В основе своей деятельности я использую индивидуально-ориентированную систему обучения (ИОСО). Эту технологию я дополнил своими приёмами. Главным результатом своей деятельности я считаю развитие у учащегося самостоятельности, рефлексии, способности оценивать по критериям, формирование набора ключевых компетенций. При этом качество образования (оценки “хорошо” и “отлично”) при этой технологии будут возрастать. Каждый мой ученик получает индивидуально ориентированный учебный план (ИОУП), в котором отражены его письменные и устные задания. В этом случае, даже если ученик болеет, либо пропускает школу по другим причинам, он в любом случае не выпадает из процесса обучения, а возвращается и сдаёт темы, точно знает домашнее задание. А самое главное, он определяет уровень, ведь обязательными являются задания на “3”, а дальше на выбор ученика. Уровень психологического комфорта на таких уроках повышается за счёт того, что ученик не боится получить отрицательную оценку. ведь он всегда может вернуться и переделать задания прошлых уроков во время работы по ИОУПам.
Индивидуально ориентированный учебный план (ИОУП)ученика (цы) 8 класса ________________________________________
№ Дата Тема урока Задания на 3 Задания на 4 Задания на 5 Термины Оценка
§1 21.12 Внутренняя политика Александра I в 1801-1806гг. Заполнить таблицу “Дней Александровых прекрасное начало” стр.9 в.3 реферат по теме: “Жизнь АлександраI” “Негласный комитет”, амнистия, либерализм, маневр, манифест, 11 марта 1801
Использование критериального оценивания на уроках истории
В основе своей деятельности я использую индивидуальноориентированную систему обучения (ИОСО).
Эту технологию я дополнил своими приёмами. Главным результатом своей деятельности я считаю
развитие у учащегося самостоятельности, рефлексии, способности оценивать по критериям,
формирование набора ключевых компетенций. При этом качество образования (оценки “хорошо” и
“отлично”) при этой технологии будут возрастать. Каждый мой ученик получает индивидуально
ориентированный учебный план (ИОУП), в котором отражены его письменные и устные задания. В этом
случае, даже если ученик болеет, либо пропускает школу по другим причинам, он в любом случае не
выпадает из процесса обучения, а возвращается и сдаёт темы, точно знает домашнее задание. А самое
главное, он определяет уровень, ведь обязательными являются задания на “3”, а дальше на выбор
ученика. Уровень психологического комфорта на таких уроках повышается за счёт того, что ученик не
боится получить отрицательную оценку. ведь он всегда может вернуться и переделать задания прошлых
уроков во время работы по ИОУПам.
Индивидуально ориентированный учебный план (ИОУП)ученика (цы) 8 класса
________________________________________
№ Дата Тема урока
Задания на 3
Задания
на 4
Задания на 5
Термины
Оценка
§
1
21.12 Внутренняя
политика
Александра I в
18011806гг.
Заполнить таблицу
“Дней
Александровых
прекрасное начало”
стр.9 в.3 реферат по
теме: “Жизнь
АлександраI”
Итоговая оценка
“Негласный
комитет”, амнистия,
либерализм, маневр,
манифест, 11 марта
1801
Оценка за итоговое тестирование
Очень важным моментом в построении моих уроков является работа в парах. Этот вид деятельности
способствует развитию коммуникативных способностей, умению слушать и слышать и предполагает
формирование умения проводить критериальное оценивание устного ответа товарища. При печати
ИОУПов с обратной стороны листа печатается оценочный лист учащегося класса, где учащиеся
оценивают друг друга при повторении ранее изученного материала. Для того, чтобы деление на пары
было интересным, и оставалась интрига с кем ты окажешься в паре, необходимо изготовить карточки и в
начале урока поделить класс на пары. Эти же карточки используются при делении на группы.
Необходимо отметить, что в самом начале подобной работы некоторые ребята не хотят садиться в
группы или пары с кемто из своих одноклассников. Поэтому прежде чем начинать подобную работу
необходимо создать внутреннюю мотивацию. Я начинал вводить карточки после обсуждения в классе
вопроса о том, какими качествами обладают успешные и счастливые люди. Это обсуждение необходимо
подвести под идею о том, что подобные люди могут договориться с любым человеком, умеют быть
сильными и брать ответственность на себя в случае необходимости.
Помимо этого обращаю внимание ребят, что если они в своей группе или паре научили ребёнка, который
не знает тему урока, не готов к уроку, то они становятся экспертами и помимо отличной оценки
помогают очень сильно мне. Как правило, это действует, и все дети включены в деятельность в своих
группах или парах. В дальнейшем, сам процесс деления на группы/пары вызывает очень большой интерес
у ребят, ведь такая работа делает уроки более интересными и позволяет удовлетворять потребность в
общении.
При использовании оценочного листа необходимо договориться о регламенте времени (5 минут), в
течение которого ученик слушает устный ответ товарища, а затем в течении 1 минуты оценивает его по
критериям. Следует обратить также внимание, что при ответе ребёнок может использовать ИОУП, где
перечислены необходимые термины к этому уроку, однако он должен помнить, что необходимо
составить цельный рассказ на тему прошедшего урока, а не только раскрыть значение терминов.Оценочный лист учащегося
Критерии оценки\ дата
Полнота ответа
Уверенность в себе
Достоверность
Качество речи
Использование карты
Использование терминов
Соблюдение регламента
Свое мнение
Итог
Критерии оценивания работы в группах.
Особенности групповой работы на уроке обозначены уже давно и очень чётко. Конечно, в первую
очередь это особенная организация учебного процесса, когда за итоговый результат отвечает не каждый
отдельный ученик, а несколько человек сразу.
Приступая к планированию работы в группах, необходимо решить для себя проблему оценивания
деятельности учащихся.
Вопервых, нужно определить, когда оценивание целесообразно, а когда – нет. Например, при
организации работы в группах во время изучения новой темы оценивание целесообразно далеко не
всегда, если же речь идёт о закреплении или повторении материала, то оценивание работы учащихся
просто необходимо.
Вовторых, определить критерии оценивания.
Перед началом работы учащиеся должны быть ознакомлены с данными критериями.
Ниже приведены критерии , могут быть использованы на любых предметах при работе в группах.
1.Критерии оценивания репродуктивных знаний.
А) Критерии оценивания работы группы
№ гр. Правильность
изложения
материала
Культура
изложения
материала
Дополнения
других групп
Поведение в
группе, умение
сотрудничать
Логика
изложения
материала,
чёткость
I
II
III
IV
Б) Критерии оценивания выступления от группы.
Регламент
Информативность
Доступность изложения
Логика изложения
Культура речи
В) Критерии самооценки учащегося при работе в группе.
Знание учебного материала.Организация работы группы.
Активность на уроке
Поведение на уроке.
Умение работать в команде
Повторительно – обобщающий урок
Введение в игру. Класс делится на 3 команды. Объясняются правила игры. Система оценивания.
Критерии оценки работы команды (репродуктивные знания)
1.Знание терминов.
2.Умение ориентироваться по карте.
3.Культура речи.
4.Логика ответа.
5.Умение работать в команде.
Критерии оценки работы команды (продуктивные знания).
1.Умение приводить аргументы.
2.Умение сравнивать.
3.Культура речи.
4.Логика ответа.
5.Умение работать в команде.
Критерии оценки работы команды (творческий уровень).
1.Описания своих впечатлений, ощущений и ассоциаций по данной теме с помощью синквейна.
2.Соответствие теме урока.
3.Культура речи.
4.Оформление работы.
5.Умение работать в команде.
Самооценка ученика (репродуктивные знания).
1.Знание терминов.
2.Умение ориентироваться по карте.
3.Активность на уроке
4.Поведение на уроке.
5.Умение работать в команде.
Самооценка ученика (продуктивные знания).
1.Умение приводить аргументы.
2.Умение сравнивать.
Самооценка ученика (творческий уровень).
Описания своих впечатлений, ощущений и ассоциаций по данной теме с помощью синквейна.
Творческое задание.
Синквейн.
ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА
1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное.
2 строчка – два слова (прилагательные). Описание темы.
3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.
4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1
ой строчке.
5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1ой строчке,
обычно существительное.
Подведение итогов.Учащимся предлагается оценить игру своей команды и свою работу на уроке
по заданным в начале урока критериям. Выставление оценок.