Использование новых технологий на уроках географии
Оценка 4.6

Использование новых технологий на уроках географии

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
география
8 кл
23.03.2017
Использование новых технологий на уроках географии
Предлагается серия уроков по географии России по теме "Население Россиии"с использованием ТРИЗ технологии. Предметная линия учебников УМК «Сферы». В разработках уроков учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности.
население россии 8 класс.docx
Методическая разработка серии уроков учителя географии МБОО «Лицей села Верхний Мамон» Глотовой Натальи Сергеевны  Название темы «Население России» 8 класс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Серия  уроков по географии  для основной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования  (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897)  с учетом  требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования на основе: Примерной программы по   учебным предметам География 5 ­9 (стандарты второго поколения, география. Руководители проекта: вице­ президент РАО  А. А. Кузнецов, академик РАО М. В. Рыжаков, член­корреспондент РАО А. М. Кондаков – Москва «Просвещение» 2010; Авторской программы В.П.Дронова и Л.Е.Савельевой . Предметная  линия   учебников  УМК «Сферы»     5  ­   9  классы ­  М.:  Просвещение, 2011;   • Санитарно ­  эпидемиологических  правил  и  нормативов  СанПиН 2.4.2.2821 – 10.  «Санитарно  ­  эпидемиологические   требования  к условиям   и   организации  обучения  в  общеобразовательных  учреждениях»; • Материалов  УМК  Просвещение «Сфера»  для  8­9 классов.  Основной образовательной программы МКОУ «Лицей села Верхний Мамон».   В разработках уроков учтены идеи и положения Концепции духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности. ОСНОВЫНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ На уроках и для выполнения домашних заданий используются электронные приложения к учебнику,  Интернет­ресурсы (информация,  иллюстрации, дидактический материал). ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ»  Выпускник научится:  ­  различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России, отдельных регионов и  стран; анализировать факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения  населения по территории России, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения; ­ сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по этническому, языковому и религиозному составу; ­ объяснять особенности динамики численности, половозрастной структуры и размещения населения России и её отдельных  регионов; ­ находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или  иных демографических и социальных процессов или закономерностей; ­ использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах,  городском и сельском населении, этническом и религиозном составе для решения практико­ориентированных задач в контексте  реальной жизни. Выпускник получит возможность научиться: ­ выдвигать и обосновывать с опорой на статистические данные гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала; ­ оценивать ситуацию на рынке труда и её динамику. ПЕРЕЧЕНЬ УРОКОВ ПО ТЕМЕ: Урок 1. Численность населения. Урок 2. Половозрастной состав населения России.  Урок 3. Народы и религии Урок 4. Типы населенных пунктов  Урок 5. Миграция населения.  ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:  Численность и динамика населения России. Геодемографическое положение. Современное состояние естественного и механического  движения населения. Прогнозирование изменения численности населения России  Своеобразие в соотношении мужчин и женщин в России и определяющие это своеобразие факторы. Численность мужского и женского  населения и его динамика.  Возрастной состав населения и определяющие его факторы. Средняя продолжительность жизни. Половозрастная (демографическая)  пирамида.  Расовый и национальный состав населения России. Наиболее многонациональные районы страны.  Число верующих в России. Исповедуемые религии. Основные районы распространения разных религий.  Средняя плотность населения в России. Основная зона расселения. Географические особенности размещения российского населения.  Городские поселения. Размещение городов по территории страны. Различия городов по численности населения и функциям. Городские агломерации. Урбанизация.  Сельские поселения и сельская местность. Отличия сельских поселений от городских. Размещение сельских поселений по территории  страны. Зональные типы сельских поселений. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:  Персональный компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, колонки, дидактический материал, настенные и контурные  карты, атласы, Интернет, тетрадь ­  тренажер (далее т/т), тетрадь – практикум (далее т/п), контурные карты (далее к/к), электронное  приложение к учебнику, атлас. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬТЕРА ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЬЯ К УРОКУ:  1. Подбор информации, иллюстраций, музыки и видео к урокам. 2. Редактирование наглядного материала средствами графических редакторов Adobe Photoshop CS3 и Microsoft Picture Manager. 3. Подготовка дидактического и раздаточного материала к уроку. 4. Создание сценария урока, приложения к нему, мультимедийной презентации средствами Microsoft Оffice 2003 и 2007 (Word, Power     Point, Publisher). 5. Оформление материалов урока к размещению в личной папке методических разработок уроков учителя по курсам географии. УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  Главные цели для учителя на всех представленных уроках – создание условий для комфортного состояния учеников на уроке,  успешного освоения программного материала на разных уровнях сложности, развития информационных и коммуникативных  компетентностей школьников.  Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс. Учебник для общеобразовательных  учреждений.        География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс. Электронное приложение к учебнику авторов Дронова В.П., Савельевой  Л.Е. Мишняева Е.Ю., Ольховая Н.В., Банников С.В. География. Россия: природа, население, хозяйство. Тетрадь­тренажёр. 8 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Ходова Е.С. География. Россия: природа, население, хозяйство. Тетрадь­практикум. 8 класс. Пособие для учащихся обще­ образовательных учреждений. Барабанов В.В. География. Россия: природа, население, хозяйство. Тетрадь­экзаменатор. 8 класс. Пособие для учащихся  общеобразовательных учреждений. География. Россия: природа, население, хозяйство. Атлас. 8­9 классы. География. Россия: природа, население, хозяйство. Контурные карты. 8 класс. География. Россия: природа, население, хозяйство. Поурочное тематическое планирование. 8 класс. Пособие для учителей  общеобразовательных учреждений. УРОК 1 ТЕМА: Численность населения. Почему снижается численность населения России. Цель: Сформировать представление у обучающихся о численности  и динамике  населения России, геодемографическом положении,  современном состоянии естественного и механического движения населения. Дать определения понятий «демографический кризис»,  «естественный прирост населения» Развивать умения работать со статистическим материалом.  Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) Определять место России в мире по численности населения на основе статистических данных.  Анализировать графики изменения численности населения во времени.  Сравнивать традиционный и современный тип воспроизводства.  Определять и сравнивать по статистическим данным естественный прирост населения в разных частях страны, регионе своего проживания Ресурсы урока: Учебник, с. 132­135; Атлас, с. 4­5, 22; Контурные карты, с. 24­25 (№ 5); Тетрадь­тренажёр, с. 96 (№ 1­3), с. 98­99 (№ 1, 2), с.  107 (№ 1); Электронное приложение к учебнику Этапы урока  Организационный Подготовка учащихся к активному и  сознательному усвоению нового  материала  Деятельность учителя  Приветствует учащихся; проверяет  подготовку класса к уроку; организует  внимание учеников Предварительно формулирует цели урока;  оценивает значимость нового материала,  учебной проблемы для учащихся; указывает,  какими ЗУН учащиеся должны овладеть в  ходе урока.  Предлагает вспомнить   Деятельность обучающихся Приветствуют учителя, проверяют  готовность к уроку: наличие учебника,  атласа, тетради, дневника, письменных  принадлежностей.  Определяют, чему я сегодня могу научиться  на уроке и что должно явиться результатом  моей деятельности.  Демонстрирую знания по данному заданию Актуализация знаний  ­ перепись населения Изучение нового материала  ­ численность населения России ­ вводит понятие «Демография» ­ Предлагает проанализировать  динамику  численности населения России по рисунку  3.3. стр. 133 учебника ­ предлагает проверить предположения по  информации электронного приложения к  учебнику ­Предлагает «мозговой штурм» по понятию  «Демографический кризис» ­ организует работу в группах  «Демографические кризисы в России» ­ Анализируют график с комментарием  /объясняя причины спада численности  населения в разные периоды/ ­ подводят итоги  ­ высказывают свое мнение ­ Работают в группах: 1. Изучают текст учебника 2. Работают с информацией  электронного приложения к учебнику 3. Работа в сети интернет  ­ отчет групп ­ Что происходит с численностью населения  России в последние 10 лет? ­ дают ответ  ­ предлагает назвать причины изменения  численности населения. ­ высказывают мнение ­ вводит понятие естественного прироста  /убыль/ населения. Мини –лекция о типах  воспроизводства ­ делают запись в тетрадь ­ предлагает сделать анализ рис. 3.4 стр. 134  учебника «Основные причины смертности в  России»  ­ организует самостоятельную работу по  решению задач  ­ предлагает ситуацию из жизни, которая  подводит обучающихся к понятию  «механический прирост /убыль/ ­ предлагает выполнить задание рубрики  «Мои географические исследования»  учебник стр. 134 ­ предлагает проанализировать рис. 3.6  стр.135 учебника «Прогнозы изменения  численности населения России» Предлагает выполнить тест – тренажер по  пройденной теме /электронное приложение/ Учебник стр. 132­135, т/т стр. 99 зад. № 2,3 Задает вопросы о самочувствии ребят на  уроке, просит оценить каждого работу свою и своего соседа по парте ­ Делают вывод по диаграмме ­ решают предложенные задачи ­  комментирование ответов ­ анализируют ситуацию и делают вывод ­ работаю с атласом стр. 22  ­ делают вывод ­ выполняют тест, аргументируя ответы ­ записывают задание Оценивают результаты изучения темы,  собственные достижения. Выявляют наиболее активных учащихся. Проверка понимания учащимися нового  материала и его закрепление Задание на дом  Подведение итогов урока     УРОК 2 ТЕМА:  Половозрастной состав населения России Цель: Сформировать представление у обучающихся о своеобразии в соотношении мужчин и женщин в России и определяющие это  своеобразие факторы, численности мужского и женского населения и его динамика. Возрастной состав населения России и определяющие его  факторы. Средняя продолжительность жизни Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) Выявлять факторы, определяющие соотношение мужчин и женщин разных возрастов. Определять половой состав населения России по статистическим данным. Определять по статистическим данным соотношение мужского и женского населения в разных районах страны. Определять возрастной состав населения района по статистическим данным. Анализировать и сравнивать половозрастные пирамиды населения России для начала и конца XX в., для разных территорий России, для  региона своего проживания. Сравнивать среднюю продолжительность жизни мужчин и женщин в России и других странах мира по статистическим данным.  Готовить и обсуждать сообщения (презентации) о факторах, влияющих на среднюю продолжительность жизни населения Решать учебные задачи по получению информации на основе анализа таблиц, диаграмм и графиков Ресурсы урока: Учебник, с. 136­137; Тетрадь­тренажёр, с. 96 (№ 5), с. 109 (№ 3); Электронное приложение к учебнику Этапы урока  Организационный Подготовка учащихся к активному и  сознательному усвоению нового  материала  Актуализация знаний  Деятельность учителя  Приветствует учащихся; проверяет  подготовку класса к уроку; организует  внимание учеников ­ предлагает проанализировать данные класса по соотношению мальчиков и девочек  Деятельность обучающихся Приветствуют учителя, проверяют  готовность к уроку: наличие учебника,  атласа, тетради, дневника, письменных  принадлежностей.  ­ делают вывод  ­ как вы думаете, какое соотношение мужчин  и женщин в России? ­ высказывают свое мнение ­ предлагает проверить предположения по  таблице в электронном приложении к  учебнику «Численность мужчин и женщин в  России и некоторых стран мира» ­ анализируют таблицу и делают вывод о  преобладании женщин в России.  Исправляют  ошибки, оценивают работы друг друга Изучение нового материала  ­ как вы думаете: изменяется ли соотношение мужчин и женщин с возрастом?  ­ высказывают свое мнение ­ предлагает проанализировать рис. 3.8  «Соотношение мужчин и женщин разных  возрастов» стр. 137 учебник  ­  организует работу в группах «Причины  высокой смертности мужчин в России» ­ анализируют таблицу и делают вывод ­ работают в группах  1. Изучают текст учебника 2. Работают с информацией  электронного приложения к учебнику 3. «Мозговой штурм» ­ предлагает сравнить полученные данные  ­ отчет групп  ­ делают запись в тетрадь ­ предлагает проанализировать карту атласа и выделить субъекты РФ с преобладанием  мужчин, женщин и выявить причины. ­ работают по вариантам  1. выделить субъекты РФ с преобладанием  мужчин 2. выделить субъекты РФ с преобладанием  женщин ­ подведение итогов  ­ знакомит с половозрастной пирамидой и  правилами ее анализа ­ организует практическую  работу в группах  по чтению половозрастной пирамиды /тетрадь ­ работают в группах – тренажер стр. 109/ 1. Рассмотреть две половозрастные  пирамиды. 2.  Подписать для каждой по 2­3 примера  субъекта РФ, для которых они характерны.  3. Указать особенности этих пирамид,  определивших выбор соответствующих  примеров субъектов РФ ­ организует самостоятельную практическую   работу. Рассчитать превышение по  численности женщин над мужчинами в  России. Используя диаграмму учебника рис.  3.8 стр. 137 ­ проанализируйте урок и сформулируйте  тему урока. Учебник стр. 136­139, т/т стр. 108, зад. № 2,  стр. 110 зад. №4 Задает вопросы о самочувствии ребят на  уроке, просит оценить каждого работу свою и своего соседа по парте ­ Проверка практической работы: (по одному  представителю от каждой группы), все  остальные проверяют у соседа по парте.  Исправляют ошибки, оценивают работы друг  друга ­ самостоятельная работа. Расчеты  записывают в тетрадь – тренажер стр. 109 ­ анализируют урок и формулируют тему  урока Оценивают результаты изучения темы,  собственные достижения. Выявляют наиболее активных учащихся. Проверка понимания учащимися нового  материала и его закрепление Задание на дом  Подведение итогов урока  УРОК 3 ТЕМА:  Народы и религии Цели:  Познакомить с особенностями национального и религиозного состава населения России, с размещением народов по территории страны.   Развивать умение работать с учебником, картами атласа, анализировать статистический материал, работать с дополнительными  источниками информации. Воспитывать у учащихся черты толерантной личности, чуткой и ответственной, открытой восприятию других культур, способной  ценить, уважать человеческие достоинства и индивидуальность. Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) Определять крупнейшие по численности народы России по статистическим данным.  Определять особенности размещения народов России и сравнивать по тематическим картам географию крупнейших народов с политико­ административным делением РФ Определять по карте основные языковые семьи (и группы), территории России, где они наиболее широко распространены. Исследовать по картам особенности языкового состава отдельных регионов России Определять современный религиозный состав населения России по статистическим данным. Определять главные районы распространения  христианства, ислама, буддизма и других религий по карте религий народов России. Наносить на контурную карту крупнейшие религиозные  центры православия, ислама, буддизма Ресурсы урока: Учебник, с. 140­141­ Атлас, с. 4­5, 24­25; Контурные карты, с. 26­27 (№ 5); Тетрадь­тренажёр, с. 96­97 (№ 8­11), с. 101­102 (№ 1­3), с. 110  (№ 5); Электронное приложение к учебнику. Этапы урока  Организационный Актуализация знаний  Деятельность учителя  Приветствует учащихся; проверяет  подготовку класса к уроку; организует  внимание учеников – Какую информацию можно получить из    половозрастной пирамиды?  Деятельность обучающихся Приветствуют учителя, проверяют  готовность к уроку: наличие учебника,  атласа, тетради, дневника, письменных  принадлежностей.  ­ дают ответ ­ Сравните половозрастные пирамиды  (учебник стр. 139 рис.3.12) ­ Цифровой географический диктант  (найдите соответствие: регион – дем.  ситуация):  1. Это регион притока пожилого населения. 2. Высокая рождаемость. 3. Низкая доля детей. 4. Высокая доля пожилого населения в  сельской местности. 5. Высокая доля детей и молодых. 6. Высокий уровень смертности. Север России – 3 Северный Кавказ – 1, 2, 5 Центральная Россия – 1, 3, 4, 6 ­ проверка домашнего задания в т/т ­ Живут в России разные Народы с давних пор. Одним тайга по нраву, Другим – степной простор. У каждого народа Язык свой и наряд. ­ аргументированный ответ  ­  выполняют индивидуально, затем  проверятся с аргументами ­ Взаимопроверка работ учащимися: «5» – 9  правильных ответов, «4» – 8–7 ответов, «3» –  6­5 ответов. ­ 3­4 обучающихся сдают тетради на  проверку, один комментирует вслух ­ Слушают  Целеполагание, мотивация Изучение нового материала  Один черкеску носит, Другой надел халат. Один – рыбак с рожденья, Другой – оленевод, Один кумыс готовит, Другой готовит мед. Одним милее осень, Другим милей весна. А Родина Россия, У нас у всех одна ­ Формулируют варианты ответов:  национальный состав населения, народы  России. ­ Ребята, какую тему, по вашему мнению, мы  будем изучать на сегодняшнем уроке?  ­ делают запись в тетрадях учащихся ­ Тема нашего урока «Национальный и  религиозный состав населения России».   ­ Россия – многонациональное государство.  Согласно данным переписи населения 2002  года, в России проживают представители  более 150 национальностей. ­ Среди этих народов выделяются  крупнейшие по численности, например,  русские (более 115 млн, = 80%), так и малые  народы, например, ижорцы (800 человек). ­ Определите по данным таблицы  электронного приложения к учебнику  «Численность некоторых  народов России»,  расставьте их в порядке убывания  численности. ­ комментированное выполнение задания, с  записью в т/т стр. 101, зад. №2 ­ отвечают, исправляют ошибки, оценивают  работы друг друга ­ Проверка ответов учащихся. Правильный  ответ (в виде диаграммы электронное  приложение к учебнику) ­ демонстрация слайд – шоу электронное  приложение к учебнику «Представители  различных рас» ­ Чем отличаются люди разных  национальностей?  ­ предлагает выполнить задание в т/т №1 стр.  101 по группам  ­ Каждый народ имеет свой язык, который  является визитной карточкой народа. По  родству языка народы России объединяются  в языковые семьи. По рис. 3.17 стр.142  учебника «Языковые семьи народов России»  выполнить зад. № 5 стр. 110 т/т  ­ Какие территории России отличаются  пестрым национальным составом?  ­ Итак, мы видим, что наиболее  ­ просмотр ­ дают ответы ­ работают в т/т  1. европеоидная раса южной ветви 2. европеоидная раса северной ветви 3. монголоидная раса ­ Проверка практической работы: (по одному  представителю от каждой группы), все  остальные проверяют у соседа по парте.  Исправляют ошибки, оценивают работы друг  друга ­ дают ответы ­ Выполнение с комментариями ­ анализируют карту атласа многонационален состав населения на  Северном Кавказе, в Поволжье и на юге  Сибири. ­ Многие народы рассредоточены по всей  территории России. В то же время в  республиках, автономных округах велика  доля коренного населения. Народ, давший  название республике или автономному округу называется титульным (коренной этнос). ­ используя карты атласа приведите примеры  титульных народов. ­ Сегодня на уроке мы узнали, что  важнейшими признаками народа являются  язык и территория. Основой духовной  культуры и его важнейшим признаком  является религия.  ­ Что такое религия? ­ предлагает выполнить задание. Соотнесите  религиозную принадлежность с национальным составом. Приведите примеры народов –  приверженцев различных религий (по карте и  тексту учебника стр. 144–145). ­ Что нового вы узнали на уроке?  ­ Что было для вас непонятным?  ­ Что особенно запомнилось?  ­  Где бы мы ни жили с вами, какой  национальности не были, все мы граждане  одной великой страны – мы россияне. У нас  одна общая история: героическая и  ­ выполняют задание ­ Дают информацию по данному вопросу ­ выступление обучающихся о трех мировых  религиях ­ Учащиеся обмениваются мнениями Проверка понимания учащимися нового  материала и его закрепление трагическая. У нас огромные природные  богатства, у нас трудолюбивый и  талантливый народ, у нас разнообразие  национальных культур. Если мы будем едины, то нам по плечу любые задачи.  ­ Что же необходимо делать, чтобы избежать  национальных конфликтов? ­ Кроме того, что вы сказали, также  необходима политическая стабильность в  стране, экономическое благополучие,  соблюдение законов. А нам с вами  необходимо научиться быть толерантными.  Кто знает, что обозначает это слово? Учитель прослушивает варианты ответов ­ Толерантность – это терпимое,  уважительное отношение к людям, признание  права каждого человека на индивидуальное  поведение в рамках законов, принятых  обществом Стр. 140­145, т/т стр. 102 зад.№4, стр. 98 зад  №1 подготовить сообщения (презентации) о  титульных народах России Задает вопросы о самочувствии ребят на  уроке, просит оценить каждого работу свою и своего соседа по парте ­ Варианты ответов: жить в мире, терпимо  относиться друг к другу и к людям другой  национальности и религиозной  принадлежности ­ запись задания Оценивают результаты изучения темы,  собственные достижения. Выявляют наиболее активных учащихся. Задание на дом  Подведение итогов урока УРОК 4 ТЕМА:  Размещение населения  Цель: Сформировать представление у обучающихся о средней плотности населения в России,  основной зоне расселения. Географические  особенности размещения российского населения. Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) Выявлять факторы (природные, исторические, социально­экономические), влияющие на размещение населения страны. Выявлять закономерности размещения населения России по карте плотности населения, физической и тематическим картам.  Наносить на контурную карту основную зону расселения и хозяйственного освоения, зону Севера Ресурсы урока: Учебник, с. 146­147; Атлас, с. 4­5, 20­23; Контурные карты, с. 24­25 (№ 1­4), с. 26­27 (№ 3); Тетрадь­тренажёр, с. 97 (№ 15, 16), с. 98 (№  18), с. 103 (№ 5); Электронное приложение к учебнику Этапы урока  Организационный Деятельность учителя  Приветствует учащихся; проверяет  подготовку класса к уроку; организует  внимание учеников Актуализация знаний  Целеполагание, мотивация  ­ предлагает совершить виртуальную  экскурсию по России и познакомиться с  народами. ­ плотность населения, основная зона  расселения, факторы размещения, определите по предложенным терминам тему урока Изучение нового материала  ­ вспомните из исторических этапов, как шло  ­ высказывают свое мнение по вопросам Деятельность обучающихся Приветствуют учителя, проверяют  готовность к уроку: наличие учебника,  атласа, тетради, дневника, письменных  принадлежностей.  ­ Выступают с сообщениями (презентации) о  титульных народах России Один выступает, другие составляют  «Визитную карточку народа» ­ оценивают работы друг друга ­ Формулируют варианты ответов освоение  людьми территории?  ­ Какие причины повлияли на размещение  людей на планете? ­ Проанализируйте карту атласа «Плотность  населения России». Выделите основную зону  расселения. Объясните причину такого  размещения. По итогам составьте схему  «Факторы размещения» ­ Определите, какие факторы повлияли на  размещение нашего населенного пункта ­ предлагает выполнить зад. №6 стр. 103 т/т ? В пределах каких природных зон  сформировалась Основная полоса  расселения?   ? В каких субъектах РФ плотность населения  наибольшая? ? Через какие города проходит северная  граница Основной зоны расселения? ­ предлагает практическую работу в к/к.  Нанести Основную зону расселения Предлагает ответить на вопросы: ­ я могу дать определение понятиям:  плотность населения, основная зона  расселения, факторы размещения ­ я могу показать на карте Основную полосу  расселения ­ анализируют ­ составляют схему в тетради проверяют у соседа по парте. Исправляют  ошибки, оценивают работы друг друга ­ высказывают свои мнения с обоснованием ­ Комментированное выполнение задания ­ Анализируют карту атласа «Природные  зоны» и «Размещение населения» ­ Самостоятельная работа ­ проверяют у соседа по парте. Исправляют  ошибки, оценивают работы друг друга ­ отвечают на вопросы /самооценка/ Проверка понимания учащимися нового  материала и его закрепление ­ я могу назвать факторы размещения и  привести примеры ­ предлагает выполнить тест в электронном  приложении к учебнику /по итогам теста,  у  каждого высвечивается %,  по которому  можно оценить понимания учащимися нового  материала/ Учебник стр. 146­147, контурные карты, с.  24­25 (№ 1­4), с. 26­27 (№ 3) Задает вопросы о самочувствии ребят на  уроке, просит оценить каждого работу свою и своего соседа по парте ­ самостоятельное выполнение /ноутбуки/ Оценивают результаты изучения темы,  собственные достижения. Выявляют наиболее активных учащихся. Задание на дом  Подведение итогов урока  УРОК 5 ТЕМА:  типы населенных пунктов Цель: Сформировать представление у обучающихся о городских  и сельских поселениях. Размещении городов по территории страны. Раз­ личия городов по численности населения и функциям. Городские агломерации. Урбанизация. Отличия сельских поселений от городских.  Размещение сельских поселений по территории страны. Зональные типы сельских поселений. Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) Определять виды городов в России по численности населения, функциям, роли в жизни страны. Наносить на контурную карту крупнейшие  города и городские агломерации России. Обсуждать социально­экономические и экологические проблемы в крупных городах страны. Обсуждать современные социальные проблемы  малых городов. Выявлять особенности урбанизации в России (темпы, уровень урбанизации) по статистическим данным. Определять по тематической карте территории России с разными показателями урбанизации Определять виды сельских населённых пунктов по числу жителей, внешнему облику, роли в хозяйстве страны. Выявлять причинно­следственные связи между природными условиями и ресурсами (агроклиматическими, земельными, водными, рыбными,  охотничьими, лесными) и формированием зональных типов сельских поселений. Определять зональные типы сельских поселений. Обсуждать современные социальные проблемы сельских поселений. Определять и сравнивать показатели соотношения городского и сельского населения в разных частях страны по статистическим данным  Ресурсы урока: Учебник, с. 148­151; Атлас, с. 4­5, 22­23, 26­27; Контурные карты, с. 26­27 (№ 1, 2); Тетрадь­тренажёр, с. 99­100 (№ 5­7), с 103 (№ 6, 7),  с. 104 (№ 8 частично), с. 106 (№ 3, 4), с. 111 (№ 6, 7); Электронное приложение к учебнику Этапы урока  Организационный Актуализация знаний  Целеполагание, мотивация  Изучение нового материала  Деятельность учителя  Приветствует учащихся; проверяет  подготовку класса к уроку; организует  внимание учеников ­  в каком населенном пункте мы проживаем? ­ дайте описание села, чем оно отличается от  города ­ может ли наше село в будущем стать  городом? ­ что мешает принять решение? ­ сформулируйте тему урока ­ посмотрите на карту Воронежской области,  назовите типы населенных пунктов, которые  встречаются  Деятельность обучающихся Приветствуют учителя, проверяют  готовность к уроку: наличие учебника,  атласа, тетради, дневника, письменных  принадлежностей.  ­ село ­ отвечают/ людность, этажность, занятость  населения, движение  и т.д./ ­ высказывают предположения да/нет ­  отсутствие знаний  ­ типы населенных пунктов ­ перечисляют: города, села, поселки, хутора ­ можете ли вы дать характеристику каждому типу населенного пункта ­ испытывают затруднение ­ делятся на творческие группы  ­ самостоятельная работа в группах 1. город 2. сельское поселение 3. принципы размещения городов 4. . принципы размещения сельских поселений ­ отчет групп (по одному представителю от  каждой группы), все остальные проверяют у  соседа по парте. Исправляют ошибки,  оценивают работы друг друга ­ выполняют задание в группах ­ отчет групп (по одному представителю от  каждой группы), все остальные проверяют у  соседа по парте. Исправляют ошибки,  оценивают работы друг друга ­ дают аргументированный ответ ­ самостоятельная работа ­ проверка задания ­ организует  работу в группах   /использование технологии кластеры/ ­ организует отчет групп ­ предлагает дать характеристику своего  населенного пункта, ближайшего города,  сельского поселения, районного центра ­ предлагает выполнить задание №4 стр. 106  т/т Сгруппировать предложенные города таким  образом, чтобы каждой группе  соответствовала одна из предложенных  фотографии /функции/ ­ предлагает выполнить задание №6 стр. 111  т/т Рассчитать  численность горожан по годам Учебник стр. 148­153, к/к стр.26 зад. №1­3  презентация о  населенном пункте Проверка понимания учащимися нового  материала и его закрепление Задание на дом Подведение итогов урока  Предлагает ответить на вопросы ­ я знал… ­ я узнал… ­ я хотел бы узнать… ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ  Кластеры. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Последовательность действий проста и логична: 1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы. 2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники») 3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме. В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила: 1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции. 2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут. 3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану. Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы. Возможны следующие варианты: ­ Укрупнение или детализация смысловых блоков (по необходимости) ­ Выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание. Разбивка   на   кластеры   используется   как   на   этапе   вызова,   так   и   на   этапе   рефлексии,   может   быть   способом   мотивации   мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала. В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения. Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

Использование новых технологий на уроках географии

Использование новых технологий на уроках географии

Использование новых технологий на уроках географии

Использование новых технологий на уроках географии

Использование новых технологий на уроках географии

Использование новых технологий на уроках географии

Использование новых технологий на уроках географии

Использование новых технологий на уроках географии

Использование новых технологий на уроках географии

Использование новых технологий на уроках географии

Использование новых технологий на уроках географии

Использование новых технологий на уроках географии

Использование новых технологий на уроках географии

Использование новых технологий на уроках географии

Использование новых технологий на уроках географии

Использование новых технологий на уроках географии

Использование новых технологий на уроках географии

Использование новых технологий на уроках географии

Использование новых технологий на уроках географии

Использование новых технологий на уроках географии

Использование новых технологий на уроках географии

Использование новых технологий на уроках географии

Использование новых технологий на уроках географии

Использование новых технологий на уроках географии

Использование новых технологий на уроках географии

Использование новых технологий на уроках географии

Использование новых технологий на уроках географии

Использование новых технологий на уроках географии

Использование новых технологий на уроках географии

Использование новых технологий на уроках географии

Использование новых технологий на уроках географии

Использование новых технологий на уроках географии

Использование новых технологий на уроках географии

Использование новых технологий на уроках географии

Использование новых технологий на уроках географии

Использование новых технологий на уроках географии

Использование новых технологий на уроках географии

Использование новых технологий на уроках географии

Использование новых технологий на уроках географии

Использование новых технологий на уроках географии

Использование новых технологий на уроках географии

Использование новых технологий на уроках географии

Использование новых технологий на уроках географии

Использование новых технологий на уроках географии

Использование новых технологий на уроках географии

Использование новых технологий на уроках географии

Использование новых технологий на уроках географии

Использование новых технологий на уроках географии

Использование новых технологий на уроках географии

Использование новых технологий на уроках географии

Использование новых технологий на уроках географии

Использование новых технологий на уроках географии

Использование новых технологий на уроках географии

Использование новых технологий на уроках географии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2017