Использование компьютерных технологий в начальной школе
Оценка 4.6

Использование компьютерных технологий в начальной школе

Оценка 4.6
Лекции
doc
Междисциплинарный 4
1 кл—4 кл
12.11.2018
Использование компьютерных технологий в начальной школе
В статье рассказывается о причинах, побуждающих педагогов использовать новейшие информационные, в частности, компьютерные технологии в практике начальной школы. Отдельно выделены направления применения компьютера учителем начальной школы. Предлагаются три подхода к использованию компьютерной поддержки уроков. Показано, как можно совмещать использование проектора и экрана на уроке с программой (или мультимедийной презентацией) и другие формы деятельности.
Использование комп. технологий.doc
Тема:   Использование   компьютерных   технологий   в начальной школе   Он рисует, он считает, проектирует заводы, Даже в космос он летает, и даёт прогноз погоды. Миллионы вычислений может сделать за минуту. Догадайся, что за гений? Ну, конечно же – компьютер! Действительно, компьютеризация охватила все стороны жизни человека: производство и культуру,   быт   и   науку,   искусство   и   образование.   Обязанностью   школы   является подготовка детей к жизни в современном обществе, которое характеризуется созданием мировой   информационной   структуры,   превращением   информации   в   экономическую категорию,   развитием   различных   информационных   технологий.   Согласно   Концепции модернизации российского образования, одним из приоритетов образовательной политики является обеспечение всеобщей компьютерной грамотности. Попробую сформулировать причины, побуждающие педагогов использовать новейшие информационные, в частности, компьютерные технологии в практике начальной школы.  Во­первых, наиболее интенсивно развитие интеллекта происходит в младшем школьном возрасте. Учащиеся начальных классов легче и быстрее, чем старшеклассники, осваивают новые технологии, так как у них ещё не сложился стереотип мышления. Во­вторых, с каждым годом растёт количество школьников, имеющих свой персональный компьютер. У учащихся начальных классов наблюдается большой интерес к компьютерным играм, а следовательно, и мотивация к изучению азов компьютерной грамотности. В­третьих, роль компьютера как средства модернизации процесса образования  неуклонно возрастает,   что   ставит   учащихся   перед   необходимостью   быть   его   грамотными пользователями. В­четвёртых, внедрение информационных технологий в учебный процесс и объединение их с традиционными методами преподавания ставит школьников перед необходимостью быть готовыми   к   меняющимся   формам   обучения,   к   восприятию   усовершенствованного содержания предметов, к самостоятельному поиску межпредметных связей.                Таким образом, использование компьютера учителем – это лишь часть работы по медиаобразованию,   предусматривающая   системную   постоянную   работу   учителя   в избранной области, будь то работа со словарями, с телепередачами или материалами газет и журналов, фотографией.  Можно   выделить   следующие   направления   применения   компьютера   учителем   начальной школы: А) использование прикладного программного обеспечения по различным предметам; Б)   преподавание   начальных   элементов   информатики,   вычислительной   техники   и программирования; В) выполнение вспомогательных функций при подготовке и проведении урока. Остановлюсь   лишь   на   использовании   прикладного   программного   обеспечения   по различным   предметам   и   выполнении   вспомогательных   функций   при   подготовке   и проведении урока в начальной школе. В «Рекомендациях по использованию компьютеров в начальной школе» предлагаются три подхода   к   использованию   компьютерной   поддержки   уроков.   Один   из   них   –   это использование   фронтальной   формы   обучения.   Для   реализации   фронтальной   формы обучения   необходим   школьный   кабинет,   оснащённый   одним   компьютером   с   CD­ROM устройством, аудиосистемой (колонки), медиапроектором и настенным экраном.  В нашей школе, благодаря президентскому гранту  оборудованы ПК 2 кабинета начальных классов. В распоряжении учителей и учащихся находится и кабинет информатики.   Но удобнее всего проводить занятия  с младшими школьниками в кабинете начальных классов, чтобы школьники оставались в привычной для них обстановке, когда окружающая среда знакома и соответствует их возрастным и физиологическим особенностям. Компьютер в этом   случае   не   рассматривается,   как   объект   изучения,   а   становится   современным средством обучения математике, русскому языку, естествознанию. Самая распространённая форма обучения в начальных классах – фронтальная.   В этом случае использование проектора и экрана даёт возможность совмещать на уроке работу с программой (или мультимедийной презентацией) и другие формы деятельности: ∙        ярко и наглядно проиллюстрировать изучаемый материал на большом экране; ∙        обсудить просмотренный материал с классом; ∙        совместно решить предлагаемые задания или найти ответы в учебнике; ∙        индивидуально выполнить работу в тетради, альбоме; ∙        выполнить некоторые задания в группах или парах. Например, при знакомстве с растительным и животным миром лесов,         дети не только рассмотрели на карте расположение этой зоны на всех частях света, посмотрели фильм о животных лесов, но и поработали с гербарием, выполнили задание в тетради на печатной основе. А в конце урока попробовали ответить на вопросы по новой теме, используя и материал   презентации,   и   текст   в   учебнике,   и   выводы,   полученные   в   результате самостоятельной работы. На   уроках   технологии   и   изобразительного   искусства   школьники   с   большим   интересом смотрят   презентации   на   темы:   «Виды   и   жанры   изобразительного   искусства»,   «Золотые узоры Хохломы», «Из истории русского костюма» и другие.  На уроках музыки компьютер просто незаменим, особенно если установлена программа Караоке.   Она   даёт   возможность   разучивать   слова   и   мелодии   любой   песни,   проводить репетиции к внеклассным мероприятиям.     Значительно   интереснее   проходят   классные   часы   о   соблюдении   техники   безопасности, правил   поведения   в   школе   или   столовой,   если   показать   детям   презентацию   с использованием не только стихов, плакатов, но и местного материала, например, фото из школьной  столовой,  из  рекреации  во   время  перемены.   Разнообразие  цветовой   палитры, анимационные эффекты – всё это позволяет значительное время удерживать произвольное внимание учащихся младших классов.  Нельзя   не   отметить   важность     использования   медиауроков   для   развития   мышления младших   школьников   на   уроках   математики,   русского   языка,   чтения,   ознакомления   с окружающим миром.  В развитии интеллектуальных способностей младшего школьника мышление играет особую роль.  В возрасте 7–10 лет дети осваивают следующие виды мышления: ∙                     наглядно­действенное (операции с предметами); ∙                     наглядно­образное (операции со словами, числами); ∙                     логическое или абстрактное (операции со знаками). Каждый учитель самостоятельно выбирает способ использования упражнений для развития учащихся. Кто­то проводит дополнительные занятия, работает по печатным тетрадям для развития мышления, но главной формой взаимодействия учителя и ученика остаётся по­ прежнему урок.  Экспериментально установлено, что при устном изложении материала учащийся за минуту воспринимает и способен переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при «подключении» органов зрения до 100 тысяч таких единиц. У младшего школьника лучше развито   непроизвольное   внимание,   которое   становится   особенно   концентрированным тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника эмоциональное   отношение.   Поэтому   совершенно   очевидна   высокая   эффективность использования в обучении медиауроков.  Можно отметить методические возможности и преимущества медиаурока: ∙             повышение эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности; появления возможности моделировать объекты и явления; ∙                         повышение мотивации к учению, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов; ∙             развитие наглядно­образного мышления.   Использование медиауроков позволяет значительно активизировать зрительный канал,  что приводит   к   прочности,   быстроте   усвоения   материала,   повышается   познавательная активность учащихся, создаются предпосылки активной речевой деятельности, развивается мышление.  При  проведении  уроков   русского  языка  и   математики   кроме  фронтальной   работы  при объяснении нового материала (например, с использованием электронных  учебных пособий для   начальной   школы   «Математика   и   конструирование»,   «Дракоша   и   занимательная геометрия»,   «Считай   и   побеждай»)   можно   компьютер   использовать   как   «электронную доску»   в   режиме   «вызова»   к   нему   учащихся   для   выполнения   тренировочных   заданий. Учитывая, что общее время работы ученика с компьютером не должно превышать 10­15 минут,   на   каждом   уроке   можно   вызвать   к   так   называемой   «электронной   доске»   2­3 учащихся.   Таким   образом   можно   организовать   уроки   повторения   и   закрепления пройденного.   На   уроках   русского   языка   –   используя   программу   «Фраза».   На   уроках математики   –   с   помощью   электронного   пособия   «Математика   и   конструирование». Положительные стороны такого подхода заключаются в том, что: ∙        детям очень нравится работать на компьютере, повышается интерес к предмету; ∙        каждый ученик работает в своём темпе, в случае необходимости он может вернуться к тому материалу, который не понял; ∙        обучение идёт индивидуально и способствует развитию самостоятельности; ∙               материал снабжён рисунками, анимацией, звуковым сопровождением, а всё это оказывает положительное воздействие на ученика; ∙        сочетается контроль и самоконтроль; ∙               появляется возможность быстро и эффективно провести тестирование и оценить успехи ученика; ∙        неуспевающие дети в устном диалоге часто боятся неверного ответа. У компьютера они чувствуют себя свободнее, так как никто не выговаривает им за неправильное решение. В этом случае дети практически не испытывают чувства неловкости или замешательства, с большей готовностью отвечают на вопросы, даже если не совсем уверены в правоте.         Учитель вправе применять любые лицензионные  программы при одном условии: они должны быть рациональны, эффективны и совместимы с основным учебным планом. ∙        используемый на уроках материал должен быть понятен, доступен, интересен детям, то есть должен соответствовать возрастным особенностям младших школьников; ∙        для достижения педагогического эффекта использования дидактического материала на любом носителе в медиаобразовательных целях должно быть систематическим в течение всего года; ∙                 использование   такого   материала   на   уроках   представляет   собой   новую нетрадиционную   форму   в   организации   учебной   деятельности   младших   школьников. Предъявление,   в   частности,   экранного   изображения   на   уроке   должно   восприниматься детьми не как развлечение, а как материал для вдумчивой, серьёзной  работы; ∙                 учитель   должен   подходить   очень   аккуратно   к   отбору   материала   (особенно видеоматериала), предлагаемого для работы  с ним на уроке, не только по содержанию, но и по объёму. Для   младших   школьников   компьютер   –   объект   новый,   необычный.   Большинство   детей высказывают пожелание научиться рисовать, печатать на компьютере. Второе место после общеучебных умений занимает игровая деятельность. Задача учителя – всемерно поощрять стремление   детей   использовать   компьютер   как   средство   самообучения,   воспитывать ценностное,   уважительное   отношение   к   такой   деятельности.   Необходимо   познакомить младших школьников с ценностями, позволяющими ориентироваться в информационном пространстве,   это   –   достоверность,   полезность,   актуальность,   полнота   информации. Именно в начальной школе прививаются гигиенические нормы работы за компьютером, складывается   отношение   к   компьютеру   либо   как   к   средству   развлечения,   либо   как   к средству творческого саморазвития. Задача   учителя   –   помочь   детям   в   осознании   базовых   общечеловеческих   ценностей   в контексте информационной культуры: ∙        Человек не имеет права использовать компьютер, информацию во вред другим людям. ∙                 Каждый   человек   имеет   право   на   своё   автономное   личное   информационное пространство и недопустимо проникновение в него без согласия владельца. ∙        Не забывай о живом общении между людьми, знай меру использованию компьютера. ∙        Соблюдай санитарные нормы и правила работы за компьютером, чтобы сберечь своё здоровье. ∙             Компьютер сам по себе не плох и не хорош, он выполняет лишь наши команды, и человек определяет его ценность или бесполезность (или даже вредность). ∙                Компьютер  – это прежде  всего  инструмент  познания, приобщения к знаниям, накопленным обществом и аккумулированным на электронных носителях – библиотеках, музеях, энциклопедиях, обучающих программах и т.д.    В заключение хочется сказать, что применение компьютера учителем начальных классов не   должно   и   не   может   быть   самоцелью   модернизации   начального   образования. Недопустимо,   чтобы   основную   часть   времени   младшие   школьники   проводили   за компьютерами, а разнообразные формы вербального взаимодействия учителя и учеников, детей друг с другом сводились к минимуму. Одним из средств сохранения баланса между использованием современных технических средств в обучении и традициями начального образования   является   технологическая   культура   учителя.   Технологическая   культура определяет то, КАК, КАКИМ ОБРАЗОМ, с помощью чего достигается результат, отвечает на вопрос: «Почему именно так, а не иначе?» Технологическая культура   предполагает психологическую,   личностную   и   профессиональную   готовность   учителя   к   построению функционального педагогического процесса, который будет отвечать заданным целям и давать эффективный результат.

Использование компьютерных технологий в начальной школе

Использование компьютерных технологий в начальной школе

Использование компьютерных технологий в начальной школе

Использование компьютерных технологий в начальной школе

Использование компьютерных технологий в начальной школе

Использование компьютерных технологий в начальной школе

Использование компьютерных технологий в начальной школе

Использование компьютерных технологий в начальной школе

Использование компьютерных технологий в начальной школе

Использование компьютерных технологий в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.11.2018