Использование информационных технологий как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках в начальной школе.
Оценка 4.7

Использование информационных технологий как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках в начальной школе.

Оценка 4.7
Семинары
docx
Междисциплинарный 3
1 кл—4 кл
08.02.2019
Использование информационных технологий как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках в начальной школе.
В процессе применения ИКТ происходит развитие обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе: Развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, теоретического, интуитивного, творческого видов мышления; Эстетическое воспитание за счёт использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа; Развитие коммуникативных способностей;
ИКТ.docx
Использование информационных технологий как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках в начальной школе. XXI век – век высоких компьютерных технологий. Повышение качества образования в наши дни  невозможно без применения новых информационных технологий. Сегодня появились новые  технические средства с колоссальными обучающими ресурсами, которые принципиально влияют на  организацию учебного процесса, увеличивая его возможности.  Использование информационных компьютерных технологий (ИКТ) – это не влияние моды, а  необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. В чём актуальность  применения ИКТ на уроках в начальных классах? Ребёнок, впервые переступивший порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит  открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах  деятельности. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашённых в  концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. В процессе применения ИКТ происходит развитие обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе:  Развитие наглядно­образного, наглядно­действенного, теоретического, интуитивного, творческого  видов мышления; Эстетическое воспитание за счёт использования возможностей компьютерной графики, технологии  мультимедиа; Развитие коммуникативных способностей; Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки для них становятся скучными? Почему  некоторые учащиеся не понимают смысла текста? Почему они с трудом понимают и запоминают  условие арифметической задачи, затрудняются выделить главное в учебном тексте? Эти вопросы  волнуют любого учителя. В педагогике наглядность всегда считалась и считается важнейшим принципом обучения,  фундаментом для осуществления всестороннего развития личности. Такой принцип был впервые  сформулирован Я.А. Каменским и в дальнейшем развит И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским и  другими педагогами. Эффективность усвоения информации возрастает в последовательности: при  чтении, на слух и визуально, а также при комбинировании этих способов обучения. На основе  особенностей человеческого восприятия педагогика и психология утверждают, что наиболее  высокое качество усвоения информации достигается при сочетании словесного изложения  материала и использования средств наглядности, которые дают возможность визуально представить предъявляемую информацию. Наглядный материал служит внешней опорой внутренних действий,  совершаемых учеником под руководством учителя в процессе овладения знаниями. Использование ИКТ позволяет в значительной степени оптимизировать процесс обучения. Включение мною в процесс обучения аудио и видео средств, позволяет реализовать не только  принцип наглядности, но и значительно повысить интерес к учёбе. Познавательный интерес –  избирательная направленность личности на предметы и явления. Эта направленность  характеризуется постоянным стремлением к познанию, новым, более полным и глубоким знаниям.  Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой  положительного отношения к учению. А повышение познавательной активности младших школьников и качества обучения на уроках возможно за счёт внедрения информационных  технологий. Видео, как средство информации, играет немалую роль в развитии и обучении детей. Смена ярких  кадров, изображающих картины природы, красочные рисунки, фотографии, исторические события,  места, залы музеев, картинные галереи, даёт простор детской фантазии, мечте, вызывает желание  поделиться увиденным, высказать своё мнение. И вместе всё это ненавязчиво обогащает ребёнка  новыми знаниями, вызывает желание узнать больше, искать новые источники познания. Тогда дети  обращаются к книге! Уроки литературного чтения будут неинтересны и скучны, если учитель не будет включать в их  содержание аудио средства. Научив детей слушать, предлагаю записи образцового чтения  небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению  прочувствовать настроение, определить характер героев. Чтение стихов под удачно подобранную  фонограмму, вызывает в душах маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать  вызвать такие же чувства и у других. Одним из эффективных методов организации обучения на уроках является мультимедийная  презентация. Это мощное педагогическое средство, выходящее за рамки традиционной классно—  урочной системы. Мультимедийные презентации помогают за короткий срок донести информацию  до аудитории, наглядно показать объекты в трехмерном измерении. Уникальность мультимедийной  презентации заключается еще в том, что она может использоваться на всех типах урока. На уроке,  посвященном изложению нового материал, мультимедийная презентация стала для меня  незаменимым помощником: излагаемый материал в доступной форме показан на слайде, остается  только дополнить его своими комментариями. На уроках контроля знаний, с помощью  мультимедийной презентации создаю тестовый контроль, как средство контроля, самоконтроля и  последующей коррекции знаний учащихся. Для ученика начальной школы важна постоянная смена деятельности на уроке, красочная  наглядность. Добавляю к этому эффект необычности, неожиданности, анимации, звук – и получаю  один из шагов к мотивации в обучении младших школьников. Такие уроки вызывают у учащихся  познавательный интерес к предмету, активации мыслительной деятельности, что способствует  глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышает творческие способности  ребёнка. Трудно представить себе современный урок без использования информационных компьютерных  технологий. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного  интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения  необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся  и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощной средство  воспитывающего обучения, повышения его качества. Отчёт по теме самообразования "Повышение эффективности урока через применение современных методов обучения и современных технологий" 21 Декабрь, 2011 22:54 Современный урок­ это прежде всего урок,  на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика,  её активного умственного роста,   глубокого и осмысленного усвоения знаний,   для формирования её нравственных основ. Конаржевский Ю.А. Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы  результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних  достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью.   Работая по УМК «Гармония», в моей профессиональной деятельности  всегда есть простор для  поиска, педагогического творчества. Современные  педагогические технологии помогают эффективно организовать работу на уроке,  способствуют повышению качества знаний.             Три года я работаю по УМК «Гармония».    В УМК «Гармония» реализованы способы организации деятельности учащихся, связанные с  постановкой учебной задачи, с ее решением, с самоконтролем и самооценкой. Формирование  понятий осуществляется на доступном для младшего школьника уровне, позволяющем осознать  причинно­следственные связи, закономерности и зависимости.   Приоритетными формами работы  на уроке являются индивидуальная самостоятельная работа, фронтальное обсуждение ее  результатов, работа учащихся в группах. Учебные книги, входящие в комплект, обеспечивают личностную ориентацию обучения. Важными  являются не только знания, которые нужно усвоить, но и специально разработанные способы  усвоения и переработки учебной информации. Деятельность строится таким образом, чтобы  обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, радости познания, развитие его  индивидуальности. Выбор данного комплекта  обусловлен современными процессами в сфере образования: переходом  от объяснительной технологии обучения к  деятельностно ­ развивающей, формирующей весь  спектр личностных качеств ребенка, процессами гуманизации образования.                К каждому учебнику комплекта имеются рабочие тетради, что вносит разнообразие в  работу над учебным материалом и снимает усталость детей от письма.                        Построение содержания учебного материала в учебниках создает условия для  понимания ребенком изучаемых вопросов, для более гармоничных отношений учителя с учеником,  детей друг с другом, обеспечивает ситуацию успеха за счет мер по преодолению трудностей  обучения (логика построения содержания, способы, средства и формы организации учебной  деятельности детей, система учебных заданий с учетом психологических особенностей детей  младшего школьного возраста).              Реализация одной из ведущих идей УМК «Гармония» личностно­ ориентированного  подхода к процессу обучения позволяет  организовать учебную деятельность школьника на  творческом уровне. Это позволяет создать условия для понимания ребенком изучаемых вопросов,   для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, обеспечивает ситуацию  успеха. Это, в свою очередь, дает возможность учителю повышать свой профессионализм, искать  новые методы и формы организации урока. В УМК «Гармония» отдаётся приоритет частично­поисковым и исследовательским методам,  которые отражены в приемах наблюдения, разноплановом рассмотрении объектов, их сравнении,  преобразовании и конструировании. Активно используется метод моделирования: устанавливается  соответствие между предметными, вербальными, графическими, схематическими и  символическими моделями. На уроках по УМК «Гармония» преимущественно  используются продуктивные методы обучения,  отличающиеся тем, что ученик добывает субъективно новые знания в результате творческой  деятельности (частично­поисковый, эвристический, исследовательский методы). Проблемное  изложение относится к промежуточной группе, ибо оно в равной мере предполагает,  как усвоение  готовой информации, так и элементы творческой деятельности. Применение технологии проблемного обучения, учит ребят ставить вопросы (проблемы) и искать  на них ответы –  важнейший  фактор роста качества обучения, средство подготовки к творчеству,  труду. На каждом уроке я  привлекаю учащихся к самостоятельному определению понятий. На основании  наблюдений, описаний ученики выделяю существенные признаки предмета или явления. Главное в  решении познавательной проблемы – привлечь школьников к решению данной проблемы,  заинтересовать их новой деятельностью. Широко использую метод сравнения.   Иногда сравнение выступает как самостоятельная проблема: сравни геометрические фигуры и т. д.  Сравнение помогает глубже понять предметы и явления.  С помощью сравнения устанавливается  сходство и различие предметов и явлений по  определенным признакам. Приведу пример из практики. Тема урока: «Измерение площади» Цель – познакомить детей со способом измерения и сравнения площадей с помощью мерок. Ориентируясь на ранее полученные знания, учитель создаю на уроке проблемную ситуацию,  результатом которой явится поиск нового способа действия. Для этой цели заранее подготовила две демонстрационные фигуры (квадрат и прямоугольник)  разного цвета, разделенные на квадраты с обратной стороны .  Предлагаю детям сравнить площади этих фигур. Использование способа наложения одной фигуры  на другую не позволяет выполнить задание, так как никакая фигура не помещается полностью в  другой. Нужно искать новый способ сравнения площадей. Если попытки и предложения детей  безуспешны,  поворачиваю  фигуры другой стороной, на которой обозначены квадраты. Вывод о том, что площадь квадрата больше, чем площадь прямоугольника, не вызывает сомнений у  детей после того, как они посчитали число квадратов в каждой фигуре. (Одна фигура составлена из 8 квадратов, другая из 9). Вывод : для сравнения площадей использована мерка (квадрат). УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ. Учащиеся на одном уроке должны решать разного вида проблемы. Перед решением проблемных заданий необходимо мотивировать полезность их выполнения. Систематичность в организации проблемного обучения на уроках. Одна проблема должна решаться письменно, т.е. в её решении принимают участие все учащиеся. Усвоение  школьниками программного материала. Учёт индивидуальных особенностей учащихся в процессе выполнения проблемных заданий. Необходимо постепенно усложнять проблемные задания, постоянно вносить в них новое,  неизвестное. Объяснение нового материала является эффективным, если содержание передаваемой информации и форма её подачи обеспечивают необходимую активность учащихся,  и от того, как учитель  организует объяснение, во многом зависит качество их  знаний . Проблемное обучение эффективно  способствует формированию у учащихся математического склада мышления, появлению интереса  к предмету, прививает навыки исследовательской работы и желание самостоятельно решать  возникшие ситуации. НЕКОТОРЫЕ СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАЧАЛА УРОКА 1.Предлагается задача, которая решается  только с опорой на жизненный опыт ребят, на их  смекалку.  2. Даётся задача на тренировку памяти, наблюдательности, на поиск закономерностей по  материалу, хорошо известному школьникам.  3. На доске записаны выражения и ответы к ним, среди которых есть как верные, так и неверные.  Предлагается проверить их.  4. На доске записано решение какого­либо примера или задачи с традиционными, наиболее часто  встречающимися ошибками. Надо осуществить проверку каждого логического хода решения,  преследуется цель получить наиболее полное обоснование критических замечаний.  5. На доске дан схематический чертёж к сложной задаче и осуществляется коллективный поиск её  решения.  6. На столе у каждого ученика лежит чистый лист бумаги. Объявив тему урока, учитель сообщает,  что в конце урока по некоторым рассмотренным на уроке вопросам будет проведена проверочная  работа на 15 минут.  7. Обсуждаются различные способы решения задачи заданной на предыдущем уроке. Эта задача,  решение которой требует исследовательской работы, должна быть необычной, интересной, но  доступной для всех учащихся.  8. Если на дом было дано творческое задание, то урок надо начинать с представления наиболее  удачных работ.  9. Рассматривается некоторая математическая проблема, которая ещё не обсуждалась в классе.  Ученики намечают план её решения. Имеет место в моей работе технология использование игр и игровых форм организации учебной  деятельности. Это прежде всего предпосылка отхода от авторитарных методов обучения. Игры способствуют  психологической раскрепощённости на уроках. Использование игровых форм позволяет повысить  интерес к предмету. Виды игровых форм: короткие игры (для усвоения конкретного правила, отработка навыка и т.д.) игровые оболочки (представление урока в виде целостной игры) длительные развивающие игры (подготовка проекта) Деловая игра – решает серьезные задачи, но в игровой форме, что позволяет обучаемым  эмоционально раскрепоститься, проявить творчество (например, разыгрывание ролей, обсуждение  конфликтных ситуаций, имитация профессиональной деятельности и т.д.). Технологию проектного обучения использую в работе, как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения. В практике  использую предметные, межпредметные и надпредметные  проекты. Предметные проекты нашли широкое распространение на уроках окружающего мира и  литературного чтения.  К примеру, «Жизнь и творчество А. С. Пушкина», «Растения зимой».  Во  внеурочной деятельности начиная с 1 класса мы работаем над проектом «С чего начинается  Родина». В рамках этой работы учащиеся готовят мини­проекты на темы: «Письмо другу», «Древо  моей семьи», «Я люблю…» и др. Одной из образовательных технологий, позволяющей творческой личности самореализоваться, а  учителю отследить путь к успеху ученика, является технология работы с портфолио.            Именно поэтому я своим первоклашкам в 2009 – 2010 уч. году завела портфолио. Портфолио в начальной школе представляет собой портфолио достижений: включает в себя  лучшие результаты работы ученика. В него входят учебные достижения по предметам, коллекция  работ, которые демонстрируют увлечения ребенка (рисунки, зарисовки опытов и наблюдений,  сочинения о своих путешествиях, экскурсиях, о посещении выставок, спектаклей, фото и др.).        Портфолио моих учеников состоит из разделов: “Портрет”, “Мои успехи в школе”, “Мои  увлечения”, “Достижения”, «Работы, которыми я горжусь».        Отдельное место отводится разделу “Портрет”. Он предназначен для представления  информации об ученике – авторе портфолио.        Каждый ребенок может представить себя любым способом. У одного это фото и краткая  справка о себе (фамилия, имя, дата и место рождения, школа, класс), творческая зарисовка  (стихотворение) о себе, своих увлечениях. В этом разделе может быть краткая история успехов  ребенка.         В разделе “Мои успехи в школе” ребята должны размещать свои лучшие сочинения, диктанты,  контрольные работы по математике, успешно выполненные тесты.  Раздел “Мои увлечения” говорит сам за себя, в нем ученики помещают информацию, фотографии,  рисунки, рассказывающие об увлечениях ребенка.         В разделе “Достижения” должны помещаться сертификаты об участии в конкурсах, грамоты и  дипломы.          Важным моментом является начало работы с портфолио. В начальной школе дети приступают  к этой работе совместно с учителем и родителями, которые помогают отобрать материал и  оформить разделы. Каждому ученику должно быть понятно, зачем ему нужно работать с  портфолио.  Ребенок не просто ведет портфолио, а организует самоконтроль за размещением и пополнением  разделов, оценивает свои достижения и возможности.         Материал, собранный в портфолио, может быть использован школьниками, учителями 5­х  классов, родителями, но только с ведома ученика, которому принадлежит портфолио. Все  портфолио хранится в классе. Портфолио является важным мотивирующим фактором обучения. Он нацеливает ребенка на  демонстрацию творческого роста, на успех. В своей работе использую следующие педагогические технологии. Технологии педагогической диагностики и контроля: ­ предварительный контроль (выявление уровня знаний); ­ текущий и промежуточный контроль; ­ итоговый контроль. Технология воспитания ­ это не формализм обезличивающий и обездушивающий воспитание.  Современные технологии воспитания осуществляют комплексный подход. Общие признаки  технологии воспитания: ­ деятельностный подход (включение в деятельность, которая формирует личность) ­ определение изначального уровня сформированности определенных качеств ­ переход к самосовершенствованию (программа личностного самоусовершенствования). Технология педагогического требования – вовлечение воспитанника в необходимую для него  развивающую деятельность. Что обеспечивает успех?  ­ требование должно быть доведено до конца ­ больше позитива в требованиях и меньше постоянных запретов ­ требование должно быть инструктивным, т.е. с некоторой инструкцией ­ требование должно быть доступно ­ мажорный характер требований с верой в ученика ­ признавать право ученика на индивидуальность, неповторимость, особенность и т.д. Педагогическое мастерство. Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии  целенаправленной работы над собой. Педагогическое мастерство – это сплав личностных и  профессиональных качеств. Педагогическое мастерство умеет анализировать складывающиеся  педагогические ситуации. Постоянно работаю над собой в рамках профессионального роста.  Читаю методическую  литературу, посещаю уроки коллег, принимаю участие в работе школьного и районного МО,  посещаю семинары. С целью обмена опытом создала свой сайт. Технологии педагогической коррекции. Коррекция – выправление деформированных или отсутствующих психологических функций,  устранение отставания, отклонений в развитии, нарушений. Раннее выявление отклонений в  развитии­ главное условие. Веду совместную работу с психологом школы. Для эффективного решения проблем разработала  план индивидуальной работы с учащимися. Здоровьесберегающие педагогические технологии позволяют использовать: ­ опережающее обучение ­ уровневая дифференциация ­ подача материала крупными блоками ­ отслеживание соответствующих норм домашнего задания в соответствии с требованиями ­ обеспечение психологической поддержки обучающихся. Результаты моей работы за 2010­2011 учебный год: Всего в классе ­20 уч­ся; Закончили 2 класс на «4» и «5» – 14 уч­ся ( качество знаний­70% ) Ребята принимали активное участие в различных конкурсах и олимпиадах школьного, районного,  всероссийского уровня. А во всероссийской  дистанционной олимпиаде по литературному чтению  Петрин Алексей стал Лауреатом и получил диплом. Важнейшим показателем качества знаний обучаемых является объективная оценка учебных  достижений. Различные виды, формы, методы и технологии контроля и самоконтроля знаний,  умений и навыков учащихся я использую в тесной взаимосвязи на всех уроках. Ученик старается  аккуратно выполнить письменную работу, выучить заданный материал, подготовить реферат, если  соблюдаются единые требования учителя. Каждую  работу я  тщательно проверяю  или  прослушиваю, т. е. организую непрерывный контроль результатов работы учащихся в освоении  учебных программ. Итак, в общем виде процесс обучения представляет собой процесс управления, т.е. воздействия на  педагогическую систему, организацию знаний. Для успешного его осуществления в педагогической  науке разрабатываются модели, способствующие оптимальному управлению в педагогических  системах. К ним относятся специальные методы (методики) и технологии обучения, которые  выступают как фактор повышения качества образования в  начальной школе.

Использование информационных технологий как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках в начальной школе.

Использование информационных технологий как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках в начальной школе.

Использование информационных технологий как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках в начальной школе.

Использование информационных технологий как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках в начальной школе.

Использование информационных технологий как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках в начальной школе.

Использование информационных технологий как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках в начальной школе.

Использование информационных технологий как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках в начальной школе.

Использование информационных технологий как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках в начальной школе.

Использование информационных технологий как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках в начальной школе.

Использование информационных технологий как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках в начальной школе.

Использование информационных технологий как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках в начальной школе.

Использование информационных технологий как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках в начальной школе.

Использование информационных технологий как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках в начальной школе.

Использование информационных технологий как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках в начальной школе.

Использование информационных технологий как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках в начальной школе.

Использование информационных технологий как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках в начальной школе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2019