Использование педагогических принципов А .С.Макаренко в дошкольном воспитании.
Оценка 4.9
Научные работы
doc
воспитательная работа +1
Детсад
22.04.2017
Обычно педагогику А. С. Макаренко связывают с воспитанием трудных подростков. Я в данном материале попыталась показать как можно использовать его педагогические принципы в воспитании детей дошкольного возраста.Мне показалась эта тема интересной и полезной. Её можно адресовать как работникам дошкольных учреждений, так и родителям.
Макаренко.doc
Использование педагогических принципов А.С. Макаренко в воспитании детей
дошкольного возраста.
Антон Семёнович Макаренко – один из виднейших отечественных педагогов. Свой
педагогический опыт он описал в литературных произведениях: « Педагогическая
поэма», « Флаги на башнях» и « Книга для родителей».
Педагогическое наследие Антона Семёновича Макаренко имеет исключительное
значение. В его произведениях рассматриваются многие важнейшие вопросы этики,
педагогики, психологии, которые актуальны и в наше время. Он кладёт в основу теории
воспитания следующие разделы воспитательной работы: воспитание в процессе
обучения, воспитание в труде, воспитание в игре, воспитание в процессе
художественного творчества. Такие разделы существуют и в современной педагогике.
Только сейчас они направлены на воспитание «вообще» человека, а по мнению
Макаренко цель воспитания должна отражать своеобразие требований общества на
каждом этапе его развития. Он говорил: « Мы желаем воспитать культурного советского
человека. Он должен быть политически развитым и преданным членом рабочего класса,
комсомольцем, большевиком». Те метода, которые он предлагал, могут быть
использованы и в современном обществе.
Многое из того, о чём писал Макаренко в своих книгах, относится не только к
школьному возрасту, но и к дошкольному, ведь успех воспитания определяется в
младшем возрасте до 5 лет. « Каким будет человек, главным образом, зависит от того,
каким его сделают к пятому году жизни, но принципы воспитания те же, что и в 10, 11
лет.»-утверждал А.С. Макаренко в своей «Книге для родителей»
Хорошее в человеке приходится проектировать, и педагог обязан это делать. При
«проектировании личности» А.С. Макаренко считает необходимым предусмотреть как
общие, так и индивидуальные качества ребёнка. Мы не можем отрицать это
утверждение в дошкольной педагогике.
Главный принцип в воспитании – найти середину – меру воспитания активности и
тормозов. С первого года жизни нужно воспитывать так, чтобы ребёнок мог быть
активным, стремиться к чему-то, чего-то требовать, добиваться и, в то же время так
нужно воспитывать, чтобы у него постепенно образовывались тормоза для таких его
желаний, которые уже являются вредными. Если эта середина найдена до 6 лет, то он
воспитан в правильном направлении. Но как её найти? Я думаю, что для этого надо
обладать педагогическим чутьём. Умение воспитывать – это всё-таки искусство, такое
же, как хорошо играть на скрипке или рояле. Обладание этим искусством должно быть
подкреплено опытом и знанием физических, психических особенностей возрастов.
Мне близка мысль о том, что должна быть близость между ребёнком и взрослым, но
должно быть и расстояние. Приблизиться совершенно вплотную к ребёнку нельзя. Чем-
то в глазах ребёнка мы должны быть выше. Чувство расстояния необходимо воспитывать
с первых дней. Это не разрыв, не пропасть, а только промежуток. Если ребёнок с трёх
лет будет в вас видеть какое-то высшее существо, авторитетное по отношению к нему,
он будет выслушивать каждое слово с радостью и верой. Нужно чтобы иногда правота
приходила без доказательств, просто потому что мы это сказали. Тот ребёнок, которому
всё доказывают, может вырасти циником.
Большое внимание А.С. Макаренко уделял воспитанию чувства ответсвенности. Именно
это чувство ответственности важно при подготовке к школе.
Тема, которая выдвинута Макаренко в своё время, актуальна и сейчас. Это тема о
способности ориентироваться в окружающей обстановке. Ощущение своего и чужого
нужно воспитывать с трёх-четырёх лет. В пять лет ребёнок также должен знать, о чём
говорить можно и о чём нельзя, знать своих и чужих. Только тогда мы можем быть
спокойны за жизнь ребёнка. По мнению Макаренко в действиях воспитателя должна быть предельная
требовательность. Это вовсе не значит, что он должен кричать. Можно иногда и «
прошипеть», но это будет действеннее, чем крик. Только требовательность может
помочь воспитать дисциплинированность. А это в свою очередь поможет в дальнейшем
при учёбе в школе. В детском саду этот процесс заключается в различных формах: после
еды унести посуду, накрыть на стол, после сна застелить кровать, убрать после игры
игрушки.
В отличие от дисциплины, которая является результатом воспитательного процесса,
режим представляет из себя средство, при помощи которого она достигается. В детском
саду, где ребёнок находится весь день, выполнение режима дня является главным в
воспитании дисциплинированности, в закаливании, в создании хорошего настроения
детей. Однако это иногда воспитателями игнорируется. Режим дня должен быть
обоснован и регламентирован. Ни в коем случае режим не должен скрепляться строевой
муштрой. Дети должны чувствовать себя свободными.
А.С. Макаренко говорил, что метод подражания в воспитании имеет большое значение.
Только своим примером, игрой, обсуждением игровых ситуаций, а не ценой мудрых
назиданий, можно добиться положительных результатов. Наблюдая за детьми в детском
саду, как они играют, общаются между собой, можно определить, каковы отношения в
семье, что они видят в окружающем их мире. А иногда видишь и себя в них. Поэтому
малыш должен видеть перед собой взрослого весёлого и жизнерадостного,
доброжелательного. Как же ребёнок будет подражать, если видит перед собой
воспитателя или другого взрослого человека злого или всё время с « кислой»
физиономией. Каждый ребёнок должен чувствовать, что ему рады, что он любим. Он
будет стараться сохранить такое отношение к себе, стремиться соответствовать ему.
Такой ребёнок сразу же почувствует, когда взрослый недоволен его поведением.
Сущность педагогической позиции воспитателя должна быть скрыта от
воспитанников. Воспитатель, бесконечно преследующий воспитанников явно
специальными беседами, надоедает им и почти всегда вызывает некоторое
противодействие. Ребёнок – маленький человек, относиться надо к нему без тютюканья.
Большое значение Макаренко придавал игре. Мы добавляем: особенно в дошкольном
возрасте. Он говорил, что детская жизнь должна быть игрой. Как ребёнок играет, так и
будет работать. Для детей игра является трудом, и труд - игрой. Взрослый должен
бегать, прыгать, петь, читать, трудиться вместе с детьми. Но труд « вообще» не
является воспитательным средством. Воспитательным средством может быть такой
труд, который организован с определённой целью. Когда поставлена цель и виден
положительный результат, дети работают с интересом.
Важны также высказывания А.С. Макаренко по поводу наказания. Он говорил, что
наказание должно воспитывать. В наказании важным является не содержание, а сам
факт его наложения. Например, слова « я к тебе сяду», обращённые к ребёнку, который
всем мешает в спальне, могут быть и наказанием, и поощрением, если они произнесены
разным тоном.
Наказанный всегда должен знать, за что он наказывается, и понимать смысл
наказания. Вообще всегда нужно стараться наказывать как можно реже, только в том
случае, когда без него обойтись нельзя. Например, за жестокость, воровство,
преднамеренное разрушение чего-либо. Но после наказания нужно быть с
воспитанником в нормальных отношениях. Наказание лишением пищи и тем, что
полезно для его здоровья, не должно осуществляться. Не имеет никакого значения, что
дается в наказание, а имеет значение символ.
Педагог!.. это профессия или любовь к детям?.. Не может быть профессии без любви.
Многие любят, но это не значит, что каждый может быть педагогом.
Воспитание детей лёгкое дело, когда оно делается без нервотрёпки, в порядке здоровой, спокойной, разумной и весёлой жизни. Там, где воспитание идёт без
напряжения, там оно удаётся. А чтобы это было так, надо процесс воспитания начинать
с себя. А.С. Макаренко говорила: « Раньше, чем вы начнёте воспитывать своих детей,
проверьте своё собственное поведение» . Процесс воспитания – процесс двусторонний.
Педагогические открытия А.С. Макаренко послужили основой для развития социальной
педагогики.
Влияние словесных игр на развитие речи дошкольников.
Становление нервной системы ребёнка и образование физиологического
аппарата интеллекта и эмоционально-волевой сферы происходит в социальной
среде, которая обеспечивает ему речевое общение.
Воспитатель должен считаться с биологической природой ребёнка. Помнить,
что упущенные возможности речевого развития детей в дошколном возрасте
почти не восполняются в школьные годы.
Поэтому одна из главных задач детского сада – формирование правильной
устной речи детей. Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач
является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось
желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение.
В связи с этим необходимо прежде всего обогащать словарный запас. Это
происходит во время общего учебно-воспитательного процесса. Осуществляется
в связи с ознакомлением детей с окружающим миром.
Формирование разных сторон языка дошкольника имеет свою специфику. Он
познает себя и мир через игру. Ребёнок не может просто не играть в силу своего
природного любопытства и потребности в активном действии. Это качество я и
использовала в работе над развитием речи.
Например, в беседу о первом снеге внесла некоторые элементы игры, предложив
такое задание: « Кто придумает самое красивое слово, описывающее снег». Дети
предложили: « Белый, лучистый, серебристый, сияющий, загадочный, блестящий,
необыкновенный». Затем подбирали глаголы, позволяющие описать снегопад.
Дети называли слова: ( идёт, кружится, опускается, летит, вьется…) и
изображали действия.
Такая работа была продолжена в процессе беседы по сказке « Лиса и рак». Дети
подбирали слова, характеризующие героев сказки. Были придуманы такие слова:
хитрый, хитрющий, умный-преумный, хитрюга, смелая. Находчивая. В повседневной жизни я стимулирую и побуждаю детей к использованию новых
слов.
Освоение звуковой культуры речи также происходит в игровой форме.
Предлагаю такие игровые моменты:
-Пчёлка пчёлка, пожужжи.
-Заводные игрушки.
-Кошки- поцарапушки ит.д.
Такие игры помогают нерешительным, застенчивым детям.
К трем-четырём годам малыш овладевает основными формами грамматической
системы языка. Несмотря на эти достижения, речь четырёхлетнего ребёнка
весьма несовершенна.
Достичь хороших результатов помогли лингвистические игры. Вот некоторые из
них:
1- Теремок.( в результате дети легко овладели согласованием
существительных мужского и женского рода с глаголами прошедшего
времени)
2- Были – нет( котята-котят)
3- У кого кто?
4- Был один, а стало много.
Такие игры помогли детям понять некоторые законы словообразования.
Исследователи детской речи отмечают общераспространённость явления
словотворчества и большую точность детей в выборе языковых средств.для
него.
Так, например, в коллективной игре « Почтальон принёс открытки»
каждый ребёнок получил открытку с изображением спортсменов: борцов,
бегунов, пловцов и др.
Детям было предложено назвать человека, который занимается этим
видом спорта. Вариантов ответа было много: плавальщик, плывун,
купальщик, борчук, бегунок и др.
В другой игре я предложила придумать кличку щенку так, чтобы было
понятно, что он весёлый. Они придумали: Смешок, Веселун, Весельчак,
Веселинка.
Интересны и полезны оказались и такие игры: 1-Подбери слово. Эта игра позволила обогатить речь детей
прилагательными и глаголами. Они легко стали подбирать к предметам
слова, обозначающие признаки и действия.
2-Запомни слово Я предлагаю слово, дети повторяют его, добавляю каждый
раз по одному слову , а дети должны назвать всю цепочку слов. После
неоднократного использования этой игры дети могли произносить цепочки
слов с разной скоростью.
3-Найди больше.
В этой игре закрепились знания детей о многозначности слов.
Так как программа Детство предусматривает умение детей делать звуковой
анализ слов, я стала использовать игры, позволяющие обучить и закрепить
эти знания.Например:
1-Какой звук не успел спрятаться? Я произношу слово, и каждый раз
выделяю какой-либо звук. Дети должны его назвать. Сначала дети
затруднялись, но в дальнейшем большинство детей стали справляться
легко с таким заданием.
2-Кто уйдёт дальше. Эта игра стимулировала детей делить слова на слоги.
Они с удовольствием придумывали слова, правильно выделяли и считали
слоги.
3-Собери урожай. Дети складывают, находят, сортируют овощи и фрукты с
заданным звуком.
В старшей группе дети не умею читать, но уже знают буквы. Поэтому
включала такие игры, которые позволяют закрепить эти знания. Предлагаю
группировать слова по первым буквам, последним, зачёркивать и обводить
буквы в написанных слвах.
Такой комплексный подход позволил развить у детей языковое чутьё,
фонематический слух. Дети стали лучше ориентироваться в типичных
способах словоизменениях и словообразования., свободно использовать
арсенал грамматических средств в разных формах общения со взрослыми и
детьми. сентябрь
№ тема
1 Что такое
природный
мир.
цель
Познакомить детей с живой и неживой
природой, растительным и животным миром.
Учить пользоваться схемами.
примечание
С.36
Путешествие в
природу
2 Ранняя осень. Учить наблюдать и выявлять приметы ранней
3 Животные и
птицы
осенью.
4 Воздух
осени. Сделать выводы о жизни растений
ранней осенью. Учить проводить опыт
Напомнить детям о подготовке животного
мира к зиме. Учить решать гипотезу,
поставленную перед детьми.
Учить с помощью опытов выявлять свойства воздуха.
Октябрь
Учить с помощью рассматривания картин
видеть общие признаки и отличия, делать
обобщения и рассуждать.
Проследить процесс появления хлеба от
зернышка до окончательного результата.
Побуждать детей к проведению опыта.
Выявить основные явления, происходящие в
октябре.
1 Деревня и
город
2 Слава хлебу
на столе.
3 Октябрь -
листобой
4
с. 153 Учимся
наблюдать Аня Б. Милена
Дарина М.
Я очень люблю маму,
потому что Моя мама убирает,
Мама добрая, краси-
она никогда меня
ваяя, не ругает меня.
не бросит. стирает и укладывает
спать.
Алёша
Моя мама хорошая
Настя Д.
добрая, учит со
Катя З. мной буквы. С
мамой дома хорошо. Моя мама самая Она варит
есть.
красивая
и трудолюбивая.
Алина Аня Н.
Моя мама самая Мама всё разрешает.
нужная. Она Хорошо готовит.
очень заботливая.
Вика Б.
У моей мамы глаза
карие. Волосы
красные или
сиреневые. Она самая
красивая.
Паша
Я люблю маму,
потому что
она хорошо трудится
и очень добрая.
Вероника
Моя мама ласковая,
целует и обнимает
меня.
Артём
Моя мама очень
вежливая.
Настя К.
Моя мама умелая Она разрешает
играть в компьютер.
Семён
Люблю маму за то,
что она красивая
и читает мне книги.
Использование педагогических принципов А .С.Макаренко в дошкольном воспитании.
Использование педагогических принципов А .С.Макаренко в дошкольном воспитании.
Использование педагогических принципов А .С.Макаренко в дошкольном воспитании.
Использование педагогических принципов А .С.Макаренко в дошкольном воспитании.
Использование педагогических принципов А .С.Макаренко в дошкольном воспитании.
Использование педагогических принципов А .С.Макаренко в дошкольном воспитании.
Использование педагогических принципов А .С.Макаренко в дошкольном воспитании.
Использование педагогических принципов А .С.Макаренко в дошкольном воспитании.
Использование педагогических принципов А .С.Макаренко в дошкольном воспитании.
Использование педагогических принципов А .С.Макаренко в дошкольном воспитании.
Использование педагогических принципов А .С.Макаренко в дошкольном воспитании.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.