Использование метода проектов на уроках физики
Оценка 4.7

Использование метода проектов на уроках физики

Оценка 4.7
Педсоветы
doc
физика
Взрослым
28.08.2019
Использование метода проектов на уроках физики
В современном естествознании физика является одной из лидирующих наук. Мир чрезвычайно разнообразен, а атомы, из которых состоят все тела Вселенной, совершенно одинаковы. Живые организмы состоят из тех же атомов, что и неживые. Цель физики заключается в отыскании общих законов природы и в объяснении конкретных процессов на их основе. Законы, которым следует природа, исключают чудеса, а познание этих законов позволит человечеству выжить. Начиная изучать физику в 7х классах и до 11 класса, необходимо доказательно убеждать учащихся, что физика – это наука, которая познакомит их с наиболее общими законами природы, управляющими течением процессов в окружающем их мире и во Вселенной в целом, и что физика оказывает огромное влияние на различные отрасли науки, техники, производства. Результаты обучения будут положительными, если использовать личностно-ориентированный подход. Под личностно-ориентированным подходом принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддерживать процессы самопознания, самореализации личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности. При реализации такого подхода процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих особенностей учащихся, а отношения «учитель – ученик » строятся на принципах сотрудничества и свободы выбора. Актуальность личностно-ориентированного подхода объясняется тем, что развитие нашего общества требует формирования ярко индивидуальной, прагматичной, раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме.
проекты.doc
Использование метода проектов на уроках физики В   современном   естествознании   физика   является   одной   из   лидирующих   наук.   Мир чрезвычайно разнообразен, а атомы, из которых состоят все тела Вселенной, совершенно одинаковы. Живые  организмы состоят из  тех же атомов, что и неживые.  Цель физики заключается в отыскании общих законов природы и в объяснении конкретных процессов на их основе. Законы, которым следует природа, исключают чудеса, а познание этих законов позволит человечеству выжить. Начиная   изучать   физику   в   7х    классах   и   до   11   класса,   необходимо   доказательно убеждать учащихся, что физика – это наука, которая познакомит их с наиболее общими законами   природы,   управляющими   течением   процессов   в   окружающем   их   мире   и   во Вселенной в целом, и что физика оказывает огромное влияние на различные отрасли науки, техники, производства. Результаты   обучения   будут   положительными,   если   использовать   личностно­ ориентированный подход. Под личностно­ориентированным подходом принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры   на   систему   взаимосвязанных   понятий,   идей   и   способов   действий   обеспечить   и поддерживать   процессы   самопознания,   самореализации   личности   ребёнка,   развития   его неповторимой индивидуальности.  При реализации  такого подхода процессы обучения и учения   взаимно   согласовываются   с   учётом   механизмов   познания,   особенностей мыслительных и поведенческих особенностей учащихся, а отношения «учитель – ученик » строятся на принципах сотрудничества и свободы выбора. Актуальность личностно­ориентированного подхода объясняется тем, что развитие нашего общества  требует формирования  ярко индивидуальной,  прагматичной,  раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме. Педагогическими   технологиями   на   основе   личностно­ориентированного   подхода являются: I. Педагогика сотрудничества: работа в парах; работа в группах. II. Технологии развивающего обучения: уроки­практикумы; уроки­конференции; интегрированные уроки; круглые столы; защита рефератов; защита научно­исследовательских работ. III. Технологии уровневой дифференциации: дифференциация учащихся разного уровня обученности; дифференциация  по проектируемой  профессии  (работа в специальных  классах  с углубленным изучением отдельных предметов); дифференциация по интересам. IV. Проблемное обучение. V. Технология индивидуального обучения: индивидуализация обучения; метод проектов. В своей работе в старших классах  использую метод проектов, как один из элементов личностно­ориентированного похода. Этот метод интересен по двум причинам: Во­первых:  в   условиях   ещё   существующей   классно­урочной   системы   знаний,   он наиболее легко вписывается в учебный процесс. Эта технология позволяет при интеграции в реальный  учебно­воспитательный  процесс достигать поставленных  любой программой целей по физике другими методами. Во­вторых:  это   истинно   педагогическая   технология,   гуманистическая   не   только   по своей   философской   и   психологической   сути,   но   и   в   чисто   нравственном   аспекте, обеспечивает   успешное   усвоение   учебного   материала   всеми   учениками,   их самостоятельность, доброжелательность, коммуникабельность, желание помочь другим. Проект   рассматривается   как   эффективный   способ   развивающего   и   проблемного обучения,   он   всегда   имеет   сложный,   вариантный,   комплексный   характер,   он   учит школьника мобилизовать, обобщать и интегрировать свои знания и умения, «втягивать» в проект значительно больший объём знаний, чем те, что даёт школа. Учащиеся 10х – 11х классов на уроках физики создают монопроекты или персональные проекты. Цель   монопроектов   –   непосредственное   использование   всех   предметных   навыков, полученных учащимися на уроках. Персональный или монопроект демонстрирует уровень развития следующих навыков, способствующих организации эффектной деятельности: Умение обнаружить проблемы; Умение ставить адекватную цель; Способность   находить   оптимальные   и   эффективные   средства,   методы   для достижения поставленный цели; Умение   находить   необходимую   информацию   с   использованием   современных технологий. Классифицировать и систематизировать её. Умение планировать деятельность, представляя весь процесс от начала до  конца; Умение представлять результаты своей деятельности (презентации); Умение   анализировать   результаты   деятельности   Кроме   этого   учащиеся   создают мультимедийные сценарии уроков. Мультимедийные   сценарии   уроков   выполняются   в   виде   презентаций.   Слайды презентаций   содержат   иллюстративный   материал   для   урока,   фрагменты   видеофильмов, анимации.   При   подготовке   презентации   заранее   продумывается   структура   урока, последовательность   слайдов   предполагает   определенный   темп   и   логику   изложения материала, т.е. создаётся сценарий проведения урока. Презентации демонстрируются самим учителем или учащимися с помощью переносного мультимедийного проектора, подключенного к компьютеру. Изображение проектируется на   большой   экран.   При   этом   следует   подчеркнуть,   что   компьютерная   демонстрация физических   явлений   рассматривается   не   как   замена   реального   физического демонстрационного опыта, а как его дополнение. Темами   таких   мультимедийных   презентаций   были:   «Электромагнитные   излучения вокруг нас.», «Видимое излучение и его роль в нашей жизни». Тема проекта: Электромагнитные излучения вокруг нас. Эпиграф: Радость видеть и понимать­ есть самый прекрасный дар природы.  Основополагающий вопрос: Когда плоды цивилизации могут быть  горькими?  Тема: ЭМИ и его влияние на здоровье человека. А.Эйнштейн.  Данный проект иллюстрирует взаимосвязь физических, валеологических, экологических явлений.  Учебные предметы: физика, биология, экология.  Участники: ученики11 класса.  Время проведения: 6 академических часов.  Информационные ресурсы: ссылка на мультимедео, Интернет­ресурсы, электронные энциклопедии, Intel «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft),  литературные источники. Цель проекта:  Продолжить формирование целостности представлений об окружающем мире  Приобрести навыки  работы в команде, выработать умения  самостоятельной  работы с большим объёмом информации  Уметь выделять главное ,ставить цель и находить пути её решения Задачи проекта:  Показать взаимосвязь физических, валеологических, экологических явлений  Научить пользоваться Power­Point, Microsoft  Publisher для оформления результатов  Научить кратко излагать мысли устно и письменно Темы самостоятельных исследований:  Электромагнитное излучение вокруг нас.  Здоровье  человека в опасности!  Экологи не молчат!  Мы вам поможем. Результаты исследований:              Презентации учащихся:   «Электромагнитное изучение вокруг нас»  «Здоровье человека в опасности»   «Экологи не молчат»  «ЭМИ и его свойства»  (  буклет)   «Мы вам поможем» (    веб­сайт    )  от ЭМИ  ( Обзор литературы и печатных изданий о способах защиты       буклет) Этапы и сроки проведения проекта:  «Мозговой штурм» ­ 1урок (15 минут);  Формирование групп для проведения исследований, выдвижение гипотез решения  проблем ­1урок (20минут);  Выбор творческого названия ­ 2урок (20минут);  Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе ­ 2урок (20минут).  Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав ­3урок (20минут)   Самостоятельная работа групп по выполнению заданий – 4, 5 уроки  Подготовка школьниками презентации по отчету о проделанной работе ­ 6урок  (10минут)  Защита полученных результатов и выводы ­ 6урок (30минут) Структура учебно­методического пакета:  Описание проекта  Веб­сайт проекта   Образцы работ учащихся ,включающие:      разработки, мультимедийную презентацию, публикацию в виде буклета по теме  исследования  Дидактические материалы: критерии оценивания презентации, буклета, веб­сайта  Методические материалы: рисунки, таблицы, иллюстрации  Организационные материалы: благодарность участникам проекта  Проверочная работа для учащихся:      Тест Литература в помощь учащимся:  Григорьев Ю.Г., Степанов В.С. «Электромагнитная безопасность  человека»М:,1999,145с.  Дубов А.П. «Земное излучение и здоровье человека»,АиФ,М:1992.  Исмаилов Э.Ш. «Биофизическое действие СВЧ ­ излучений»,Энергоиздат,1987   Карцев В.П.  «Магнит за три тысячелетия».М:Атомиздат,1978,­159с.  Каганов М.И,, Цукерник В.М.  «Природа магнетизма»­М:Наука,1982.­192с.  Мажаров В.Ф ,.Бакшт Ф.Б., Буренин А.Н., Горный Б.Э « О влиянии постоянных  магнитных полей на здоровье человека»Новосибирск,1992. Приложение: Тест: 1) При каких условиях движущийся электрический заряд излучает электромагнитные  волны?: • Только при гармонических колебаниях • Только при движении по окружности • При любом движении по окружности • При любом движении. 2) Какую функцию выполняет антенна радиоприёмника?: • Выделяет из электромагнитной волны модулирующий сигнал • Усиливает сигнал одной избранной волны • Принимает все электромагнитные волны • Принимает все электромагнитные волны и  • 3)Существует ли такое движение электрического заряда, при котором он не излучает  электромагнитные волны?: • Такого движения нет • Существует ­это равномерное прямолинейное движение • Существует ­это равномерное движение по окружности • Существует­ это движение с большой скоростью. 4) Какую функцию выполняет колебательный контур радиоприёмника?: • Выделяет из электромагнитной волны модулирующий сигнал • Усиливает сигнал одной избранной волны • Принимает все электромагнитные волны • Выделяет из всех электромагнитных волн совпадающие по частоте собственным  выделяет среди них нужную. колебаниям. Тема проекта: Видимое излучение и его роль в нашей жизни. Эпиграф:  Такой лес, что солнце не сразу и увидишь, только по огненным пятнам и стрелам  догадаешься, что вон там оно спряталось за большим деревом  и бросает оттуда в  темный лес свои ранние косые лучи…С поляны сияющей входишь в темный лес, как  в пещеру, но когда осмотришься,­ до чего хорошо!  Невозможно сказать ,до чего  прекрасно в темном лесу в яркое  солнечное утро! Солнце встает, и куда только ни  попадет луч ,­все везде просыпается. У края опушки лен с вершок ростом и во льну­  хвощ. Что это за диво восточное хвощ­минарет, в росе, в волшебных лучах  восходящего солнца! М.Пришвин (Солнце в лесу.) Основополагающий вопрос:   Всегда ли свет волшебство? Тема проекта: Видимое излучение и его роль в нашей жизни Предмет: физика Межпредметные связи: биология, медицина, экология, валеология Аннотация: Данный проект иллюстрирует взаимосвязь физических ,валеологических ,биологических  явлений на примере изучения свойств видимого излучения. Реализация данного проекта  позволит объяснить роль света (видимого излучения) в жизни людей, доказать зависимость  зрения от факторов жизнедеятельности человека. Работа проводится в группах (физики,  биологи­ медики, экологи.) Участники: ученики 11 класса Время проведения: 6 академических часов..  Цель проекта:  Продолжить формирование целостности представлений об окружающем мире.  Приобретение навыков работы в команде, выработка умений самостоятельной  работы с большим количеством информации.  Уметь выделять главное, ставить цель и находить путь её решения. Задачи:  Показать взаимосвязь физических, валеологических, экологических явлений.  Научить пользоваться программами Ppower Point, Microsoft Publisher для  оформления результатов.  Научить кратко излагать свои мысли устно и письменно. Темы исследований для групп:  Физики : Волшебство света –в чем оно?   1) Свет­это волна или частица?    2) Отражение, преломление, поляризация, дисперсия, дифракция. Интерференция.  Медики­ биологи: А как мы видим­ глазами или мозгами?   1) Наше зрение.   2) Дефекты зрения.   3) Память зрения ( Тренинг).   4) Бинокулярное зрение.   5) Как можно видеть не видя?   6) Свет­ убийца.   7) Интервью врача ­ офтальмолога Ямковой М. О. 8)Интервью школьного врача Герасименко О.В. Экологи – валеологи: Когда страдает   зрение? 1) Питание (анкета) 2) Измерение освещенности (исследование) 3) Зрение и окружающая среда.(статистика) 4) Зрение и здоровый образ жизни. 5) Телевизор, компьютер­ друг зрения?(анкета)    СМИ : Как сохранить зеницу ока? 1) буклет (рекомендации) 2) буклет (комплекс упражнений для поддержания зрения). 3) веб­сайт :Новости офтальмологии. Результаты исследований: Презентации учащихся:  Волшебство света­ в чем оно?  Как мы видим глазами или мозгами?  Когда страдает зрение? Печатные издания:  Поможем нашим глазкам.(рекомендации)  Как сохранить зрение?(буклет)  Новости офтальмологии(веб­сайт) Этапы и сроки проведения проекта: 1. «Мозговой штурм»­1урок(15 минут) 2. Формирование групп для проведения исследований, выдвижение гипотез для   решения проблем­1 урок (20минут) 3. Выбор творческого названия проекта­2 урок(10минут) 4. Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группах­2 урок(20минут) 5. Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав­3урок(20минут) 6. Самостоятельная работа учащихся по обсуждению задания каждого в группе­3урок  (15минут) 7. Самостоятельная работа групп по выполнению заданий­4, 5 уроки. 8. Подготовка школьниками презентаций по отчету о проделанной работе­6урок  (10минут)  Защита полученных результатов, выводы­ (30минут) 9. Структура учебно­методического пакета:  Описание проекта.  Образцы работ учащихся, отражающие результаты самостоятельных исследований,  включают:  1)Разработки,  2)Мультимедийную  презентацию,  3)Публикацию в виде буклетов «Поможем нашим глазкам» и  «Наши рекомендации» и веб­сайт «Новости офтальмологии»  Дидактические материалы: Критерии оценивания презентации, буклета ,веб­сайта. Методические материалы:  Рисунки  Презентация проекта  Таблицы   Иллюстрации Организационные материалы:  Благодарность участникам проекта.  Самостоятельная работа для учащихся: Литература 1. Мороз О.П. Свет озарений. ­М: Знание,1980,­208с. 2. Кузнецов В .И. Свет.­ М: Педагогика,1977,­198с 3. Вавилов С.И.Глаз и солнце. ­М:Наука,1981,­126с. 4. Тарасов Л.В. ,Тарасова А.Н. Беседы о преломлении света. ­М:Наука.1982,­175с. 5. Колтун М.М.Черное и белое.­Дет.лит.1978,­206с. 6. Погребысская Е.И. Оптика Ньютона. ­М:Наука,1981,­135с. 7. Мальцев В.М. ,Селезнев В.А.. Андреев В.А.Оптическое излучение.­М:Знание,1979,­ 64с 8. Филонович С.Р, Лучи,  волны, кванты.­ М :Наука.1978,­208с. Приложение: Тест:  Разложение белого света в спектр при прохождении через призму обусловлено: 1) преломлением света, 2)отражением света 3)поляризацией света, 4)дисперсией света.  Какое изображение дает рассевающая линза, если предмет находится в её  фокусе: 1)мнимое, перевернутое, уменьшенное 2)действительное, перевернутое, уменьшенное 3)действительное, прямое, увеличенное. 4)действительное .прямое. уменьшенное  Дифракция­это: 1)огибание световыми волнами преграды 2преломление света на границе раздела двух сред 3)рассеяние света 4)поглощение света средой.  Какое изображение дает зеркало? 1)мнимое, прямое, увеличенное 2)мнимое. перевернутое, увеличенное 3)мнимое, прямое, равное по величине 4)мнимое, перевернутое, равное по величине. Приложение: Шаблоны (критерии оценки презентации, буклета, веб­сайта). Критерии оценки для PowerPoint презентации   СОДЕРЖАНИ Е 1 Общая  информация 5 Тема предмета не  очевидна.  Информация не  точна или не дана. 10 Информация  частично  изложена. В  работе  использован  только один  15 20 Достаточно точная  информация.  Использова­ но более одного  ресурса. Данная информация  кратка и ясна.  Использовано более  одного ресурса. ресурс. СОДЕРЖАНИ Е 2 Тема урока СОДЕРЖАНИ Е 3 Применение и  проблемы Не раскрыта и не  ясна тема урока.  Объяснения  некорректны,  запутаны или не  верны. Не определена  область применения  данной темы.  Процесс решения  неточный или  неправильный. Тема частично  изложена. В  работе  использован  ресурс. Сформулирована и  раскрыта тема  урока. Ясно изложен материал. Сформулирована и  раскрыта тема  урока. Полностью  изложены основные  аспекты темы урока. Отражены области  применения темы.  Процесс решения  завершён. Отражены области  применения темы.  Изложена стратегия  решения проблем. Отражены  некоторые  области  применения  темы. Процесс  решения  неполный. Лист оценивания веб­сайтов АСПЕКТЫ Технологические  аспекты Педагогический  аспект ПАРАМЕТРЫ Целесообразно ли использованы различные  веб­технологии? Каким образом созданный сайт демонстрирует  полноту содержания и хода работы над  проектом? КОМЕНТАРИИ     Каким образом созданный сайт демонстрирует  понимание решаемых педагогических задач? Каким образом предложенная методика работы  учитывает индивидуально­личностные  особенности учащихся? Критерии оценивания буклета ОЦЕНКА ДИЗАЙН 4 Работа выполнена творчески. В ней  использованы 2 и более  графических изображения. СОДЕРЖАНИЕ Используется фактическая информация. Идеи полностью описаны и раскрыты. Работа включает в себя 3 умозаключения  (или более), полученные на основе  проведённых исследований. 3 2 1 Работа выполнена творчески. В ней  использовано 1 графическое  изображение. Работа включает 1 или более  объектов. Работа не завершена. Используется фактическая информация. Идеи описаны почти полностью. Работа включает в себя не менее 3­х  умозаключений, полученные на основе  проведённых исследований. Информация – по большей части  фактическая. Идеи – описаны не полностью. Умозаключения есть, но они не  значительные. Информация не носит фактического  характера. Идеи носят фрагментальный характер. Умозаключения  есть, но они не   относятся  к тематике публикации.

Использование метода проектов на уроках физики

Использование метода проектов на уроках физики

Использование метода проектов на уроках физики

Использование метода проектов на уроках физики

Использование метода проектов на уроках физики

Использование метода проектов на уроках физики

Использование метода проектов на уроках физики

Использование метода проектов на уроках физики

Использование метода проектов на уроках физики

Использование метода проектов на уроках физики

Использование метода проектов на уроках физики

Использование метода проектов на уроках физики

Использование метода проектов на уроках физики

Использование метода проектов на уроках физики

Использование метода проектов на уроках физики

Использование метода проектов на уроках физики

Использование метода проектов на уроках физики

Использование метода проектов на уроках физики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.08.2019