Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-дефектолога
Оценка 5

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-дефектолога

Оценка 5
Повышение квалификации
docx
дефектология +1
Взрослым
05.04.2019
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-дефектолога
В данном мастер-классе представлена тема использования информационно – коммуникационных технологий в работе учителя-дефектолога, которая актуальна в повседневной практической деятельности. В материале четко представлены рекомендации об охранительном, здоровьесберегающем режиме проведения занятий, особенно при использовании на занятиях компьютера, что дает положительную динамику в процессе коррекционной работы.
ИКТ.docx
КГБОУ «Озерская общеобразовательная школа­интернат» Мастер­класс: «Использо вание информац ионно­ В настоящее время идет становление новой системы образования. Этот процесс   сопровождается   существенными   изменениями   в   педагогической   теории   и   практике   учебно­ воспитательного   процесса,   в   содержании технологий   обучения,   которые   должны   быть   адекватны современным техническим   возможностям,   и   способствовать   гармоничному   вхождению   ребенка в информационное   общество.   Компьютерные технологии призваны   стать   неотъемлемой   частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Практика работы  образовательных   учреждений свидетельствует о   необходимости   расширения использования информационно­коммуникационных   технологий (далее   ИКТ) в   организации   образовательного процесса. коммуник ационных технологи й в работе учителя­ дефектоло га» Шуваева Н.Ф., учитель­дефектолог с. Озерки ИКТ   затрагивают   все   сферы   жизни   человечества,   но,   пожалуй,   наиболее   сильное   позитивное воздействие   они   оказывают   на   образование,   так   как «открывают   возможности   совершенно   новых методов преподавания и обучения». Использование ИКТ и электронных средств обучения (далее ЭСО) при реализации образовательных программ специального образования позволяет: Совершенствовать методы и технологии отбора и формирования содержания образования; Вводить   и   развивать   новые специализированные   предметные   области,   учебные   предметы, направления коррекционных занятий, связанные с информатикой и информационными технологиями; большей счёт индивидуализации, использования дополнительных мотивационных рычагов; эффективность Повышать его   за       обучения     Организовывать новые формы взаимодействия в процессе обучения; Изменять содержание и характер деятельности обучающего и обучаемого; Совершенствовать механизмы управления системой образования; Снижать   затраты   на   организацию   и   проведение   учебных   мероприятий   за   счёт   переноса   части повседневных рутинных функций с педагога на средства компьютерной поддержки обучающего процесса; Повышать мотивацию учащихся, расширять сферы их самостоятельной деятельности; Обеспечивать доступность в восприятии учебного материала. Тема использования   информационно   –   коммуникационных   технологий   в   работе   учителя­ дефектолога – актуальна в моей повседневной практической деятельности.  Во­первых,   мне   это   интересно,   во­вторых,   я   предполагаю,   что   это   должно   понравиться   моим воспитанникам и положительно повлиять на процесс коррекции речевых нарушений, даёт дополнительные возможности в работе с родителями. И в–третьих, я столкнулась с нехваткой методического материала для   своей работы и   малыми   просторами   кабинета   для   хранения   различных   картин,   иллюстраций, многочисленных картотек и т. д. Поэтому предполагаю использовать компьютерные технологии во всех аспектах своей практической деятельности. Я поставила перед собой следующие задачи: ­ Изучить сферы и формы использования ИКТ в обучении дошкольников; ­   Создать   медиатеку   электронных   образовательных   ресурсов,   применимых   в работе   учителя­ дефектолога; ­   Внедрить   инновационные   методы (использование   ИК   технологий) во   все   формы деятельности учителя­дефектолога. Проанализировав нормативно – правовые документы и методические рекомендации выделила основные требования, предъявляемые к педагогическим программным средствам. • педагогические требования; • технические требования; • эргономические требования; • эстетические требования. Гигиенические требования при работе с икт Использование ИКТ   при   реализации   образовательных   программ специальногообразования   должно отвечать ряду санитарно – гигиенических и эргономических требований: •   необходимо   обеспечить   ребёнку   комфортную рабочую   позу:   расстояние   от   экрана   50   –   70   см, верхняя часть экрана должна располагаться на уровне глаз или на 20 см ниже, освещение подбирается таким образом, чтобы максимально устранить отражения, блики, освещённость экрана должна быть равна освещённости   помещения, использование   удобной   мебели (стул,   высота   которого   может изменяться); • осуществлять контроль за правильной посадкой ребёнка: ровная спина, ноги вместе под прямым углом   (под   ноги   можно   подставить   подставку   для   более   ровной,   удобной   и   правильной   посадки, предплечья находятся на поверхности стола, запястье не должно слишком перегибаться; • компьютерная периферия должна соответствовать возрасту ребёнка (размер мыши, клавиатуры); •   время работы обучающихся   за   компьютером   должно   быть регламентировано:   для   младших школьников НОО образования не более 10 минут в день, для старших – не более 15­20 минут в день, обязательны перерывы через каждые 10 минут; • для профилактики и снятия зрительного утомления рекомендуется выполнять упражнения для глаз после каждого этапа непрерывной работы за компьютером; • работу с   текстовыми   заданиями   необходимо   чередовать   с   игровыми   заданиями,   в которых используются   статический (картинки) и   динамический (движущиеся   и   анимированные объекты, видеоматериал). Работу строю с учётом принципов: 1. Принцип активности 2. Принципом научности 3. Принцип доступности 4. Принцип систематичности и последовательности 5. Принцип наглядности. 6. Принцип индивидуального обучения. 7. Принцип объективной оценки результатов деятельности. 8. Принцип воспитывающего обучения. 9. Принцип интерактивности компьютерных средств. Компьютерные технологии   использую в   своей   деятельности   регулярно   –   при   построении коррекционного процесса: • непосредственно с детьми; • в работе с родителями и педагогами; • а также при ведении документации. При ведении документационного блока: оформлении документации, разработке планов,  подготовке речевых   карт,   подготовке   документации   по   взаимодействию   со специалистами и   воспитателями дошкольного   образования использую текстовый   редактор   Microsoft   Word,   а  также   другие   программы, предлагаемые   компанией   Microsoft.   Эта   программа   Microsoft   Word   позволяет   перенести   задание из «бумажного» варианта   в   цифровой,   сохранить   его   в   памяти   компьютера,   в   дальнейшем осуществлять работу над документом многократно, сохранять результаты в индивидуальной папке. Тем самым облегчая труд учителя – дефектолога. Возможности программ Microsoft позволили мне найти интересный   и   оригинальный   способ   оформления   конспектов   занятий.   Я   решила   создать   картотеку, которой очень удобно пользоваться. Так как особое место в деятельности учителя – дефектолога занимает взаимодействие с педагогами и родителями,   я   решила   найти   интересные   способы   оформления   бумажных   носителей информации с помощью программы Microsoft Power Point для повышения заинтересованности родителей, для удобства пользования.   Не   секрет,   что   с   консультациями   родителям,   да   и   педагогам   учреждения   образования, интереснее знакомится, если они красочно оформлены и представлены в интересном формате. Для этого мной созданы материалы на актуальные темы, которые размещаются на стенде в родительском уголке. При их разработке продумываю интересный дизайн, удобную форму подачи. Во время проведения родительских собраний большую помощь оказывают компьютерные презентации, созданные в программе Power Point. Благодаря презентациям я имею возможность представить не только основные   теоретические   сведения,   аналитический   материал,   но   и   продемонстрировать   слайд­шоу   о проведенных   мероприятиях   в группе   и   показать   приёмы   работы на   индивидуальных   занятиях, представить   конкретные   примеры.   Современные   возможности использования программы   Power   Point   которые   несут   для   родителей позволяют   включить   определенные   кадры   из   фильмов, дополнительную информацию,   способов работы   и методов. Информация,   полученная   таким   образом   родителями,   лучше   усваивается   и   способствует большей мотивации законных представителей, что сказывается на результатах работы.   касающуюся   индивидуальной работы, Хочу   затронуть   ещё   одну   тему.   Помощь   в   общении   и   консультировании   педагогов   и родителей, используя   электронную   почту,   через   которую   очень   удобно   поддерживать   связь. В использовании электронного почтового ящика много положительных моментов: ­ общение напрямую, без искажения достоверности информации через третьих лиц; ­   достаточно   активная   переписка   в   любое   время   дня,   так   как   современные   гаджеты   позволяют подключить электронный почтовый ящик к телефону, а это даёт возможность поддерживать контакт с переписчиками постоянно; ­ возможность отвечать на интересующие вопросы в реальном времени; ­ возможность «скидывать» ссылки на интересные сайты, сообщества, группы; ­   возможность   высылать   дидактический   материал   для   закрепления   в   домашних   условиях   для родителей. Совершенно новый потенциал для взаимодействия родителей и педагогов, несет в себе созданный сайт учреждения образования, на котором мы размещаем не только текстовый материал, но и фото, и видео подборки по итогам проведения мероприятий. На нашем сайте любой родитель получает возможность познакомиться с особенностями образовательно­воспитательного процесса в государственном учреждении образования, общешкольными традициями, узнать последние новости, и таким образом быть всегда в курсе всех происходящих в учреждении школьного образования событий. Использование информационных компьютерных технологий позволяет мне вывести организацию взаимодействия   педагогов   и   родителей   на   более   высокий   качественный   уровень.   При   этом   я   не отказываюсь от традиционных форм сотрудничества, потому что только использование разнообразных методов работы  позволяет   эффективно   решать   проблему   коррекции   нарушений   способствует разностороннему развитию личности ребенка. В   своей   практической   деятельности   я   стараюсь использовать не   только   традиционные   виды деятельности, но и использовать компьютерные средства помощи в исправлении дефектов произношения, фонематического слуха, связной речи. Помочь в этом мне смогли компьютеризированные игры. Мне   интересен   процесс   создания   разнообразных   заданий,   дидактических   игр   с   помощью   снятых видеоматериалов   близкого   окружения детей.   Это   даёт   возможность   более   активно   включать детей в образовательный коррекционный процесс.  Хотелось   бы   обратить   внимание,   что   в использовании   компьютерных   технологий   учителем ­ дефектологом   следует   тщательно   соблюдать   объём   и   время   предъявления   данного   материала   на коррекционных   занятиях.   Однако,   дефектологическое   занятие   не   может   состоять   исключительно   из предъявления   компьютерных   средств,   они   обязательно   должны   сочетаться   с   другими   приемами   и методами работы и   органично   дополнять   их.   Следует   также   помнить   об   охранительном, здоровьесберегающем режиме проведения занятий, особенно при использовании на занятиях компьютера. Можно   отметить,   что использование средств   ИКТ   в   дефектологической   практике,   дало положительную динамику в процессе коррекционной работы. ­   применение   средств   ИКТ   при   изложении,   закреплении   материала   занятия   способствовало   его лучшему   усвоению,   т.   к.,   занятия   становятся   более   увлекательными,   повышается   интерес   к   ним   со стороны детей; ­ компьютеризированные средства позволили сформировать у воспитанников целостное восприятие и стойкое запоминание изучаемого материала, опираясь на принцип: «слышу – вижу – запоминаю»; ­   средства информационно­коммуникационных   технологий   при   их   использовании на   занятиях позволили поддерживать внимание детей в течение длительного периода времени, что является важным при изложении трудного для восприятия и требующего глубокого осмысления материала; ­   демонстрация   на   экране   наглядной информации, использование для   иллюстрации видеоизображений,   анимационных   роликов   с   аудио   сопровождением   также   повысили   эффективность коррекционных занятий за счет облегчения процесса восприятия, повышения интереса к деятельности; ­   внедрение   средств информационно­коммуникационных   технологий в   процесс   обучения   и коррекции   нарушений   речи     младших   и   старших   школьников   позволили   усовершенствовать   формы организации и методы обучения; ­ информационно­коммуникационных   технологии   дают   возможность   использования электронных (компьютеризированных) материалов, как в деятельности в учреждении, так и в домашних условиях. Понятно   одно,   на  современном  этапе   развития   общества,   в   эпоху   глобальной   информатизации, игнорировать компьютерные технологии, намеренно преуменьшать их значение в системе образования не возможно. Главное помнить, что компьютерные технологии ­ это не панацея, а хорошее средство обучения в руках умелого педагога. Ведь только мастерство преподавателя способно найти золотую середину в использовании компьютерных технологий на занятии, чтобы полюсы не превратились в минусы.

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-дефектолога

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-дефектолога

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-дефектолога

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-дефектолога

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-дефектолога

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-дефектолога

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-дефектолога

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-дефектолога
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2019