"Использование индивидуального образовательногомаршрута в тьюторском сопровождении детей с признаками одареннос(статья)и"
Оценка 4.7

"Использование индивидуального образовательногомаршрута в тьюторском сопровождении детей с признаками одареннос(статья)и"

Оценка 4.7
Научные работы
docx
математика +1
Взрослым
28.03.2017
"Использование индивидуального образовательногомаршрута в тьюторском сопровождении детей с признаками одареннос(статья)и"
В современном образовательном процессе большую роль играет умение педагогического коллектива работать с разными видами детей. В данной речь идет о создании инновационного пространства для работы с одаренными детьми. В начале статьи автор делает попытку разобраться в том, кто же такой тьютор, а затем описывает механизм и условия построения индивидуального образовательного маршрута. Практическая значимость работы состоит в том, что в ней приведен реальный авторский пример такого маршрута.
Использование ИОМ в тьюторском сопровождении одаренных детей.docx
Е.А. Рузанов,  учитель математики МОУ СОШ 68 г. Ярославль Использование индивидуального образовательного маршрута в тьюторском сопровождении детей с признаками одаренности XXI век – это время великих перемен, касающихся всех сфер и отраслей жизни. Часто из СМИ мы узнаем о серьезных изменениях в политике, о важных инновационных   проектах   в   культуре,   о   появлении   новых   возможностей   в медицине.   Конечно   же,   образование   также   не   стоит   особняком.     Сегодня меняются   методы,   приемы   обучения,   этапы   проведения   урока.     Появляются новые формы взаимодействия учителя и ученика. Школа становится всё более современной.   И     главными   задачами   этой   современной   школы   являются раскрытие   способностей   каждого   ученика,   воспитание   личности,   готовой   к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть   построено   так,   чтобы   выпускники   могли   самостоятельно   ставить   и достигать серьезных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» говорит о том, что «в  эпоху  быстрой смены  технологий  должна идти  речь о  формировании принципиально   новой   системы   непрерывного   образования,   предполагающей постоянное   обновление,   индивидуализацию   спроса   и   возможностей   его удовлетворения».   Для   достижения   этой   цели   необходимо   модернизировать систему обучения, и если не в целом, то хотя бы её некоторые элементы. Ни для кого   не   является   секретом   тот   факт,  что   в   свете   ФГОС  второго   поколения ученика все больше приучают к индивидуальной работе. Он занимается мини­ исследованиями, решает нестандартные задачи, а учитель всего лишь выполняет роль   консультанта   и   координатора.  Этот   пример   говорит   об   изменениях   во взаимодействии   учителя   и   ученика,   причем   глубина   и   степень   этого взаимодействия   конечно   же   определяется   многими   факторами,   одним   из которых является, например, уровень подготовки ребенка в целом и в отдельно взятой   предметной   области.   В   работе   с   детьми   с   признаками   одаренности переходят к тьюторской поддержке образовательного процесса.  Для   начала   необходимо   разобраться,   кто   же   такой   тьютор.  Слово   это имеет английское происхождение и в оригинале означает  «домашний учитель, опекун».   Но и по сей день остается много спорных вопросов, связанных не сколько   с   предназначением   тьютора,   в   какой протарифицированной должности он находится в образовательном учреждении. Во   многих   европейских   странах,   например,   Франции,   Великобритании, тьюторство считается отдельной профессией, представители которой работают в школах и ВУЗах в отдельной должности. В России же тьютор является скорее образом   собирательным,   ведь   он   выполняет   достаточно   широкий   круг обязанностей, и лишь немногое может его отличить от классного руководителя, воспитателя,   педагога­организатора.   Последние,   конечно   же,   работают   на   сколько   с   тем, группу,   а   тьютор   выстраивает   индивидуальную   траекторию   развития   своего подопечного. Помимо этого, он  организует его персональное  сопровождение в образовательном   пространстве   предпрофильной     подготовки   и   профильного обучения и координирует процесс самообразования.   Великий континентальный тьютор Джон Локк говорил: «Задача тьютора – развить потенциальные возможности ребенка, что подготовило бы к делу его жизни.   Тьюторское   образование     –   это   процесс   формирования   характера, построение склада ума и тела. Цель тьютора не столько научить ребенка всему, что известно, сколько воспитать его в любви и уважении к знанию». Определенные   плюсы   тьюторского   взаимодействия   видит   и   доктор педагогических наук, профессор МПГУ Т.М. Ковалева. «Тьюторская практика обеспечивает   сопровождение   процесса   проектирования   и   построения   с обучающимся его индивидуальной образовательной программы», ­ сказала она в своем докладе на одной из конференций.    учителями­предметниками, Вернемся   теперь   к   вопросу   индивидуальной   работы   тьютора   с   его тьюторантом и попытаемся выявить некоторые особенности этой работы. Дабы максимально   индивидуализировать   процесс   взаимодействия   с   учеником   и продумать  этапность   развития   его  способностей   многие  тьюторы  составляют индивидуальный образовательный маршрут развития обучающегося, причем сей процесс пройдет намного эффективнее, если в данной работе будет принимать участие и сам обучающийся. В идеале, этот малый список создателей нужно пополнить   педагогами   дополнительного образования,   классным   руководителем   и,   конечно   же,   психологом.     Форму, детальность,   продолжительность   реализации   маршрута   каждый   может определить   сам. Вариаций  много,  как много и определений  индивидуального образовательного маршрута в научной литературе. Например, он   определяется учеными   как   целенаправленно   проектируемая   дифференцированная образовательная   программа,   обеспечивающая   учащемуся   позиции   субъекта выбора,   разработки   и   реализации   образовательной   программы   при осуществлении   преподавателями   педагогической   поддержки   его самоопределения   и   самореализации   (С.В.   Воробьева,   Н.А.   Лабунская,   А.П. Тряпицына,   Ю.Ф.   Тимофеева   и   др.).   В.С.   Лазарев   подразумевает   под индивидуальным   образовательным   маршрутом   субъектно­уровневый   учебный план,   составленный   с   учетом   сформированности   познавательной   базы, образовательных   потребностей,   особенностей   и   склонностей   субъекта образовательного   процесса,   предусматривающий   обязательное   выполнение минимума по нормативным предметам.  Несмотря на достаточно широкое разнообразие видов маршрутов, есть то некое общее, что их объединяет. В первую очередь под этим неким общим я рассматриваю его  структуру, в которой выделяются целевой, содержательный, технологический,   диагностический   и   организационно­педагогический компоненты. Само название каждого компонента достаточно полно отражает его истинное   предназначение,   поэтому   нет   необходимости   останавливаться   здесь более подробно. Думаю, более ценной и важной для читателя будет информация из моего личного опыта.  Я   занимаюсь   тьюторской   практикой   в   работе   с   детьми   с   признаками математической одаренности уже третий год и веду двух тьюторантов. Большее количество считаю неуместным, так как в противном случае на плечи тьютора падёт очень большой объем работы и ему придется в буквальном смысле слова разрываться   меж   нескольких   огней.   Лучше   меньшее   количество,   но   лучшее качество.   В   своей   работе   я   практикую   составление   индивидуальных образовательных   маршрутов,   которых   стараюсь придерживаться   следующих   этапов:   определение   потребностей   и   мотивов, постановка   цели,   разработка   содержания,   определение   технологического инструментария   и   форм   сетевого   взаимодействия,   а   также,     условий, обеспечивающих   достижение   цели.   Необходимым   этапом   считаю   также обсуждение результатов деятельности и их корректировку.   при   проектировке   Поделюсь теперь непсредственно информацией о том, в какой форме мы пытаемся реализовывать проектирование маршрута. В прошлом учебном году я начал     заниматься     по   разработанному   индивидуальному   образовательному маршруту   с   обучающимся   6   класса.   В   сентябре   произошла   первая   встреча тьютора с тьюторантом, а чуть позже психологом были проведены диагностики. В   ходе   этих   мероприятий   стали   очевидными     профессиональные   интересы, склонности, возможности ребенка, выявлены некоторые  проблемы и намечены пути их решения. Ненадолго отвлекусь и сразу скажу о том, что проблемы есть всегда.   Мало   их   или   много   –   это   другой   вопрос,   но   в   их   присутствии сомневаться точно не стоит. Все дело в том, что в любом процессе, при любых обстоятельствах следует сохранять оптимизм, но не забывать о двух сторонах одной   медали.   Точно   также   существуют   слабые   и   сильные   стороны образовательного   маршрута,   которые   диктуются   многими   обстоятельствами. Например,   к   сильным   сторонам   в   нашем   случае   можно   отнести   желание   и заинтересованность   обучающегося,   достаточно   хорошую     материально­ техническую   базу   образовательного   учреждения,   поддержка   со   стороны администрации   и   педагогического   коллектива.   Немаловажным   является   и наличие   ресурсов  в  г.  Ярославль   для   осуществления   эффективного   сетевого взаимодействия.     В   противовес   всему   вышеперечисленному   отношу   слабую поддержку со стороны родителей обучающегося (мальчик является опекаемым). Выделю также, что ученик не всегда ответственно подходит к осуществлению своих обязанностей. И добавлю то, о чем уже говорилось в начале статьи – в в школе нет специально введенной должности тьютора.  Вернемся   теперь   к   первой   беседе   с   учеником.   Здесь   он   описал   образ своего   будущего   (желаемая   профессия   –   программист),   выделил   предметы, наиболее ему интересные и нужные (математика, физика, информатика) и даже прикинул уже, где будет получать высшее образование (ЯрГУ им. Дмидова). Вот небольшой отрывок маршрута, в котором отражены желания тьюторанта. 1 Мне особенно нужны предметы (я думаю, для будущего) 1 Предметы,  связанные с  моими  интересами Наименование  предметов Хочу иметь  отметку  по  этому предмету Имею отметку по  этому предмету Что буду для этого делать? математика 5 (отлично) 5 (отлично) информатика 5 (отлично) 5 (отлично) Не только выполнять задания, данные   учителем,   но   и саморазвиваться:   посещать курсы   в   «Олимпе»,   активно работать в рамках внеурочной деятельности и на кружках Активно заниматься  проектной деятельностью;  создавать на компьютере  собственные продукты физика Пока этого предмета у меня еще нет, но в будущем году он будет;  думаю, что будет интересная и плодотворная работа; все буду сразу  учить, тренироваться решать физические задачи делать опыты, а затем  выводы «Шаг вперед» (элективные занятия в МОУ СОШ №68); Основы Web­дизайна (МУБиНТ) Обучение     ГОБУ   ДОД   ЯО   «Ярославский   региональный   инновационно­образовательный центр «Новая школа»;  обучение в Межрегиональном центре работы с одаренными детьми при ЯГПУ (физика). Занятия с репетитором по английскому языку 2 раза в неделю. Цель: повысить уровень владения   английским   языком,   его   лексическую   и   грамматическую   составляющую.   С репетитором   занятия   идут   уже   третий   год.   В   последнее   время   стали   уделять   больше внимания на разговорную составляющую. Ученик надеется полученные знания английского языка применять в будущей профессии. 2 Элективные  курсы в  данное время 3 Заочное  обучение в  4 Занятия с  репетитором  по каким  предметам 5 Подготовка к олимпиадам  и конкурсам Одной из составляющей курса «Шаг вперед» является как раз подготовка к олимпиадам; также подготовка к олимпиадам проходит в рамках ДОП «Методы решения олимпиадных задач по математике»  в  ГОБУ ДОД ЯО ЯРИОЦ «Новая школа». 6 Самообразов ание  7 Кружки,  секции 3 Математика, Информатика Посещает секции по волейболу в МОУ СОШ №68. Чему я хочу научиться Я хочу научиться Где я этому могу научиться 1 Ставить  цели,  планировать свою  образовательную/социальную деятельность. В рамках учебных занятий (нас этому учат!). 2  Видеть и вычислять основные проблемы, строить  предположения об их разрешении. Участвуя в школьных сетевых проектах. 3 Планировать свое будущее. При совместной работе с тьютором. 4 Принимать решения и нести ответственность за  них В   школе,   совместно   работая   в   группах   с   другими учениками;   участвуя   в   математических   играх, принимая на себя роль капитана команды. 5 Выражать себя, мир своих чувств и представлений в  тексте, искусстве. Участвуя   в   конкурсных   испытаниях,   например, написании   математического   сочинения;   возможно   в рамках оказания помощи при создании математической газеты;   составлении   математических   кроссвордов; оформлении   исследовательской   работы   и   подготовке (оформлении) публичного выступления к конференции. 6 Умениям профессионального самоопределения. На уроках обществознания. 7 Исследовательским  умениям.  8 Владеть информационными технологиями,  работать с информацией. 9 Умению вести спор, дискуссию конструктивно. В   рамках   прохождения   курса   «Основы   проектной деятельности»,   а   также   при   изучении   основных методов решения олимпиадных задач в «Новой школе». В   рамках   самообразования   по   предмету;   при подготовке   домашних   заданий   по   предметам, связанных  с поиском  дополнительной  информации,  в том   числе   в   Интернете;   владение   информационными технологиями  в  рамках   прохождения  курса   «Основы Web­дизайна». Участвуя   в   математических   играх,   где   необходимо доказать свою точку зрения 4            Я хочу попробовать Что я хочу о себе узнать 1. Профессион альные  пробы  Оценить выгодность, актуальность моих  предполагаемых профессий в  современной жизни Насколько мои взгляды соответствуют  запросам современного общества; оправдан ли  мой интерес к математике.  Тема исследования, проекта: «Эффективные приемы устного счета» 2. Исследоват ельская и  проектная  деятельност ь Могу   ли   я   делать   выводы   и   работать   с большим потоком информации; кропотлив ли я в работе; умею ли довести начатое до конца; умею   полученные математические   знания   в   практических ситуациях. применять   ли   Чуть позже была поставлена проблема на предстоящий  учебный год, в качестве которой мы рассмотрели не всегда высокую результативность участия в   олимпиадах   и   неумелое   владение   технологией   проектной   деятельности. Средствами   для   достижения   цели   посчитали   чтение   дополнительной литературы,     самообразование   (самостоятельная   тренировка   в   решении олимпиадных задач, просмотр типовых олимпиадных задач на образовательных сайтах),    просмотр интеллектуальных   телепередач  по  телевизору,   участие  в конкурсах,  дополнительное обучение в каком­нибудь образовательном центре. Исходя из всего этого, был намечен план реализации проекта, который приведен ниже. Сентябрь Диагностики, наблюдение. Определение интеллектуального уровня развития ученика.  Поступление в ЦДО при МОУ СОШ №68 на отделение «Шаг вперед» (2 часа в неделю) Разработка учителем математики специального банка заданий для ученика с целью подготовки к олимпиадам Подготовка   ученика   к   устной   осенней   олимпиаде,   проводимой   «Новой школой» в МОУ СОШ №33 в рамках дополнительных занятий с учителем Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май математики Самостоятельная   работа   ученика   с   сайтом   Ярославская   математика http://math.wiki.uniyar.ac.ru/          Участие в устной осенней олимпиаде, проводимой «Новой школой» в МОУ СОШ   №33.   Подготовка   к   школьному   туру   олимпиады   в   рамках самообразования  и работы с сайтом.  Начало обучения в ГОБУ ДОД ЯО «Ярославский   региональный   инновационно­образовательный   центр   «Новая школа». Участие   в   школьном   туре   олимпиады   по   математике,   подготовка   к областному туру олимпиады в рамках дополнительных занятий с учителем математики и работы объединения «Шаг вперед». Начало   посещения   курса   «Секреты  Web­дизайна», преподавателем МЭСИ на базе МОУ СОШ №68. Выбор темы проекта.   проводимого Участие   в   областном   туре   олимпиады   по   математике.     Дистанционная олимпиада   «Олимпис   –   2016».   Самообразование:   работа   с   сайтом Математические   этюды  http://www.etudes.ru.  Работа   над   проектом. Совместный просмотр с учителем математики мастер­классов по проектной деятельности в Интернете. Неделя   математики   в   МОУ   СОШ   №68.   Участие   в   программе математической недели: конкурс составления кроссвордов и головоломок, математическая вертушка Начало посещения факультатива «Основы проектной деятельности» (16 ч). Работа над проектом.   Посещение   открытого   занятия   психолога   Участие в традиционном ежегодном «Математическом празднике». Работа в специально   организованных   малых   группах   (для   подготовки   к   игре «Математический   квадрат»).   Работа   над   проектом.   Индивидуальные консультации. (или индивидуальная   консультация   с   психологом)   «Секреты   отличного выступления, или как снять стресс». Принятие   участия   в   областной   математической   игре   «Математический квадрат».   Дистанционная   олимпиада   «Олимпис­2016».   Представление результатов проекта (защита проекта) перед своим классом Выступление   на   ежегодной   школьной   конференции   День   Науки. Презентация и защита проекта. Презентация портфолио личных достижений. Диагностика. Основными   результатами   работы   по   данному   индивидуальному образовательному   маршруту   можно   считать  повышение   успеваемости   по математике, совершенствование навыков работы над проектами, эффективное взаимодействие ученика не только со школьными объединениями, но и ЦДО, а также   ВУЗами,   призовые   места   в   школьных   олимпиадах   и   дистанционных конкурсах. Литература 1. Вариативные модели тьюторского сопровождения развития одаренного ребенка в условиях взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования ­ ФГБОУ ВПО «ЯГПУ», Я, 2013 г. 2. Гладкая И.В. и др. Основы профильного обучения и предпрофильной подготовки: Учебно­ методическое пособие для учителя/ Под ред. А.П. Тряпицыной. ­ СПб.: КАРО, 20051. 3.  Куприянова   Г.В.   Образовательная   программа   как   индивидуальный   образовательный маршрут. //Индивидуализация в современном образовании: Теория и практика. – Ярославль, 2001 4. Модели сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования: монография/ под ред. А.В. Золотарѐвой. – Ярославль: Изд­ во ЯГПУ, 2012. –176с. – (Серия «Одарѐнные  дети») 5. Модернизация общего образования: Вариативный личностно направленный учебный  план школы. / Под ред. проф. В.В. Лаптева, проф. А.В. Тряпицыной. – СПб.: ООО «Береста», 2002. 6.  Тьюторство:   Идея   и   идеология.   Материалы   1­ой   Межрегиональной   тьюторской конференции. ­ Томск, 1996 7. http://минобрнауки.рф

"Использование индивидуального образовательногомаршрута в тьюторском сопровождении детей с признаками одареннос(статья)и"

"Использование индивидуального образовательногомаршрута в тьюторском сопровождении детей с признаками одареннос(статья)и"

"Использование индивидуального образовательногомаршрута в тьюторском сопровождении детей с признаками одареннос(статья)и"

"Использование индивидуального образовательногомаршрута в тьюторском сопровождении детей с признаками одареннос(статья)и"

"Использование индивидуального образовательногомаршрута в тьюторском сопровождении детей с признаками одареннос(статья)и"

"Использование индивидуального образовательногомаршрута в тьюторском сопровождении детей с признаками одареннос(статья)и"

"Использование индивидуального образовательногомаршрута в тьюторском сопровождении детей с признаками одареннос(статья)и"

"Использование индивидуального образовательногомаршрута в тьюторском сопровождении детей с признаками одареннос(статья)и"

"Использование индивидуального образовательногомаршрута в тьюторском сопровождении детей с признаками одареннос(статья)и"

"Использование индивидуального образовательногомаршрута в тьюторском сопровождении детей с признаками одареннос(статья)и"

"Использование индивидуального образовательногомаршрута в тьюторском сопровождении детей с признаками одареннос(статья)и"

"Использование индивидуального образовательногомаршрута в тьюторском сопровождении детей с признаками одареннос(статья)и"

"Использование индивидуального образовательногомаршрута в тьюторском сопровождении детей с признаками одареннос(статья)и"

"Использование индивидуального образовательногомаршрута в тьюторском сопровождении детей с признаками одареннос(статья)и"

"Использование индивидуального образовательногомаршрута в тьюторском сопровождении детей с признаками одареннос(статья)и"

"Использование индивидуального образовательногомаршрута в тьюторском сопровождении детей с признаками одареннос(статья)и"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2017