Использование межпредметных связей при подготовке к ЕГЭ по физике
Оценка 4.6
Педсоветы
docx
физика
Взрослым
11.04.2018
Выступление на методическом объединении учителей естественно-математического цикла по теме "Использование межпредметных связей при подготовке к ЕГЭ по физике", в котором попыталась раскрыть межпредметные связи физики с такими науками, как математика и химия. материал полезен при подготовке учащихся к выпускным экзаменам.
Использование межпредметных связей при подготовке к ЕГЭ по физике.docx
1
Выступление на методическом объединении по теме
Использование межпредметных связей при подготовке к ЕГЭ по физике
Подготовила Власова О.В.,
учитель физики ЧОУ СОШ №47 ОАО «РЖД»
п. Инголь Красноярского края
olga261265@mail.ru 2
« Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удается связать
воедино различные факты, им наблюдаемые»
Д.Хевеши
Использование межпредметных связей при подготовке к единому
государственному экзамену обусловлено:
повышением научного уровня содержания образования;
увеличением объема информации, подлежащей усвоению учащимися;
возросшими требованиями к уровню предметных компетенций выпускников
средней школы;
повышением потребности в специалистах широкого профиля, способных
использовать знания из разных научных областей в своей деятельности.
Межпредметные связи позволяют всесторонне рассматривать изучаемые
факты и явления, истолковывать их с точки зрения различных наук, полнее
раскрывать всеобщую связь явлений, показывать учащимся взаимосвязь наук и тем
самым обеспечить систематизацию знаний выпускников.
Использование межпредметных связей при подготовке к ЕГЭ предполагает
самостоятельное применение учащимися сведений из других курсов. Поэтому
важно выделить наиболее общие, устойчивые и долговременно действующие
межпредметные понятия. Примером таких понятий могут быть понятия о материи,
энергии, составе, строении, химических свойствах и биологических функциях
веществ.
Для установления межпредметных связей необходимо осуществить отбор
материалов, т.е. определить те темы, которые тесно переплетаются с темами из
курсов других предметов.
При подготовке к ЕГЭ в КИМах по физике учащиеся обнаруживают
достаточно много заданий, которые они должны выполнять, владея физико
математическими и физикохимическими компетенциями.
Курс физики средней школы, начиная с механики и кончая строением
атома, насыщен графическими представлениями явлений. В ЕГЭ по физике
достаточно много заданий, связанных с чтением графической информации, с
построением графической модели ситуации. Графики функций в математике
изучаются вне связи с конкретными процессами, абстрактно. Поэтому очень
важным моментом при подготовке к ЕГЭ является конкретизация и
систематизация полученных выпускниками знаний о функциях и их графиках. 3
Учащимся предлагается заполнение таблиц, по которым им необходимо обобщить
свои знания и по математике, и по физике.
Функции и их графики
Математика
Вид функции
График функции
Физика
Соответствующие
функциональные зависимости в
разделах физики
Линейная функция
y=kx+b,
b?0
Прямая
пропорциональность
y=kx,
b=0
Тригонометрические
функции
y=sinx
y=cosx
Квадратичная функция
y=kx2+bx+c
b?0,c?0
Степенная функция
?
?
?
?
? Обратная
пропорциональность
4
?
Как вариант использования межпредметных связей с математикой может
быть чтение “обезличенной” графической информации. Такая работа дает
учащимся возможность задуматься о конкретных физических величинах и
зависимостях, присмотреться к предложенным графикам и затем делать выводы..
Хорошие результаты дает систематическая работа по построению графиков
функций и их производных, а также их чтению в применении к конкретным
физическим процессам: ?(t), a(t), s(t), Ф(t), ?(t), е(t), q(t) и т.д.
Еще одним примером может быть применение дифференциального и
интегрального исчисления в физике:
Величины
– пройденный
S – перемещение,
v – скорость,
t – время.
A – работа,
F – сила,
N – мощность,
x
путь,
t – время.
m – масса тонкого
стержня,
плотность,
x
размер.
q – электрический
заряд,
I – сила тока,
– линейный
линейная
Физическая
зависимость в
простейшем
случае
v=S t
A=Fx
N=A t
Вычисление
производной
Вычисление
интеграла
v(t)=S’(t)
F(x)=A’(x)
N(t)=A’(t)
)(
tS
)(
dt
tv
t
2
t
1
A
)(
xF
x
2
x
1
dx
A
)(
dt
tN
t
2
t
1
m=x
(x)=m’(x)
)(
xm
x
2
x
1
)(
x
dx
I=q t
I(t)=q’(t)
q(t)
=
)(
dt
tI
t
2
t
1 5
c = Q t
c(t)= Q’(t)
)(
tQ
– количество
t – время.
Q
теплоты;
с – теплоемкость,
t – температура.
t
2
)(
dt
tc
t
1
Для систематизации знаний о строении и свойствах вещества, полученных на
уроках физики и химии, следует отследить усвоение учащимися структуры
периодической системы, а так же обратить внимание выпускников на такие
понятия, как атом и его строение, энергия связи атомного ядра, механизм
образования ионов, выполнение закона сохранения электрического заряда. При
выполнении заданий ЕГЭ им обязательно пригодятся эти знания при расчете и
записи ядерных реакций, при решении заданий, связанных со строением атомов
химических элементов.
Таким образом, практика показывает, что повторение к экзамену занимает
меньше времени и дает лучший результат, если знания учеников актуализировать с
использованием межпредметных связей.
Список литературы
1. Межпредметные связи в преподавании основ наук в средней школе. –/Под
ред. А.В.Усовой – Челябинск, 1982г.
2. Кудрявцев Ю.Н. Методы решения физических задач. – Ульяновск,
Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников
образования, 2010 г.
3. Ковтунович М.Г. Домашний эксперимент по физике. 711 классы
(Библиотека учителя физики) – 2007 г. 4. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в обучении. – М.: Просвещение,
1983г.
6
Использование межпредметных связей при подготовке к ЕГЭ по физике
Использование межпредметных связей при подготовке к ЕГЭ по физике
Использование межпредметных связей при подготовке к ЕГЭ по физике
Использование межпредметных связей при подготовке к ЕГЭ по физике
Использование межпредметных связей при подготовке к ЕГЭ по физике
Использование межпредметных связей при подготовке к ЕГЭ по физике
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.