Использование музейной технологии в патриотическом и нравственном воспитании учащихся
Оценка 4.6

Использование музейной технологии в патриотическом и нравственном воспитании учащихся

Оценка 4.6
Исследовательские работы
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
24.02.2019
Использование музейной технологии в патриотическом и нравственном воспитании учащихся
В нашей школе есть этнографический музей ительменской культуры, истории, прикладного искусства, где собраны материалы по истории села Ковран и других соседних сел. Задачи музея - сохранение и умножение предметов материальной культуры, прикладного искусства, работы местных художников и др. Поэтому невозможно не использовать столь ценный материал в работе учителю, в целях воспитания любви к родному краю.
Доклад Использование музейных технологий в патриотическом воспитании обучающихся.doc
Доклад «Использование музейной технологии в патриотическом и нравственном воспитании учащихся» из опыта работы   учителя  русского языка и литературы  МБОУ «Ковранской средней школы» Кызынгашевой Ирины Владимировны  Рождение человека как патриота начинается, прежде всего, с познания своей Родины.   Сегодня   перед   школой   стоят   такие   задачи   как,   воспитание   любви   к родному   краю,   формирование   у   учащихся   познавательных   интересов, критического мышления в процессе восприятия информации, освоение системы знаний,   необходимых   для   социальной   адаптации,   овладение   умениями коммуникативной,   практической   деятельности,   воспитание   общероссийской идентичности, гражданской  ответственности.  И  здесь, на  мой  взгляд, одним  из важных средств решения этих задач, является работа школьного музея. Школа является одним из источников формирования и развития личности. Ведь история страны, история родного города, села – это учитель жизни, зная прошлое, мы можем понять настоящее и сможем предвидеть будущее. Работа   в   музее   поможет   понять   и   глубже   постигнуть   прошлое,   традиции, обычаи, мировоззрение нашего народа. Мало знать перечень дат, событий, имен выдающихся   людей,   перечень   памятников   истории   и   культуры,   нужно   все   это прочувствовать самому.  Поэтому и ставилась основная цель работы в школьном музее: сохранение, приумножение   и   распространение   материальной   и   духовной   национальной культуры ительменского народа. В своей урочной и внеурочной работе я стремлюсь воспитывать в ребятах любознательность,   глубоко   почитать   своих   предков,   их   дела,   знать   об   их проблемах и тревогах, радостях и праздниках. Гордиться подвигами своего народа – в этом основа деятельности школьного музея. В   изучении   истории   нашего   государства   большое   место   отводится краеведческой   работе.   Несомненно,   изучение   своего   края,   области,   региона   в контексте истории России решает многие задачи обучения. Невозможно изучать государство, не опираясь на материалы, исторические факты, архивные данные местного значения. Краеведческая работа – это прежде всего развитие интереса учащихся   к   Малой   родине,   проведение   параллелей   с   историей   страны, необходимость осознания сущности своей причастности, как личности, к истории и процессам преобразования в государстве.  Изучая историю своего края, учитель часто сталкивается с рядом трудностей в подготовке и проведении уроков. Наряду с этими проблемами, возникает ряд вопросов:   какие   методы   и   формы   целесообразно   применять   в   краеведческой работе? Как сделать урок с использованием краеведческого материала интересным и нужным нынешним школьникам? Необходимо ли изменение и преобразование консервативных   методов   и   применение   новых   форм,   методов,   технологий? Практика изучения истории Родного Края (краеведения) показала, что учащиеся с особым   интересом   воспринимают   содержание   полученной   информации   как старыми   проверенными   методами,   так   и   новыми.   Краеведение   подразумевает работу в первую очередь практическую, где в паре, на равных условиях должны работать учащийся и учитель. Главным, как ни странно, в этой работе должен быть интерес учащегося, учитель же становится направляющей  стороной. Не секрет, что,   изучая   историю   своего   края   в   рамках   школьной   программы,   школьники получают   лишь   часть   знаний,   тонкости   учащиеся   находят   самостоятельно,   для этого   необходимо   найти   такие   источники   получения   знаний   которые   будут интересны каждой из сторон учебного процесса. Таким источником может стать ученическое исследование, проектная деятельность, компьютерные технологии.  Научно­исследовательская   работа   ­  наиболее   продуктивный   метод изучения   истории   родного   края.   Исследовательская   работа   подразумевает творческую   работу   учащегося   направленную   на   познание   окружающего   мира, самостоятельность   в   приобретении   знаний   и   нахождении   истины.   Научно­ исследовательская  работа  ­  это  не  только  теоретическая,  а в  большей  степени практическая часть. Исследовательская работа в краеведении строится на четком понимании   исследователем,   что   необходимо   найти,   узнать,   сопоставить.   Для научно­исследовательской   работы   определяются   формы,   которые   наиболее подходят в каждом отдельном исследовании. Формами исследования могут быть: интервью,   работа   в   архивах,   музеях,   исследование   исторических   находок   и документов   с   описанием,   анализом   и   сравнением   краеведческих   источников. Важным   аспектом   исследовательской   работы   является   формирование воспитательной   функции.   Не   секрет,   что   изучение   истории   родного   края переплетается с историей каждого живущего, с историей родного города, села, семьи,   Необходимо   показать   исследователю   как переплетается   история   родного   края   с   историей   страны.   Это   задача   учителя, который   в   исследовании   должен   быть   направляющей   стороной,   соавтором. Научно­исследовательская работа тогда считается законченной, когда становится достоянием   общественности.   Это   может   быть   выступление   на   конференциях различного типа, печать в периодических изданиях, доклады на уроках и занятиях, презентации   и   т.д.   с   последующей   оценкой,   разбором   ситуаций,   критикой   со стороны   общественности.   Все   это   делает   исследование   продуктивным, заинтересовывает   учащегося   в   дальнейшем   продолжении   работы,   активизирует познавательную   деятельность,   развивает   креативное   мышление,   интерес   к краеведческой   работе.   С   учащимися   7­11   классов   мы   собирали   материал   по истории   села  Ковран.  Результатом   этой  деятельности   стало   участие   в  краевом конкурсе   исследовательских   работ «Давайте   познакомимся».    Мы  с  девочками выиграли всероссийский конкурс «Я – исследователь», в номинациях «Как много есть народностей и рас» с работой «Ительмены» Панковой И., учащейся 8 класса и   окружающих   людей. в   номинации   «Творцы   истории»   с   работой   «Творцы   истории   Камчатки.   «Все начинается дома…», учащейся 11 класса, Гончаровой Н. Проектная   деятельность.  Метод   проектов   направлен   на   развитие самостоятельной   деятельности   учащихся,  что   немаловажно   в  изучении  истории Родного   края.   При   использовании   метода   проектов   в   краеведении   необходимо учитывать специфику выбранных тем­проектов. Особенность проектного метода в том,   что   после   сбора   материалов,   вещественных   доказательств   и   их   анализа учащиеся на конечном этапе работы должны получить конкретные, «осязаемые» результаты   готовые   к   внедрению.   В   современном   мире   технологий   результат метода проектов может быть таким: выпуск фильма, презентации, компьютерного альбома,   выставка   работ,   организация   музейного   уголка.   Проектный   метод ориентирован   как   на   индивидуальную,   так   и   групповую   самостоятельную деятельность учащихся. Этот метод предполагает решение какой­либо проблемы, предусматривающей   использовать   разнообразные   методы   обучения,   техники   и технологии.   Главным   аспектом   проектной   деятельности,   который   чаще   всего вызывает   трудность,   является   выбор   темы   проекта.   Краеведение   предполагает узконаправленный   выбор   темы.   Это   могут   быть   темы,   связанные   с   историей поселка, семьи, развитие и реклама декоративного искусства  Малой Родины, в которых   учащиеся   решают   ту   или   иную   проблему.   Итогом   работы   проектной деятельности   учащихся   должна   стать   защита   проекта.   Краеведческие   проекты могут быть направлены на решение проблем, связанных с углубленным изучением истории   родного   края.   В   нашей   школе   организованы,   проведены   следующие проекты   «История   села   Ковран»;   «Национальный   ительменский   костюм», проектная работа, посвященная теме «Охрана  лосося и корюшки» Компьютерные   технологии.  Компьютерные   технологии   ­   система получения, анализа, обработки информации с помощью современных технических возможностей.   Не   секрет,   что   в   век   глобальной   компьютеризации   человеку   из провинции   можно   получить   информацию,   не   выходя   из   дома   (Интернет),   это значительно   сокращает   поиск   исторических   справок,   документов,   информации, дает   возможность   доступа   в   архивы,   библиотеки,   на   интернет   страницы.   С внедрением компьютерных технологий поиск и исследование проходит быстрее и качественнее. Краеведы не только могут получать информацию, но и делиться ею, общаться   с   другими   заинтересованными   краеведением   людьми.   Итогом   работы могут   стать   презентации   полученного   материала,   мультимедийные   фильмы, краеведческие   дистанционные   олимпиады,   программы   тестирования,   сайт   – страницы. Наряду   с   применением   современных   методов   и   приемов   в   краеведческой работе не следует отказываться от консервативного обучения. Получение знаний путем   общения   ученика   и   учителя   с   использованием   диалога   и   монолога,   с применением   наглядного   материала   дает   возможность   ученикам   получить минимум   краеведческих   знаний,   которые   в   будущем   будут   пополняться   и обновляться   уже   самостоятельно   каждым   (и   учителем,   и   учеником).   Особо хотелось   остановиться   на   экскурсионной   работе.   Краеведение   основывается   на получении и применении знаний, умений и навыков не только в урочном процессе. Экскурсии   ­   это   один   из   методов,   который   направлен   на   получение   ЗУН   и приобщение учащихся к истории предков, культуре, воспитание любви и гордости за вклад Малой Родины в историю страны. Экскурсионная работа должна быть тщательно подготовлена и спланирована. Каждая экскурсия должна преследовать определенные   цели   и   задачи,   проходить   в   назначенное   время   и   носить развивающий,  обучающий  и  воспитательный  характер. Итогом экскурсии  могут стать   выпуски   газет,   выставок,   проспектов.   Материал,   полученный   в   ходе краеведческой   экскурсии,   учащиеся   могут   использовать   не   только   на   уроках истории, в краеведческой работе. Это могут быть комбинированные уроки других дисциплин (литература, русский язык, экология и др.). Мы с ребятами провели экскурсии по нашему школьному музею для жителей села, для «высоких» гостей, прибывших   в  наше   маленькое   село   на  национальный   праздник   ительменов,  для учителей и учащихся школы с соседней деревни. Нельзя упускать из вида внеклассные формы работы. Краеведческие кружки и   секции,   организация   и   ведение   школьного   музея,   активное   участие   в краеведческих   конкурсах   и   олимпиадах   –   один   из   важных   путей   проведения содержательной   и   интересной   работы   с   учащимися,   основной   способ   передачи знаний   и   умений,   не   предусмотренных   школьной   программой.   Строгие   рамки урока не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей, не всегда   дают   возможность   помочь   ребёнку   усвоить   дополнительные   приёмы   и навыки, необходимые для успеха учебного процесса школьника. В этом случае на помощь   приходят   внеклассные   занятия,   на   которых   школьники   приобретают необходимые знания. Большую роль в изучении учащимися истории своей страны, своего края, села, семьи, играет школьный музей.  На   сегодняшний   день,   моя   задача   как   учителя   и   руководителя   школьного музея заключается в том, чтобы заинтересовать  учащихся изучением трудовых, национальных,   военных   подвигов   нашего   народа.   Кроме   того,   необходимо заинтересовать учащихся изучением истории своей малой Родины: быта народа, среди   которого   они   живут,   узнать   его   историю,   национальные,   культурные традиции.  Обращение к близкому, к местному материалу способствует:  развитию патриотизма и гражданственности; развитию умения получать информацию и ориентироваться в ней; возможность непосредственного наблюдения учащимися объекта изучения. Использование   материалов   школьного   музея   можно   разделить   на   три направления: исследовательская работа, внеклассные занятия, уроки В   “Исследовательской   деятельности”   за   три   года   работы   нам   с   ребятами   творческих   работ,   которые   стали   призерами удалось   написать   несколько   районных, региональных и всероссийских конкурсов. Некоторые работы опубликованы на сайте «Инфоурок»   Все  работы  используются   на  уроках   при   изучении   истории  своей   страны. Ребятам важно понять ту нить, которая связывает все поколения. Прочувствовать, что   история   страны   непосредственно   связана   с   историей   села,   историей   своей семьи.   Ребята   на   уроках   отвечают   на   вопрос,   как   история   страны   связана   с историей их семьи.  На уроках и внеклассных занятиях использование материалов музея состоит и в работе с вещественными источниками и письменными. Непосредственно через анализ источников и игровую деятельность.  Использование   различных   предметов   в   качестве   наглядного   материала   на уроке   имеет   широкое   распространение   и   силу   методического   приёма.   Главное отличие музейного предмета от обычного наглядного пособия в его подлинности, функции   исторической   памяти,  хранящей   опыт   прошлых   поколений.  Музейный предмет   должен   являться   первоисточником   социальной   информации,   быть подлинным, храниться долгое время. Не менее важна нравственная, эстетическая, мемориальная ценность предмета – всё, что делает предмет культурной ценностью. Работа   на   базе   музея   позволяет   собрать   на   одном   пространстве   самые разнообразные   источники:   письменные   памятники,   вещественные   реликвии, изобразительные   материалы,   фотографии,   предметы   археологии,   нумизматики, бонистики, филателии, этнографии и многие другие материалы. Всё это позволяет не только показать многообразие источников, но и обучать детей языку музейных предметов,   давать   им   основы   самостоятельной   исследовательской   работы   с источниками. В современных семьях хранится мало вещей, принадлежавших их предкам, которые бы олицетворяли «связь поколений». Многие дети до посещения музея никогда не имели опыт изучения старинных предметов. Поэтому одна из задач   не  просто   привлечь   внимание   к  музейному  предмету,  но   и  раскрыть   его характер,   особенности,   свойства.   Это   внимание   к   историческому   источнику реализуется   через   систему   занятий,   главным   героем   становится   тот   или   иной предмет.  Важно то, что в данной работе принимают участие не только ребята школы, но и   жители   села.   В   ходе   такой   работы   происходит   обмен   опыта   между представителями   старого   поколения   и   нового.   Всегда   подводим   итоги   акций, делаем   выставки,   проводим   экскурсии,   действуют   переносные   стенды.   Весь собранный материал оформляем в альбомы, которые хранятся в музее. Написаны творческие работы, связанные с традицией ительменов, сказки, рефераты. Именно   использование   материалов   школьного   музея   на   моих   уроках   и   во внеклассной работе помогает воспитывать в ребятах любознательность, глубоко почитать своих предков, их дела, знать об их проблемах и тревогах, радостях и праздниках.   Такая   работа   способствует   возрождению   национального   характера, российской   духовности,   помогает   воспитывать   у   детей   бережное   отношение   к природным богатствам, уважение к труду и традициям народа, любовь к родному краю, патриотизм.  Литература: Ванслова Е.Г. Музейный всеобуч. Методические рекомендации. – М., 1988. Ивашина   Н.Н.   Методика   подготовки   выездной   экскурсии.//Белгородский краеведческий вестник. – Белгород, 2001 Лебедева   П.Г.   Специфика   работы   с   музейным   предметом   в   Детском историческом музее // Музей ХХI века: мечта и реальность.­ С­П.: 1999. Терминологические проблемы музееведения. Сб. науч. тр. ред. Т.Г.Шумная – М., 1986. Юхневич М.Ю. Педагогические, школьные и детские музеи дореволюционной России: Методическое  пособие – М., 1990. Внеклассное занятие по истории, 9 класс.

Использование музейной технологии в патриотическом и нравственном воспитании учащихся

Использование музейной технологии в патриотическом и нравственном воспитании учащихся

Использование музейной технологии в патриотическом и нравственном воспитании учащихся

Использование музейной технологии в патриотическом и нравственном воспитании учащихся

Использование музейной технологии в патриотическом и нравственном воспитании учащихся

Использование музейной технологии в патриотическом и нравственном воспитании учащихся

Использование музейной технологии в патриотическом и нравственном воспитании учащихся

Использование музейной технологии в патриотическом и нравственном воспитании учащихся

Использование музейной технологии в патриотическом и нравственном воспитании учащихся

Использование музейной технологии в патриотическом и нравственном воспитании учащихся

Использование музейной технологии в патриотическом и нравственном воспитании учащихся

Использование музейной технологии в патриотическом и нравственном воспитании учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2019