ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Оценка 4.6
Лекции
doc
воспитательная работа
Детсад
24.12.2018
Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания.
Для того, чтобы воспитать физически развитого, любознательного, активного, эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками ребенка, необходимы подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии. Мы, педагоги, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий. Коммуникативная компетентность педагога предполагает способность выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.
Статья.doc
Дроздова Елена Васильевна,
Старший воспитатель
высшей квалификационной категории
МБДОУ Детского сада № 8 «Сказка»
г.Гуково Ростовской области
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО
КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Использование информационнокоммуникационных технологий в
детском саду – актуальная проблема современного дошкольного
воспитания. Важность и необходимость внедрения таких технологий в
процесс образовательной деятельности отмечалась международными
экспертами во «Всемирном докладе по коммуникации и информации»,
подготовленном ЮНЕСКО. В настоящее время в нашей стране реализуется
Стратегия развития информационного общества, которая связана с
доступностью информации для всех категорий граждан и организацией
доступа к этой информации. Поэтому использование информационно
коммуникационных технологий является одним из приоритетов
образования.
Информатизация системы образования предъявляет новые требования
к педагогу, его профессиональной компетентности, стилю работы и
организации труда, требует приобретения новых навыков педагогической
деятельности,
информационная культура является частью
общепедагогической культуры.
т.к.
Для того, чтобы воспитать физически развитого, любознательного,
активного, эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами общения и
способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками ребенка,
необходимы подготовленные педагогические кадры, способные сочетать
традиционные методы обучения и современные информационные
технологии. Мы, педагоги, должны идти в ногу со временем, стать для
ребенка проводником в мир новых технологий.
Коммуникативная
компетентность педагога предполагает способность выстраивать
коммуникации в различных форматах:
письменном,
дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном. Педагог должен
не только уметь пользоваться компьютером и современным
устном, мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные
ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.
Компьютеры в школьных классах сегодня уже не воспринимаются как
нечто редкое, экзотическое, однако в детском саду они еще не
превратились в хорошо освоенный инструмент педагогов. Но с каждым
годом современные информационные технологии все плотнее входят в
нашу жизнь. Поэтому, дошкольное образовательное учреждение, как
носитель культуры и знаний, также не может оставаться в стороне.
На основании приказа Министерства общего и профессионального
образования Ростовской области от 29.06.2016 г. № 495 «О признании
организаций областными инновационными площадками и областными
пилотными площадками» в образовательном учреждении с 2016 по 2019 год
реализуется Проект инновационной площадки по проблеме «Модернизация
дошкольного образовательного пространства средствами информационно
коммуникационных технологий». В результате которого значительно
изменилась материальная база,
вырос образовательный и
квалификационный уровень педагогов,
образовательный статус
учреждения, расширились связи ДОУ с общественными институтами,
значительно возросла активность родителей.
видео,
DVD,
CD,
мультимедиа,
Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры
и их программное обеспечение. Под информационнокоммуникативными
технологиями подразумевается использование компьютера, Интернета,
телевизора,
аудиовизуального
оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие
возможности для коммуникации. Использование компьютерных технологий
помогает:
привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
формировать информационную культуру у детей;
активизировать познавательный интерес,
мыслительные процессы
(анализ, синтез, сравнение и др.);
реализовывать личностноориентированный и дифференцированный
подходы в обучении;
дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к
работе; Остановимся на преимуществах использования интерактивных
материалов. Данные материалы позволяют увеличить восприятие
информации за счет увеличения количества иллюстративного материала,
делать поправки во время НОД, выполнять совместную работу детей во
взаимодействии, осуществлять интерактивную взаимосвязь «ребенок –
педагог», использовать мультимедийные презентации для обеспечения
наглядности, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию
материала, что очень важно, учитывая нагляднообразное мышление детей
дошкольного возраста; одновременно используется графическая, текстовая,
аудиовизуальная информация; при использовании анимации и вставки
видеофрагментов возможен показ динамических процессов; с помощью
компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые
нельзя или сложно показать во время образовательной деятельности либо
увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков
животных; работу транспорта и т.д.); использование новых приёмов
объяснения и закрепления, особенно в игровой форме, повышает
непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное;
непосредственно образовательная деятельность с использованием
информационнокоммуникационных технологий побуждает детей к
поисковой и познавательной деятельности, включая и поиск в сети
Интернет самостоятельно или вместе с родителями; высокая динамика
непосредственно
способствует
эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения,
творчества детей. Интерактивные материалы помогают в подборе
дополнительного познавательного и иллюстративного материала к
непосредственно образовательной деятельности, для оформления стендов,
альбомов,
Интернет, принтер,
презентация), в знакомстве с сценариями праздников и других
мероприятий, в создании дидактических игр, обмене опытом, знакомстве с
периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья, при
оформлении групповой документации, отчетов, в создании презентаций в
программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных
занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей.
образовательной деятельности
группы,
кабинетов (сканирование,
Существуют следующие виды презентаций:
• Для обозначения темы или как сопровождение объяснения педагога; • Для сопровождения небольших театрализованных сценок или
постановок сказок детьми;
• Для сопровождения праздника для детей или для контроля знаний и
др.
• Для сопровождения концерта
• Для проведения родительских собраний
Особое место при использовании ИКТ занимает работа с родителями:
• Минимизация времени доступа к информации субъектов
коммуникации;
• Возможность
фотоматериалы;
продемонстрировать
любые
документы,
• Обеспечение индивидуального подхода к субъекту коммуникации;
• Оптимальное сочетание индивидуальной работы с групповой;
• Рост объема информации;
• Обеспечивает диалог субъектов коммуникации (электронная почта,
форум);
• Оперативное получение информации;
• Расширение информационных потоков;
• Использование ИКТ при проведении родительских собраний.
Несмотря на все преимущества использования информационно
коммуникационных технологий, существует и ряд проблем, при их
использовании. И, прежде всего, это реальная угроза здоровью,
возникающая при раннем приучении малышей к компьютеру.
При использовании данных технологий воспитатель, прежде всего,
руководствуется Санитарноэпидемиологическими требованиями к
устройству, содержанию и режиму работы дошкольных учреждений
(СанПиН 2.4.1.304913). После работы с компьютером с детьми проводят
гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с
компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не превышает 10
минут и для детей 67 лет 15 минут. Для детей, имеющих хроническую
патологию, частоболеющих (более 4 раз в год), после перенесенных
заболеваний в течение 2недель продолжительность непосредственно
образовательной деятельности с использованием компьютера сокращена:
для детей 5 лет до 7 минут, для детей 6 лет до 10 минут.
Для снижения утомляемости детей в процессе осуществления
непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютерной техники необходимо обеспечить гигиенически рациональную
организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка,
достаточный уровень освещенности. Экран видеомонитора должен
находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см.
Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них.
Недопустимо использование одного компьютера для одновременного
занятия двух или более детей. Непосредственно образовательную
деятельность с использованием детьми компьютеров проводят в
присутствии педагога или воспитателя (старшего воспитателя).
технологий:
В своей работе педагог может использовать следующие средства
компьютер,
информационнокоммуникативных
мультимедийный проектор, принтер, видеомагнитофон, DVD плейер,
телевизор, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера, электронные доски.
Также можно выделить следующие виды интерактивных материалов:
фотографии,
сказок,
мультфильмов), презентации (электронные книги, электронные выставки),
детские развивающие компьютерные игры. Возможно создание коллекций
цифровых фотографий и мультфильмов.
видеофрагменты
видеоролики,
(фильмов,
Для успешной реализации данного направления и создания условий
повышения качества и результативности образовательного процесса через
внедрение современных информационнокоммуникационных технологий в
МБДОУ Детском саду № 8 «Сказка» был разработан ряд мероприятий:
• Подобран
диагностический инструментарий, проведен мониторинг
педагогического состава ДОУ для выявления профессиональной
компетентности, определен их творческий потенциал.
• Изучен опыт работы ДОУ разных регионов по проблеме внедрения ИКТ.
• Изучена и проанализирована литература по данной проблеме.
• Обеспечена методическая поддержка педагогов (индивидуальные
консультации, обучающие семинары для воспитателей по внедрению
информационнокоммуникационных технологий), курсовая подготовка.
• Обеспечена материальнотехническая база (приобретен «Компьютерный
класс», для работы с воспитанниками, ноутбуки, проектор, экран).
• Участникам образовательного процесса предоставлен свободный доступ к
компьютерной технике, к информационным ресурсам, программным
средствам (использование педагогами средств ИКТ в организации педагогической
процессе).
диагностики,
воспитательнообразовательном
Эффективное использование педагогического потенциала.
Создан банк дидактических и методических материалов, разработок по
использованию информационных и коммуникационных технологий в
работе ДОУ.
При проведении мониторинга деятельности МБДОУ № 8 «Сказка» по
использованию ИКТ, было выявлено, что часть педагогов не в полной мере
сумели овладеть информационно – коммуникационными технологиями и
применять эти технологии в воспитательнообразовательном процессе. А
данное условие является одним из основных требований к кадровому
обеспечению, которое регламентируется проектом ФГОС 2013 года.
При этом, на сегодня это единственный вид деятельности, не
регламентируемый специальной образовательной программой. Педагогам
приходится самостоятельно изучать подход и внедрять его в свою
деятельность,
использование ИКТ является одним из
перспективных средств обучения дошкольников.
однако,
Учитывая это, одной из задач работы коллектива в настоящее время
становится повышение компьютерной грамотности педагогов, для того,
чтобы каждый в перспективе мог свободно использовать современные
информационные технологии в своей работе.
Для решения данной проблемы в детском саду была использована
форма работы в парах: когда один педагог является активным
пользователем технических средств, а другой обучается. И это открывает
новые возможности в нашей работе.
Педагоги ДОУ регулярно проходят курсы повышения квалификации, в
том числе по программе «Информационные технологии в образовании».
Перед воспитателем детского сада, освоившим ИКТ, открываются
безграничные возможности для эффективной творческой работы.
Использование ИКТ помогло значительно изменить предметно
развивающую среду групп и детского сада. Родительские уголки
оформлены по последнему слову передовых компьютерных технологий,
визитные карточки группы, изготовленные при помощи программы fotoshop.
В групповых комнатах ярко оформленные рабочие стены.
Педагоги детского сада «Сказка» являются участниками Федерального
проекта «Школа цифрового века», проходят модульные курсы в рамках данного проекта. Вместе со своими воспитанниками педагоги принимают
участие в городских конкурсах, где участники проявляют профессионализм
не только в области знаний, но и умений применять на практике навыки
использования ИКТ, создавая презентации с помощью программ Microsoft
PowerPoint, Nero, fotoshop и другие. Умение пользоваться интернетом
позволяет быть в курсе событий, происходящих в педагогических
сообществах, отслеживать анонсы событий (проведение конкурсов,
семинаров), получать консультации по актуальным проблемам.
Неоднократно педагогами МБДОУ Детского сада № 8 был
представлен опыт работы по использованию ИКТ в воспитательно
образовательном процессе во время проведения городских семинаров для
педагогов и руководителей ДОУ.
Реализуя программу информатизации в детском саду можно с
уверенностью сказать, что ИКТ являются эффективным техническим
средством, при помощи которого можно значительно разнообразить работу
педагогов ДОУ с детьми.
хранения,
Использование ИКТ в управленческой деятельности обеспечивает
обработки и использования
своевременность сбора,
оформление наглядного материала,
информационного материала,
презентаций при подготовке педсоветов, семинаров,
родительских
собраний и т.д., повышение эффективности взаимодействия ДОУ с
социумом и родителями за счет размещения информации на сайте.
Разработанная система повышения ключевой информационной
компетентности педагогических работников дала свои результаты.
Педагоги ДОУ активно используют информационные технологии в
образовательном процессе, владеют навыками поиска информации в
Интернете, способами и методами применения компьютерных технологий в
работе с детьми и родителями. Компьютер вполне естественно вписывается
в жизнь детского сада и семьи, являясь одним из эффективных
современных технических средств, при помощи которого можно
значительно разнообразить процесс воспитания, обучения и развития
малыша. Компьютер уже сам по себе привлекателен для ребенка, вызывает
у детей познавательный интерес. Каждое занятие с применением
компьютера вызывает у дошкольников эмоциональный подъем, желание
добиться успехов, сделать задание до конца. Мы убедились, что применение ИКТ позволяет существенно повысить
качество образования, стимулирует педагогов и обучающихся к творческой
деятельности.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.