ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа
Взрослым
20.05.2018
В данной статье рассматривается практико-ориентированный подход в обучении, его роль в патриотическом воспитании школьников. Патриотическое воспитание подрастающего поколения выделено как одно из приоритетных направлений современной воспитательной и образовательной направленности. «Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью» — так говорит Национальная доктрина образования в Российской Федерации.Работа об использовании практико-ориентированного подхода в преподавании истории.
Петрищева.docx
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОГО
ПОДХОДА КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ
ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Петрищева Н.П.
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №7
natusa_246@mail.ru
Патриотическое воспитание подрастающего поколения выделено как одно
из приоритетных направлений современной воспитательной и образовательной
направленности. «Система образования призвана обеспечить воспитание
патриотов России, граждан правового,
демократического, социального
государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой
нравственностью» — так говорит Национальная доктрина образования в
Российской Федерации.
В Законе РФ «Об образовании» во 2 статье даны четкие пояснения
принципов, на которых базируется современная образовательная политика, а,
значит, тем самым выделены ключевые позиции понимания современного
воспитания и обучения. Государственная политика в области образования
основывается на следующих принципах:
1) гуманистический характер образования. Приоритет общечеловеческих
ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности,
воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам
человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
2) единство федерального культурного и образовательного пространства.
Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных
культурных традиций и особенностей в условиях многонационального
государства.
Нельзя сказать, что ранее патриотизму и воспитанию четко выраженной
гражданской позиции у молодежи не уделялось должное внимание. Но в
современном, быстро меняющемся мире крайне необходимо выделить это
направление как приоритетное. Именно потому, что основой человека как
личности является любовь к своей Родине. Еще Ф. Бекон говорил, что любовь к
Родине начинается с семьи, соответственно, начинается именно с понимания
«малой Родины», и именно начиная с детских лет. Какие понятия включает в
себя понятие «малой Родины»? Это весь спектр окружающего мира, а именно:
семья, одноклассники, преподаватели, жители родного города и так далее.
И в этом ключе перед педагогом стоит целый ряд задач по воспитанию и
формированию мировоззрения обучающихся, не просто любящих свою Родину,
но и сознающих себя частью огромного общества граждан своей
многонациональной Родины. Становление человека как профессионала
происходит в целостной образовательной среде того или иного образовательного учреждения. Усилия профессионального образования направлены на создание
условий, способствующих формированию разносторонней, социально активной,
самостоятельной, творческой, компетентностной личности профессионала.
Образовательная среда является решающим фактором в развитии личности.
Обучающийся своими действиями и поступками активизирует элементы среды и
тем самым создает ее для себя. В психологии, философии, педагогике
рассматривается проблема создания и использования образовательных
возможностей среды в формировании личности, выделяются различные типы
среды: социальная, культурная, образовательная, развивающая, гуманитарная,
педагогическая, окружающая, техногенная, жизненная и другие.
Каждое цивилизованное общество задумывается о своем будущем. Каким
оно будет? Сохранятся ли традиции? Продлиться ли передача из поколения в
поколение того, что веками накоплено до нас? Наше будущее ближе к нам, чем
мы думаем. Оно смеется, плачет, задает вопросы, заставляет искать ответы на
эти вопросы. Это будущее наши дети.
На вопрос, как ученикам преуспеть, Аристотель отвечал: «Догонять тех,
кто впереди, и не ждать тех, кто сзади». Спустя века это изречение не
утратило своей актуальности. Считаю, чтобы найти себя в жизни и достойно
реализовываться, необходимо обладать лидерскими качествами, уметь работать
в команде, быть способным учится всю жизнь, и, главное – не останавливаться в
своем развитии
Целью применения многообразных
методик является воспитание
уважения к окружающему обществу и формирование патриотизма у молодого
поколения. Безусловно, следует учитывать уровень подготовленности и
возраст обучающихся, а также степень владения знаниями в области
истории и обществознания.
Практикоориентированный урок разрабатывается с учетом того, что
основной идеей является усиление практического аспекта подготовки
обучающихся за счет интеграции процессов формирования теоретических
знаний и развития практических умений, что, безусловно, должно повышать
действенность приобретаемых студентами знаний. Подача теоретического
материала должна подаваться обучающимся в виде не только лекций, а
непосредственно с примером из жизни. С точки зрения обучаемого, применение
практикоориентированных технологий повышает интерес к обучению,
увеличивает мотивацию за счет новизны и сочетания более разнообразных и
наглядных методов обучения в совокупности с традиционными.
С точки зрения преподавания, практикоориентированные технологии
предоставляют педагогу следующие возможности:
а) реализовать и распространять свой опыт преподавания;
б) обеспечить обработку статистических данных и принятия тех или иных
педагогических и дидактических решений, при этом появляется возможность
более гибкого управления познавательной деятельности обучения; в) изучить опыт ведущих в своей области преподавателей.
К практикоориентированным технологиям патриотического воспитания
можно отнести интерактивное обучение, или способ познания, призванный
одновременно решать учебнопознавательные, коммуникативноразвивающие,
социальноориентационные задачи образовательного процесса.
При организации практикоориентированного обучения изменяется
позиция преподавателя. Главной задачей становится мотивировать обучающихся
на проявление инициативы и самостоятельности. Преподаватель с помощью
современных образовательных технологий
диалоговой
взаимопомощи, информационных), новых форм и методов обучения (практикум,
групповая работа, проблемные методы, частичнопоисковые методы, работа со
случаем и т.д.) организовывает самостоятельную деятельность обучающихся, в
которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически
он создает «развивающую среду», направленную на деятельность, в которой
становится возможным выработка каждым обучающимся определенных
компетенций в процессе реализации им своих интересов и желаний, в процессе
приложения усилий, взятия на себя ответственности и осуществления действий
в направлении поставленных целей.
(проектных,
Таким образом, воспитательная функция на уроках гуманитарного цикла
всегда реализуется в формировании личности обучающихся с точки зрения
патриотического и гражданского воспитания.
С учетом особенностей профессионального образования следует также
обращать внимание на развитие личности в период ранней юности обучающихся
не только с точки зрения ее духовной культуры, социального мышления,
познавательного интереса к изучению социальногуманитарных дисциплин,
критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную
информацию, но и с точки зрения практической деятельности в социальных
ролях. В данном случае речь идет о конкретных особенностях выбранной
профессии, что в рамках патриотического и гражданского воспитания может
реализоваться в мероприятиях, формирующих приобщение к выбранной
профессии через ознакомление с традициями народов России, например:
— «Что мы знаем о профессиях бабушек и дедушек»,
— «История профессии в России»,
— «Мир профессий в РФ 19 века»,
— «Самые известные профессиональные династии»,
— «Профессии наших родителей»
— «История моей профессии».
При организации внеурочной деятельности обучающихся в рамках работы
по гражданскому и патриотическому воспитанию функции формирования
личности могут реализовываться в следующих мероприятиях, акцентирующих
внимание на семье и нравственносемейных ценностях, например:
— «Семейные традиции в моей семье»,
— «История моей фамилии», — «Семейный фотоальбом»,
— «История войны глазами наших бабушек и де душек».
Также стоит упомянуть о мероприятиях, затрагивающих непосредственно
Россию в широком смысле этого слова, существенно расширяющих о ней
представление, а также формирующих чувство любви, заботы и сохранения
своей Родины, уважения к другим народам и их традициям, гордости за
Российскую армию, желание служить своему Отечеству, например:
— «От Руси к России»,
— «Государственные символы РФ»,
— «Мой родной город»,
— «История моего родного города»,
— «Великие победы русского народа»
— «9 мая — День Победы»
— «4 ноября — День народного единства»,
— «День защитника Отечества»,
— «День космонавтики».
Вне всякого сомнения, процесс воспитания человеческой личности —
процесс долгий и кропотливый, требующий продолжительного времени и труда
как педагога, так и самого обучающегося. В рамках современной национальной
политики в области образования и воспитания нужно приложить максимум
усилий всему обществу с целью формирования не только патриотизма, но и
прежде всего с целью моральнонравственного воспитания подрастающего
поколения, берущего, вне всякого сомнения, пример не только с педагогов, но и
со взрослых людей, составляющих общество РФ в целом.
Литература:
1. Антонова, М. В., Ломохова С. А. Вопросы патриотического воспитания
в российской и зарубежной системах образования // Известия ПГПУ
им. В. Г. Белинского. 2006. №6.
2. Жариков, А. Д. Растите детей патриотами. М., 2000
3. Закон РФ «Об образовании».
4. Кондрыкинская, Л. А. С чего начинается Родина? М., 2004.
5. Ушакова, О. А. Использование электронных пособий на уроках
истории./Журнал «Преподавание истории и обществознания в школе»,
2007.
— http://ru.wikipedia.org
— http://svscena.ru
— http://www.patriotnsk.narod.ru
— http://rosidea.ru/site/163
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.