Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся в процессе обучения математике
Оценка 5
Лекции +2
docx
математика
Взрослым
28.03.2017
Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся в процессе обучения математике - из опыта работы учителя математики МБОУ "Целинная СОШ" Ключевского района Алтайского края И. В. Карпучевой.
Ведущей идеей данной темы стало полноценное усвоение знаний по математике с использованием концентрированного обучения, применение принципов развивающего обучения:
ведущая роль теоретических знаний;
дифференцированный подход в работе над развитием каждого учащегося;
доступность и наглядность обучения;
эффективность реализации теоретических знаний при выполнении практических заданий.
Эффективное сочетание нестандартных и традиционных форм работы, успешное применение групповой и индивидуальной деятельности, работа в парах способствуют:
формированию социальных умений и навыков, взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений, коллективной мыслительной и практической работе;
воспитанию ответственного отношения к делу, социальным ценностям и установкам, как коллектива, так и общества в целом.Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся в процессе обучения математике - из опыта работы учителя математики МБОУ "Целинная СОШ" Ключевского района Алтайского края И. В. Карпучевой.
Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся в процессе обучения математике.docx
Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся в
процессе обучения математике
Вопросы активизации учения учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем
современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в
обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный
характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и
воспитания учащихся.
Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного
процесса является активизация учения учащихся. Ее особая значимость состоит в том, что
учение, являясь отражательно преобразующей деятельностью, направлено не только на
восприятие учебного материала, но и на формирование отношения учащихся к самой
познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с
активностью субъекта. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают
затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению
конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается
формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических
положений от умения применить их на практике.
Я работаю учителем математики уже 25 лет. Но при обучении математике у учащихся 5 –
11 классов были замечены недостаточный интерес к предмету, не очень высокие
результаты при выполнении контрольных работ и срезов знаний, не всегда серьезное
отношение к учебе. В связи с этим возникла необходимость совершенствования методов
работы, введение нестандартных форм преподавания и пр. Так появилась тема по
самообразованию «Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся в
процессе обучения математике».
Ведущей идеей данной темы стало полноценное усвоение знаний по математике с
использованием концентрированного обучения, применение принципов развивающего
обучения:
заданий.
Эффективное сочетание нестандартных и традиционных форм работы, успешное
применение групповой и индивидуальной деятельности, работа в парах способствуют:
взаимодействия и общения,
индивидуального и совместного принятия решений, коллективной мыслительной и
практической работе;
установкам, как коллектива, так и общества в целом.
ведущая роль теоретических знаний;
дифференцированный подход в работе над развитием каждого учащегося;
доступность и наглядность обучения;
эффективность реализации теоретических знаний при выполнении практических
формированию социальных умений и навыков,
воспитанию ответственного отношения к делу, социальным ценностям и В основе работы по данной теме лежат труды Ю. К. Бабанского «Оптимизация
процесса обучения», М. И. Махмутова «Организацмя проблемного обучения», В. Оконя
«Основы проблемного обучения», В. А. Онищука «Урок в современной школе», а также
опыт работы передовых учителей Г. Г. Хазанкина, А. А. Окунева и других.
Ценность данной работы состоит в том, что она имеет четко выраженную практическую
направленность и может быть использована другими учителями математики. Работа была
представлена на МО математиков района, в виде творческого отчета на педагогическом
совете школы.
Средства активизации мыслительной и познавательной деятельности на уроках
математики
Какие же средства активизации мыслительной и познавательной деятельности на уроках
математики используются мною на уроках математики и во внеурочной работе?
Групповые и индивидуальные формы работы.
1.
Работа учащихся в следующих группах: хорошо и отлично успевающие,
среднеуспевающие и слабоуспевающие способствует организации их активной
деятельности, т. к. каждый работает на посильном для него уровне трудности, лучше
осознает свои цели и задачи. Большую роль играет здесь и психологический фактор:
снимается комплекс неполноценности ребенка, возникает чувство уверенности в себе,
появляется возможность доказать другим: «Я тоже умею». Очень эффективна такая
работа «сильных» учащихся технического класса, где решаются задачи повышенной
трудности и при свободном обсуждении и коллективном поиске решения достигается
определенный результат. Как правило, эта группа работает без помощи учителя.
Такая форма работы применяется и на уроках контроля (смотри приложение №1).
Для организации отработки умений и навыков создаются группы, которые состоят из
учащихся разного уровня подготовки. Здесь в процессе работы «сильные» помогают
«средним» и «слабым» учащимся (смотри приложение №2).
Групповые занятия являются промежуточными между фронтальными и индивидуальными
видами работы.
При проведении индивидуальной работы учитываются способности, возможности и степень
усвоения материала каждым учеником. Применяются карточкиконсультации (смотри
приложение №3), взаимопроверка теоретических и практических знаний, выполнение
заданий на слайде презентации или на закрытой от других части доски с последующим
обсуждением и проверкой всем классом, работа в парах: «сильный» «слабый», «средний»
«слабый»; консультации учителя и др.
Дифференцированность заданий.
2.
Дифференциация обучения заключается в том, что, обучаясь в одном классе по одной
программе и учебнику, учащиеся усваивают материал на различных уровнях (уровневая
дифференциация), а также обучение разных групп школьников по программам,
отличающихся глубиной изложения материала, объемом сведений (профильная дифференциация). В основной школе применяется первый вид дифференциации.
Уровневая дифференциация организуется, в основном, в создании мобильных групп.
Характер работы групп варьируется в зависимости от этапа изучения темы, от потребности
в помощи учителя: это и самостоятельная работа учащихся, и фронтальная под
руководством учителя, например:
I.
две группы – среднеуспевающие и хорошо успевающие учащиеся выполняют общие
задания самостоятельно;
группа отлично успевающих выполняет индивидуальные задания;
слабоуспевающие учащиеся работают под руководством учителя.
ИЛИ
II.
самостоятельно;
трудности.
три группы – слабоуспевающие, среднеуспевающие и хорошо успевающие работают
четвертая группа (отличники) вместе с учителем разбирают задания повышенной
И Т. П.
На старшей ступени обучения применяется как профильная, так и уровневая
дифференциация. В техническом классе уровень изучения математики значительно выше,
чем в гуманитарном. При работе в этом классе используется учебное пособие для 1011
классов «Задачи повышенной трудности» (М., «Просвещение», 1990 г.), «Факультативный
курс по математике» И.Ф. Шарыгина (М., «Просвещение», 1989 г.) и др. Во всех классах,
начиная с пятого, применяются дифференцированные домашние задания.
Система творческих, развивающих и практических заданий.
3.
Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся в большей мере
способствует выполнение ими творческих, развивающих и практических работ как на
уроках, так и дома. Система этих работ направлена на комплексное развитие умений и
навыков. По содержанию данные работы часто имеют практическую направленность и,
кроме того, повышают вычислительную культуру и общий уровень развития школьников.
Так, например, при изучении темы в 8 классе «Площадь прямоугольника» учащимся было
предложено следующее домашнее задание:
Вычислить количество рулонов обоев, необходимых для оклейки твоей комнаты
(ширина обоев и их длина в рулоне указаны).
Изучая в 7 классе метод от противного, школьники находили применение его в
художественной литературе и разговорной речи. Один из учеников в качестве примера привел рассуждения мамы: «Если бы Саша
был дома, то по всей квартире валялись бы его вещи и игрушки, а так как у нас
порядок, то его дома нет».
Для отработки навыков нахождения координат точки на плоскости ребята по желанию
выполняли творческую работу: нарисовать на координатной плоскости рисунок и на
отдельном листе бумаги записать код, по которому можно выполнить этот рисунок
(приложение №4).
Исследовательская работа на уроке в 9 классе при изучении теоремы синусов позволила
учащимся выдвинуть гипотезу, которая впоследствии была доказана, показала
необходимость выполнения точных измерений и вычислений (приложение №5).
К развивающим формам обучения можно отнести и урок одной задачи (по опыту А.А.
Окунева). На таком уроке рассматривается решение только одной задачи, интересной по
содержанию, имеющей несколько способов решения. Так, например, аналогичный урок
был проведен в 8 классе по теме «Теорема Пифагора».
ЗАДАЧА
K Дано: ALKC – квадрат
L B C
ABCD – квадрат
Доказать: SALKC = 2SABCD
A D
Первые минуты урока посвящаются настрою ребят на исследовательскую работу и
анализ данных (работа проходит фронтально). Далее идет самостоятельное решение, а
затем обсуждение его у доски учащимися по желанию несколькими способами.
И снова проводится фронтальная работа:
Какой из способов наиболее рационален?
Для чего обозначили стороны квадратов буквами a и b?
Чем интересна эта задача?
Придумайте другой вопрос к ней?
Ответьте на него.
4. Методика проведения контроля за знаниями учащихся.
Контроль за знаниями должен проводиться на различных этапах обучения.
До изложения нового материала учитель готовит учеников к восприятию его с
помощью устных упражнений или математического диктанта, который проводится по двум
вариантам и выполняются под копирку; затем первый экземпляр сдается учителю, а по
второму проводится проверка и анализ ошибок. Далее ученики сами оценивают свои работы, а учитель заносит их оценки в журнал карандашом; в конце урока, после проверки
первого экземпляра работ, объявляются окончательные результаты (как правило, они
совпадают с оценками детей).
После ознакомления с новой информацией учащиеся обычно выполняют задания на
применение только что полученных знаний в наиболее существенных ситуациях. Для
правильного контроля на этом этапе учитель четко представляет себе, что должно быть
усвоено школьниками.
В качестве контролирующих задач по теме «Смежные углы» в 7 классе ребятам
были предложены следующие:
1)
Построй угол, смежный с данным.
2)
На рисунке найди смежные углы
a) C D b)
A
B
DC
A И E
и объясни: почему они являются смежными или, наоборот, почему не могут ими быть?
На этапе закрепления полученной информации, формирования у школьников
умений самостоятельно применять знания в различных ситуациях для контроля
применяются как обычные задачи, так и нестандартные и задания на составление задач,
например, по чертежу:
B
800 D A C
E
Контрольные работы в 59 классах проводятся по трем вариантам (третий для
слабоуспевающих), в 1011 – по двум. Сразу по окончании контрольной работы на слайдах
высвечивается правильно оформленные решения всех заданий вариантов. На перемене
ребята сравнивают свои работы с образцом, выясняют непонятное у учителя и друг у друга
и на следующем уроке, при работе над ошибками, многие уже знают над чем им надо
работать.
Зачетные уроки в 59 классах часто проходят по нестандартной форме.
5. Нестандартные уроки и их роль в активизации мыслительной и
познавательной деятельности.
Роль нестандартных уроков и их элементов в традиционных трудно переоценить.
Они выражают стойкий интерес к предмету, заставляют учащихся работать с
дополнительной литературой, показывают красоту математики и её прикладное значение,
учат применению знаний и навыков в различных ситуациях. На таких уроках применяется
различного рода оборудование (КП, мультимедиа, иллюстрации, портреты математиков и
т. п.). На каждом нестандартном уроке присутствует своя «изюминка». Например, один из
уроков алгебры в 7 классе начался так:
На доске записаны выражения:
(2a)2 * 3a
(a)3 * 12
1) 2а * (3)с2
2) 3а2 b5c * 6a3 bc2
3)
4)
5) 2a * 6a2
6)
7)
(5c)2
(3b2 )4
1
5 a * 10b
2a 5 b6 c3 32 .
8)
9)
Чтобы узнать тему урока, нужно каждое выражение представить в виде одночлена
стандартного вида и найти соответствующую ему букву по табличкам, изображенных на
слайде:В Н О М
Е 12a2 18a5b6c3 12a3 -6ac2
2ab
Л Ч Г
Б
81b8 25c2 -12a3
6ac2
Выполняя упражнения последовательно и записывая по порядку буквы, учащиеся
получили название темы. После её определения было прочитано четверостишье о
многочлене из сб. Б.А.Кордемского «Увлечь школьников математикой».
На уроке «Путешествие по телепередачам» на остановке «Телевизионное
знакомство» ребята узнали историю жизни Л. Эйлера (презентация).
Уроксказку в 5 классе украсили иллюстрированная презентация и музыка.
При подготовке к уроку – КВН команды выполняли домашнее задание по
оформлению доказательства теоремы Пифагора различными способами.
Знания математических терминов были показаны учениками на общественном
смотре знаний (приложение №6).
Большой интерес вызывают у детей уроки «Это интересно знать», на которых они
знакомятся с неизвестными событиями и фактами.
Кроме вышеперечисленных, проводятся и другие нестандартные уроки:
Урок «Улей»;
Урок – аукцион;
Урок – лабиринт;
«Математическое лото» (приложение №7);
«Вихрь задач»;
«Лестница».
Результативность опыта:
Повышение качества знаний.
Ежегодное участие во Всероссийской олимпиаде школьников школьного,
муниципального и регионального этапов, с 2008 года участие во всероссийском
Математическом чемпионате (г. Пермь), в Международном конкурсе – игре «Кенгуру».
Результативность выражается также в устойчивом интересе к предмету, умении
работать с учебником и справочной литературой, сознательной дисциплине на уроке,
благоприятном микроклимате.
Высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика
уроке, когда ему интересен предмет изучения. И наоборот, “воспитать у детей глубокий
интерес к знаниям и потребность в самообразовании – это означает пробудить
познавательную активность и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы”.
Любой педагог, пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществляет
передачу опыта, но и укрепляет веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его
способностей. Следует развивать творческие возможности у слабых учеников, не давать
остановиться в своем развитии более способным детям, учить всех воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий. Все это
и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого
слова. Но для создания глубокого интереса учащихся к предмету, для развития их
познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих
развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества
учащихся разного возраста.
И учебник и урок должны быть увлекательными. Интерес школьников к учению
надо рассматривать как один из самых мощных факторов обучения. Математику надо
рассматривать не как систему истин, которые надо заучивать, а как систему рассуждений,
требующую творческого мышления. Умение заинтересовать математикой – дело непростое.
Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех
учащихся в обсуждение сложившейся ситуации. Творческая активность учащихся, успех
урока целиком зависит от методических приемов, которые выбирает учитель.
Обучение математике в школе вполне можно и нужно строить так, чтобы оно
представлялось для учащегося серией маленьких открытий, по ступенькам которых ум
ученика может подняться к высшим обобщениям.
Литература
1. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды – М. Педагогика: 1989. – 560 с..
2. Зильберберг Н. И., Канунникова Г. А. Формы работы Р. Г. Хазанкина — учителя
школы № 14 г. Белорецка. //Математика в школе 1986,№ 2, с. 1822.
3. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей.
— М.: Просвещение, 1977. – 240 с..
4. Оконь В. Основы проблемного обучения. М.Просвещение, 1971.216 с.
5. Окунев А. А. Размышления о целях и содержании дидактических материалов //
Математика в школе – 1997, № 6,с. 4447.
6. Онищук В.А. Урок в современной школе. М.: Педагогика, 1986.160 с.
7. Селевко Г.К. Педагогические технологии авторских школ. М.: Народное
образование, 2005. 192 с. (Энциклопедия образовательных технологий)
8. Усиление практической учебной деятельности школьников на уроках математики.
«Интенсификация учебного процесса в школе» М.: Просвещение, 1988, с. 8186
9. Манвелов С.Г. Конструирование современного урока математики – М. Просвещение
2002, 175 с..
10. Гин А. Приемы педагогической техники – М. 2002. – Издательство ВИТА, 88 с..
11. Мордкович А.Г. Беседы с учителями математики: Учебнометодическое пособие –
М. ООО «Издательство Мир и образование» 2008.336 с.. ПРИЛОЖЕНИЕ №1.
Схема построения групповой работы на уроке контроля (урок лабиринт).
Класс разбивается на 3 группы: «сильные», «средние», «слабые». В каждой группе
назначается экспертконсультант из членов своей группы, который заранее получает все 30
заданий группы и прорешивает до проведения урока. Его работа предварительно
проверяется учителем. Во время урока каждая группа получает 5 конвертов с карточками
и при помощи кубика и картылабиринта выбирает № задания. Все в группе его решают,
проверяют друг у друга и выдают общий ответ экспертуконсультанту, который при
условии верного решения разрешает продолжить движение по лабиринту к следующему
конверту; при подведении итогов он оценивает работу каждого.
На уроке алгебры в 7 классе по теме «Действия с одночленами и многочленами»
группам были предложены следующие задания:
Конверт №1 «Умножение одночленов» (для «слабых» учащихся)
Выполнить умножение:
1) 2p * 3c2 4) 8b * 3b2
2) 4a2 * 6a3 5) 7m * 8mn
3)
3m * (4)b2 6) 3a2 b * 7ab2
Конверт №1 «Умножение одночленов» (для «средних» учащихся)
Выполнить умножение:
1) 3a2b5с * 6a3b4с 4) 3a2b * 2ab2 * 4a
2)
(3a2)2 * a 5) (2a2b)3 * 2
3) 7a5b2с * (3)ab4c 6) (3m4)3 * m2
Конверт №1 «Умножение одночленов» (для «сильных» учащихся)
1
2
m 2n)3 *
1)
(
Выполнить умножение:
1
2 m 4) (0,4a3b2)2 * abc
2)
3)
(2a)2 * (3a) 5) (a3)3 * 2a
(3bc2)3 * (2ab2)2 6) 0,2bc2 * 20cx2
Аналогично подбираются дифференцированные задания и для других конвертов:
Конверт № 2 «Приведение подобных членов»
Конверт № 3
«Сложение и вычитание многочленов
Конверт № 4 «Умножение многочлена на одночлен и многочлена на многочлен»
Конверт № 5 «Деление одночлена и многочлена на одночлен» ПРИЛОЖЕНИЕ №2.
Схема построения групповой работы на тренировочном уроке
Класс разделен на 4 группы, в состав которых входят учащиеся разного уровня
подготовки. Каждая группа получает несколько карточек со значками:
- карточка на оценку «5»
карточка на оценку «4»
карточка на оценку «3»
Члены группы самостоятельно распределяют их между собой и выполняют
предложенные задания. Затем знакомятся с работой каждого, при необходимости
помогают.
После этого по одному члену группы выходят для жеребьевки.
Если группе выпадает жетон:
«Выбор» то учитель приглашает к доске любого представителя группы с любой
карточкой для защиты решения этой карточки на оценку. Работа остальных членов этой
группы оценивается учителем.
«Делегат» группа сама посылает своего представителя для работы у доски на оценку.
Остальные учащиеся оцениваются учителем.
«Доверие» учитель только проверяет ответы, а оценивает работу каждого в группе
учащиеся самостоятельно.
«Теоретик» группа посылает к доске своего представителя, который пишет формулы,
необходимые для выполнения заданий или формулирует теоремы. Оценки получают и все
остальные после проверки их работы учителем. Так, например, на уроке алгебры в 10 классе по теме «Преобразование
тригонометрических выражений» одной из групп были предложены следующие карточки:
Доказать тождество:
(2 + sinβ ) (2 sinβ ) + (2 + cosβ ) (2 cosβ ) = 7
a)
b)
cotα +
sinα
1+cosα =
1
sinα
a) Упростить выражение:
tan(−α)
cosα + sinα
b) Найти cosα , если cotα =
1
2 и π ¿α<3π
2
a) Найти значение выражения:
2 sinπ−2cos 3π
2 +3 tanπ
4−cot π
2
b) Упростить выражение:
1 cosx2α
Каждая карточка имеет 2 – 3 варианта. ПРИЛОЖЕНИЕ №3.
Пример карточки – консультации (перфокарта)
Фамилия и имя учащегося
A
угол A
угол B
4
5
угол C
C 3 B
КОНСУЛЬТАЦИЯ
1. Угол C прямой, значит его градусная мера …
sinA=CB
AB=…,
2.
3.
найди значение угла по таблице В.М. Брадиса
A + И = 900 (острые углы прямоугольного треугольника), значит
B = 900 A = …
4. Подумай, можно ли решить эту задачу другим способом. Соединить последовательно следующие точки:
КОД РИСУНКА ПРИЛОЖЕНИЕ №5.
КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОМЕТРИИ В 9 КЛАССЕ
ТЕМА: Теорема синусов
ЦЕЛИ:
1)Формирование первичных навыков применения теоремы синусов к решению задач.
2)Развитие навыков исследовательской работы, работы с микрокалькулятором.
3)Воспитание точности и аккуратности при выполнении измерительных работ.
ОБОРУДОВАНИЕ:
1) Микрокалькуляторы
2) Карточки к исследовательской работе
3) Тетради для индивидуальных работ
4) Презентация к уроку
ХОД УРОКА:
1. Организация класса.
2. Целеполагание.
3. Актуализация знаний учащихся:
Сформулировать теорему косинусов;
По рисунку с помощью теоремы косинусов устно составить равенство для
нахождения стороны а (в, с) (слайд № 1);
Что называется косинусом угла треугольника?
На доске составить программу для вычисления косинуса угла в 48 градусов с
помощью микрокалькулятора и показать ее применение по таблице.
4. Подготовительные упражнения к исследовательской работе:
Что называется синусом угла? Как вы думаете, по какой программе можно вычислить синус угла с помощью
микрокалькулятора?
Составить программу и вычислить синус 48 градусов.
5. Исследовательская работа (по двум вариантам в тетрадях для индивидуальных
работ).
Учащиеся получают карточки (приложение) и три первых задания выполняют
письменно, по четвертому заданию готовят устный ответ.
Работы оцениваются.
6. Повторение:
На странице 156 найти, чему равен катет, противолежащий острому углу;
На странице 254 – чему равен sin (180ْ
7. Изучение нового материала:
Разбор теоремы синусов – слайд № 2 (устная фронтальная работа);
Выделение и запись в рабочих тетрадях условия и заключения теоремы.
)?α
8. Закрепление: номер 1026 стр.262.
9. Итог урока:
Для чего необходимо знать теорему синусов?
Где это можно применить?
Оценки за исследовательскую работу.
10. Домашняя работа: вопросы 89 стр.271, повторить формулировки стр. 156. ПРИЛОЖЕНИЯ
Карточки к исследовательской работе
Вариант 1
1 Начертить остроугольный треугольник.
2 Измерить длины сторон, величины противолежащих углов.
3 Вычислить отношения длин сторон треугольника к синусам противолежащих углов
(с точностью до 0,1).
4 Сравнить полученные отношения.
Вариант 2
1. Начертить тупоугольный треугольник.
2. Измерить длины сторон, величины противолежащих углов.
3. Вычислить отношения длин сторон треугольника к синусам противолежащих углов
(с точностью до 0,1).
4. Сравнить полученные отношения. СЛАЙД № 1
СЛАЙД № 2 СЛАЙД № 3
СЛАЙД № 4 ПРИЛОЖЕНИЕ №6.
Общественный смотр знаний в 7 классе.
Тема: Функции
Цели :
1) Проверка знаний учащихся по теме.
2) Развитие навыков построения и чтения графиков функций, определения их
взаимного расположения, нахождения значения аргумента и значение функции.
3) Воспитание коллективизма, товарищества, взаимовыручки.
Оборудование:
1) Таблица итогов.
2) Карточки к игре «Счастливый билет».
3) Жетоны для жеребьевки.
4) Листы бумаги и копировальная бумага для диктанта и решения заданий.
5) Презентация для проверки диктанта математических терминов.
Оформление: на доске написано
1)
2)
«Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит».
«Думай, пробуй и ищи, Будет трудно – не пищи!» (для игры «Счастливый билет»).
3) Критерии подведения итогов (на створке):
Ведение тетрадей: оценка 5 – 1 балл
4 – 3 – 0,5 балла
2 – 0 баллов
Диктант: оценка 5 – 2 балла
4 – 1 балл
3 – 0,5 балла
2 – 0 баллов
Математический хоккей: 3 ответа – 3 балла
2 ответа – 2 балла
1 ответ – 1 балл
1 вопрос – 0,5 балла
Счастливый билет: оценка 5 – 5 баллов
4 – 4 балла
3 – 3 балла
2 – 0 баллов
ОБЩИЙ ИТОГ
Для ученика: сумма всех баллов 9 – 11 – оценка 5
7 – 8 – оценка 4
4 – 6 – оценка 5
Для команды: большее среднее арифметическое всех баллов всех учеников – 1 место
ХОД УРОКА:
1. Организация класса.
2. Целеполагание.
3. Учитель: Первый этап смотра прошел вчера, за ведение тетрадей баллы
выставлены в таблицу итогов.
Сегодня мы проводим второй этап.
Положите перед собой листочки с копирками для диктанта, напишите фамилию и
вариант. Внимание!
Математический диктант
1 вариант 2 вариант аргумент значение
уравнение график
определение прямая
координата пропорциональность
формула
переменная число
пересекается параллельные
дробь
зависимость
алгебра
коэффициент
плоскость
независимая
математика
Первый экземпляр сдается учителю, а по второму проводится проверка (слайды №2, 3).
КРИТЕРИИ:
Ошибок нет – 5
1 – 2 ошибки – 4
3 – 5 ошибок – 3
4. «В хоккей играют настоящие мужчины,
Трус не играет в хоккей!»
Каждая команда приготовила по три теоретических вопроса к «Математическому
хоккею». Как настоящие спортсмены перед игрой проведем жеребьевку и
определим порядок.
Капитаны, вперед!
Проводится обмен вопросами в игровой форме.
5. А теперь самый сложный и ответственный конкурс.
На столе лежат билеты: красного цвета на оценку 5;
зеленого – на 4;
желтого – на 3.
Каждый из вас, рассчитав свои силы, выбирает себе один из них. Надеемся, что он
для вас будет счастливым.
Сначала каждый из вас старается решить сам, если решил – молодец, сдавай на
проверку.
А если не получилось – отчаиваться не надо, на то вы и команда, чтобы помогать
друг другу, только количество баллов будет на один меньше.
Зачитывается девиз конкурса (слайд № 4) и учащиеся приступают к выполнению
заданий.
6. Итоги общественного смотра знаний:
№
п/п
№
команды
фамилия, имя
1 команда
2 команда
3 команда конкурсы
Ведение тетради
Диктант
1
2
3 Математический
4
хоккей
Счастливый билет
итого баллов
место учся
место команды
ПРИМЕРЫ КАРТОЧЕК
№ 20
В одной системе координат построить
графики функций:
y = -x + 6
y = -x – 1,5
y = -x № 12
Каково взаимное расположение графиков функций:
a) Y = 7x – 4 и y = 7x + 3
b) Y = -4x и y = 4x
c) Y = 3x – 5 и y = -6x + 1
Почему?
№ 2
Построить график функции
Y = 2x - 4
ПРИЛОЖЕНИЕ № 7.
Урок алгебры в 8 классе
(Проверочная работа в форме «Математическое лото»)
ТЕМА: Квадратные уравнения.
ЦЕЛИ:
1. Проверка умений решать квадратные уравнения и уравнения, сводящиеся к
квадратным, применять теорему Виета.
2. Развитие навыков применения корней квадратного уравнения и дискриминанта.
3. Воспитание настойчивости в достижении цели, бережного отношения к учебному
времени.
ОБОРУДОВАНИЕ:
1. Мешок с 30 бочонками лото.
2. Таблички – лото.
3. Протоколы тиражной комиссии. 4. Тетради для индивидуальных работ.
5. Простые карандаши.
Бочонки лото выставлены на столе, табличкилото розданы ученикам.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент:
1)
2)
3)
Представление тиражной комиссии;
Проверка комиссией бочонков и ссыпание их в мешок;
Знакомство с правилами урока:
a) каждый вытягивает бочонок, по нему определяет номер задания (все
они записаны на доске), решает его и проверяет у тиражной комиссии;
b) если решено верно, то в табличке нужно зачеркнуть карандашом
номер решенного задания, сдать бочонок и взять следующий;
c) если решено неверно, то можно взять другой бочонок и начать все
сначала или снова попытаться решить то же задание;
d) решать нужно в тетрадях для индивидуальных работ;
e) за 5 минут до конца урока таблички нужно сдать комиссии, которая
проверит, верно, ли зачеркнуты номера и подведет итоги:
5 и более номеров – оценка 5
4 – 4
3 – 3
2 – 2
f) а сейчас на табличке карандашом напишите фамилию и, не теряя ни
минуты, начинайте работать.
2. Выполнение проверочной работы:
Решить уравнения:
4.
3.
1. 9x2 = 81
2. 9x2 – x = 0
x2−1
3 =5
3x2+6x=8x2−15x
2x2−16=0
5.
6. x2−4x−5=0
7. x2+3x+7=0
8. 2 x2−7x=3=0 3 x2−x+4=0
9.
10. 2 x2+x+1=0
11. 4 x2−11x+6=0
12. 5x2+2x+3=0
13. 3x2−5x=−4
14. 6x2=5x+1
15. x(x−1)=72
16. 4x2−4x+1=0
17. x2+5x+6=0
18. x4−10x2+9=0
19. x4+x2−20=0
20. x4−5x2+4=0
21. x2+4x−5=0
22. x2−8x+15=0
Найти сумму и произведение корней:
23. x2−x−2=0
24. x2−5x−6=0
25. x2+9x−6=0
26. x2+3x−4=0
Не решая уравнение, определить, сколько корней оно имеет:
27. 2 x2+5ч−7=0
28. 3 x2−7ч−8=0
29. 4 x2+4ч+1=0
30. 9 x2−6ч+2=0
3. Подведение итогов урока и выставление оценок. ТАБЛИЧКА – ЛОТО
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся в процессе обучения математике
Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся в процессе обучения математике
Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся в процессе обучения математике
Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся в процессе обучения математике
Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся в процессе обучения математике
Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся в процессе обучения математике
Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся в процессе обучения математике
Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся в процессе обучения математике
Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся в процессе обучения математике
Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся в процессе обучения математике
Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся в процессе обучения математике
Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся в процессе обучения математике
Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся в процессе обучения математике
Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся в процессе обучения математике
Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся в процессе обучения математике
Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся в процессе обучения математике
Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся в процессе обучения математике
Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся в процессе обучения математике
Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся в процессе обучения математике
Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся в процессе обучения математике
Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся в процессе обучения математике
Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся в процессе обучения математике
Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся в процессе обучения математике
Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся в процессе обучения математике
Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся в процессе обучения математике
Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся в процессе обучения математике
Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся в процессе обучения математике
Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся в процессе обучения математике
Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся в процессе обучения математике
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.