выигрывает алгоритм, главное, правильно составить по законам информатики. Учебная задача   на   основе   найденной   информации:   объясните   правописание   н/нн   в словах: изыска..о месторождение золота, его манеры изыска..ы.  Использовать этот приём (поиск информации) можно и без привязки к конкретному   уроку,   можно   использовать   даже   на   каникулах.   Например, ученица   6   класса   нашла   на   странице   в   ВК   «ВСЕ   ЗНАТЬ   ­   TO   KNOW EVERYTHING»   шокирующие   правила   русского   языка,   которые   не   могут понять многие иностранцы. Одно из шокирующих правил: «Да что это вообще такое!   Обилие   исключений   ставит   в   тупик   даже   опытных   преподавателей, которые берутся за русский язык, уже зная несколько других. К примеру, слово «рот» — оно простое, и практически не сводит с ума. Но куда девается гласная из середины, когда ты пытаешься сказать «язык во рту»? Почему не «в роту»?». Тут же на странице беседы (в беседе участвует один класс) даём призыв: «Кто найдёт в Интернете самую интересную информацию о том, куда девается   гласная   из   середины,   и   выложит   сюда,   тот   молодец!».   Что   мы получим:   во­первых,   ненавязчивое   повторение   беглых   гласных   и   истории редуцированных,   во­вторых,   учимся   ориентироваться   в   информационном пространстве. Презентация   ЭОР.     Этот   вид   работы   необходимо   использовать   в начале учебного года или в начале изучения большой темы. Здесь опять же большая доля самостоятельности, учащиеся получают задание сделать обзор электронных   образовательных   ресурсов   и   презентовать   классу   наиболее подходящий, с точки зрения ученика, ресурс. Так были найдены интересные сайты, полезные тренажёры для подготовки к олимпиадам, ЕГЭ, итоговому сочинению.   Большой   плюс   такой   работы   в   том,   что   ученик   сделал   СВОЙ выбор   сайта   или   другого   ЭОР   по   подготовке   к   занятиям   или   экзаменам, поэтому он будет максимально его использовать. Немаловажно и развитие коммуникативных УУД при презентации своего ЭОР: надо убедить, что это полезный ресурс, подобрать аргументы и т.д. Прохождение   онлайн­тестирования   по   темам.   Каждый   учитель согласится,   что   львиную   долю   рабочего   времени   (да   и   личного   тоже)   мы тратим   на   проверку   ученических   работ.   Да,   бывают   такие   виды   работ, которые   надо   проверить   обязательно   самому:   это   диктанты,   изложения, сочинения, итоговые контрольные работы. Такого типа работы даже в ГИА и ЕГЭ проверяют учителя­эксперты. Но ведь части А и В проверяет компьютер. Почему   бы   и   нам   не   передать   часть   своей   работы   компьютеру?   Сегодня многие   пишут   об   использовании   пультового   тестирования   на   уроках.   Что делать тем, у кого такого оборудования нет? И тут могут помочь те сайты, которые нашли ученики в процессе работы над презентацией ЭОР. Два года назад   11­классники   показали,   как   работать   на   сайте  reshuege.ru  Дмитрия Гущина.   Сейчас   мы   используем   возможности   сайта   для   тестирования   по темам, текущего контроля и с 7­классниками, и с выпускниками. Варианты, созданные учителем, решаются детьми, результаты отражаются в классном журнале;   ведётся   удобная   статистика,   где   и   учитель,   и   ученик   видят проблемные точки и точки роста. Для   самостоятельной   контрольно­оценочной   работы   незаменим   сайт neznaika.pro  Дмитрия   Харина.   Для   экспресс­контроля   на   уроках используются тесты на сайте saharina.ru Е. Захарьиной.  Большие возможности предоставляют учителям сайты генераторы html  http://testedu.ru, тестов   и   проверочных   работ  http://master­test.net, http://onlinetestpad.com  и др. Стоит обратить внимание на те сайты, которые предоставляют   возможность   генерации   тестов   с   различными   вариантами ответов, ограничения выполнения по времени или по адресу, выбора показа ответов с пояснениями или без. Также очень важна для экономии времени учителя   удобная   статистика   выполнения,   с   данными   в   процентах   или   в количественном   отношении.   Учителю   остаётся   лишь   перенести   оценки   в журнал.   После   первого   онлайн­тестирования   на   уроке   учащиеся   начали решать эти тесты дома как подготовку к урокам, что тоже приветствуется как развитие   учебной   самостоятельности,   умения   планировать,   оценивать, обнаруживать ошибки и вносить коррективы.  Участие в форумах и чатах.   Эта   сторона   деятельности,   возможно, связанной   с   учебной   деятельностью   лишь   косвенно,   развивает   умение создавать   письменные   сообщения,   использовать   слепой   десятипальцевый способ   набора   текста,   коммуникативные   умения   –   ведь   общение   идёт   в режиме   «здесь   и   сейчас».   Очень   важно   научить   детей   соблюдать   правила этикета, негласные правила общения в том или ином сообществе. Из опыта работы: первые уроки русского языка в 5 классе были посвящены правилам этикета   в   общении   по   телефону,   в   приложениях  Skype,  Viber,   а   также   в группах соцсетей. При отслеживании на протяжении 2 лет учащиеся взаимно вежливы, пресекают грубость, договариваются об использовании собственных аббревиатур и сокращений, понятных в группе. Общение в социальных сетях. Учителю, вечно занятому подготовкой к урокам,   консультациям,   заваленному   тетрадями   и   контрольными,   некогда сидеть в социальных сетях. Так было до тех пор, пока не грянул очередной карантин. Для моего класса карантин был длительным, так как болеть начали раньше.  Надо   было   наладить   дистанционное   обучение.  Звонить?   Накладно, требуется много времени. Начала выкладывать учебные материалы и задания на   сайте   класса.   И   тут   дети   заставили   зарегистрироваться   в   ВКонтакте, объяснили, что там все всё время сидят и общаются, а на сайт некоторые и не зайдут. В этой социальной сети стало понятно, что если нельзя предотвратить бардак,   то   надо   его   организовать   и   возглавить   (кажется,   чьи­то   слова перефразировала). ВК помог дистанционно проучиться месяц, помогает и до сих пор организовывать общую работу, рассылать видео­ и аудио­материалы для   домашних   заданий,  обмениваться   презентациями,  фотографиями.  Дети научились делать скрин­шоты, отправлять документы в разных форматах.  Ученики, которые испытывают трудности в общении, не могут ответить на   уроке,   могут   прислать   фото   своей   работы,   аудиозапись   своего   чтения после   уроков   в   личных   сообщениях.   После   месяца   такого   индивидуально­ дистанционного общения стали видны результаты и в реальном общении в школе.  Сегодня уже невозможно себе представить работу учителя вне общения с детьми в соцсетях. Здесь мы формируем и развиваем коммуникативную и информационную   грамотность,   да   и   просто   находимся   в   курсе   событий класса. Конкурс   тематических   плакатов,   коллажей,   видеороликов.   Идея такого   конкурса   возникла   после   недели   литературы,   посвященной   200­ летнему   юбилею   М.Ю.   Лермонтова.   Был   объявлен   конкурс   стенгазет   с критериями: красочность, оригинальность, сюжетность, наличие интересных фактов. В итоге из 23 классов 22 выполнили стенгазеты на ватмане и повесили на стенды в коридоре, а один из 5­х классов представил электронную газету на сайте класса. Оказалось, в критериях мы не указали формат стенгазеты.  Большой интерес у детей вызывает работа по созданию видеороликов. При этом вначале выявилось, что мало кто из детей умеет выполнять монтаж видео и аудио, все в основном умеют пользоваться готовыми приложениями, предоставляемыми  Apple  или   социальными   сетями.   Для   создания видеороликов   учащиеся   сейчас   в   основном   используют   бесплатную киностудию  Movie  Maker  и   создают   свои   фильмы   по   художественным произведениям. Шестиклассниками созданы видеофильмы по рассказам А.П. Чехова;   в   ходе   работы   над   фильмами   развивались   и   умение   работать   с программами, и навыки смыслового чтения, интерпретации текста. Доклад   /   выступление   с   презентацией.   Важно   не   само   умение создавать презентации – этому дети уже научены в начальной школе. Важно умение   находить,   представлять   материал   по соответствующей теме на слайдах. Чтобы у детей не возникал соблазн скачать   структурировать, готовую   презентацию   из   Интернета   и   выдать   за   свой   продукт   (закон   об авторском   праве   и   проблемы   плагиата   обсуждаем   ежегодно),   темы выступлений   даём   индивидуально   подобранные,   отражающие   собственный опыт. Например, по МХК «Буддийские культовые сооружения на территории Агинского   Бурятского   округа»,   к   родительскому   собранию   «Достижения нашего   класса   в  спорте»,   по   литературе  «Моя   домашняя   библиотека»,   по русскому   языку   «Типы   грамматических   ошибок,   допускаемых   жителями нашего города». В случае, когда даются темы докладов, на которые можно найти   готовые   презентации,   просматриваем   сами   эти   темы   на   просторах Интернета,   при   выступлении   обязательно   делаем   замечание   о   нарушении авторских прав. И если наши дети научились готовить доклад с презентацией по   всем   правилам,   то   развитие   всей   гаммы   метапредметных   результатов обеспечено. Выступление   с   видеоподдержкой.   Тут   правила   такие   же,   как   и   в предыдущем виде работы. Отличие в том, что вместо программы Power Point используются программы монтажа фильмов. В связи с этим выступление и фильм   должны   быть   построены   синхронно.   Задача   учителя   –   направить детское творчество в нужное русло.  Портфолио.   Выпускник   основной   или   средней   школы   с   развитыми метапредметными   умениями   должен   презентовать   себя   как конкурентоспособного   абитуриента   в   вузе   или   колледже.   Результаты   ГИА (ЕГЭ и ОГЭ) доступны в информационной среде, дополнительно выпускник может предоставить портфолио достижений. В том виде, в каком создаются сегодня   портфолио   в   большинстве   случаев   –   в   виде   папок   с   вложенными файлами,   увы,   бумажными,   –   портфолио   не   выполняет   своих   функций. Портфолио должен быть цифровым, опубликованным на официальном сайте рядом с результатами ГИА. Перевернутый   класс.   Если   мы   с   детьми   отработали   все вышеперечисленные   способы   работы   для   развития   информационной грамотности,   коммуникативных   компетенций,   то   проводить   уроки   в традиционном понимании окажется невозможно, так как продвинутый ученик не согласится быть объектом, на который воздействует учитель, «вкладывая знания».   Здесь   нам   на   помощь   приходит   идея   перевёрнутого   класса.   При такой модели ученики дома изучают тему, просматривая видеоуроки, читая учебные тексты и выполняя тесты на начальное усвоение темы, а в классе «делают домашнее задание», то есть отрабатывают, повторяют, закрепляют. «Классная работа посвящается разбору сложной теоретической части и вопросов, возникших у учащихся в процессе выполнения домашней работы (не более 25-30% времени). Также в классе учащиеся под наблюдением учителя решают практические задачи и выполняют исследовательские задания. После занятия в классе дома завершаются практические задачи, выполняются тесты на понимание и закрепление пройденной темы» [2].  Примерно так и строилась   работа   по   литературе,   когда   дети   дома   читали   произведение, смотрели   фильм,   а   на   уроке   обсуждали.   Сейчас   так   строится   учебная деятельность и по другим предметам. Модель   перевернутого   класса   становится   популярной   во   всем   мире. Достаточно обратиться к опыту работы Khan Academy, чтобы удостовериться в   эффективности   модели.   В   российском   образовательном   пространстве подобную роль играет сайт  InternetUrok.ru, предоставляющий видеоуроки с конспектами и тренажерами практически по всем темам с 1 по 11 класс всем зарегистрированным пользователям (регистрация возможна через социальные сети,   что   очень   удобно   для   детей).   Если   учитель   обнаруживает недостаточность материалов для домашнего изучения, он может создать свой видеоурок   и   опубликовать   на   своем   сайте   или   на   любой   доступной платформе.  При   работе   в   модели   «перевернутый   класс»   учителю   необходимо полностью   изменить   подготовку   к   урокам.   «Необходимо перекроить учебную программу и разделить имеющийся материал таким образом, чтобы часть перенести в водкаст, а часть оставить для классной работы. Нужно разработать тесты для контроля учеников, создать систему оценки самостоятельной работы дома и коллективной работы в классе, овладеть инструментами разработки водкастов и их размещения в LMS, и, наконец, создать сами водкасты»   [2].  К   каждому   уроку учитель должен готовить не лекции, а разноуровневый учебный материал для отработки   умений.   Это,   помимо   создания   водкаста  (Vodcast   от   video­on­ demand,   т.е.   видео   по   запросу),   система   вопросов,   создание   проблемной ситуации, упражнения и задачи. Главное, чтобы было интересно работать. В 9 классе учащимся были предложены задания по тексту на выбор: 1) сделать все виды   разборов,   составить   схемы   сложных   предложений   или   2)   составить задания   ОГЭ.   Девятиклассникам   интересно   второе   –   выступить   в   роли разработчиков   заданий.   Справились   успешно   за   время   урока,   так   как интересно и нужно. А с типами заданий ОГЭ учащиеся ознакомились дома – это не секретная информация, поэтому нет необходимости знакомить с ними детей на уроке.   Заключение. В постиндустриальном обществе образование невозможно без   применения   информационных   компьютерных   технологий,  так   как   сама реальность   уже   немыслима   без   дополненной   виртуальной   реальности. «Постиндустриальная   эпоха   требует   новых   образовательных   институтов. Необходимо   осознание   новых   форм   жизни,   нового   уклада,   вербализация требований, осмысление опыта и его передачи» [1: 134]. Все чаще речь идёт уже о технологиях дополненной реальности, используемых в образовании. В таких   условиях   информационная   грамотность,  IT­технологии     становятся средством   формирования   формирования   и   развития   метапредметных   и личностных УУД. Для того чтобы эти средства помогали в достижении целей, учитель   должен   в   полном   объёме   использовать   возможности   дополненной реальности.  И   тогда   наши   ученики   овладеют   главным   умением  –  умением учиться, ведь учиться им надо будет всегда, чтобы добиться успеха в новом обществе.  1. Новиков   А.М.   М.: Эгвес, 2008. – 136с. Литература:  Постиндустриальное   образование. 2. Перевёрнутый класс: технология обучения XXI века. Электронный ресурс: http://www.ispring.ru/elearning­insights/perevernutyi­klass­tekhnologiya­ obucheniya­21­veka/ Дата обращения: 06.03.17 3. Перова И.Н. ИКТ на уроках русского языка и литературы. // Электронный ресурс: https://perova3.jimdo.com/ Дата обращения: 28.08.16. 4. Примерная   основная   образовательная   программа   основного   общего образования.   Одобрена  решением   федерального   учебно­методического объединения   по   общему   образованию  (протокол   от   8   апреля   2015   г.  № 1/15).

Использование ИКТ в практике преподавания русского языка и литературы

Использование ИКТ в практике преподавания русского языка и литературы

Использование ИКТ в практике преподавания русского языка и литературы

Использование ИКТ в практике преподавания русского языка и литературы

Использование ИКТ в практике преподавания русского языка и литературы

Использование ИКТ в практике преподавания русского языка и литературы

Использование ИКТ в практике преподавания русского языка и литературы

Использование ИКТ в практике преподавания русского языка и литературы

Использование ИКТ в практике преподавания русского языка и литературы

Использование ИКТ в практике преподавания русского языка и литературы

Использование ИКТ в практике преподавания русского языка и литературы

Использование ИКТ в практике преподавания русского языка и литературы

Использование ИКТ в практике преподавания русского языка и литературы

Использование ИКТ в практике преподавания русского языка и литературы

Использование ИКТ в практике преподавания русского языка и литературы

Использование ИКТ в практике преподавания русского языка и литературы

Использование ИКТ в практике преподавания русского языка и литературы

Использование ИКТ в практике преподавания русского языка и литературы

Использование ИКТ в практике преподавания русского языка и литературы

Использование ИКТ в практике преподавания русского языка и литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2017