Использование компьютерных технологий в начальной школе
Оценка 4.6
Лекции
doc
Междисциплинарный 4
1 кл—4 кл
12.11.2018
В статье рассказывается о причинах, побуждающих педагогов использовать новейшие информационные, в частности, компьютерные технологии в практике начальной школы. Отдельно выделены направления применения компьютера учителем начальной школы. Предлагаются три подхода к использованию компьютерной поддержки уроков. Показано, как можно совмещать использование проектора и экрана на уроке с программой (или мультимедийной презентацией) и другие формы деятельности.
Использование комп. технологий.doc
Тема: Использование компьютерных технологий в
начальной школе
Он рисует, он считает, проектирует заводы,
Даже в космос он летает, и даёт прогноз погоды.
Миллионы вычислений может сделать за минуту.
Догадайся, что за гений?
Ну, конечно же – компьютер!
Действительно, компьютеризация охватила все стороны жизни человека: производство и
культуру, быт и науку, искусство и образование. Обязанностью школы является
подготовка детей к жизни в современном обществе, которое характеризуется созданием
мировой информационной структуры, превращением информации в экономическую
категорию, развитием различных информационных технологий. Согласно Концепции
модернизации российского образования, одним из приоритетов образовательной политики
является обеспечение всеобщей компьютерной грамотности. Попробую сформулировать
причины, побуждающие педагогов использовать новейшие информационные, в частности,
компьютерные технологии в практике начальной школы.
Вопервых, наиболее интенсивно развитие интеллекта происходит в младшем школьном
возрасте. Учащиеся начальных классов легче и быстрее, чем старшеклассники, осваивают
новые технологии, так как у них ещё не сложился стереотип мышления.
Вовторых, с каждым годом растёт количество школьников, имеющих свой персональный
компьютер. У учащихся начальных классов наблюдается большой интерес к компьютерным
играм, а следовательно, и мотивация к изучению азов компьютерной грамотности.
Втретьих, роль компьютера как средства модернизации процесса образования неуклонно
возрастает, что ставит учащихся перед необходимостью быть его грамотными
пользователями.
Вчетвёртых, внедрение информационных технологий в учебный процесс и объединение их
с традиционными методами преподавания ставит школьников перед необходимостью быть
готовыми к меняющимся формам обучения, к восприятию усовершенствованного
содержания предметов, к самостоятельному поиску межпредметных связей.
Таким образом, использование компьютера учителем – это лишь часть работы по
медиаобразованию, предусматривающая системную постоянную работу учителя в
избранной области, будь то работа со словарями, с телепередачами или материалами газет
и журналов, фотографией.
Можно выделить следующие направления применения компьютера учителем начальной
школы:
А) использование прикладного программного обеспечения по различным предметам; Б) преподавание начальных элементов информатики, вычислительной техники и
программирования;
В) выполнение вспомогательных функций при подготовке и проведении урока.
Остановлюсь лишь на использовании прикладного программного обеспечения по
различным предметам и выполнении вспомогательных функций при подготовке и
проведении урока в начальной школе.
В «Рекомендациях по использованию компьютеров в начальной школе» предлагаются три
подхода к использованию компьютерной поддержки уроков. Один из них – это
использование фронтальной формы обучения. Для реализации фронтальной формы
обучения необходим школьный кабинет, оснащённый одним компьютером с CDROM
устройством, аудиосистемой (колонки), медиапроектором и настенным экраном.
В нашей школе, благодаря президентскому гранту оборудованы ПК 2 кабинета начальных
классов. В распоряжении учителей и учащихся находится и кабинет информатики. Но
удобнее всего проводить занятия с младшими школьниками в кабинете начальных классов,
чтобы школьники оставались в привычной для них обстановке, когда окружающая среда
знакома и соответствует их возрастным и физиологическим особенностям. Компьютер в
этом случае не рассматривается, как объект изучения, а становится современным
средством обучения математике, русскому языку, естествознанию.
Самая распространённая форма обучения в начальных классах – фронтальная. В этом
случае использование проектора и экрана даёт возможность совмещать на уроке работу с
программой (или мультимедийной презентацией) и другие формы деятельности:
∙ ярко и наглядно проиллюстрировать изучаемый материал на большом экране;
∙ обсудить просмотренный материал с классом;
∙ совместно решить предлагаемые задания или найти ответы в учебнике;
∙ индивидуально выполнить работу в тетради, альбоме;
∙ выполнить некоторые задания в группах или парах.
Например, при знакомстве с растительным и животным миром лесов, дети не только
рассмотрели на карте расположение этой зоны на всех частях света, посмотрели фильм о
животных лесов, но и поработали с гербарием, выполнили задание в тетради на печатной
основе. А в конце урока попробовали ответить на вопросы по новой теме, используя и
материал презентации, и текст в учебнике, и выводы, полученные в результате
самостоятельной работы.
На уроках технологии и изобразительного искусства школьники с большим интересом
смотрят презентации на темы: «Виды и жанры изобразительного искусства», «Золотые
узоры Хохломы», «Из истории русского костюма» и другие.
На уроках музыки компьютер просто незаменим, особенно если установлена программа
Караоке. Она даёт возможность разучивать слова и мелодии любой песни, проводить
репетиции к внеклассным мероприятиям.
Значительно интереснее проходят классные часы о соблюдении техники безопасности,
правил поведения в школе или столовой, если показать детям презентацию с использованием не только стихов, плакатов, но и местного материала, например, фото из
школьной столовой, из рекреации во время перемены. Разнообразие цветовой палитры,
анимационные эффекты – всё это позволяет значительное время удерживать произвольное
внимание учащихся младших классов.
Нельзя не отметить важность использования медиауроков для развития мышления
младших школьников на уроках математики, русского языка, чтения, ознакомления с
окружающим миром.
В развитии интеллектуальных способностей младшего школьника мышление играет особую
роль. В возрасте 7–10 лет дети осваивают следующие виды мышления:
∙ нагляднодейственное (операции с предметами);
∙ нагляднообразное (операции со словами, числами);
∙ логическое или абстрактное (операции со знаками).
Каждый учитель самостоятельно выбирает способ использования упражнений для развития
учащихся. Ктото проводит дополнительные занятия, работает по печатным тетрадям для
развития мышления, но главной формой взаимодействия учителя и ученика остаётся по
прежнему урок.
Экспериментально установлено, что при устном изложении материала учащийся за минуту
воспринимает и способен переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при
«подключении» органов зрения до 100 тысяч таких единиц. У младшего школьника лучше
развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным
тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника
эмоциональное отношение. Поэтому совершенно очевидна высокая эффективность
использования в обучении медиауроков.
Можно отметить методические возможности и преимущества медиаурока:
∙ повышение эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени
наглядности; появления возможности моделировать объекты и явления;
∙ повышение мотивации к учению, которая возрастает за счет мультимедийных
эффектов;
∙ развитие нагляднообразного мышления.
Использование медиауроков позволяет значительно активизировать зрительный канал, что
приводит к прочности, быстроте усвоения материала, повышается познавательная
активность учащихся, создаются предпосылки активной речевой деятельности, развивается
мышление.
При проведении уроков русского языка и математики кроме фронтальной работы при
объяснении нового материала (например, с использованием электронных учебных пособий
для начальной школы «Математика и конструирование», «Дракоша и занимательная
геометрия», «Считай и побеждай») можно компьютер использовать как «электронную
доску» в режиме «вызова» к нему учащихся для выполнения тренировочных заданий.
Учитывая, что общее время работы ученика с компьютером не должно превышать 1015
минут, на каждом уроке можно вызвать к так называемой «электронной доске» 23
учащихся. Таким образом можно организовать уроки повторения и закрепления пройденного. На уроках русского языка – используя программу «Фраза». На уроках
математики – с помощью электронного пособия «Математика и конструирование».
Положительные стороны такого подхода заключаются в том, что:
∙ детям очень нравится работать на компьютере, повышается интерес к предмету;
∙ каждый ученик работает в своём темпе, в случае необходимости он может вернуться
к тому материалу, который не понял;
∙ обучение идёт индивидуально и способствует развитию самостоятельности;
∙ материал снабжён рисунками, анимацией, звуковым сопровождением, а всё это
оказывает положительное воздействие на ученика;
∙ сочетается контроль и самоконтроль;
∙ появляется возможность быстро и эффективно провести тестирование и оценить
успехи ученика;
∙ неуспевающие дети в устном диалоге часто боятся неверного ответа. У компьютера
они чувствуют себя свободнее, так как никто не выговаривает им за неправильное решение.
В этом случае дети практически не испытывают чувства неловкости или замешательства, с
большей готовностью отвечают на вопросы, даже если не совсем уверены в правоте.
Учитель вправе применять любые лицензионные программы при одном условии: они
должны быть рациональны, эффективны и совместимы с основным учебным планом.
∙ используемый на уроках материал должен быть понятен, доступен, интересен детям,
то есть должен соответствовать возрастным особенностям младших школьников;
∙ для достижения педагогического эффекта использования дидактического материала
на любом носителе в медиаобразовательных целях должно быть систематическим в течение
всего года;
∙ использование такого материала на уроках представляет собой новую
нетрадиционную форму в организации учебной деятельности младших школьников.
Предъявление, в частности, экранного изображения на уроке должно восприниматься
детьми не как развлечение, а как материал для вдумчивой, серьёзной работы;
∙ учитель должен подходить очень аккуратно к отбору материала (особенно
видеоматериала), предлагаемого для работы с ним на уроке, не только по содержанию, но
и по объёму.
Для младших школьников компьютер – объект новый, необычный. Большинство детей
высказывают пожелание научиться рисовать, печатать на компьютере. Второе место после
общеучебных умений занимает игровая деятельность. Задача учителя – всемерно поощрять
стремление детей использовать компьютер как средство самообучения, воспитывать
ценностное, уважительное отношение к такой деятельности. Необходимо познакомить
младших школьников с ценностями, позволяющими ориентироваться в информационном
пространстве, это – достоверность, полезность, актуальность, полнота информации.
Именно в начальной школе прививаются гигиенические нормы работы за компьютером,
складывается отношение к компьютеру либо как к средству развлечения, либо как к
средству творческого саморазвития. Задача учителя – помочь детям в осознании базовых общечеловеческих ценностей в
контексте информационной культуры:
∙ Человек не имеет права использовать компьютер, информацию во вред другим людям.
∙ Каждый человек имеет право на своё автономное личное информационное
пространство и недопустимо проникновение в него без согласия владельца.
∙ Не забывай о живом общении между людьми, знай меру использованию компьютера.
∙ Соблюдай санитарные нормы и правила работы за компьютером, чтобы сберечь своё
здоровье.
∙ Компьютер сам по себе не плох и не хорош, он выполняет лишь наши команды, и
человек определяет его ценность или бесполезность (или даже вредность).
∙ Компьютер – это прежде всего инструмент познания, приобщения к знаниям,
накопленным обществом и аккумулированным на электронных носителях – библиотеках,
музеях, энциклопедиях, обучающих программах и т.д.
В заключение хочется сказать, что применение компьютера учителем начальных классов
не должно и не может быть самоцелью модернизации начального образования.
Недопустимо, чтобы основную часть времени младшие школьники проводили за
компьютерами, а разнообразные формы вербального взаимодействия учителя и учеников,
детей друг с другом сводились к минимуму. Одним из средств сохранения баланса между
использованием современных технических средств в обучении и традициями начального
образования является технологическая культура учителя. Технологическая культура
определяет то, КАК, КАКИМ ОБРАЗОМ, с помощью чего достигается результат, отвечает
на вопрос: «Почему именно так, а не иначе?» Технологическая культура предполагает
психологическую, личностную и профессиональную готовность учителя к построению
функционального педагогического процесса, который будет отвечать заданным целям и
давать эффективный результат.
Использование компьютерных технологий в начальной школе
Использование компьютерных технологий в начальной школе
Использование компьютерных технологий в начальной школе
Использование компьютерных технологий в начальной школе
Использование компьютерных технологий в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.