«Использование «Кейс-технологии», как аттестационного метода, при проведении мониторинга качества обучения в коллективе молодежный психологический клуб «Школа жизни» (социально-педагогической направленности) МАУ ДО «ДДЮТ им. Е.А.Евтушенко» МО г. Братска
«Использование «Кейс-технологии», как аттестационного метода, при проведении мониторинга качества обучения в коллективе молодежный психологический клуб «Школа жизни» (социально-педагогической направленности) МАУ ДО «ДДЮТ им. Е.А.Евтушенко» МО г. Братска
Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
психологическая работа +2
Взрослым
16.04.2018
Цель – ознакомление с теоретическими основами организации осуществления педагогического мониторинга как целостной системы непрерывного изучения, оценки и прогноза изменений состояния образовательного процесса, овладение различными методиками проведения мониторинговых исследований качества образования.
Задачи :
- Получение точной и объективной информации об оценочных методиках образовательного процесса в учреждении.
- Выявление наиболее подходящих методик для проведения мониторинга качества обучения в коллективах социально-педагогической направленностиПроблема мониторинга усвоения знаний давно не дает покоя педагогам учреждений дополнительного образования. Научить учиться, а именно усваивать и перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению. Меня также беспокоила проблема мониторинга в моем коллективе –психологический клуб для старшеклассников. Ведь психологические знания сложно «померить»
Методическая разработка моя.doc
Методическая разработка
«Использование «Кейстехнологии», как аттестационного метода, при проведении
мониторинга качества обучения в коллективе молодежный психологический клуб
«Школа жизни» (социальнопедагогической направленности) МАУ ДО «ДДЮТ им.
Е.А.Евтушенко» МО г. Братска
Цель – ознакомление с теоретическими основами организации осуществления
педагогического мониторинга как целостной системы непрерывного изучения, оценки и
прогноза изменений состояния образовательного процесса, овладение различными
методиками проведения мониторинговых исследований качества образования.
Задачи :
Получение точной и объективной информации об оценочных методиках
образовательного процесса в учреждении.
Выявление наиболее подходящих методик для проведения мониторинга качества
обучения в коллективах социальнопедагогической направленности
В настоящее время социальная ситуация выдвигает на передний план личность,
владеющую культурой жизненного самоопределения, умеющую адаптироваться в
изменяющихся условиях, личность социально компетентную. В процессе становления
такой личности значительная роль отводится образовательному учреждению,
вооружающему ребенка не только суммой знаний, а еще и целостной культурой,
которая дает свободу самоопределения
Проблема мониторинга усвоения знаний давно не дает покоя педагогам
учреждений дополнительного образования.
Научить учиться, а именно усваивать и
перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению.
Меня также беспокоила проблема мониторинга в моем коллективе –психологический
клуб для старшеклассников. Ведь психологические знания сложно «померить» После
тщательного отбора в моем арсенале остались следующие методики:
1. Тесты (диагностика психических состояний и свойств личности: методики
изучения темперамента и характера)
2. Методики изучения познавательных процессов
3. Методики изучения компетентности в общении
4. Деловые, ролевые игры
5. Написание Эссе
6. Арттерапевтические техники
7. Составление электронного пособия(учебника)
8. Коллоквиум(после каждой темы)
9. Кейстехнология
Что это за технология?
Одной из новых форм эффективных технологий обучения и диагнлстики знаний
является проблемноситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение
учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является
актуальной задачей.
Кейс это описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по
определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных
видов информации, ее обобщению и выработки возможных вариантов ее решения в
соответствии с установленными критериями. Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–
метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат
активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в
результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями,
навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Кейс не предлагает обучающимся
проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит
вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.
Изучение рекомендаций европейских специалистов в
использовании кейсов, позволяет сформулировать
области разработки и
ряд «заповедей» хороших кейсов:
1. Кейс — не просто история, ситуация или зарисовка с натуры. Необходимо
представление данной ситуации во всем многообразии связей, с различных точек
зрения, во многих противоречивых аспектах, побуждающее к постановке и ответу на
вопрос: «А как бы Вы среагировали?».
2. Кейс содержит проблему, опыт в разрешении которой является
существенным для учебной деятельности учащихся или ценен для них в личностном
плане.
3. Кейс задает основу и импульс для исследования и поиска, результаты которого при
взгляде на заголовок и беглом чтении невозможно предугадать.
4. Кейс обеспечивает вариативность в поиске путей решения проблемы, спорность
оценок и возможность альтернативных решений.
5. Кейс содержит контрасты и сравнения, а также аргументации важности события.
6. Кейс ориентирован на конкретные дидактические цели и учитывает особенности
обучающихся.
7. Кейс – «живой» материал, который после апробации требует корректировки и
обновляется параллельно с изменениями, происходящими в реальной жизни.
8. Кейс воплощает личностный подход в обучении и направлен на
рациональную сферу, а также на эмоциональную сферу личности.
9. Кейс четко структурирован, легко и понятно изложен, вызывает
заинтересованность.
10. Хороший кейс – краткий кейс!
Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и
включает в себя следующие этапы:
индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса
(идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение
решения или рекомендуемого действия);
работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее
решений;
презентация и экспертиза результатов самостоятельно, в малых групп на общей
дискуссии (в рамках учебной группы).
Основные варианты получения
кейса:
Первый вариант состоит в том, что за основу берется история, а чаще всего
фрагмент жизни.
Второй вариант — использование вторичных источников, прежде всего
информации, "рассыпанной" в средствах массовой информации,
специализированных журналах и изданиях, информационных вестниках и буклетах, распространяемых на выставках, презентациях и т.д. Рассматриваемый
способ менее трудоемок, поскольку приходится иметь дело с уже собранной и,
посвоему, систематизированной информацией.
Третий, наименее распространенный, вариант — описание вымышленной
ситуации. К числу основных недостатков такого подхода следует отнести
максимальную отстраненность от реальной жизни, проблем реальных людей. А
это противоречит самой сути метода конкретных ситуаций.
В качестве четвертого варианта стоит назвать «случайное» получение кейса от
коллег, на семинарах и т.д.
Кейсы бывают «мертвые» и «живые». К «мертвым» кейсам можно отнести кейсы, в
которых содержится вся необходимая для анализа информация. «Чтобы «оживить»
кейс, необходимо построить его так, чтобы спровоцировать учеников на поиск
дополнительной информации для анализа»
По наличию сюжета кейсы делятся на сюжетные и бессюжетные.
Бывают кейсы с приложениями и без приложений; кейсы с приложениями обычно
предполагают формирование навыков расчетов и анализа статистической информации.
По типу методической части кейсы бывают вопросными, при их разрешении
обучающиеся нужно дать ответы на поставленные вопросы.
Бывают кейсызадания, которые формулируют задачу или задание.
Метод casestudy относят к одному из «продвинутых» активных методов обучения.
К преимуществам метода casestudy можно отнести:
– получение навыков решения реальных проблем,
возможность работы группы на едином проблемном поле, при этом процесс изучения,
по сути,
имитирует механизм принятия решения в жизни,
он более адекватен жизненной ситуации, чем заучивание терминов с последующим
пересказом, поскольку требует не только знания и понимания терминов, но и умения
оперировать ими, выстраивая логические схемы решения проблемы, аргументировать
свое мнение;
получение навыков работы в команде (Team Job Skills);
выработка навыков простейших обобщений;
получение навыков презентации;
получение навыков прессконференции, умения формулировать вопрос,
аргументировать ответ.
Одним из наиболее сложных моментов в обучении является оценка деятельности
учащихся. Когда мы оцениваем умения обучающихся, используя кейстехнологию то
учитываем следующее:
Само решение проблемной ситуации, изложенной в кейсе
Процесс нахождения решения каждым из участников группы
Презентацию идей. Важно при этом помнить, что далеко не для всех кейсов существует единственное
«правильное решение» – с одной стороны, это является одним из преимуществ метода,
с другой – осложняет обработку результатов.
При этом некачественная оценка полученных решений может обесценить все усилия
по выбору кейсов и проведению оценки. Избежать субъективной оценки решений кейса
на уровне «понравилось – не понравилось» позволит соблюдение простых правил,
общих для любых оценочных мероприятий:
прежде, чем приступить к оценке, определить, что именно нам нужно оценить;
заранее определить критерии оценки решений кейса;
определиться с приоритетами: чем легче всего пожертвовать, без чего
невозможно обойтись.
Можно проводить анализ кейса, сделанный обучающимся при непубличной
(письменной) презентации
Считаю удовлетворительным, если:
было сформулировано и проанализировано большинство проблем, имеющихся в
кейсе;
были сделаны собственные выводы на основании информации;
были продемонстрированы адекватные аналитические методы для обработки
информации
приведенные в итоге анализа аргументы находятся в соответствии с ранее
выявленными проблемами, сделанными выводами, оценками и использованным
аналитическими методами.
Сложности, возникающие при использовании кейстехнологии как
1.
аттестационного метода:
Следует отметить, что традиционная пятибалльная система оценивания
результатов плохо приспособлена к работе с кейсами. Главный ее недостаток
заключается в том, что она, в силу малых величин, не позволяет накапливать
баллы за промежуточную работу, оценивать активность учащихся, их многократные
выступления; система не обладает размахом. Лучше всего использовать применяемую в
мире 10 балльную систему оценки учебных достижений.
2. К сожалению, невозможно предложить универсальную формулу для оценивания
работы с кейсом, в силу различных целевых установок и форм представления кейса. В
силу многокритериального подхода к оцениванию работы с кейсом, при разработке
кейса необходимо тщательно продумать все критерии оценки
Большую ценность при работе с кейсами имеет не количественная, а качественная
оценка продемонстрированных учащимися учебных и личностных результатов.
3. Метод casestudy требует подготовленности детей, наличия у них навыков
самостоятельной работы; неподготовленность, неразвитость мотивации обучающихся
может приводить к поверхностному обсуждению кейса.
4. При использовании кейстехнологий в качестве аттестационного метода, следует
учитывать, что кейс не является универсальным методом оценки уровня подготовки
учащегося, поэтому он нуждается в дополнении другими методами, в качестве которых
в моем коллективе выступают: устный экзамен, или тест. Разбирая кейс, старшеклассники фактически получают на руки готовое решение,
которое можно применить в аналогичных обстоятельствах. Увеличение в «багаже»
обучающегося проанализированных кейсов, увеличивает вероятность использования
готовой схемы решений к сложившейся ситуации, формирует навыки решения более
серьезных проблем.
Как проходит работа с этой технологией в моем коллективе.
1. Диагностические кейсы, предложенные в начале учебного года, и в конце
учебного года позволяют отслеживать изменения в качестве решения ситуаций и,
соответственно, будут хорошим способом оценки знаний.
Диагностические кейсы это психологические ситуации, которые ученики
решают в начале и конце учебного года. Цель мониторинг уровня психологической
культуры аудитории. В ответах учащихся на этапе входящего мониторинга можно
встретить три типа способа решения:
• решение задачи идет на бытовом уровне, стериотипно, чаще всего сопровождаются
словамиабсолютами "все", "всегда", "как обычно", "каждый" (например, "Все женщины
так поступают");
• решение задачи идет со ссылкой на собственный опыт и опыт узкого круга друзе,
знакомых (например, "У меня вот так в жизни и у моих знакомых тоже, поэтому так у
всех");
• решение задачи с использованием научного психологического знания и с
абстрагированием от личного опыта (это редкий для начала обучения случай).
2. Использую учебные кейсы для изучаемой темы. Это кейсы, с которыми следует
работать на занятии . Безусловно, существует механизм работы с кейсами на учебном
занятии, доступный в литературе. Как этот проходит в моем коллективе
Представление кейса в начале занятия. В начале изучения темы предлагается для
обсуждения психологическая ситуация в качестве проблемной. Вспомогательные
вопросы: "Как можно сформулировать проблему? В чем вы видите причину?
Какие пути решения вы можете предложить?".
Выработка различных способов действия в данной ситуации – вначале
индивидуально, затем через "мозговой штурм" в малых группах по 35 человек.
Именно групповая форма работы принципиально необходима в работе с кейсами.
Чаще всего кейсы имеют множество альтернативных путей, приводящих к
решению. Поэтому поощряю и обсуждаю разные идеи, которые выдвигают
обучающимися.
Публичное выступление с защитой мнения и обоснование выбора оптимального
решения. Цель тренировка устного типа речи "рассуждение доказательство".
Выявление сложностей и противоречий в решениях между группами. Цель осознание дефицита знаний и необходимости получения нового научного
психологического знания. "Чего не хватает нам для решения этой ситуации?"
Выбор формата получения недостающего знания. В данном случае мы предлагаем
варьирование тренинговых форм, игровых элементов, целевой просмотр
отрывков кинофильмов, как научных, так и художественных, лекции и ресурсы
интернет и т.д.
Возвращение к ситуации и новый этап мозгового штурма уже с использованием
новых знаний: "Как то, что мы узнали, помогло нам продвинуться в понимании
предложенной ситуации?".
Перенос на отдаленную практику: "Как и где возможно еще применить
полученное знание в реальной жизненной ситуации?".
В результате диагностики с использованием данной технологии обучающиеся
показывает умение применять теоретическое научное знание к решению практических
задач.
Приложение 1
Кейс – стадии, по которым работают обучающиеся в молодежном психологическом
клубе «Школа жизни»
1 шаг: Сформулируйте одну конкретную проблему и запишите ее.
2 шаг: Выявите и запишите основные причины ее возникновения (причины
формулируются со слов «не» и «нет»).
1 и 2 шаг представляют ситуацию «минус». Далее ее надо перевести в ситуацию
«плюс».
3 шаг: Проблема переформулируется в цель.
4 шаг: Причины становятся задачами.
5 шаг: Для каждой задачи определяется комплекс мероприятий – шагов по ее
ирешению, для каждого шага назначаются ответственные, которые подбирают команду
для реализации мероприятий.
6 шаг: Ответственные определяют необходимые материальные ресурсы и время для
выполнения мероприятия
7 шаг: Для каждого блока задач определяется конкретный продукт и критерии
эффективности решения задачи.
«Использование «Кейс-технологии», как аттестационного метода, при проведении мониторинга качества обучения в коллективе молодежный психологический клуб «Школа жизни» (социально-педагогической направленности) МАУ ДО «ДДЮТ им. Е.А.Евтушенко» МО г. Братска
«Использование «Кейс-технологии», как аттестационного метода, при проведении мониторинга качества обучения в коллективе молодежный психологический клуб «Школа жизни» (социально-педагогической направленности) МАУ ДО «ДДЮТ им. Е.А.Евтушенко» МО г. Братска
«Использование «Кейс-технологии», как аттестационного метода, при проведении мониторинга качества обучения в коллективе молодежный психологический клуб «Школа жизни» (социально-педагогической направленности) МАУ ДО «ДДЮТ им. Е.А.Евтушенко» МО г. Братска
«Использование «Кейс-технологии», как аттестационного метода, при проведении мониторинга качества обучения в коллективе молодежный психологический клуб «Школа жизни» (социально-педагогической направленности) МАУ ДО «ДДЮТ им. Е.А.Евтушенко» МО г. Братска
«Использование «Кейс-технологии», как аттестационного метода, при проведении мониторинга качества обучения в коллективе молодежный психологический клуб «Школа жизни» (социально-педагогической направленности) МАУ ДО «ДДЮТ им. Е.А.Евтушенко» МО г. Братска
«Использование «Кейс-технологии», как аттестационного метода, при проведении мониторинга качества обучения в коллективе молодежный психологический клуб «Школа жизни» (социально-педагогической направленности) МАУ ДО «ДДЮТ им. Е.А.Евтушенко» МО г. Братска
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.