Использование методики медленного филологического чтения на уроках литературного чтения
Оценка 4.8

Использование методики медленного филологического чтения на уроках литературного чтения

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
чтение
3 кл
29.01.2017
Использование методики медленного филологического чтения на уроках литературного чтения
Чтобы при знакомстве с художественным произведением на уроках литературного чтения произошло понимание авторской идеи, учителю необходимо уметь самому анализировать художественный текст. Своим примером анализа лирического стихотворения А.А. Фета «Какая грусть! Конец аллеи…» путём медленного филологического чтения я хочу помочь своим коллегам понять суть работы учителя и учеников при анализе художественного текста.Использование методики медленного филологического чтения на уроках литературного чтения учит детей полноценно воспринимать художественный текст, осознавать его образную природу: при помощи правильно сформулированных вопросов учитель помогает юным читателям войти в нарисованную художником жизнь, пережить её как реальную, понять авторскую идею.
Литвиненко И.Л..docx

Использование методики медленного филологического чтения на уроках литературного чтения

Тема: «Путь анализа лирического стихотворения А.А.Фета «Какая грусть! Конец аллеи…»– медленное филологическое чтение»

Используя методику медленного филологического чтения (автор методики Лазарева В.А. – кандидат педагогических наук), на своих уроках учу детей полноценно воспринимать художественный текст, осознавая его образную природу: при помощи правильно сформулированных вопросов помогаю юным читателям войти в нарисованную художником жизнь, пережить её как реальную, понять авторскую идею.

Чтобы при знакомстве с художественным  произведением на уроках литературного чтения произошло понимание авторской идеи, учителю (я твёрдо в этом уверена) необходимо уметь самому анализировать художественный текст. Своим примером анализа лирического стихотворения А.А. Фета «Какая грусть! Конец аллеи…» путём медленного филологического чтения я хочу помочь своим коллегам понять суть работы учителя и учеников при анализе художественного текста.

I.              Знакомство с биографией поэта.

На доске – портрет поэта.

 - Кому-нибудь знакомо это лицо?

 - Что можно сказать об этом человеке как личности, глядя на портрет?

(Широкий лоб – признак большого ума; взгляд мудрого человека; глаза добрые.)

 - Прочитайте годы жизни поэта.

(1820-1892г.г.)

 - В каком веке жил поэт?

 - Прочитайте фамилию, имя, отчество поэта.

(Фет Афанасий Афанасьевич)

 - Читали или слышали стихи поэта А.А.Фета?

(Читают подготовленные дети стихи «Печальная берёза», «Чудная картина», «Ласточки пропали»)

 - Прочитайте первое предложение стихотворения, которое мы сегодня будем читать.

 - Как вы думаете, какое настроение у лирического героя в этом стихотворении?

(Грустное)

 - Это стихотворение было написано в 1862 году. Сколько лет было поэту в то время?

(42 года)

 - А.А.Фет был человеком по натуре меланхоличным, т.е. часто впадал в грусть. Он тяжело воспринимал перемены в судьбе. В 1860 году (за 2 года до написания этого стихотворения) жизнь поэта резко изменилась: он купил землю на хуторе Степановке Орловской губернии, где полностью отдался сельскому хозяйству. Стихи Фет стал писать редко. В Степановке поэт часто грустил по хутору Новосёлки, где прошло его детство.

II.        Первичное чтение текста учителем.

 - Постарайтесь увидеть причину грусти лирического героя. Связана ли эта причина с тем, что я рассказала о поэте?

(Грустит, что зима; грустит, что молодость прошла; грустит о родине.)

III.        Медленное повторное чтение текста с анализом «ключевых» слов.

- Подчеркните непонятные слова в первой строфе.

(Аллея – дорога между деревьями.)

 - Какую картину вы видите, читая первую строфу?

 - Какие слова помогают нарисовать картину бури?

(«Конец аллеи исчез в пыли…», «…серебряные змеи через сугробы поползли»)

 - Как понимаете смысл образного выражения «конец аллеи исчез в пыли…»? О какой пыли идёт речь?

(Снег, как пыль, поднимается ветром так, что не видно конца аллеи.)

 - Что за «серебряные змеи через сугробы поползли»?

(Снег, поднятый ветром невысоко над сугробами, двигается, словно змеи.)

 - Подчеркните непонятные слова во второй строфе.

(Лазурь – голубой цвет.)

 - Как понимаете смысл первой строки?

(Небо всё в тяжёлых снеговых тучах.)

 - Кого мы видим в степи?

(Ворона.)

 - Как ворон противостоит буре?

(«Крылами машет тяжело».)

 - Сравните характер ветра, описанного в первой и второй строфах

(В первой строфе ветер дует низко, поднимая снег с сугробов и крутя его, словно змей, а во второй строфе ветер уже дует выше над сугробами – ворону тяжело махать крыльями.)

 - Прочитайте третью строфу. Что можно сказать о настроении лирического героя?

(На душе – грусть, тоска.)

- Какая строчка говорит о грусти в душе героя?

(«И на душе не рассветает…»)

 - Почему поэт использовал глагол не рассветает? Как понимаете здесь его смысл?

(В душе темно, т.е. нет радости.)

 - Зачем поэт описал погоду в первой и второй строфах, если далее описывает душевное состояние героя?

(Чтобы понять, какой холод в душе героя. Состояние его души сравнивается с холодом, что кругом.)

- Как понимаете смысл образного выражения «в душе холод»?

(Героя ничего кругом не радует, у него в душе – тоска по ушедшим дням.)

 - Как понимаете смысл образного выражения «лениво дума засыпает над умирающим трудом»?

(Уже не думается герою о делах повседневных, может быть, о работах в поле, т.к. в это время поэт жил в Степановке и занимался сельским хозяйством.)

 - Прочитайте четвёртую и пятую строфы. Какая надежда у героя?

(Мечта – увидеть родину, где прошла молодость героя – «опять душа помолодеет…»)

 - Надежда у героя большая или маленькая? Какое слово характеризует надежду?

(Надежда тлеет, как огонёк, значит, маленькая надежда, у героя нет уверенности, что он ещё раз увидит  родной край.)

 - Почему героя тянет в родные края?

(Там прошла его молодость.)

 - Как понимаете смысл слов «где бури пролетают мимо»?

(Когда ты молод, тебе не страшны никакие невзгоды, т. к. ты знаешь, что у тебя ещё много сил и времени впереди.)

 - Как понимаете смысл слов «где дума страстная чиста»?

(В молодости мысли – о светлом, с верой в безоблачное будущее.)

 - Как понимаете смысл слов «и посвящённым только зримо цветёт весна и красота»?

(Только счастливые, «посвящённые», видят кругом красоту, и у них в душе – весна и красота, т.е. гармония.)

IV.        Формулирование идеи стихотворения.

 - Итак, какова тема стихотворения?

(Тема – грусть по ушедшей молодости, грусть по родине.)

 - Можно ли провести параллель между поэтом и лирическим героем, т.е. найти у них сходства?

(Скорее всего, лирический герой – поэт, который тоскует по родине.)

 - Да, А.А.Фет очень тосковал по родине, где он родился, где умерла его мама. Но т.к. отец в наследство поэту ничего не оставил, поэтому А.А.Фет не мог там жить (землю унаследовали его братья). Это стихотворение поэт написал, когда ему было уже 42 года, когда он жил в Степановке и усердно занимался сельским хозяйством, а к поэзии прибегал очень редко.

 - Если А.А.Фет написал в таком возрасте такое стихотворение, о чём можно сделать вывод? Что подтолкнуло поэта снова взяться за перо и создать такое творение?

(Поэта, видимо, очень сильно одолевала грусть по родному краю, по ушедшей молодости.)

 - Можно ли сказать, что это стихотворение о природе? Или оно о душевных переживаниях?

(Это стихотворение о душевных переживаниях лирического героя. Его переживания сравниваются с бурей, с холодом.)

 - Можно ли сказать, что у героя в душе не только грусть, но и буря? Как вы понимаете выражение «в душе буря»?

(У героя в душе, кроме грусти, буря, т.е. несогласие с нынешней жизнью.)

 - Каких звуков в словах стихотворения больше и почему?

(Звуки [с], [ч], [ш], [щ] помогают изобразить шум ветра, бурю.)

 - Что поэт хотел показать, используя слова с такими звуками?

(Кругом буря, а главное, буря в душе героя: ему грустно, он чувствует неудовлетворение своей жизнью.)

 - Если бы вы рисовали картину к стихотворению, какая картина, на ваш взгляд, главная в этом стихотворении?

(Кругом всё в цвету, весеннее яркое солнце – это символ надежды героя, что он снова увидит родной край и в душе снова помолодеет.)

 - Итак, какова идея стихотворения?

(В какой-то момент жизни человек ощущает грусть по тем  местам, где он был когда-то счастлив и молод. Главное, человек должен верить, что будут ещё в его жизни такие же радостные дни, как и надеется лирический герой из стихотворения на то, что он может снова окунуться в те счастливые дни, проведённые в родном краю.)

 

Для анализа этого удивительного стихотворения я выбрала медленное филологическое чтение с остановками на «ключевых» словах, т.к. в стихотворении много образных выражений, слов в переносном смысле. Детям  самостоятельно трудно, даже невозможно, понять их смысл. А «вглядывание» в каждое слово художника-поэта формирует у детей интерес к слову, понимание того, что в каждом слове заключён важный смысл. Также перед медленным чтением и в процессе чтения я обращаюсь к биографии поэта, без чего было бы невозможно понимание смысла стихотворения, т.к. это стихотворение – исповедь поэта: поэт через сравнение с пейзажем раскрывает переживания героя, может быть, даже свои личные переживания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Использование методики медленного филологического чтения на уроках литературного чтения

Использование методики медленного филологического чтения на уроках литературного чтения

Подчеркните непонятные слова в первой строфе

Подчеркните непонятные слова в первой строфе

Когда ты молод, тебе не страшны никакие невзгоды, т

Когда ты молод, тебе не страшны никакие невзгоды, т

чтения я обращаюсь к биографии поэта, без чего было бы невозможно понимание смысла стихотворения, т.к. это стихотворение – исповедь поэта: поэт через сравнение с пейзажем…

чтения я обращаюсь к биографии поэта, без чего было бы невозможно понимание смысла стихотворения, т.к. это стихотворение – исповедь поэта: поэт через сравнение с пейзажем…