Использование нетрадиционных форм урока

  • Презентации учебные
  • Раздаточные материалы
  • Руководства для учителя
  • ppt
  • 12.04.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Нетрадиционный урок основан а на совместной деятельности педагога и обучающихся, совместном поиске, отработке новых форм деятельности, что в итоге влияет на повышение познавательной активности учащихся на уроках и повышение эффективности преподавания. В основе федерального государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход.
Иконка файла материала nestandartnyj_urok.ppt

Использование нетрадиционных форм урока как один из способов повышения качества обучения в соответствии с требованиями ФГОС

Преподаватель: Лютенберг Н.С.

Как сделать урок таким, чтобы ученик ждал новой встречи с учителем

Традиционный урок

рассказ

лекция

беседа

воспроизводит информацию, сказанную учителем, в форме ответа

приводит пример на применение полученных знаний

использует информацию для решения учебных задач

Элементы увлекательности

проблемное обучение

поисковые

исследовательские

методы

методы

Урок как авторское произведение

системность

целостность

единая логика совместной деятельности

общие цели

общие дидактические задачи

содержание учебного материала

выбор
средств обучения

выбор
методов обучения

Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему урока. Он должен сам сконструировать урок, учитывая учебное пространство кабинета, состав обучающихся, уровень подготовленности класса.

Нетрадиционный урок

продумать
новые варианты получения знаний

привлечь внимание

заинтересовать

активизировать

Нетрадиционный урок основан на совместной деятельности педагога и обучающихся, совместном поиске, отработке новых форм деятельности, что в итоге влияет на повышение познавательной активности учащихся на уроках и повышение эффективности преподавания.

В основе федерального государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход.

Формы проведения нестандартного урока

Принципы построения нестандартного урока

взаимопонимание участников образовательного процесса;

учение без принуждения;

постановка трудной цели;

существование опоры для ученика:
рассказ,
правило,
способ решения задачи;

Принципы построения нестандартного урока

принцип оценки;

принцип уважительного отношения к знанию и незнанию;

принцип поощрения;

принцип самоанализа;

принцип соответствия формы содержанию;

принцип интеллектуального фона класса;

принцип личностного подхода.

Условия организации и проведения нестандартного урока

в организации урока нужно отказаться от шаблона, а в проведении от рутины и формализма;

максимально вовлечь учащихся в активную деятельность на уроке;

развивать отношения взаимопонимания;

поддерживать множественность мнений, альтернативность;

основой эмоционального тона должна быть занимательность и увлечённость;

использовать оценку в качестве результирующего и формирующего инструмента.

Принципы и условия организации и проведения нетрадиционных уроков задают общее направление педагогическому творчеству, ориентируют на конкретную деятельность обучения, что способствует созданию ситуации успеха и развитию универсальных учебных действий ребёнка.

Чем нетрадиционный урок отличается от стандартного

Отличительные особенности нетрадиционного урока

Отличительные особенности нетрадиционного урока

нетрадиционный

возможность лучше узнать и понять учеников

использовать активную оценку

решить внутриклассные проблемы

возможность для самореализации педагога

творческий подход

реализация собственных идей

I. Замысел
II. Организация
III. Проведение
IV. Анализ

Этапы подготовки и проведения нетрадиционного урока

I. Замысел

Этапы подготовки и проведения нетрадиционного урока

Определение временных рамок
Определение темы урока
Определение типа урока
Выбор класса
Выбор нетрадиционной формы урока
Выбор форм учебной работы

I. Замысел

Этапы подготовки и проведения нетрадиционного урока

1. Определение временных рамок

время проведения нетрадиционного урока:
- отдельный урок (45 минут);
- спаренный урок(1,5 часа);
- серия уроков, проходящих в течение нескольких дней.
время подготовки зависит от:
- выбранной формы;
- целей урока;
- умелого распределения обязанностей между учителем и учащимися.

I. Замысел

Этапы подготовки и проведения нетрадиционного урока

2. Определение темы урока

введение в новую учебную тему;
обзорная тема;
обобщение и систематизация знаний;
применение знаний и умений;
проверка и коррекция знаний и умений;
одна из основных тем курса.

I. Замысел

Этапы подготовки и проведения нетрадиционного урока

3. Определение типа урока

урок открытия новых знаний;
урок рефлексия;
урок систематизации знаний; 
урок развивающего контроля.

I. Замысел

Этапы подготовки и проведения нетрадиционного урока

4. Выбор класса определяется:

профилем;
уровнем обучаемости;
работоспособностью;
организованностью.

I. Замысел

Этапы подготовки и проведения нетрадиционного урока

5. Выбор нетрадиционной формы урока обусловлен:

спецификой предмета и класса;
характеристикой темы (материала);
возрастными особенностями учащихся.

I. Замысел

Этапы подготовки и проведения нетрадиционного урока

6. Выбор форм учебной работы

особенности и возможности выбранной формы урока;
характеристики класса.

На многих нетрадиционных уроках целесообразно использовать коллективные формы работы, которые имеют определенные преимущества перед индивидуальной и фронтальной формами и решают не только учебные, но и воспитательные задачи урока.

II. Организация

Этапы подготовки и проведения нетрадиционного урока

Написание сценария урока.
Распределение обязанностей между учителем и учащимися.
Подбор методов, средств обучения.
Разработка заданий и критериев их оценки.
Разработка критериев оценки деятельности учащихся.

II. Организация

Этапы подготовки и проведения нетрадиционного урока

1. Написание сценария урока.

Сценарий должен отражать следующие моменты:
подробный план урока (с указанием целей урока);
инструкции по проведению каждого этапа урока;
список ролей участников (роли сразу распределяются между учащимися);
список реквизита;
подборка заданий с решениями и критерии их оценки;
критерии оценки деятельности учащихся;
вопросы для анализа урока.

II. Организация

Этапы подготовки и проведения нетрадиционного урока

4. Разработка заданий

Задания для нетрадиционного урока учитель может подбирать как самостоятельно, так и совместно с учащимися (например, когда они готовят задания друг для друга).
Задания должны иметь различный уровень сложности, быть занимательными, поучительными, иметь практическую значимость и межпредметное содержание.

II. Организация

Этапы подготовки и проведения нетрадиционного урока

4. Разработка критериев оценки заданий

разрабатываются учителем или совместно учителем с учениками;
объявляются до начала урока;
могут быть различны при разных видах и формах учебной
работы;
итоговая оценка обычно складывается из оценки работы на подготовительном этапе и оценки работы на уроке;
выставляет отметку учитель или сами учащиеся.

IV. Анализ

Этапы подготовки и проведения нетрадиционного урока

Что получилось, а что нет?

В чём причина неудач?

IV. Анализ

Этапы подготовки и проведения нетрадиционного урока

проводить анализ урока можно в разных формах:
устно коллективно (учащиеся садятся кругом и поочередно высказывают свои впечатления, пожелания, замечания и т. д.);
устно выборочно (один из членов группы высказывает мнение группы о прошедшем уроке);
письменно (в форме анкетирования);
анализ урока можно проводить сразу после урока («по горячим следам») либо некоторое время спустя (через несколько дней или через месяц), при желании можно проводить двойной анализ;
анализ нетрадиционного урока должен проводиться как на уровне класса, так и на педагогическом уровне, для чего на урок могут быть приглашены другие учителя.

Нетрадиционная форма уроков – это поиск путей повышения качества процесса обучения, формирования универсальных учебных действий, а также один из способов повышения самооценки у учащихся.