«Использование «Кейс-технологии», как аттестационного метода, при проведении мониторинга качества обучения в коллективе молодежный психологический клуб «Школа жизни» (социально-педагогической направленности) МАУ ДО «ДДЮТ им. Е.А.Евтушенко» МО г. Братска
Оценка 4.8

«Использование «Кейс-технологии», как аттестационного метода, при проведении мониторинга качества обучения в коллективе молодежный психологический клуб «Школа жизни» (социально-педагогической направленности) МАУ ДО «ДДЮТ им. Е.А.Евтушенко» МО г. Братска

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
психологическая работа +2
Взрослым
16.04.2018
«Использование «Кейс-технологии»,  как аттестационного метода,  при проведении мониторинга качества обучения в коллективе  молодежный психологический клуб  «Школа жизни» (социально-педагогической направленности) МАУ ДО «ДДЮТ им. Е.А.Евтушенко» МО г. Братска
Цель – ознакомление с теоретическими основами организации осуществления педагогического мониторинга как целостной системы непрерывного изучения, оценки и прогноза изменений состояния образовательного процесса, овладение различными методиками проведения мониторинговых исследований качества образования. Задачи : - Получение точной и объективной информации об оценочных методиках образовательного процесса в учреждении. - Выявление наиболее подходящих методик для проведения мониторинга качества обучения в коллективах социально-педагогической направленностиПроблема мониторинга усвоения знаний давно не дает покоя педагогам учреждений дополнительного образования. Научить учиться, а именно усваивать и перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению. Меня также беспокоила проблема мониторинга в моем коллективе –психологический клуб для старшеклассников. Ведь психологические знания сложно «померить»
Методическая разработка моя.doc
Методическая разработка «Использование «Кейс­технологии»,  как аттестационного метода,  при проведении мониторинга качества обучения в коллективе  молодежный психологический клуб «Школа жизни» (социально­педагогической направленности) МАУ ДО «ДДЮТ им. Е.А.Евтушенко» МО г. Братска Цель – ознакомление с теоретическими основами организации осуществления  педагогического мониторинга как целостной системы непрерывного изучения, оценки и прогноза изменений состояния образовательного процесса, овладение различными  методиками проведения мониторинговых исследований качества образования. Задачи :  ­ Получение точной и объективной информации об оценочных методиках   образовательного процесса в учреждении. ­ Выявление наиболее подходящих методик для проведения мониторинга качества  обучения в коллективах социально­педагогической направленности В настоящее время социальная ситуация выдвигает на передний план личность, владеющую   культурой   жизненного   самоопределения,   умеющую   адаптироваться   в изменяющихся условиях, личность социально компетентную. В процессе становления такой   личности   значительная   роль   отводится   образовательному   учреждению, вооружающему   ребенка   не   только   суммой   знаний,   а   еще   и   целостной   культурой, которая дает свободу самоопределения Проблема   мониторинга   усвоения   знаний   давно   не   дает   покоя   педагогам учреждений дополнительного образования.  Научить учиться, а именно усваивать и перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению. Меня также беспокоила проблема мониторинга в моем коллективе –психологический клуб для старшеклассников. Ведь психологические знания сложно «померить» После тщательного отбора в моем арсенале остались следующие методики:  1. Тесты   (диагностика   психических   состояний   и   свойств   личности:   методики изучения темперамента и характера) 2. Методики изучения познавательных процессов 3. Методики изучения компетентности в общении 4. Деловые, ролевые игры 5. Написание Эссе  6. Арт­терапевтические техники 7. Составление электронного пособия(учебника)  8. Коллоквиум(после каждой темы) 9. Кейс­технология Что это за технология?  Одной из новых форм эффективных технологий обучения и диагнлстики знаний является   проблемно­ситуативное   обучение   с   использованием   кейсов.   Внедрение учебных   кейсов   в   практику   российского   образования   в   настоящее   время   является актуальной задачей.  Кейс   ­  это   описание   конкретной   реальной   ситуации,   подготовленное   по определенному формату  и  предназначенное  для  обучения  учащихся  анализу разных видов информации, ее обобщению и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями. Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–    метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат  активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в  результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями,  навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.  Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Кейс не предлагает обучающимся проблему   в   открытом   виде,   а   участникам   образовательного   процесса   предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в   описании кейса. Изучение   рекомендаций   европейских   специалистов   в     использовании кейсов, позволяет сформулировать     области   разработки   и  ряд «заповедей» хороших кейсов:   1. Кейс — не просто история, ситуация или зарисовка с натуры. Необходимо  представление данной ситуации во всем многообразии связей, с различных точек  зрения, во многих противоречивых аспектах, побуждающее к постановке и ответу на  вопрос: «А как бы Вы среагировали?». 2. Кейс содержит проблему, опыт в разрешении которой является существенным для учебной деятельности учащихся или ценен для них в личностном  плане. 3. Кейс задает основу и импульс для исследования и поиска, результаты которого при  взгляде на заголовок и беглом чтении невозможно предугадать. 4. Кейс обеспечивает вариативность в поиске путей решения проблемы, спорность  оценок и возможность альтернативных решений. 5. Кейс содержит контрасты и сравнения, а также аргументации   важности события. 6. Кейс ориентирован на конкретные дидактические цели и учитывает     особенности  обучающихся. 7. Кейс – «живой» материал, который после апробации требует    корректировки и  обновляется параллельно с изменениями, происходящими     в реальной жизни. 8. Кейс воплощает личностный подход в обучении и направлен на         рациональную сферу, а также на эмоциональную сферу личности. 9. Кейс четко структурирован, легко и понятно изложен, вызывает        заинтересованность. 10. Хороший кейс – краткий кейс! Технология   работы   с   кейсом  в   учебном   процессе   сравнительно   проста   и включает в себя следующие этапы: ­индивидуальная   самостоятельная   работы   обучаемых   с   материалами   кейса (идентификация   проблемы,   формулирование   ключевых   альтернатив,   предложение решения или рекомендуемого действия); ­работа   в   малых   группах   по   согласованию   видения   ключевой   проблемы   и   ее решений; ­презентация и экспертиза результатов самостоятельно, в малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы). Основные варианты получения     кейса:  Первый вариант состоит в том, что за основу берется история, а чаще всего  фрагмент жизни.    Второй вариант — использование вторичных источников, прежде всего  информации, "рассыпанной" в средствах массовой информации,  специализированных журналах и изданиях, информационных вестниках и буклетах, распространяемых на выставках, презентациях и т.д. Рассматриваемый  способ менее трудоемок, поскольку приходится иметь дело с уже собранной и,  по­своему, систематизированной информацией.  Третий, наименее распространенный, вариант — описание вымышленной  ситуации. К числу основных недостатков такого подхода следует отнести  максимальную отстраненность от реальной жизни, проблем реальных людей. А  это противоречит самой сути метода конкретных ситуаций.   В качестве четвертого варианта стоит назвать «случайное» получение кейса от  коллег, на семинарах и т.д. Кейсы бывают «мертвые» и «живые». К «мертвым» кейсам можно отнести кейсы, в  которых содержится вся необходимая для анализа информация. «Чтобы «оживить»  кейс, необходимо построить его так, чтобы спровоцировать учеников на поиск  дополнительной информации для анализа» По наличию сюжета кейсы делятся на сюжетные и бессюжетные.  Бывают кейсы с приложениями и без приложений; кейсы с приложениями обычно  предполагают формирование навыков расчетов и анализа статистической информации.  По типу методической части кейсы бывают вопросными, при их разрешении  обучающиеся нужно дать ответы на поставленные вопросы.  Бывают кейсы­задания, которые формулируют задачу или задание. Метод case­study относят к одному из «продвинутых» активных методов обучения.  К преимуществам метода case­study можно отнести: – получение навыков решения реальных проблем, ­ возможность работы группы на едином проблемном поле, при этом процесс изучения,  по сути,  ­ имитирует механизм принятия решения в жизни,  ­ он более адекватен жизненной ситуации, чем заучивание терминов с последующим  пересказом, поскольку требует не только знания и понимания терминов, но и умения  оперировать ими, выстраивая логические схемы решения проблемы, аргументировать  свое мнение; ­ получение навыков работы в команде (Team Job Skills); ­ выработка навыков простейших обобщений; ­ получение навыков презентации; ­ получение навыков пресс­конференции, умения формулировать вопрос,  аргументировать ответ. Одним из наиболее сложных моментов в обучении  является оценка деятельности  учащихся. Когда мы оцениваем   умения обучающихся, используя  кейс­технологию  то  учитываем следующее:   ­ Само решение проблемной ситуации, изложенной в кейсе ­ Процесс нахождения решения каждым из участников  группы ­ Презентацию идей. Важно при этом помнить, что далеко не для всех кейсов существует единственное  «правильное решение» – с одной  стороны, это является одним из преимуществ метода, с другой – осложняет обработку результатов.  При этом некачественная оценка  полученных решений может обесценить все усилия по выбору кейсов и проведению оценки. Избежать субъективной оценки решений кейса  на уровне «понравилось – не понравилось» позволит соблюдение простых правил,  общих для любых оценочных мероприятий:  прежде, чем приступить к оценке, определить, что именно нам нужно оценить;  заранее определить критерии оценки решений кейса;  определиться с приоритетами: чем легче всего пожертвовать, без чего  невозможно обойтись. Можно проводить  анализ кейса, сделанный обучающимся при непубличной  (письменной) презентации  Считаю удовлетворительным, если:  было сформулировано и проанализировано большинство проблем, имеющихся в  кейсе;  были сделаны собственные выводы на основании информации;  были продемонстрированы адекватные аналитические методы для обработки  информации  приведенные в итоге анализа аргументы находятся в соответствии с ранее  выявленными проблемами, сделанными выводами, оценками и использованным  аналитическими методами.  Сложности, возникающие при использовании кейс­технологии как  1. аттестационного метода:  Следует отметить, что традиционная пятибалльная система оценивания результатов плохо приспособлена к работе с кейсами. Главный ее недостаток заключается в том, что она, в силу малых величин, не позволяет накапливать баллы за промежуточную работу, оценивать активность учащихся, их многократные  выступления; система не обладает размахом. Лучше всего использовать применяемую в мире 10­ балльную систему оценки учебных достижений. 2. К сожалению, невозможно предложить универсальную формулу для оценивания  работы с кейсом, в силу различных целевых установок и форм представления кейса. В  силу многокритериального подхода к оцениванию работы с кейсом, при разработке  кейса необходимо тщательно продумать все  критерии оценки   Большую ценность при работе с кейсами имеет не количественная, а качественная  оценка продемонстрированных учащимися учебных и личностных результатов. 3. Метод case­study требует подготовленности детей, наличия у них навыков  самостоятельной работы; неподготовленность, неразвитость мотивации обучающихся  может приводить к поверхностному обсуждению кейса. 4. При использовании кейс­технологий в качестве аттестационного метода, следует учитывать, что кейс не является универсальным методом оценки уровня подготовки  учащегося, поэтому он нуждается в дополнении другими методами, в качестве которых в моем коллективе выступают: устный экзамен, или  тест. Разбирая кейс, старшеклассники  фактически получают на руки готовое решение, которое можно применить в аналогичных обстоятельствах. Увеличение в «багаже»  обучающегося  проанализированных кейсов, увеличивает вероятность использования  готовой схемы решений к сложившейся ситуации, формирует навыки решения более  серьезных проблем. Как проходит работа с этой технологией в моем коллективе.    1. Диагностические кейсы, предложенные в начале учебного года,  и в конце учебного года позволяют отслеживать изменения в качестве решения ситуаций и,  соответственно, будут хорошим способом оценки знаний.    Диагностические кейсы ­ это психологические ситуации, которые ученики  решают в начале и конце учебного года. Цель ­ мониторинг уровня психологической  культуры аудитории. В ответах учащихся на этапе входящего мониторинга можно  встретить три типа способа решения: • решение задачи  идет на бытовом уровне, стериотипно, чаще всего сопровождаются  словами­абсолютами "все", "всегда", "как обычно", "каждый" (например, "Все женщины так поступают"); • решение задачи идет со  ссылкой на собственный опыт и опыт узкого круга друзе,  знакомых (например, "У меня вот так в жизни и у моих знакомых тоже, поэтому так у  всех"); • решение задачи с использованием научного психологического знания и с  абстрагированием от личного опыта (это редкий для начала обучения случай). 2. Использую  учебные кейсы для изучаемой темы. Это кейсы, с которыми следует работать на занятии .  Безусловно, существует механизм работы с кейсами на учебном  занятии, доступный в литературе.  Как этот проходит в моем коллективе ­   Представление кейса в начале занятия. В начале изучения темы предлагается для  обсуждения психологическая ситуация в качестве проблемной. Вспомогательные вопросы: "Как можно сформулировать проблему? В чем вы видите причину?  Какие пути решения вы можете предложить?".  Выработка различных способов действия в данной ситуации – вначале  индивидуально, затем  через "мозговой штурм" в малых группах по 3­5 человек.  Именно групповая форма работы принципиально необходима в работе с кейсами. Чаще всего кейсы имеют множество альтернативных путей, приводящих к  решению. Поэтому поощряю и обсуждаю разные идеи, которые выдвигают  обучающимися.  Публичное выступление с защитой мнения и обоснование выбора оптимального  решения. Цель ­ тренировка устного типа речи "рассуждение ­ доказательство".  Выявление сложностей и противоречий в решениях между группами.   Цель ­ осознание дефицита знаний и необходимости получения нового научного  психологического знания. "Чего не хватает нам для решения этой ситуации?"  Выбор формата получения недостающего знания. В данном случае мы предлагаем варьирование тренинговых форм, игровых элементов, целевой просмотр  отрывков кинофильмов, как научных, так и художественных, лекции и ресурсы  интернет и т.д.  Возвращение к ситуации и новый этап мозгового штурма уже с использованием  новых знаний: "Как то, что мы узнали, помогло нам продвинуться в понимании  предложенной ситуации?".  Перенос на отдаленную практику: "Как и где возможно еще применить  полученное знание в реальной жизненной ситуации?". В результате диагностики с использованием данной технологии обучающиеся   показывает  умение применять теоретическое научное знание к решению практических  задач.  Приложение 1 Кейс – стадии, по которым работают  обучающиеся в молодежном психологическом  клубе  «Школа жизни»  1 шаг: Сформулируйте одну конкретную проблему и запишите ее. 2 шаг: Выявите и запишите основные причины ее возникновения (причины  формулируются со слов «не» и «нет»). 1 и 2 шаг представляют ситуацию «минус». Далее ее надо перевести в ситуацию  «плюс». 3 шаг: Проблема переформулируется в цель. 4 шаг: Причины становятся задачами. 5 шаг: Для каждой задачи определяется комплекс мероприятий – шагов по ее  ирешению, для каждого шага назначаются ответственные, которые подбирают команду  для реализации мероприятий. 6 шаг: Ответственные определяют необходимые материальные ресурсы и время для  выполнения мероприятия 7 шаг: Для каждого блока задач определяется конкретный продукт и критерии  эффективности решения задачи.

«Использование «Кейс-технологии», как аттестационного метода, при проведении мониторинга качества обучения в коллективе молодежный психологический клуб «Школа жизни» (социально-педагогической направленности) МАУ ДО «ДДЮТ им. Е.А.Евтушенко» МО г. Братска

«Использование «Кейс-технологии»,  как аттестационного метода,  при проведении мониторинга качества обучения в коллективе  молодежный психологический клуб  «Школа жизни» (социально-педагогической направленности) МАУ ДО «ДДЮТ им. Е.А.Евтушенко» МО г. Братска

«Использование «Кейс-технологии», как аттестационного метода, при проведении мониторинга качества обучения в коллективе молодежный психологический клуб «Школа жизни» (социально-педагогической направленности) МАУ ДО «ДДЮТ им. Е.А.Евтушенко» МО г. Братска

«Использование «Кейс-технологии»,  как аттестационного метода,  при проведении мониторинга качества обучения в коллективе  молодежный психологический клуб  «Школа жизни» (социально-педагогической направленности) МАУ ДО «ДДЮТ им. Е.А.Евтушенко» МО г. Братска

«Использование «Кейс-технологии», как аттестационного метода, при проведении мониторинга качества обучения в коллективе молодежный психологический клуб «Школа жизни» (социально-педагогической направленности) МАУ ДО «ДДЮТ им. Е.А.Евтушенко» МО г. Братска

«Использование «Кейс-технологии»,  как аттестационного метода,  при проведении мониторинга качества обучения в коллективе  молодежный психологический клуб  «Школа жизни» (социально-педагогической направленности) МАУ ДО «ДДЮТ им. Е.А.Евтушенко» МО г. Братска

«Использование «Кейс-технологии», как аттестационного метода, при проведении мониторинга качества обучения в коллективе молодежный психологический клуб «Школа жизни» (социально-педагогической направленности) МАУ ДО «ДДЮТ им. Е.А.Евтушенко» МО г. Братска

«Использование «Кейс-технологии»,  как аттестационного метода,  при проведении мониторинга качества обучения в коллективе  молодежный психологический клуб  «Школа жизни» (социально-педагогической направленности) МАУ ДО «ДДЮТ им. Е.А.Евтушенко» МО г. Братска

«Использование «Кейс-технологии», как аттестационного метода, при проведении мониторинга качества обучения в коллективе молодежный психологический клуб «Школа жизни» (социально-педагогической направленности) МАУ ДО «ДДЮТ им. Е.А.Евтушенко» МО г. Братска

«Использование «Кейс-технологии»,  как аттестационного метода,  при проведении мониторинга качества обучения в коллективе  молодежный психологический клуб  «Школа жизни» (социально-педагогической направленности) МАУ ДО «ДДЮТ им. Е.А.Евтушенко» МО г. Братска

«Использование «Кейс-технологии», как аттестационного метода, при проведении мониторинга качества обучения в коллективе молодежный психологический клуб «Школа жизни» (социально-педагогической направленности) МАУ ДО «ДДЮТ им. Е.А.Евтушенко» МО г. Братска

«Использование «Кейс-технологии»,  как аттестационного метода,  при проведении мониторинга качества обучения в коллективе  молодежный психологический клуб  «Школа жизни» (социально-педагогической направленности) МАУ ДО «ДДЮТ им. Е.А.Евтушенко» МО г. Братска
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.04.2018