Компетентностный подход в обучении математике
Оценка 4.6

Компетентностный подход в обучении математике

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
математика
Взрослым
27.03.2017
Компетентностный подход в обучении математике
Компетентностный подход предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Внедряя компетентностный подход в преподавание математики, учитель должен оценивать компетентность ученика в целом и по результатам самостоятельных, контрольных, домашних работ, по работе на уроках, по инициативности ученика, стремлению его к знаниям.
Компетентностный подход в обучении математике.docx
Компетентностный подход в обучении математике Галиякбарова Ф. Ш., г. Нижнекамск   Наше время ставит перед школой задачу­ повышения качества образования и воспитания,  прочное овладение основами наук, обеспечение более высокого уровня преподавания  каждого предмета.     На современном этапе развития общества необходим человек способный к творческому овладению знаний, умеющий применять знания в нестандартных ситуациях, умеющий  работать в команде, отличающийся мобильностью и развитым чувством ответственности. Кроме того, с 2008/2009 года для выпускников 11­х классов обязательным стал экзамен по математике в форме ЕГЭ. Содержание контрольно­ измерительных материалов носит практический характер, т.е. у выпускников проверяют умение применять знания в повседневной жизни. В связи с этим, я столкнулась с проблемой – как, обучаясь по тем же учебникам, по тем же программам, подготовить детей к жизни в новом обществе, к экзаменам. Мною было принято решение, используя компетентностный подход, наполнить математическое образование знаниями, умениями и навыками, связанными с личным опытом и потребностями ученика для того, чтобы он мог действовать в конкретной жизненной ситуации.     Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.     Для реализации компетентностного подхода в обучении на уроках математики я  применяю различные педагогические технологии: модульное обучение, проектную  деятельность, информационно­коммуникационные технологии. В этом случае обучение  приобретает деятельностный характер, акцент делается на обучение через практику,  продуктивную работу обучающихся в малых группах, использование межпредметных  связей, развитие самостоятельности. Моя система работы, как учителя математики в  современных условиях  направлена на развитие обучающихся: их мировоззрения,  креативных способностей, познавательной активности. Я считаю, что обучение для всех  должно быть интересным, увлекательным.      Компетентностный подход в обучении математики заставляет учителя постоянно  пересматривать арсенал средств обучения и воспитания, выбирая наиболее эффективные  формы и разрабатывая их совместно с учениками, опираясь на знания и опыт учеников,  полученных на уроках математики. Компьютер на уроках математики стал реальной  необходимостью. Его использование позволяет создать информационную обстановку,  стимулирующую интерес и пытливость учащихся.      Всем известно, что изучение такого раздела математики, как стереометрия, вызывает у  многих учащихся существенные затруднения, усвоение материала чаще всего строится на  зазубривании. Использование компьютера значительно облегчает процесс изучения  стереометрии через реализацию одного из принципов обучения – наглядности. Наглядность – «золотое правило дидактики» (Я.А. Коменский) составляет содержание одного из  ведущих принципов обучения. Одной из основных задач при изучении стереометрии в  школе является развитие пространственного воображения у учащихся. Поэтому  целесообразно применять компьютер на уроках стереометрии в обучающем режиме и в  режиме графической иллюстрации изучаемого материала. И особенно важно, в свете  компетентностного подхода в обучении математики, перейти от использования готовых  программ по предмету к созданию силами учителей и учащихся собственных учебно­ методических пособий в среде Microsoft Power Point. Создание учебных презентаций ­ это,  прежде всего, приобщение школьников к исследованиям, призванное активизировать  познавательную деятельность учащихся. При использовании продуктов такого рода на уроках и во внеурочной деятельности повышается доступность обучения за счет более  понятного, яркого и наглядного представления материала. Процесс обучения проходит  успешно, так как он основан на наблюдении объектов и явлений. Целеустремленный поиск  нового жизненного опыта с помощью информационных технологий способствует тому, что  в сознании учащихся наступает качественный скачек на пути развития пространственных  представлений.      Использование презентации на уроке не подменяет деятельность учителя, а дополняет  ее. Часть необходимой информации вынесена на демонстрационные слайды, а часть  проговаривается учителем, что, несомненно, повышает продуктивность урока. Это  позволяет учителю увеличить объем излагаемого на уроке материала без ущерба для  восприятия новых знаний учащимися. Продуктивность повышается за счет сокращения  времени на «перерисовывание» чертежей сначала на доску, а затем в тетради учеников. В  результате быстрее проходит повторение опорных знаний и увеличивается число решаемых задач.       В связи с этим можно выделить ряд преимуществ использования мультимедийных продуктов на  уроках и во внеурочной деятельности:  ­аккуратное, яркое, цветное изображение на экране легко воспринимается даже учениками,  сидящими за последней партой,   ­наглядность материала прямо пропорциональна его усвоению, так как работает наглядно­образное мышление,  появляется возможность организовать проектную деятельность учащихся по созданию учебных  программ под руководством учителей информатики и математики,  у учеников формируется пространственное и логическое мышление.         А все это, несомненно, способствует формированию у выпускника школы ключевых  компетентностей, позволяющих ориентироваться в ситуациях неопределенности,  применять знания в нестандартных ситуациях.    При реализации компетентностного подхода особое внимание нужно уделять на  использование приобретенных знаний и умений в практической и повседневной жизни.  Предмет математики разделен на области: арифметика; алгебра; геометрия; элементы  логики, комбинаторики, статистики и теории вероятности. К каждой области математики к практическим умениям сформированы определенные требования. Так в области  арифметики: решение несложных практических расчетных задач, устной прикидки и  оценки результата вычислений, проверки результата вычисления, с использованием  различных приемов;  алгебры: выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих  зависимость между реальными величинами, описания зависимостей между физическими  величинами, при исследовании несложных практических ситуаций; геометрии: описания реальных ситуаций на языке геометрических расчетов, включаемых  простейшие тригонометрические формулы, решение практических задач, связанных с  нахождением геометрических величин, построение геометрическими инструментами; элементы логики, комбинаторики, статистики теории вероятности: выстраивание  аргументации при доказательстве, распознание логически некорректных рассуждений.       Для реализации компетентностного подхода в обучении математики учителя на уроках  применяют различные педагогические технологии: проектную деятельность; игровые  технологии; модульное обучение.    Компетентностный подход предполагает освоение учащимися различного рода умений,  позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причем особое значение придается умениям, позволяющим  действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя  наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе решения подобных  ситуаций и достигать требуемых результатов.     Диагностировать компетентность ученика можно и с помощью проверочных и  контрольных работ и тестов, подбирая соответствующие задания, но не все виды  компетенций могут быть правильно оценены только по результатам таких работ. Например, трудно определить коммуникативную компетентность ученика по результатам  индивидуальной работы, учитывая, что данный вид компетенции включает в себя навыки  работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Здесь следует  учитывать полезность проводимой работы для ученика. Поэтому, внедряя  компетентностный подход в преподавание математики, учитель должен оценивать  компетентность ученика в целом и по результатам самостоятельных, контрольных,  домашних работ, по работе на уроках, по инициативности ученика, стремлению его к  знаниям. Результатами моей педагогической деятельности являются следующие достижения: 1. Качество обученности по математике за последние два года составило: 2014/2015  учебный год – 68%, 2015/2016 – 71%.. 2. Результаты ЕГЭ по математике: 2014/2015 учебный год – 100% успеваемости, средний балл 59,5, высший балл – 85. 3. Мои ученики являются победителями и призерами различных олимпиад и конкурсов. В заключение хочу сказать, что главное предназначение образования в современной школе не вооружать суммой умений, знаний и навыков в той или иной предметной области, а сформировать через эту предметную область умения учебной, исследовательской деятельности, коммуникативные умения, способность к самопознанию, самообучению, самовоспитанию, самореализации. Литература. 1. Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Программа общеучебных умений:  совершенствование эффективности формирования познавательной компетентности школьников. //Образование в современной школе. ­ №6.­2002. с. 44­57. 2. Воронщиков С.Г. Учебно­познавательная компетентность школьников: опыт системного конструирования. // Завуч. Управление современной школой. ­ №6. – 2007. с. 81­97. 3. Денищева Л.О., Глазков Ю.А., Краснянская К.А. Проверка компетентности выпускников средней школы при оценке образовательных достижений по математике. // Математика в школе. ­ №6 ­2008. с. 20­30. 4. Иванов Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании. // Завуч. Управление современной школой. ­ №1. – 2008. с. 4­24. 5. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к о

Компетентностный подход в обучении математике

Компетентностный подход в обучении математике

Компетентностный подход в обучении математике

Компетентностный подход в обучении математике

Компетентностный подход в обучении математике

Компетентностный подход в обучении математике
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2017