Использование пиктограмм при социальной адаптации обучающихся с интеллектуальными нарушениями в 1 классе
Оценка 4.8

Использование пиктограмм при социальной адаптации обучающихся с интеллектуальными нарушениями в 1 классе

Оценка 4.8
Особые потребности
docx
дефектология
1 кл
12.03.2019
Использование пиктограмм  при социальной  адаптации обучающихся с интеллектуальными нарушениями  в 1 классе
Данный материал был представлен, как стендовый доклад на областном семинаре "Система комплексной работы по социализации личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации программы "Доступная среда" в феврале 2019 года. Делились опытом работы с классом со сложной структурой дефекта и методами работы, которые применяем для социализации воспитанников с интеллектуальной недостаточностью..
Использование пиктограмм при социальной адаптации обучающихся с интеллектуальными нарушениям.docx
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение "Коробчеевская школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Коломенского городского округа Московской области" «Использование пиктограмм при социальной адаптации обучающихся с интеллектуальными нарушениями в 1 классе» ДОКЛАД Подготовили: Мяльдзина З.А., учитель начальных классов; Соколова А.А., педагог-психолог; Тарасова О.С., учитель-логопед Каждый человек занимает в обществе вполне определенное место и, следовательно, всегда находится в социально- коммуникативных отношениях с окружающими людьми. Через процесс общения у человека появляется возможность понять себя и других людей, оценить их чувства и действия, а это, в свою очередь, помогает реализовать себя и свои возможности в жизни и занять собственное место в обществе. Следовательно, общение – важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через взаимодействие с другими людьми. За последнее время в коррекционных школах увеличилось количество детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра и тяжелыми множественными нарушениями. В основном это безречевые дети. Поэтому острой проблемой для педагогов нашей школы стала социализация детей данной категории. Зачастую даже родители не знают, как помочь своим детям, и как с ними общаться и понимать их. обучение Для ребенка с нарушением интеллекта общению представляет большую значимость. Если ребенок способен выразить свои желания, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ним людей, он сможет войти в большой мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он адаптируется к окружающему его миру, научится жить в нем. Общение – понятие гораздо более широкое, чем просто устная речь. Человеческое общение осуществляется либо через произнесенное слово, либо при помощи жестов и мимики, либо с использованием картинок и символов. Язык, жесты и символы сменяют друг друга или используются одновременно. Если одно из средств общения «выходит из строя» по какой- либо причине, то оставшиеся получают дополнительную нагрузку как носители процесса взаимопонимания. Не говорящие дети и дети, страдающие системным недоразвитием речи, имеют ограниченные возможности формирования навыков общения и взаимодействия с социальным окружением. Устная речь, играющая главную роль в познавательном и эмоциональном развитии ребенка и являющаяся основой социального взаимодействия, в большинстве случаев недоступна таким детям. Поэтому необходимо предоставить в их распоряжение другую коммуникативную систему (различные средства альтернативной которая поможет коммуникации), облегчить общение, улучшить всестороннее развитие ребенка, а также активизировать его участие в педагогическом процессе и тем самым будет способствовать интеграции таких детей в широкий социум. В 2018-2019 учебном году по решению ПМПК в 1 класс школы- интерната были зачислены 6 детей. Контингент обучающихся очень разнородный: дети с легкой и умеренной умственной отсталостью, с расстройством аутистического спектра, с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Все обучающиеся испытывают трудности в социальном взаимодействии, а именно: не проявляют особого интереса к детям, почти не общаются с ними, с трудом отвечают на запросы на общение от взрослых. Предпочитают собственные занятия в одиночестве. Сами не проявляют интереса к сверстникам и не вступают в контакт. Диалог практически отсутствует, иногда в режиме «да» - «нет», вместо него часто бывает эхолалия. В словарном запасе некоторых присутствует фразовая речь из двух-трех слов, но пользуются ей, если сильно замотивированы. Так же присутствуют безречевые дети. У всех обучающихся сложности в восприятии инструкций на слух, слабо концентрируются на занятии, не выполняют фронтальных проявлять могут инструкций, гиперактивное поведение. Из-за поражения центральной нервной системы данным обучающимся трудно овладеть разговорной речью, поэтому вспомогательные средства коммуникации часто выступают более успешным способом общения данной категории детей с окружающими. В целях повышения профессиональной компетенции, педагоги нашей школы- интерната прошли курсовую подготовку, которая дала им возможность применять развивающие и образовательные технологии для обеспечения качества образовательного процесса для детей с различными категориями нарушений. Эффективным методом организации образовательного и воспитательного процесса, использование визуального подкрепления- пиктограмм. является Пиктограммы — небольшие карточки со схематическими изображениями различных видов деятельности. Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах: • как средство временного общения, когда ребенок пока не говорит, но в перспективе может овладеть звуковой речью. В этом случае задача педагога, использующего метод пиктограммы, — сохранить у ребенка мотивацию и желание общаться; • как средство постоянного общения для ребенка, неспособного говорить и в будущем; • как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (символизации, формирования элементарных представлений и понятий); • как подготовительный этап к освоению письма и чтения детьми с проблемами в развитии. Пиктограмма алгоритма мытья рук На уроках большое внимание уделяется работе с пиктограммами, изображающими предметы и действия с ними, которые часто встречаются в окружающем ребенка социальном мире. Использование таких упражнений призвано обеспечить ребенку возможность вступать в общение дома, в школе, в классе, в разнообразных ситуациях повседневной жизни. Пиктограмма «Мое утро» Методика предполагает следующие этапы обучения ребенка работе с пиктограммами. Первый этап - Ознакомление ребенка со знаком- символом и уточнение его понимания. Выделяются следующие виды работ: — учитель показывает ребенку пиктограммы, предлагает опознать их и соотнести с реальным предметом или с его изображением на картинке; — выбор нужной пиктограммы из ряда других. Из нескольких пиктограмм ребенок должен узнать и показать ту, которую назвал учитель; — выбор двух одинаковых пиктограмм среди ряда других; — выбор такой же пиктограммы среди определенного множества других; — конструирование фразы с помощью пиктограмм. Учащийся выбирает и показывает пиктограммы в той последовательности, в какой произносятся учителем слова, чтобы получилась нужная фраза; Второй этап - Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функций: — составить из пиктограмм пару. Первый вариант: учитель предлагает ребенку соединить стрелкой пиктограмму, изображающую предмет, с действием, которое можно производить с этим предметом. Например: кукла - играть, яблоко - есть. — среди определенного множества пиктограмм выбрать только те, которые относятся к одной тематической группе, например к группе одежды; Более сложный и творческий третий этап - Последовательность логического конструирования фразы путем самостоятельного выбора необходимого символа: — дополнить фразу нужной пиктограммой, выбрав ее из серии других; — составить из пиктограмм произнесенную учителем фразу; — подобрать группу пиктограмм по заданному признаку. Целенаправленное систематическое использование пиктограмм дает положительный результат в коррекционной работе. Пиктограммы наклеиваются на плотную бумагу или другой плотный материал квадратной формы. Эти карточки могут размещаться везде, где бывает ребенок: в учебном классе, спальне, коридоре, в столовой, около умывальника и т.д. Пиктограмма «Выбор пищевых (для в столовой) предпочтений» использования Приобретенный опыт в использовании пиктограмм в работе с классом, в котором одновременно обучаются дети с легкой и умеренной умственной отсталостью, с расстройством аутистического спектра, с тяжелыми и множественными нарушениями развития, у которых речь значительно недоразвита или полностью отсутствует, показывает, что такое визуальное подкрепление успешному формированию социально-бытовых навыков, лучшему усвоению правил поведения и превращению навыков в устойчивые привычки. Например: усвоение алгоритма действий при пользовании туалетом, стали чаще реагировать на простейшие инструкции- «Дай», способствует более «Возьми», «Подойди», «Положи». Благодаря пиктограммам дети научились поэтапно выполнять гигиенические процедуры: чистка зубов, мытье рук, умывание. Во время смена уроков сопровождается учебных занятий, визуальным подкреплением. Пиктограммы «Сопровождение учебного процесса» Пиктограммы помогают организованно переключиться с одного вида деятельности на другой. Например: работа с учебником, тетрадью, физкультпауза. детям В настоящее время эти навыки закрепляются. Кроме того, систематическое использование пиктограмм позволяет упорядочить и дополнить имеющиеся знания детей, развивать речевую сферу, облегчить адаптацию ребенка к окружающей среде. Изучение пиктограмм всеми детьми группы, а не только теми, у которых значительно недоразвита или полностью отсутствует речь, способствует развитию понимания и взаимопомощи в коллективе воспитанников. Список используемой литературы: 1 Баряева Л.Б., Логинова Е.Т. Подготовка к обучению грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя. - СПб.: «Союз», 2004 2 Баряева Л.Б., Лопатина Л.В. Учим детей общаться. Формирование коммуникативных умений у младших дошкольников с первым уровнем речевого развития: Учебно-методическое пособие. – СПб., 2014 3 Бгажнокова И.М., Ульянцева М.Б., Комарова С.В. и др. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно- методические материалы.- М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2013

Использование пиктограмм при социальной адаптации обучающихся с интеллектуальными нарушениями в 1 классе

Использование пиктограмм  при социальной  адаптации обучающихся с интеллектуальными нарушениями  в 1 классе

Использование пиктограмм при социальной адаптации обучающихся с интеллектуальными нарушениями в 1 классе

Использование пиктограмм  при социальной  адаптации обучающихся с интеллектуальными нарушениями  в 1 классе

Использование пиктограмм при социальной адаптации обучающихся с интеллектуальными нарушениями в 1 классе

Использование пиктограмм  при социальной  адаптации обучающихся с интеллектуальными нарушениями  в 1 классе

Использование пиктограмм при социальной адаптации обучающихся с интеллектуальными нарушениями в 1 классе

Использование пиктограмм  при социальной  адаптации обучающихся с интеллектуальными нарушениями  в 1 классе

Использование пиктограмм при социальной адаптации обучающихся с интеллектуальными нарушениями в 1 классе

Использование пиктограмм  при социальной  адаптации обучающихся с интеллектуальными нарушениями  в 1 классе

Использование пиктограмм при социальной адаптации обучающихся с интеллектуальными нарушениями в 1 классе

Использование пиктограмм  при социальной  адаптации обучающихся с интеллектуальными нарушениями  в 1 классе

Использование пиктограмм при социальной адаптации обучающихся с интеллектуальными нарушениями в 1 классе

Использование пиктограмм  при социальной  адаптации обучающихся с интеллектуальными нарушениями  в 1 классе

Использование пиктограмм при социальной адаптации обучающихся с интеллектуальными нарушениями в 1 классе

Использование пиктограмм  при социальной  адаптации обучающихся с интеллектуальными нарушениями  в 1 классе

Использование пиктограмм при социальной адаптации обучающихся с интеллектуальными нарушениями в 1 классе

Использование пиктограмм  при социальной  адаптации обучающихся с интеллектуальными нарушениями  в 1 классе

Использование пиктограмм при социальной адаптации обучающихся с интеллектуальными нарушениями в 1 классе

Использование пиктограмм  при социальной  адаптации обучающихся с интеллектуальными нарушениями  в 1 классе

Использование пиктограмм при социальной адаптации обучающихся с интеллектуальными нарушениями в 1 классе

Использование пиктограмм  при социальной  адаптации обучающихся с интеллектуальными нарушениями  в 1 классе

Использование пиктограмм при социальной адаптации обучающихся с интеллектуальными нарушениями в 1 классе

Использование пиктограмм  при социальной  адаптации обучающихся с интеллектуальными нарушениями  в 1 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2019