Использование пиктограмм при социальной адаптации обучающихся с интеллектуальными нарушениями в 1 классе
Оценка 4.8
Особые потребности
docx
дефектология
1 кл
12.03.2019
Данный материал был представлен, как стендовый доклад на областном семинаре "Система комплексной работы по социализации личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации программы "Доступная среда" в феврале 2019 года. Делились опытом работы с классом со сложной структурой дефекта и методами работы, которые применяем для социализации воспитанников с интеллектуальной недостаточностью..
Использование пиктограмм при социальной адаптации обучающихся с интеллектуальными нарушениям.docx
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
"Коробчеевская школа-интернат для обучающихся,
воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья
Коломенского городского округа Московской области"
«Использование пиктограмм
при социальной
адаптации обучающихся
с интеллектуальными
нарушениями
в 1 классе»
ДОКЛАД
Подготовили:
Мяльдзина З.А., учитель начальных классов;
Соколова А.А., педагог-психолог;
Тарасова О.С., учитель-логопед Каждый человек занимает в обществе вполне определенное
место и, следовательно, всегда находится в социально-
коммуникативных отношениях с окружающими людьми.
Через процесс общения у человека появляется возможность
понять себя и других людей, оценить их чувства и действия,
а это, в свою очередь, помогает реализовать
себя и свои возможности в жизни и занять
собственное место в обществе. Следовательно,
общение – важнейший фактор формирования
личности, один из главных видов деятельности
человека, направленный на познание и оценку
самого себя через взаимодействие с другими людьми.
За последнее время в коррекционных школах
увеличилось количество детей с умеренной и тяжелой
умственной отсталостью, с расстройствами аутистического
спектра и тяжелыми множественными нарушениями. В
основном это безречевые дети. Поэтому острой проблемой
для педагогов нашей школы стала социализация детей
данной категории. Зачастую даже родители не знают, как
помочь своим детям, и как с ними общаться
и
понимать их.
обучение
Для ребенка с нарушением
интеллекта
общению
представляет большую значимость. Если
ребенок способен выразить свои желания, попросить о
помощи и прореагировать на слова говорящих с ним людей,
он сможет войти в большой мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он адаптируется к
окружающему его миру, научится жить в нем.
Общение – понятие гораздо более широкое, чем
просто устная речь.
Человеческое общение
осуществляется либо через произнесенное
слово, либо при помощи жестов и мимики,
либо с использованием картинок и символов.
Язык, жесты и символы сменяют друг друга
или используются одновременно. Если одно из
средств общения «выходит из строя» по какой-
либо причине, то оставшиеся получают дополнительную
нагрузку как носители процесса взаимопонимания.
Не говорящие дети и дети, страдающие системным
недоразвитием речи, имеют ограниченные возможности
формирования навыков общения и взаимодействия с
социальным окружением. Устная речь, играющая главную
роль в познавательном и эмоциональном развитии ребенка
и являющаяся основой социального взаимодействия, в
большинстве случаев недоступна таким детям. Поэтому
необходимо предоставить в их распоряжение другую
коммуникативную систему (различные
средства
альтернативной
которая поможет
коммуникации),
облегчить общение,
улучшить
всестороннее развитие ребенка,
а
также активизировать его участие в
педагогическом процессе и тем самым
будет способствовать интеграции таких детей в широкий
социум. В 2018-2019 учебном году по решению ПМПК в 1 класс
школы- интерната были зачислены 6 детей. Контингент
обучающихся очень разнородный: дети с легкой и
умеренной умственной отсталостью, с расстройством
аутистического спектра, с тяжелыми и множественными
нарушениями развития.
Все обучающиеся испытывают трудности в социальном
взаимодействии, а именно: не проявляют
особого интереса к детям, почти не общаются
с ними, с трудом отвечают на запросы на
общение от взрослых.
Предпочитают
собственные занятия в одиночестве. Сами не
проявляют интереса к сверстникам и не
вступают в контакт. Диалог практически
отсутствует, иногда в режиме «да» - «нет», вместо него
часто бывает эхолалия. В словарном запасе некоторых
присутствует фразовая речь из двух-трех слов, но
пользуются ей, если сильно замотивированы. Так же
присутствуют безречевые дети. У всех обучающихся
сложности в восприятии инструкций на слух, слабо
концентрируются на занятии, не выполняют фронтальных
проявлять
могут
инструкций,
гиперактивное поведение.
Из-за поражения центральной нервной
системы данным обучающимся трудно
овладеть разговорной речью, поэтому
вспомогательные средства коммуникации
часто выступают более успешным способом общения данной категории детей с
окружающими.
В целях повышения профессиональной компетенции,
педагоги нашей школы- интерната прошли курсовую
подготовку, которая дала им возможность применять
развивающие и
образовательные технологии для
обеспечения качества образовательного
процесса для детей с различными
категориями нарушений.
Эффективным методом организации
образовательного и воспитательного
процесса,
использование
визуального подкрепления- пиктограмм.
является
Пиктограммы — небольшие карточки со
схематическими изображениями различных видов
деятельности.
Пиктограммы относятся к невербальным средствам
общения и могут использоваться в следующих качествах:
•
как средство временного общения, когда ребенок
пока не говорит, но в перспективе может овладеть
звуковой речью. В этом случае задача педагога,
использующего метод пиктограммы, — сохранить у
ребенка мотивацию и желание общаться;
•
как средство постоянного общения для ребенка,
неспособного говорить и в будущем;
•
как средство, облегчающее развитие общения,
речи, когнитивных функций (символизации, формирования
элементарных представлений и понятий); •
как подготовительный этап к освоению письма и
чтения детьми с проблемами в развитии.
Пиктограмма алгоритма мытья рук
На уроках большое внимание уделяется работе с
пиктограммами, изображающими предметы и действия с
ними, которые часто встречаются в окружающем ребенка
социальном мире. Использование таких упражнений
призвано обеспечить ребенку возможность вступать в
общение дома, в школе, в классе, в разнообразных
ситуациях повседневной жизни. Пиктограмма «Мое утро»
Методика предполагает следующие этапы обучения
ребенка работе с пиктограммами.
Первый этап -
Ознакомление ребенка со знаком-
символом и уточнение его понимания. Выделяются
следующие виды работ:
— учитель показывает ребенку пиктограммы,
предлагает опознать их и соотнести с реальным предметом
или с его изображением на картинке;
— выбор нужной пиктограммы из ряда других. Из
нескольких пиктограмм ребенок должен узнать и показать
ту, которую назвал учитель;
— выбор двух одинаковых пиктограмм среди ряда
других; — выбор такой же пиктограммы среди
определенного множества других;
— конструирование фразы с помощью пиктограмм.
Учащийся выбирает и показывает пиктограммы в той
последовательности, в какой произносятся
учителем
слова, чтобы получилась нужная фраза;
Второй этап -
Алгоритм установления связи
между изображениями предметов и их функций:
— составить из пиктограмм пару. Первый вариант:
учитель предлагает ребенку соединить стрелкой
пиктограмму, изображающую предмет, с действием,
которое можно производить с этим предметом. Например:
кукла - играть, яблоко - есть.
— среди определенного множества пиктограмм
выбрать только те, которые относятся к одной
тематической группе, например к группе одежды;
Более сложный и творческий третий этап
-
Последовательность логического конструирования фразы
путем самостоятельного выбора необходимого символа:
— дополнить фразу нужной
пиктограммой, выбрав ее из серии
других;
— составить из пиктограмм
произнесенную учителем фразу;
— подобрать
группу
пиктограмм по заданному признаку. Целенаправленное систематическое использование
пиктограмм дает положительный результат в коррекционной
работе.
Пиктограммы наклеиваются на плотную бумагу или другой
плотный материал квадратной формы. Эти
карточки могут размещаться везде, где бывает ребенок: в
учебном классе, спальне, коридоре, в столовой, около
умывальника и т.д.
Пиктограмма «Выбор пищевых
(для
в
столовой)
предпочтений»
использования
Приобретенный опыт в
использовании пиктограмм в работе с классом, в
котором одновременно обучаются дети с легкой
и умеренной умственной отсталостью, с расстройством
аутистического спектра, с тяжелыми и множественными
нарушениями развития, у которых речь значительно
недоразвита или полностью отсутствует, показывает, что
такое визуальное
подкрепление
успешному
формированию социально-бытовых навыков, лучшему
усвоению правил поведения и превращению навыков в
устойчивые привычки. Например: усвоение алгоритма
действий при пользовании туалетом, стали чаще
реагировать на простейшие инструкции- «Дай»,
способствует
более «Возьми», «Подойди», «Положи». Благодаря пиктограммам
дети научились поэтапно выполнять гигиенические
процедуры: чистка зубов, мытье рук, умывание. Во время
смена уроков сопровождается
учебных занятий,
визуальным подкреплением.
Пиктограммы «Сопровождение учебного процесса»
Пиктограммы помогают
организованно
переключиться с одного вида деятельности на другой.
Например: работа с учебником, тетрадью, физкультпауза.
детям
В настоящее время эти навыки закрепляются.
Кроме того,
систематическое использование
пиктограмм позволяет упорядочить и дополнить
имеющиеся знания детей, развивать речевую сферу,
облегчить адаптацию ребенка к окружающей среде.
Изучение пиктограмм всеми детьми группы, а не только
теми, у которых значительно недоразвита или полностью отсутствует речь, способствует развитию понимания и
взаимопомощи в коллективе воспитанников.
Список используемой литературы:
1 Баряева Л.Б., Логинова Е.Т. Подготовка к обучению
грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной
отсталостью: Пособие для учителя. - СПб.: «Союз»,
2004
2 Баряева Л.Б., Лопатина Л.В. Учим детей общаться.
Формирование коммуникативных умений у младших
дошкольников с первым уровнем речевого развития:
Учебно-методическое пособие. – СПб., 2014
3 Бгажнокова И.М., Ульянцева М.Б., Комарова С.В. и др.
Воспитание и обучение детей и подростков с
тяжелыми и множественными нарушениями
развития: программно- методические материалы.- М.:
Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2013
Использование пиктограмм при социальной адаптации обучающихся с интеллектуальными нарушениями в 1 классе
Использование пиктограмм при социальной адаптации обучающихся с интеллектуальными нарушениями в 1 классе
Использование пиктограмм при социальной адаптации обучающихся с интеллектуальными нарушениями в 1 классе
Использование пиктограмм при социальной адаптации обучающихся с интеллектуальными нарушениями в 1 классе
Использование пиктограмм при социальной адаптации обучающихся с интеллектуальными нарушениями в 1 классе
Использование пиктограмм при социальной адаптации обучающихся с интеллектуальными нарушениями в 1 классе
Использование пиктограмм при социальной адаптации обучающихся с интеллектуальными нарушениями в 1 классе
Использование пиктограмм при социальной адаптации обучающихся с интеллектуальными нарушениями в 1 классе
Использование пиктограмм при социальной адаптации обучающихся с интеллектуальными нарушениями в 1 классе
Использование пиктограмм при социальной адаптации обучающихся с интеллектуальными нарушениями в 1 классе
Использование пиктограмм при социальной адаптации обучающихся с интеллектуальными нарушениями в 1 классе
Использование пиктограмм при социальной адаптации обучающихся с интеллектуальными нарушениями в 1 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.