Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках естественно-научного цикла
Оценка 4.7

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках естественно-научного цикла

Оценка 4.7
Мероприятия
docx
химия
Взрослым
26.02.2018
Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках естественно-научного цикла
Какие требования предъявляются к выпускникам современной школы? Взгляды педагогов разных стран мира весьма близки. Сегодня обучающимся недостаточно успешно освоить базовый курс школьной программы, им необходимо научиться быть самостоятельными, работать с информацией и приобретать знания. Только в этом случае они могут рассчитывать на успех в информационном обществе XXI века
Использование информационно.docx
Использование информационно­коммуникативных технологий на уроках естественно­ научного цикла Безносова Марина Юрьевна ОГБОУ НПО ПУ №6 г.Зима Какие   требования   предъявляются   к   выпускникам   современной   школы?   Взгляды педагогов разных стран мира весьма близки. Сегодня обучающимся недостаточно успешно освоить   базовый   курс   школьной   программы,   им   необходимо   научиться   быть самостоятельными, работать с информацией и приобретать знания. Только в этом случае они могут рассчитывать на успех в информационном обществе XXI века Современному   преподавателю   все   более   сложно   видеть   себя   в   образовательном процессе без использования информационных технологий. Их использование в преподавании требует специальной подготовки не только в техническом, но и в методическом плане. Сейчас многие преподаватели предпочитают создавать собственные электронные пособия к уроку в виде   презентаций   “Роwег   Роint”.   Может   быть,   в   техническом   плане   такие   материалы   и проигрывают   профессиональным   разработкам,   зато   более   соответствуют   целям   и   задачам конкретного   урока,   логике   работы   с   данными   конкретными   обучающимися.   Чаще   всего мультимедийные   презентации   являются   иллюстрацией   к   учебному   материалу,   который объясняет   преподаватель.         Это   позволяет   интенсифицировать   процесс   обучения,   т.   е. проводить его с более высокой скоростью и с более высокими результатами обучения. Но на современном этапе этого недостаточно. В данное время меняются цели и задачи, стоящие перед   современным   образованием,   происходит   смещение   акцентов   с   усвоения   знаний   на формирование   компетентностей.  Основой   формирования   индивидуального   стиля профессиональной   деятельности   на   уровне   профессиональной   подготовки   является формирование   профессионального   сознания   как   совокупности   профессиональных   знаний, идей,   ценностей,   которые   становятся   ориентиром   и   инструментом   профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность предусматривает постоянное повышение квалификации, поиск возможностей для наиболее полного раскрытия себя в профессии, самостоятельность, ответственность, способность к инновационной деятельности. Профессиональная компетентность специалиста определяется не только базовыми знаниями и умениями, но и ценностными ориентациями, мотивами его деятельности, пониманием себя и окружающего мира, постоянными взаимоотношениями с людьми, с которыми он учится, а в дальнейшем работает, способностью к развитию своего творческого потенциала. Реализовать индивидуальные способности обучающихся, дать ему возможность овладеть элементами профессионализма является составляющими развития личности как специалиста. Показателем интенсивности развития профессиональной компетентности может быть степень самореализации, что характеризует жизнедеятельность конкретного обучающегося. Самореализация – процесс, в котором предусматривается осознание личностью того, чем она владеет и чего хотела бы достичь, а также выбор практичных действий для воплощения опыта в реальную действительность. Одной из функций самореализации есть стимулирование процесса развития личности, а, соответственно, и ее качественных характеристик. Под компетенциями мы понимаем совокупность взаимозависимых качеств личности (знание, умение, навыки, способы деятельности), необходимых для качественной производительной деятельности; компетентность определим как владение компетенциями. Высокий уровень профессиональной компетентности специалиста характеризует информационно коммуникационная компетентность – компьютерная грамотность плюс умение вести поиск информации, использования и оценка информации, владения технологиями компьютерных коммуникаций, умения усваивать и использовать возможности информационных технологий для решения методических и учебно - воспитательных проблем. Владение информационными технологиями, умение заботиться о своем здоровье, вступать в коммуникацию, решать проблемы ­ новые составляющие   современного   востребованного   обществом   качества   образования.     Таким образом,   основой   современных   образовательных   стандартов   становится   формирование базовых компетентностей современного человека, а именно:   Информационной:  ­   умение   искать,   анализировать,   преобразовывать,   применять информацию для решения проблем;       личностно     личностные   полноценно использовать Коммуникативной:  ­   умение   эффективно   сотрудничать   с   другими   людьми;            Самоорганизации: ­ умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, ресурсы;                     Самообразования:  ­   готовность   конструировать   и   осуществлять   собственную образовательную   траекторию   на   протяжении   всей   жизни,   обеспечивая   успешность   и конкурентоспособность.           Использование   компьютерных   технологий   в   работе   учителя   позволит   достичь   целей образования   современной   молодёжи,   но   при   условии,   что   цели   образования   станут   для обучающегося значимыми.       Уроки с применением ИКТ имеют коренное отличие от классической системы обучения. Это отличие состоит в изменении роли учителя: он уже не основной источник знаний, его функция   сводится   к   консультативно   –   координирующей.   Это   происходит   благодаря применению   современных   электронных   учебников,   виртуальных   химических   лабораторий, Интернета, новых средств обучения. Задача учителя – подобрать эти средства в соответствии с   содержанием   учебного   материала,   возрастными   и   психологическими   особенностями школьников, а также с умением учащихся использовать компьютер. По определению Г. К. Селевко, информационная компетентность – это ключевая суперкомпетентность человека XXI столетия, важный инструмент будущей профессиональной деятельности нынешних обучающихся, а также преподавателей. В данной работе мы акцентируем внимание на информационные компетенции, которое, по нашему мнению, занимают одно из ключевых мест в современной подготовке спечиалиста. Информационная компетенция по-разному раскрывается в разных психолого-педагогических источниках, но к наиболее значительным ее элементам относят: знание и использование рациональных методов поиска и сохранения информации в современных информационных массивах; владение навыками работы с разными видами электронной информации; умение получать и подавать информацию в Internet; владение и телекоммуникационных технологий в учебном процессе и для профессионального самоусовершенствования. Формирование информационной компетенции будущего специалиста невозможно без осознания новой роли преподавателя в учебе. Педагог уже не является транслятором знаний и носителем единственно информационных использования навыками 2 правильной информации, а выступает в роли эксперта, вместе с обучающимися, исследуя и анализируя учебный материал, активно применяя новейшие телекоммуникационные и компьютерные технологии и, таким образом, предоставляя образец обучения. Одной   из   важнейших   задач   обучения   становится   вооружение   обучающихся способностями   к   активной,   самостоятельной   обработке   информации   с   использованием  т.е.   формирование   у   обучающихся   информационной технологических   средств, компетентности.   Поэтому   меняются   методические   подходы   к   электронным   учебным материалам,   содержанию   самостоятельной   работы   обучающихся.   Чтобы   мультимедийные презентации   отвечали   современным   требованиям,   они   должны   помогать   преподавателю формировать   умения,   связанные   с   обработкой   информации   –   умения   анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, структурировать учебный материал. Я решаю эту задачу следующим образом.  Например, при изучении темы “Строение атома, состав ядра” используется презентация, содержащая несколько слайдов. Конечный вид первого слайда:                                      Элементы слайда постепенно появляются на экране в логической последовательности. Работа со слайдом состоит в следующем:  анимированное содержание слайда просматривается без комментария преподавателя; преподаватель организует беседу с обучающимися, которая помогает им сформулировать то, что они поняли, просматривая слайд; один   из   обучающихся   обобщает   материал,   т.е.   составляет   рассказ,   соответствующий содержанию слайда: Чтобы выявить закономерности строения атома, задаются вопросы:  каков конкретный заряд каждого электрона? как связаны между собой заряд ядра и количество электронов? Вид второго слайда:                                               Продолжая беседу, я задаю вопрос: “Какую дополнительную информацию о строении атома   дает   это   изображение?”   Обучающиеся   должны   отметить,   что:   атом   не   плоский,   а объемный; имеет слоистую структуру. Конечный вид третьего слайда: 3 На третьем слайде, изображения для водорода и гелия оформлены также как и первый слайд, т.е. при их просмотре и последующей беседе обучающиеся должны усвоить из каких частиц состоит ядро атома, как заряд ядра связан с количеством протонов, а относительная атомная   масса   с   общим   количеством   частиц   в   ядре.   Сформулированные   в   ходе   урока закономерности строения атома самостоятельно записываются в тетрадь. Изображение для лития   оформлено   в   обратном   порядке.   Это   упражнение,   при   выполнении   которого осуществляется   предсказание   заряда   ядра   и   относительной   атомной   массы   атома   по количеству протонов и нейтронов в ядре. Следующий   этап   урока   –   выполнение   заданий,   которое   позволяет   изучение   части учебного материала провести в виде самостоятельной работы и способствует формированию информационной компетентности обучающихся. Задание 1.  Найдите   в   тексте   объяснение,   как   подсчитать   количество   частиц   в   атоме.   После прочтения сформулируйте последовательность действий по выполнению подсчета и запишите ее в виде правил. В качестве примера подсчитайте количество частиц для атома:  вариант 1 – лития;  вариант 2 – фосфора;  вариант 3 – кальция.  Это упражнение связано с формированием умений находить необходимую информацию по тексту, анализировать отрывок текста, иллюстрировать информацию примерами.  Задание 2.  Найдите   в   тексте   определение   изотопов.   По   примерам,   приведенным   в   тексте, определите, в чем состоит сходство и различие изотопов:  вариант 1 – хлора;  вариант 2 – калия;  вариант 3 – углерода.  Это упражнение связано с формированием умений находить необходимую информацию по тексту, сравнивать объекты между собой. После выполнения заданий учитель предлагает просмотреть четвертый и пятый слайды презентации и задать вопросы, если что­то непонятно. Таким образом, усвоение учебного материала контролируется и корректируется. Конечный вид четвертого слайда:  4 Конечный вид пятого слайда:                                      Такой подход к организации работы на уроке позволяет:   использовать   презентацию   не   только   как   источник   информации,   но   и   как   “объект наблюдения”;  реализовать деятельностный подход в обучении;  способствовать формированию у обучающихся умения вести диалог и полилог;  способствовать   формированию   и   развитию   умений,   являющихся   основой информационной компетентности. Анализ педагогической и методической литературы, изучение опыта педагогов выявили, что в образовании в последние годы наиболее актуальными становятся понятия «инновации», «компетентностный подход», «ключевые компетенции», ИКТ­компетенции (информационно­ коммуникационно­технологические компетенции). Информационная компетенция в определении целей и содержания общего образования не является кардинально новым образованием, однако в современных условиях она приобретает приоритет в связи с тем, что именно она определяет способность специалиста к быстрому реагированию на динамические смены в науке, которые должны отражаться в учебе. П.В.   Беспалов   определяет   информационную   компетентность   как   «...интегральную характеристику личности, предполагающую мотивацию к усвоению соответствующих знаний, способность   к   решению   задач   в   учебной   и   профессиональной   деятельности   с   помощью компьютерной техники и владение приемами компьютерного мышления.»  Формирование   информационной   компетентности   является   одной   из   ведущих   задач подготовки будущего специалиста именно потому, что это позволяет заложить фундамент его самоусовершенствования и саморазвития, готовности «шагать в ногу со временем»   Литература 5 1. Акуленко   В.Л.   Формирование   ИКТ­компетентности  учителя­предметника  в  системе повышения квалификации [Текст] / В.Л.Акуленко // Применение новых технологий в образовании: Материалы XV Междунар. конф., 29­30 июня 2004 г.,        г. Троицк Московской обл.: Изд­во "Тровант", 2004. 2.   «Компьютерная Беспалов   П.   В. личностноориентированного обучения» //Педагогика.­ 2003, №4.   компетентность   в   контексте 3. 4. Селевко   Г.   К.   Педагогические   технологии   на   основе   информационно­ коммуникационных средств. ­ М.: НИИ школьных технологий, 2005.  Штыров   А.   В.   Основные   направления   и   цели   информатизации   историко­ педагогического образования // Педагогическая информатика. – 2006. – № 1.  6

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках естественно-научного цикла

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках естественно-научного цикла

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках естественно-научного цикла

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках естественно-научного цикла

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках естественно-научного цикла

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках естественно-научного цикла

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках естественно-научного цикла

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках естественно-научного цикла

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках естественно-научного цикла

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках естественно-научного цикла

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках естественно-научного цикла

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках естественно-научного цикла
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2018